Экология человека

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
7 направлений усовершенствования образовательного процесса в современных условиях, значимых для ОУ разного уровня

Н.Е.Сальникова


1 ступень. «Экология детства». 7 направлений усовершенствования образовательного процесса, учитывающих изменение образовательного пространства сегодня, могут быть значимыми на всех этапах становления человека. Это может быть проверено и уточнено при проведении экспертизы соответствующими участниками. Эти направления представлены в книге «Работа с детьми: школа доверия». Следует отметить, что название не совсем соответствует сути книги. Правильнее было бы назвать - «Жизнь как школа доверия». В книге недостаточно отражена принципиальная позиция автора - необходимость интеграции детей и взрослых на эмоционально-нравственной основе (родителей, педагогов, детей).
Кратко охарактеризуем основные направления:
1.Установление контакта с разными людьми (родителями, педагогами, детьми), особенно с теми, кто находится в стрессовой ситуации, не пережил горе (а таких людей сегодня - преимущественное большинство). В книге глава, посвященная этой теме называется «Живое слово». В главе описана модель на языке конкретных ситуаций, какова должна быть программа, какие темы и ключевые слова являются самыми важными.
2. Адаптация к новым условиям (детскому саду, школе, вузу, училищу) - не навязывать свои правила, принять предложенные и изменить неэффективные в конструктивном направлении.
Модель этой программы представлена во второй главе книги и называется «Времена года», где важнейшие понятия - цикл, развитие, соотнесенное с образами-идеалами будущего, представленного в русской культуре (сказки - образы будущего, и образы из будущего).
3. Создание благоприятной для творчества и нормального развития человека среды (умение дружить). Программа представлена в главе 3. Ненасилие, доброжелательность ориентируют на позитивное творчество - полезное для других, не разрушающее экологию природы и человека.
4. Сотворчество. В главе «Загадочные сказки» представлен материал организации творчества в группе как с детьми, так и со взрослыми. Некоторые сложнейшие современные проблемы могут быть решены только в со-творчестве. Этапы создания творческого коллектива образно описаны в работе с самыми гармоничными людьми - детьми.
5. «Возрастание в любви». Образ этой программы представлен в главе 5 «Диалоги о любви». Только сохранившие чистоту люди могут воспринять высочайший дар - любовь. Человек, испытавший это состояние и умеющий его поддерживать, («возрастание в любви») - это человек иного типа, вида. Эта тема наиважнейшая в условиях засилья негативных образов, низведения самого вдохновляющего к жизни состояния, раскрывающего неизмеримую глубину человека - любовь до секса.
6. Нравственная одаренность. В 6 главе представлен материал, как нам представляется, вселяющий надежду в возможность быстрого изменения ситуации: в глубине души каждый человек имеет позитивные ценностные установки (задание «20 шагов»), но не осознает их. Проблемы возникает тогда, когда человек застревает на каком-то из 20 шагов своего развития. В этой программе описана модель, помогающая гибко и легко помочь осознанию жизненного пути и изменить жизненные ситуации самостоятельно.
7. Каждый день - счастливый. Программа представленв в главе 7. Здесь представлены основные темы (в книге из 20 подготовленных тем описано лишь 5), которые необходимо прожить, прочувствовать молодым людям с тем, осознать, чтобы они переживали радость, могли расширить свой внутренний мир, темы необходимые для людей разных профессий. Программа является обобщением позитивного опыта помощи молодежи, попавшим в зависимость от наркотиков или находящихся на грани зависимости.

ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Все эти направления могут быть, во-первых, важными в диагностике направления развития класса, образовательного учреждения, индивидуальности ребенка, а, во-вторых, направлениями планирования учебно-воспитательной работы в современных условиях.
2. Важно обратить внимание на последовательность программ - они обозначают ступени восхождения, развития как ребенка, так и группы, класса, образовательного учреждения.
3. Автор основывается на многолетнем опыте своей научно-практической работы с разного типа учебными заведениями, детьми и взрослыми.

2 ступень «Экология семьи». Следующие 7 программ представляют новую ступень - по тем же позициям, но на новом уровне, и представляют осознанное создание благоприятной среды развития для своего ребенка и себя в семье. Основные положения опубликованы в статье «Образовательные программы для семьи» (УПМ, 2004). Подготовлен проспект книги по этой проблеме, в которой 7 программ с приложениями представлены развернуто (200 страниц).
Интересно, что, «характеристики крепкой семьи» Г.Реккерса, проводившего исследования в течение 15 лет в центральной Европе, Северной и Южной Америке, соответствуют основным темам, изложенным выше (7 программ) и совпадают с данными автора, что может косвенно свидетельствовать в убедительности анализа, проводимомго автором, его предположений и предложений как важных для рассмотрения при поиске конструктивных решений.
Кроме того, можно прогнозировать, что эти положения - 7 направлений усовершенствования образовательного процесса, учитывающих изменение образовательного пространства сегодня, могут быть значимыми на всех этапах становления человека. Это может быть проверено и уточнено при проведении экспертизы соответствующими участниками.
1.Характеристики крепкой семьи по Рекерсу Г. Им проводилось исследование 15 лет в Ю.Аменике, С. Америке, Центральной Европе, Ю.Африке.
Сравнеие счастливых семей показало, что они строят свою семью на следующих 6 фундаментальных основаниях:
1.умеют слушать и слышать друг друга,
2.много времени проводят вместе,
3.умеют предупреждать и решать конфликтные ситуации,
4.понимают, что семья - целое (отдают приоритет семье как целому),
5.ценностно ориентированы, многие религиозны (но не все),
6. умеют достигать ВЗАИМОпонимания.

Примечания.
1. Семья, как и люди, может болеть и тогда ее нужно лечить. Лечение предполагает помощь по вышеперечисленным направлениям как каждому члену семьи, так и всем вместе (программа помощи семье по этим направлениям готовится автором).
2. Программа «Призвание» предполагает выбор профессии как образа жизни и развитие своих интересов и склонностей до способностей с тем, чтобы «послужить Отечеству». Счастливая семья - зрелая семья -та, в которой ребенок мог развить свои задатки и реализовать себя, чтобы «послужить Отечеству».
Проведен монографический анализ жизненного пути 35 человек разных профессий в течение 20 лет (в том числе талантливых ученых - однояйцевых близнецов , проживающих в разных городах и достигших высоких результатов - в Санкт-Петербурге и высочайших - в Нью-Йорке). Важным аспектом анализа жизненного пути является реализация творческого потенциала, анализ проблем, с которыми столкнулись эти люди, пути решения этих проблем соответствующими вузами и училищами, а также ведомствами..
По этой теме автором опубликованы программы «Образовательные программы для семьи» (УПМ, 2003), «Человек звучащий» (в книге М.А.Куртышевой «Как сохранить психологическое здоровье ребенка?», «Питер», 2004)) и подготовлен ряд методических материалов, подготовлен проспект книги.
3. Для тех людей, которые не создали свою семью, важно осознание своего опыта, взаимоотношений с родителями, родственниками в вышеперечисленных направлениях. Тогда они реализуют себя в работе творческих групп, ориентируясь на создание их по типу семьи.

3 ступень «Экология образовательного учреждения» (эта часть материалов существенно доработана для публикации в декабре 2004)
Учреждение создают люди. Если они эффективны - благополучно прошли обучение на первой и второй ступени, то 3 ступень для них - творческий процесс, трудный и интересный, помогающий им реализовать свой потенциал руководителя.
7 наиболее важных направлений представлены на этой ступени следующим образом как обобщение опыта автора в консультировании 10 учреждений в течении 3-16 лет :
1.Умение устанавливать контакт с разными людьми и организациями.

Особенно важны искренность, доброжелательность, приветливость. Через 3-5 лет педагоги принимают стиль руководителя и невольно переносят этот стиль на детей и родителей в том случае, если руководитель действительно управляет развитием ОУ. В противном случае может быть замечательный коллектив, который самоорганизуется, саморазвивается и терпелив к своему руководителю, сочувствует ему, поддерживает его в трудных жизненных обстоятельствах.
В случае, если руководитель - разрушитель-манипулятор - люди начинают болеть, учреждение постепенно разрушается (уменьшается количество студентов, учеников, воспитанников детей в детском саду, растет текучесть кадров, люди редко улыбаются, чаще болеют).
Обратим внимание на взаимодействие с общественными организациями. Активная работа общественных организаций может говорить о неуспешности соответствующего ведомства иногда по уважительным и объективным причинам. Важен также характер взаимодействия государственной структуры с общественными организациями (выслушивает, приглашает в попечительский совет или игнорирует, агрессивна к предложениям экологов, психологов, солдатских матерей, родителей и др.).
2. Умение адаптироваться к новым условиям - изменению законов (конструктивных, ориентированных на человека. На Форуме в Москве в октябре 2004 года некоторые законы определялись как неконструктвиные -«узаконили беззаконие»), экономической ситуации, необходимости осваивать новую профессию, социальному напряжению. В этой связи важны программы, помогающие человеку управлять собой, поддерживать положительный жизненный тонус, видеть ресурсы (семья, друзья, учреждение, руководитель) и главные трудности (это преимущественно объективно заданные ситуации - недостаток материального обеспечения и ослабленное здоровье), пути их разрешения (оздоровительные программы для людей разного возраста как традиционные, так и нетрадиционные).
По адаптации в 5 классе есть прекрасная книга психолога...?
3.Умение создавать благоприятную для творчества и нормального развития человека среду - поддерживать доброжелательность, избегать конфликтных ситуаций, выполнять договора, не подменять цели в процессе деятельности, преобразовывать деструктивные конфликты в конструктивные, учитывать индивидуальность человека, создавать условия для работы, достойные человека (ритм жизни и деятельности, минимум отчетности, выбор оптимальной формы отчетности). Одна из проблем последних нескольких лет - небывалый рост бюрократии - необходимость заполнения огромного количества форм отчетности.
По вопросу профилактики и решения конфликтных ситуаций см. материал О.А.Фабричевой о конфликтах.
4. Творчество в группе - направленное на поиск нестандартных решений.
Творчество возможно только в группе, коллективе доброжелательных, неконфликтных людей. Возможности такой группы ускоряют поиск решений в 2-10 и более раз, помогая решать параллельно и другие задачи (1 и 2 ступеней).
Некоторые проблемы не могут быть решены без коллективного сотворчества в группе, классе, школе, нескольких школ и т.д.
5. Диалоги о любви. Смысл образования - «возрастание в любви», понимание и переживание чувств - все мы братья и сестры, единая семья -независимо от того, верующие мы или нет. Переживание чувства единства легко снимает возможное противостояние установок, ценностей, убеждений, в том числе конфессиональных.
Воспитание и обучение и должны быть направлены не только на развитие ЗУН, но и развитие эмоционально-личностной сферы. Это легко достигается на уроках, во внеклассной работе, если группа, коллектив прошли 1-4 этапы становления.
6. Нравственная одаренность. Принять утверждение, что все - нравственно одаренные легко только на этом этапе, здесь и спорит не надо (на 5 ступени 3 уровня это становится очевидным): Все дети хотят процветания своей семьи, себя самого, страны, земного шара (см. задание «20 шагов» в книге автора «Работа с детьми: школа доверия»).
Дети, как показывают наши исследования, огорчены тем, что взрослые недостаточно привлекают их к творческой работе (около 50% старшеклассников), а в основном привлекают к выполнению к неинтересной, рутинной работы, не способствующей развитию.
Реализация потенциала каждого ребенка, группы, класса в процветании, развитии своей группы, класса, своего ОУ. Для этого важно осознание уникальности данного учреждения, понимания своей роли в его развитии (помочь тем, что умеешь сам, своими способностями и возможностями). Обмен опытом в ОУ с учетом индивидуальности каждого учреждения (история, коллектив, район, особенности детей и родителей социально-психологического характера).
Опыт показывает, что в течение 2-5 лет удается достичь этого уровня даже в детском доме, если организаторами являются более 50% педагогов и при поддержке администрации ОУ. В ином случае, этот процесс надолго затягивается, препятствуя естественному процессу развития ОУ, детей, семьи, что проявляется в частых конфликтных ситуациях, нежелании учиться, депрессии, увеличении детей группы риска.
7. Каждый день - счастливый.
Счастливый человек хочет идти на работу, а с работы - домой. В этом учреждении дети меньше прогуливают, чего-то нового ждут от взрослых. Дети и взрослы меньше болеют, чаще улыбаются, каждый день - творчество,
Развитие каждого ребенка и зврослого, группы, класса, образовательного учреждения. Это проявляется в решении коллизий и проблем, помощь в выборе профессии, приобретение необходимых по возрасту навыков, умений, знаний, опыта.

4 ступень «Экология района»
Программа «Живое озеро», «Маленький Горожанин».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Следует обратить внимание на следующие моменты в оценке эффективности образования всех учреждений:

1. Есть ближние и дальние результаты. Как же проводить оценку дальних результатов? И по процессу и по результату деятельности с учетом вышеперечисленных современных проблем - включение программ по этим направлениям в деятельность учреждения.

2. Рассматривать эффективность учреждения комплексно в следующей последовательности:
1) ресурсы образования - руководитель, сотрудники (педагоги, научные сотрудники, военные, управленцы, технологи и пр.), есть ли попечительский совет, эксперты по разным вопросам.
2) Негативные моменты - здоровье и финансы (всем учреждениям денег не хватает, многие болеют по объективным причинам - из-за ухудшения экологии в том числе). Какая профилактическая работа ведется, какая конкретная помощь оказывается людям, каково самочувствие людей 40-49 лет и т.д.
Следует отметить, что дополнительное финансирование при отсутствии тщательного создания первого этапа (человеческих ресурсов) может привести даже к негативным результатам, подмене целей образования и воспитания по понятным причинам.
3) Ориентация на развитие, решение проблем за счет преимущественно внутренних ресурсов самого человека в процессе социализации (достижение психологической зрелости), в том числе возможности реализации своего потенциала, призвания, активное создание соответствующих социальных структур, способствующих социализации и индивидуальному развитию).
Еще раз подчеркнем необходимость последовательного вложения средств в создание и развитие ОУ: создание попечительского совета, подготовка руководителей, сотрудников, финансовое обеспечение (духовный бизнес), реабилитационные центры для переживших горе, создание центров социально-психологического здоровья, центров социализации (кружки, студии, сеции по интересам), мастерских (направленных на становление индивидуальности человека), информационные центры, обеспечивающие значимой информацией, важной для обогащения опыта других специалистов (в том числе методических центров).

3. Критерии оценки эффективности работы для ОУ, ДОУ, вузов, профтехучилищ - единые.

 

работыПлан воспитательной работымузыкальное переживание ребёнка шоппинг в китае - подробности тут маммолог чеки на гостиницу в москве - вся свежая информация на нашем сайте