Педагогическая практика

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л.Н.Толстой


Став студентами педагогического колледжа, вы мечтаете стать хорошими учителями, воспитателями, социальными педагогами. Так хочется побыстрее войти в класс, увидеть глаза своих учеников, их улыбки и почувствовать себя мастером своего дела. На первый взгляд кажется, что нет ничего сложного в работе воспитателя детского сада или учителя начальных классов. Но педагогическая практика, ваши первые шаги в профессии, все расставляет на свои места.

 

 

 

Педагогическая практика - это возможность

 

 

Специфика педагогической практики по основным специальностям



 - Специальность «Дошкольное образование»

Студенты знакомятся с современной образовательной средой, новыми педагогическими технологиями, разнообразными типами дошкольных учреждений; наблюдают за организацией жизни детей в ДОУ, помогают педагогам в проведении игр, занятий, досуга малышей.

 - Специальность «Преподавание в начальных классах»

Студенты наблюдают за работой учителя, классного руководителя; размышляют над смыслами профессии. На 3 курсе проводят первые внеклассные занятия, учатся общаться с детьми, понимать их потребности, интересы; узнают об инновациях во внеклассной работе; пробуют свои силы в таких направлениях, как «Игротехника», «Краеведение», «Мастерская творческого письма». На 4 и 5 курсах студенты дают свои первые уроки в начальной и средней школе. По окончании 4 курса студенты проходят «Летнюю практику». Место проведения практики - лагерь отдыха, загородный и городской. Студенты выполняют роль вожатого и помощника воспитателя. Заключительный этап - «Преддипломная практика». Это возможность в полной мере почувствовать себя учителем. В течение шести недель студенты выполняют весь спектр обязанностей учителя и воспитателя ГПД: дают уроки, проводят внеклассные мероприятия, присутствуют на родительских собраниях; ставят эксперимент в рамках своей ВКР.

 - Специальность «Иностранный язык»

Спецификой педагогической практики студентов является реализация принципа «диалога культур» как во внеклассной работе, так и в урочной деятельности. Понять, что объединяет различные народы, культуры; уметь найти яркие, позитивные образы для рассказа об обычаях, нравах людей, говорящих на разных языках, - это значит ухватить самую суть преподавания иностранного языка. Свои первые пробные уроки английского языка студенты дают в средней школе, при хорошей языковой подготовке - в старшей школе /9 - 11 классы/. Во время преддипломной практики студенты развивают в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и отдельных детей; учатся быть активным участником группового взаимодействия; осуществляют индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в освоении иностранного языка; проводят дополнительные занятия и внеклассную работу по предмету /предметные олимпиады, кружки и т.д./, выполняют функции классного руководителя.

 - Специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Во время педагогической практики студенты изучают психолого-педагогические особенности детей «группы риска», с помощью методистов и самостоятельно разрабатывают уроки и внеклассные мероприятия с коррекционно-развивающими технологиями; учатся диагностировать предпосылки и признаки адаптационных нарушений школьной успешности, на практике организовывают урочную и внеурочную коррекционно-развивающую деятельность с учетом потребностей, интересов и возможностей ребенка. Практика проходит в коррекционных школах, детских домах города.

 

 

Современная сущность метода проектов как инструмента оценки достижений студентов.
Румянцева Наталия Владимировна, заведующая педагогической практикой ПК№2

Чуть больше года тому назад в стенах ПК №2 родилась идея проекта «Современный урок /СУрок/». В практике профессиональной подготовки студента ПК преобладает ориентация на традиции образования, на то, что всегда давало гарантированный результат по ЗУНам. Однако сегодня важно говорить о такой деятельности учителя, которая учитывает «персональность позиции учащихся; осмысленность и осознанность их действий на уроке; наличие ценностно-смыслового равенства учителя и учащихся». Таким образом, проблема заключается в том, что специфика современного, т.е. отвечающего на вызовы времени, урока не прорастает в практике подготовки пробного урока в стенах ПК. Есть еще причины, по которым проект, по нашему мнению, нужен студентам. Готовя пробный урок, студент сосредотачивается на подборе материала, методике преподавания, думает о том, как правильно поставить вопрос, приготовить наглядное пособие, о дополнительном материале и о других, безусловно, важных вещах. В его хлопотах нет одного - нет размышлений о том, ради чего он проводит урок, каков смысл его деятельности, что его работа принесёт детям и ему самому. Проект «Современный урок /СУрок/» призван побудить студентов к большей осмысленности собственной деятельности на этапе подготовки и проведения пробного урока, вернуть этому процессу качество педагогического творчества. Т.О. цель проекта: создание условий для творческой самореализации студентов и преподавателей ПК №2 в проектировании и организации современного образовательного процесса.

В проекте приняли участие студенты З и 4 курса, у которых только- только началась практика пробных уроков. Сразу стало понятно, что проект будет длительным - учебный год с перерывом в лето. Пройдет он в два этапа. Первый будет иметь два смысловых центра:
1.ценностное в профессии;
2.проблема мотивации в учении.
Нам представлялось очень важным такое общение с студентами, предметом которого был бы разговор о смыслах профессии, о том, ради чего учитель каждый день открывает дверь школы, что его поддерживает в будничном труде, что даёт силы. Мы не закрываем глаза на сложности, противоречия. неоднозначные педагогические решения, мы лишь следили за тем, чтобы в том материале, который проживали и студенты, и преподаватели было равновесие, чтобы сумрачные картины документального фильма «Виртуальная агрессия» /0 компьютерной и
телевизионной зависимости школьников/ сменялись уверенностью, что с этой ситуацией можно работать, что есть уникальные педагоги, которые своей духовной мощью противостоят злу, закрывают ребенка собой. Именно таким представляется нам М.П.Щетинин. О тайне и волшебстве отношений Учителя и ученика побудил нас размышлять рассказ Х.Л.Борхеса «Роза Парацельса». Из портфолио Лиды 0., 5 курс:

<‘Мы без страха и упрека высказывали свои суждения, ткали мысли, переплетали идеи. Из этого получалось чудесное полотно своеобразного текста, сотканное нашим совместным трудом. Для меня немалую ценность представляло то, что работали мы на удивление слаженно и без конфликтов, ведя лишь конструктивные обсуждения, правда, порой очень бурные...»

Эти полгода принесли много пользы и преподавателям, и студентам. Участники поняли, что педагогика - живой процесс, живая жизнь, что все меняется стремительно. Новое время предлагает новые вызовы, на которые нельзя закрывать глаза. /Показательна реакция студентов третьего курса после общения с пятиклассниками: «Они не такие, как мы! Мы были другие!». А ведь между ними разница всего лишь пять лет!/.
Следующий этап предполагал создание индивидуального
педагогического проекта - современного урока. Из портфолио Маши п., 4 курс:
Что еще я отношу к принципам современного урока? Я попробовала
расшифровать эти два слова:

 

 


В рамках проекта было подготовлено и проведено 9 открытых уроков, из них: 1 по обучению грамоте; 2 по математике, 1 по чтению, 5 по английскому языку. Здесь важно заметить, что у студентов был выбор, можно было и не готовить урок, а продолжить участие в проекте в качестве автора портфолио, участника обсуждений, зрителя /открытые уроки - прекрасная возможность пополнить свою педагогическую копилку!/, помощника, оформителя «Хроник проекта» и т.д. Но, как в волшебной сказке, героем становится лишь тот, кто действует, кто совершает маленький, но подвиг /подвиг - однокоренное движению; двигаться, продвигаться/.
«Важнейшим условием становления проектной культуры и формирования всех потенциальных способностей является сам факт принятия решения о действии». Молодой человек берет на себя ответственность, понимая всю сложность и увлекательность задачи. Т. О. проявляется то, что мы называем инициативностью и считаем важным результатом проекта, способностью, проявившейся здесь и сейчас. По сути дела на наших глазах произошло превращение студента /учащегося, слушателя, исполнителя! в автора своего собственного произведения, которое имеет несомненную практическую значимость не только для него самого, но и для сокурсников, методистов и преподавателей, словом, для других.
Из портфолио Оли К., 5 курс:

Мне хочется отметить свое желание заниматься педагогикой как интересным искусством, которое развивает не только ребенка, но и педагога. Творческий поиск, который внутренне организовывал всех участников проекта, помогал каждый раз удивляться многогранности выбранной профессию.

Итак, проведено 9 студенческих уроков. Они все разные: блистательные /забываешь, что перед тобой еще студент, а не опытный учитель/; тонкие, проработанные, что называется до поворота головы; светлые и радостные /молодая учительница светится любовью к детям, а перед ней такие непростые восьмиклассники!/; трудные !в школе отключили отопление, дети сидят в куртках и варежках. Кому до учебы?!!; дерзновенные /деловая игра «Банкир» в начальной школе/; рисковые /мультимедиа в З классе. Как будут работать и реагировать дети? Ведь не каждый день так./. Чтобы урок состоялся для студента как ситуация успеха, пришлось пересмотреть помощь методиста-куратора. Наши студенты - взрослые люди, мера ответственности высока - урок проводится «взаправду», в реальном классе, с реальными детьми. Поэтому речь идет о продуктивном сотрудничестве и о сотворчестве.
В логике компетентностного подхода в современном образовании принято выделять социально-коммуникативную компетентность, которая предполагает способность к сотрудничеству при решении учебно-практических задач. Эта способность является естественным необходимым условием созданием проектного продукта. В ситуации рождения современного урока помимо сотрудничества необходимо сотворчество, ведь неповторимо все: сам материал, его интерпретация учителем и учениками, его методическое осмысление, неповторим сам учитель, неожиданны реакции детей, уникальна атмосфера каждого урока, дух каждой встречи особый. Однако здесь есть свои подводные камни и течения. Педагогу важно не забывать, что студент - субъект образовательного процесса. даже ради качества финального предъявления методист не вправе подменять работу студента своей. Нельзя допустить, чтобы урок был прожит, прочувствован, продуман методистом в большей мере, чем студентом.
Наш проект близился к концу. Оставалось сделать последний шаг - защитить свой индивидуальный педагогический проект. По сути - «поверить алгеброй гармонию» /проанализировать урок, ответить на вопрос, что делает его современным, аргументировать утверждения!; по форме - «подать товар лицом» /презентовать свой урок/. Заметим, что речь идёт об одной из наиболее востребованных социальных компетентностей.
Для любого проекта важно и наш не исключение, чтобы закончился он спокойно, доброжелательно, равновесно. Защита и прошла как встреча коллег, как еще один разговор о профессии, однако структура защиты ла жесткой.
1.Видеовизитка. /Все уроки снимались на видео./
2. Слово участника проекта.
З. Экспертное заключение. /В экспертную группу входили преподаватели-предметники, преподаватели педагогики и психологии, психолог колледжа.!
4. Отзыв методиста.

Из выступления студентки Оли к., 5 курс, на защите:

Темой стало «Наррiпеss» / (Счастье/. ... Я старалась решить обучающую задачу, говорение не было оторвано от тех грамматических структур, которыми овладевали дети в рамках темы учебника. С т.з. современности урока - это переход от теории к практике в ситуациях реального общения. В результате именно диалоговость позволила мне назвать урок современным. Я всегда очень радуюсь, когда ученик работает с учителем, а не для учителя.

Мы приблизились к той черте, за которой подведение итогов проекта, оценка результатов. Как уложить в прокрустово ложе оценки год жизни?
Как вообще оценивать результаты педагогических проектов, каждый из которых уникален? Непростая задача.

Во-первых, в проекте существуют неоцениваемые результаты. Это ответственность, инициативность, способность принять решение, рефлексивные навыки, способность к деловому сотрудничеству и сотворчеству, авторская позиция и т.д.
Во-вторых, есть материальные продукты проекта и их можно оценить. Формат оценивания может выбираться в соответствии с конкретными обстоятельствами, например, проект может быть оценен в формате «зачет/незачет», в других случаях может быть выбрана так называемая «длинная» шкала. По такой шкале удобно оценивать портфолио.
Итоговая оценка может складываться из дифференцированных оценок и отметок, это дает нам основание говорить о такой категории как абсолютная победа в проекте.
Критерии тоже могут быть разными. Если проект имеет не один
конечный продукт /урок, портфолио, предъявление на защите в нашем случае/, то каждый из них оценивается по своим, специфическим критериям. Например, для оценки урока мы воспользовались экспертной картой из сборника «Анализ современного урока: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений /Руководители проекта:
М.Г.Ермолаева, В.Е.Фрадкин; Науч. ред. С.Г. Вершловский. - СП6.:
СП6АГIЛО,2007».
Т.О., ясно, что критерии, формат и субъект оценивания выбираются каждый раз применительно к ситуации, в которой развертывается проектная деятельность.
Из портфолио Маши П.. 4 курс:

...Появилось ли что-то новое? Мне кажется, что появился еще больший интерес к чему-то, мимо чего могла бы раньше пройти, не заметив. Если честно, Вряд ли бы я стала листать в магазине книгу с названием «Современный урок». А еще появилась более активная жизненная позиция - то желание как-то проявиться, то стремление узнать что-то новое...
Появился спортивный интерес - а смогу ли я сама, без специальной целенаправленной поддержки методистов придумать что-нибудь такое интересное для детей? И еще - захотелось создать наконец ... толковый портфолио... И напоследок - за этот год я развила и усовершенствовала свои рефлексивные навыки. Мне кажется, мои нынешние рефлексии уже много сильнее тех, что были написаны год назад.
Рядом появлялись и исчезали люди, а те. кого я. казалось бы, знала. проявляли себя совсем не так, как раньше - Например, мои методисты-альтруисты /простите за игру слов, но это и правда так!!
Если бы мне задали вопрос: «Ты пошла на проект ((СУрок) снова, зная, что тебя ожидает?, я бы без раздумий согласилась. «СУрок» стоил того, что было на него потрачено.

Вслед за студенткой хочется повторить, что метод проектов стоит того, чтобы на него тратить силы, время, энтузиазм. Проектная деятельность наполняет смыслом нашу педагогическую реальность.

Сноски:
1. Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности,
анализ. СП6.,2007. С.9

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение», 2008. С.86

педагогическое училище по специальностиГорьковской школе былаустроить уроки вечером компьютерная помощь колпино - смотрите информацию на сайте ремонт автофургонов - смотрите у нас на сайте авиабилеты санкт петербург санкт-петербург . ремонт ванны - детальное описание на сайте доставка щебня - свежая информация у нас xnxx downloader читать далее