Что такое кафедра в университете?

В некоторых случаях при выборе специальности абитуриенты довольно хорошо ориентируются в названиях разных факультетов. При этом многие не понимают, каким образом происходит само обучение. Что такое кафедра и факультет? Чем они отличаются? Об этом далее в статье.

Под факультетом понимают структурную единицу вуза. Это учебно-научное и административное подразделение осуществляет организацию процесса обучения при подготовке аспирантов и студентов по определенным специальностям.

Что такое факультет, кафедра и специальность в вузе

Что такое кафедра в университете, на каком уровне она связана со студентом

Общая информация

Говоря о том, что такое факультет, следует сказать, что в область его ответственности входит и руководство другими структурными единицами.

Подотчетные подразделения занимаются научно-исследовательской деятельностью по конкретным направлениям и осуществляют обучение по соответствующим дисциплинам. Кафедра является структурной единицей факультета.

Это подразделение ответственно за преподавание дисциплин, проведение производственной практики и воспитательной работы, повышение квалификации и подготовку кадров. Кафедра считается научно-исследовательским звеном факультета. Она также является одной из его методических структур.

Отличительные черты

Что такое факультет и какие он имеет особенности? Он объединяет несколько подотчетных подразделений и координирует направления осуществления ими учебно-воспитательной и исследовательской деятельности. Научный совет факультета осуществляет администрирование деятельности кафедр. Главой является декан.

Научный совет устанавливает сроки проведения защиты дипломов, кандидатских диссертаций. В его компетенцию входит принятие решений о выдвижении тех или иных научных проектов на соискание премий, об участии студентов и преподавателей в конференциях и симпозиумах как государственного, так и международного уровня.

Для лучшего понимания того, что такое кафедра и факультет, следует рассмотреть элементы, из которых они состоят. В структуре подразделения присутствует канцелярия.

Здесь осуществляется ведение необходимой документации, в том числе подготовка и выдача дипломов гособразца, заверенных печатью свидетельств о повышении квалификационного уровня. Декан факультета обладает ученой степенью доктора наук, административным научным опытом, званием профессора.

Кафедра возглавляется членом ее профессорского, преподавательского состава со званием доцента или профессора. Он руководит решением задач подразделения. В них, в частности, входит организация методической и научно-исследовательской работы, чтение лекций, проведение сессий и промежуточных аттестаций.

Подготовка специалистов и преподавание осуществляется на кафедре по одной либо нескольким смежным дисциплинам. Как правило, подразделение располагает собственными исследовательскими центрами и лабораториями, которые оснащены соответствующим оборудованием.

Координация научной и учебной деятельности осуществляется на заседаниях кафедры, в которых участвуют преподаватели, и консультациях студентов по подготовке дипломных и курсовых работ. В компетенцию подразделения входит также решение вопросов, связанных с курсовой переподготовкой, повышением квалификации и последипломным образованием.

При поступлении абитуриент выбирает определенные дисциплины и сдает вступительные экзамены. Выбирая факультет, он определяется с кафедрой и, соответственно, с предметами, которые будет изучать.

Для лучшего понимания разницы можно рассмотреть, например, поступление на филологический факультет. Что это такое? Какие дисциплины на нем изучают? Эта структурная единица вуза ориентирована на профессиональную деятельность в области филологии.

В рамках обучения студент получает знания о культуре, истории, теории литературы и языка. Абитуриент может выбрать изучение сравнительно-исторического языкознания, устного народного творчества народов России.

В структуре факультета также могут быть открыты отделения практики и теории перевода, классической, новогреческой, византийской, славянской филологии. Такой выбор есть, к примеру, в МГУ им. Ломоносова.

Что такое факультет международных отношений?

Считается, что это подразделение вуза — самое престижное и востребованное сегодня. Выпускники могут занимать должности в различных органах госвласти и управления, иметь дело с теми или иными государственными ведомствами.

Получив образование в рамках факультета международных отношений, гражданин имеет право работать младшим специалистом в отделах зарубежных и международных представительств, департаментов. Студенты после поступления изучают различные дисциплины.

Среди них культура речи и делового общения, иностранный язык, этикет, экономика, культурология и логика, история международных отношений и прочие. Выбор дисциплины зависит от направления обучения.

В частности, к ним относят внутреннюю и внешнюю политику, религиозные течения, финансовые международные рынки, кредитные отношения, контроль вооружения, вопросы национальной безопасности.

Зачем нужно высшее образование?

Сегодня обучение в вузе необходимо для любого развивающегося человека. Благодаря систематизированности педагогического процесса при минимизации основных знаний студент получает необходимый набор фактических знаний и понятий, практических навыков.

В процессе обучения студент значительно расширяет свой кругозор, начинает мыслить шире, повышает интеллектуальный уровень и развивает творческие способности.

Сведения об образовании при устройстве на работу

Что такое факультет в резюме для выпускника? При устройстве на работу человек заполняет анкету. Среди прочих пунктов обязательным являются сведения об образовании: название учебного заведения, годы обучения, факультет и специальность.

В некоторых случаях может потребоваться диплом об окончании вуза. А что такое факультет в резюме для работодателя? Не секрет, что специалисты с высшим образованием более востребованы.

Приглашая к сотрудничеству более образованного и грамотного человека, работодатель получает не только высококвалифицированного, но и целеустремленного и ответственного сотрудника.

Заключение

Сегодня, к сожалению, достаточно много людей, которые сомневаются в полезности получения высшего образования. Распространено мнение о том, что лучше всего устраиваться на работу сразу после окончания колледжа, техникума или даже школы.

При этом нет необходимости тратить время и деньги на получение образования, которое в будущем может не пригодиться. Другие, напротив, считают, что в современном мире без квалификации нельзя.

И если в недалеком прошлом люди, закончив вуз, часто не устраивались на работу по специальности (как правило, предпочтение отдавалось специалистам, имеющим больший практический опыт), то сегодня в России существенно возросла потребность в молодых кадрах. Высшее образование сегодня становится все более и более востребованным.

Читайте также:  Описание того, что такое бакалавриат

Диплом об окончании вуза дает возможность устроиться на более престижную и высокооплачиваемую работу. Работодатели, в свою очередь, получают молодых и перспективных сотрудников, готовых применять полученные знания на практике.

Источник: https://FB.ru/article/137911/chto-takoe-fakultet-kafedra-i-spetsialnost-v-vuze

Структура вузов: что такое факультет, деканат, кафедра | Сайт для выпускников и поступающих. Куда пойти учиться

Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения.

Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.

Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.

Структура вуза

Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения.

Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.

Факультет

Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов.

На каждом факультете студентам предоставляется возможность:

  • Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям;
  • Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию;
  • Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр. Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах:
  • Научная – изучение различных дисциплин;
  • Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала;
  • Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;
  • Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.

Кафедра

Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета:

  • Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава;
  • Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием;
  • Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры. Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации.

На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.

Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, факультет философии, экономики, информационных систем

Деканат

Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.

Основные задачи деканата: • Совместная работа с приемной комиссией; • Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете; • Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов; • Контроль за успеваемостью студентов; • Ведение всех необходимых документов и другие.

Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе. Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор.

Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.

Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса.

Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.

Источник: http://11klassniki.ru/post/435

Что такое факультет и кафедра вуза

Вуз – это государственное или коммерческое учебное заведение, дающее высшее образование в определенной сфере профессиональной деятельности.

Возглавляет вуз ректор, он же занимает должность председателя ученого совета, координирующего работу всех структурных подразделений, основным из которых считается факультет, в состав которого входит несколько кафедр.

Вузовский факультет – это подразделение университета или института, в котором ведется подготовка студентов по специальностям определенного направления. Во главе стоит декан.

Количество факультетов зависит от типа и масштаба учебного заведения. В специализированных относительно небольших вузах (например, в узкопрофильных академиях, институтах – транспорта, таможенного дела и т. д.) их начитывается пять-десять. В структуре крупных классических университетов обычно несколько десятков факультетов (В МГУ – 43, в СПбГУ – 18).

Какие бывают

Поскольку вузы готовят специалистов для всех отраслей экономики и сфер общественной жизни, факультеты бывают самые разные, но их названия во всех университетах и институтах отражают направления подготовки.

Какие есть факультеты в большинстве крупных классических (то есть многопрофильных) университетов:

  • экономический;
  • юридический (права);
  • филологический;
  • исторический;
  • физический;
  • биологический;
  • гуманитарный;
  • химический;
  • математический;
  • географический.

Причем на юридический можно поступить и в СПбГУ, и в МГУ, и в КФУ. Кроме этих стандартных факультетов, в многопрофильном вузе могут быть и редкие или вовсе уникальные: такие как городского и регионального развития (ВШЭ) или космических исследований (МГУ). Их окончить можно только в этих вузах.

Читайте также:  Стоит ли идти в магистратуру после бакалавриата?

В узкопрофильных институтах или академиях, готовящих специалистов для определенных сфер профессиональной деятельности, факультеты чаще всего без преувеличения эксклюзивные, как, например, во ВГИКе – анимации или сценарного мастерства и киноведения, в академии имени Строганова – искусства реставрации.

Кафедра

Узкопрофессиональной подготовкой студентов факультета занимаются кафедры. Это научно-образовательные подразделения, осуществляющие обучение в рамках одной специализации. Например, на гуманитарном факультете кафедра лингвистики готовит переводчиков, а филологии – преподавателей английского языка.

Вузовская кафедра не только обеспечивает проведение лекций и семинаров, но и занимается организацией производственной или учебной практики, исследовательской работы студентов (курирует написание курсовых, дипломов, диссертаций). На одном факультете может быть (и в большинстве случаев имеется) несколько кафедр.

Возглавляет кафедру заведующий, который избирается на пять лет голосованием преподавательского коллектива. Он подчиняется декану, который, в свою очередь, – ректору.

Межфакультетская

Кроме того, в вузе всегда есть межфакультетские кафедры. Их преподаватели читают лекции, проводят практические занятия, принимают зачеты и экзамены по «сопутствующим» непрофильным дисциплинам, общим для программ подготовки специалистов на разных факультетах учебного заведения.

Обычно во всех высших учебных заведениях это кафедры физического воспитания.

В технических университетах – иностранного или русского языка, в гуманитарных или педагогических институтах – информационно-коммуникационных технологий, в творческих вузах – истории искусств и т. д.

Часто преподаватели таких подразделений, независимых от руководства какого-либо факультета, привлекаются в качестве консультантов или рецензентов дипломных работ студентов различных факультетов.

Базовая

В последние годы в российских вузах активно создаются базовые кафедры. Их специфика заключается в ориентированности на интересы и потребности бизнеса и производственных компаний, работающих в разных отраслях. Поэтому к преподаванию привлекаются не только педагоги вуза – студентов обучают практикующие специалисты, причем обычно на базе предприятий.

Суть работы базовой кафедры – вовлечь студентов в специальность, повысить качество образования и профессионального обучения, открыть больше возможностей для будущей карьеры.

Нередко подготовка специалистов ведется по заказу конкретного предприятия, которое после защиты диплома забирает к себе в штат всех (или наиболее успешных) выпускников определенной программы.

К примеру, базовые кафедры в МФТИ:

  • Информационные системы на базе МАК «Вымпел»;
  • Радиолокация, управление и информатика совместно с НПО «АЛМАЗ»;
  • Теоретическая и прикладная информатика – с привлечением компаний Acronis, Virtuozzo, Runa Capital;
  • Мультимедийные технологии и телекоммуникации – «Ростелеком»;
  • Моделирование и технологии разработки нефтяных месторождений – «Инжиниринговый центр МФТИ по трудноизвлекаемым полезным ископаемым».

Предприятия, предоставляющие учебную базу, заинтересованы в высококвалифицированных молодых специалистах, поэтому охотно нанимают на работу студентов, начиная со второго курса.

Военная

Эти кафедры готовят рядовых, офицеров и сержантов запаса. Выпускники вместе с дипломами получают военные билеты с отметкой о прохождении срочной службы. Желающие могут во время учебы заключить контракт с Министерством обороны, по которому обязуются отслужить минимум три года после получения диплома.

Также по отдельным программам обособленные структуры гражданских вузов – учебные военные центры – готовили для Вооруженных сил кадровых офицеров по технологичным, инженерным и наукоемким специальностям. В январе 2019 года военные кафедры объединили с ними и преобразовали в военные учебные центры (ВУЦ).

Для студентов принципы и суть подготовки не изменились. ВУЦ, как и прежние военные кафедры, будут по разным программам готовить рядовых, офицеров, сержантов запаса и кадровых военнослужащих. Сейчас ВУЦ открыты в 93 вузах страны.

Какие именно факультеты есть в вузе, узнать можно на сайте выбранного учебного заведения. Но и это еще не всё. Внимательно изучите кафедры и специальности, программы обучения, так как вполне может оказаться, что по стандартному, казалось бы, направлению экономический факультет конкретного вуза не готовит финансистов, а выпускает только бухгалтеров.

Источник: https://edunews.ru/students/pervokursniku/fakultet-i-kafedra.html

Университет: как всё устроено

Когда ребята поступают на платной основе, они с родителями в момент подписания договора выбирают и факультет, и программу, и всё-всё. Тем же, кто поступает на бюджет, часто вообще никто не объясняет, как соотносятся все эти термины.

За год обучения многое стало интуитивно понятно, но даже сейчас остаются вопросы. Расскажу тем, кто планирует поступать, как все устроено. Итак, вы поступаете в университет, институт или академию. В ней есть ректор — это главный управляющий учебным заведением.

Выше него — только Министерство Образования 🙂 А еще с ним вы скорее всего не познакомитесь, он слишком занятой человек. У ректора есть заместители — проректоры. Они занимаются отдельными направлениями работы вуза.

Например, научной работой, учебно-методическими и воспитательными работами или информационной политикой.

В вузе есть разделение на факультеты (иногда они называются институтами, например, в Государственном Университете Управления). Факультет объединяет несколько смежных специальностей: понятно, что физик и маркетолог учиться вместе не могут, даже если они оба — студенты ВШЭ.

Если заведение — та же Вышка — огромное и факультеты объединяют много специальностей, под них могут выделить отдельные корпуса, часто в разных районах города.

В моем примере один будет учиться на факультете физики на Курской, а другой — на факультете бизнеса и менеджмента на Семёновской.

Глава факультета называется деканом. Его вы будете видеть на официальных мероприятиях, но лично, скорее всего, не пообщаетесь. Администрация факультета называется деканатом — туда вы будете ходить узнать про стипендию, сдать справки, получить направление на пересдачу и по всем остальным важным вопросам.

Дальше к факультету прикреплены кафедры — объединения преподавателей определенной (часто довольно узкой) отрасли науки: логистики, философии, институциональной экономики или управления в машиностроении. Одна из кафедр станет вашей выпускающей — ваш научный руководитель будет относиться к ней.

Читайте также:  Рекомендации о том, как подать документы в ВУЗ

Вести занятия будут преподаватели с разных кафедр и даже факультетов. Если вы — будущий менеджер, то бухучет вам будет читать преподаватель факультета экономики, матанализ и теорию вероятности — представитель факультета математики и так далее.

Если вам нужен преподаватель, вы идете на кафедру: там всегда есть его расписание, а часто — и он сам.

Если преподаватели факультета распределяются по кафедрам, то студенты — по образовательным программам. ОП — это ваша будущая специальность. Если она называется «менеджмент промышленных организаций», то в дипломе у вас будет написано «менеджер промышленных организаций».

А еще она послужит названием вашей группы. В разных вузах обозначения могут немного различаться, но общая логика примерно одинакова. Первокурсники из примера выше будут называться МПО 1-1. Первая цифра — номер курса, вторая — номер группы, часто по одной специальности обучают сразу 2-3 группы. На следующий год эта же группа станет МПО 2-1 — поменяется номер курса в названии.

Я надеюсь, что внутреннее устройство университета стало понятнее тем, кто планирует подавать документы. Удачных экзаменов и поступления!

Источник: https://mel.fm/blog/aleksandra-nikitina1/96380-universitet-kak-vse-ustroyeno

Воспитательная работа со студентами | Санкт-Петербургский горный университет

Приказом Министерства образования Российской Федерации в Перечень показателей государственной аккредитации и  критериев оценки введен новый показатель – «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». В соответствии с данным документом оценке подлежат три показателя:

  • наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися
  • уровень организации воспитательной работы с обучающимися
  • формирование стимулов развития личности, то есть наличие самой организации воспитательной деятельности, условий и механизмов ее функционирования.

Это свидетельствует о важности воспитательной составляющей при подготовке современного специалиста и чрезвычайной актуальности создания системы воспитательной работы на основе специфики конкретного вуза, с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций.

С целью создания эффективной системы воспитательной деятельности по формированию активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, в Горном университете разработан комплексный план  воспитательной работы.

Комплексный план  содержит характеристику системы воспитательной работы, организационной структуры управления воспитательной работой, методов воспитательного воздействия и технологии воспитания, характеристику модели личности специалиста – выпускника Горного университета.

Комплексный план  воспитательной работы представляет стратегию построения системы воспитательной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации.

Воспитательная работа в вузе реализуется на следующих уровнях: на уровне вуза, факультета, кафедры, студенческой группы и иных структурных подразделений вуза.

Первым уровнем управления воспитательной работой в Горном университете является вузовский уровень, позволяющий определить основные направления, реализовать общие цели и задачи воспитательной работы, разрабатывать и проводить на высоком профессиональном уровне общие мероприятия.

Координирует работу Проректор по учебной работе, который  отчитывается об основных показателях воспитательной работы непосредственно ректору института по мере решения вопросов, реализации перспективного плана воспитательной работы.

На этом уровне управления воспитательной работой в  институте создан и успешно функционирует Студенческий совет.

Для координации работы в конкретных направлениях в вузе созданы:

  • Институт кураторства;
  • Институт студенческого самоуправления.

Указанные структуры осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.

На уровне механического факультета

Декан МФ, зам. декана МФ по учебной работе в соответствии с планом воспитательной и социальной работы факультета координируют деятельность заведующих кафедр, зам. заведующих кафедр, кураторов. Декан МФ, зам.

декана МФ по учебной работе на заседаниях кафедр периодически заслушивают отчеты кураторов об основных результатах воспитательной работы, обеспечивают возможность обмена опытом воспитательной работы между кураторами групп.

На уровне студенческих групп

Студенческая группа является центром воспитательной работы. В ней находят свое воплощение все вопросы, связанные с учебой, научной работой, воспитанием, трудом и досугом студентов.

Для обеспечения повседневного руководства учебно-воспитательным процессом в учебных группах на кафедрах механического факультета из числа наиболее авторитетных и опытных преподавателей, обладающих педагогическим мастерством и организаторскими способностями, назначается куратор группы. Назначение его проводится в начале учебного года на весь период обучения студентов.

Для решения воспитательных и учебных задач в группе, куратор использует различные формы и методы работы, основными из которых являются: привлечение студентов к научной работе,  индивидуальные беседы, собрания, экскурсии по историческим местам и т.д.

На собрании учебной группы избирается актив группы во главе со старостой.

Институт студенческого самоуправления представлен следующими структурами, действующими на основе утвержденных в установленном порядке положений:

  • Студенческий совет;
  • Старостат;
  • Студенческие творческие организации (научные, общественные, по интересам).

В воспитательной системе Горного университета используются три уровня общеинститутских и кафедральных форм организации воспитательной деятельности:

Первый уровень — массовые мероприятия. В качестве традиционных организуются следующие мероприятия:

  • Акция  «Первокурсник», в рамках которой проводится посвящение в студенты включает ознакомление с университетом, музеем и  домовой церковью, анкетирование первокурсников «Мир моих интересов», а также выдача учебной литературы – проводится в День Знаний  1 сентября;
  • Университетская спартакиада;
  • Конкурсы «Лучшая группа университета», «Мисс Горный университет»
  • Новогодние праздники;
  • Студенческая научно-практическая конференция;
  • Ассамблея студенческой науки;
  • Мероприятия, посвященные Дню Победы;
  • Выпускные мероприятия (вручение дипломов).

Второй уровень – групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива студенческих групп, работа студентов ассистентов профессоров, работа спортивных секций, общественных студенческих объединений.

Третий уровень – индивидуальная  личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:

  • индивидуальное консультирование преподавателями студентов по вопросам организации учебно-познавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса;
  • разработка индивидуализированных программ профессионального становления и развития студента;
  • работа в составе временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов (научных, педагогических, в сфере экономики и т.п);
  • индивидуальная научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателей;
  • работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством методистов.

Источник: https://spmi.ru/vospitatelnaa-rabota-so-studentami-2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector