Готовимся к егэ по географии

  • Как готовиться
  • Какие задания самые трудные
  • Как выполнять простые задания
  • Почему стоит начать со второй части
  • Что запомнить

ЕГЭ по географии длится 3 часа, он состоит из двух частей и включает 34 задания. В первой части — 27 заданий, где ответом служит число, последовательность цифр, слово или словосочетание. Во второй части 7 заданий, в которых требуется выполнить рисунок, решить задачу или описать ход выполнения задания.

Сдать экзамен на 100 баллов способен либо успешный студент географического факультета, либо фанат географии. Чтобы справиться с заданиями первой части, нужно самостоятельно изучать статьи и справочники, получать удовольствие от этого — одним словом, жить географией.

На экзамене разрешается использовать линейку, непрограммируемый калькулятор и транспортир. Приносить с собой атласы нельзя, но к экзаменационным материалам прилагается административная карта России и политическая карта мира.

Готовимся к ЕГЭ по географииАдминистративная карта РФ, которую выдают на ЕГЭГотовимся к ЕГЭ по географииПолитическая карта мира, которую выдают на ЕГЭ

Разбираться в географии полезно не только абитуриентам геологического и экологического факультета, для которых это обязательный ЕГЭ. Будущие дипломаты, например, студенты МГИМО порой жалеют, что пренебрегали школьными уроками, и уже в вузе обращаются к репетиторам по географии.

Особенность экзамена по географии в том, что его можно сдавать и после 10, и после 11 класса. При этом засчитывается последний результат. Всё потому, что в большинстве школ курс географии завершается в 10 классе, а любой экзамен можно пересдать через год. Советую воспользоваться ситуацией и потренироваться не только на пробном, но и на настоящем ЕГЭ.

Почти половина тем экзамена изучается в 10 классе, так что нужно внимательно слушать на уроках. Полезные сведения можно почерпнуть в учебнике В. П. Максаковского. Однако главное в подготовке — практика.

Необходимо решать как можно больше пробников, случайных заданий на сайте ФИПИ, а если попадаются сложные — обязательно разбираться, гуглить ответы. На сайте ФИПИ доступен один демовариант, а в школы в течение года присылают 3–4 экземпляра.

Нужно вникать в спорные вопросы и пытаться понять, чего ждут разработчики заданий.

Заковыристые задания в пробниках помогают глубже разобраться в предмете. Недавно одно задание поставило меня в тупик. Из шести стран нужно было выбрать три, где доминируют атомные электростанции (АЭС). Я сразу откинул варианты, где преобладают гидроэлектростанции.

Точно знал, что АЭС — основа энергетики Франции, но между Бельгией и Словакией выбрать не мог. Кто вообще знает о европейской стране размером с Московскую область? Будь это настоящий экзамен, я бы подал на апелляцию, но в пробном встречаются такие спорные вопросы.

Теперь я крепко запомнил, что в Словакии доминируют АЭС, и всем ученикам об этом рассказываю.

Если предмет интересен, то можно даже в «Википедии» изучать особенности зарубежных стран. Особое внимание следует уделить данным об энергетике и населении. Например, в учебнике про демографию и электростанции Португалии не написано, а на экзамене могут спросить. Подготовиться к таким вопросам можно только самостоятельно.

Полезно подписаться на журнал National Geographic, где публикуют интересные статьи, в том числе о проблемах энергетики. В 2015 году NatGeo рассказал о планах Германии отказаться от ТЭЦ и АЭС в пользу альтернативных источников энергии. Малоизвестная информация, а на экзамене может пригодиться.

Первая часть ЕГЭ полна сюрпризов — не известно, какой вопрос встретится в задании: о России или о зарубежной стране, о производстве аллюминия или выращивании риса. Ко второй можно хорошо подготовиться, если усвоить алгоритмы и формулы. Опытный преподаватель может научить выполнять задания 28–34 оптимальным способом и подсказать, как избежать типичных ошибок.

Вся сложность ЕГЭ по географии — в первых 25 заданиях, потому что никто не знает, какие вопросы попадутся. Для ученика, который готовился и знаком с форматом экзамена, вторая часть более предсказуема, и с ней обычно меньше проблем.

Выпускникам бывает сложно отметить верные утверждения в заданиях 3 и 15, ведь не сказано, сколько их должно быть.

С заданиями 5, 7, 8, 9, 12 и 13 будет непросто, если ученик плохо ориентируется по карте, не помнит плотность населения и распространённые сельскохозяйственные культуры.

Атласом пользоваться нельзя, так что вся надежда на собственные знания. Единственный способ справиться с такими вопросами — прочно заучить материал.

Готовимся к ЕГЭ по географииПример задания 5 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Школьники часто допускают ошибки в вопросе 19 про энергетику и природные ископаемые. Например, выпускники не знают, в каких странах мира, регионах и городах России расположены ГЭС, ТЭС и АЭС.

Нужно мыслить логически: если много рек, значит строят гидроэлектростанции, если имеются залежи угля — теплоэлектростанции, а если ничего нет, но территория развитая, то атомные. Для атомных электростанций нужны квалифицированные работники, поэтому такие станции строят во Франции, Бельгии, Словакии.

При этом в Японии и Германии собираются закрывать существующие АЭС и переходить на возобновляемые источники.

Непросто выбрать, какие страны, например, экспортируют чугун и сталь. Здесь тоже поможет логика: китайцы вряд ли что-то продают за рубеж, им самим всё нужно. Если среди вариантов будут крошечная Дания и туристический Таиланд — их тоже смело можно вычеркнуть.

Готовимся к ЕГЭ по географииПример задания 19 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Задание 22 не представляет трудности для тех, кто знает формулы расчёта ресурсообеспеченности для возобновимых и невозобновимых ресурсов. В первом случае объём запасов делится на количество жителей, а во втором — на объём добычи.

Готовимся к ЕГЭ по географииПример задания 22 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 23 выпускники ошибаются по невнимательности — указывают периоды геологической истории Земли не в том порядке.

Кстати, чтобы их запомнить, можно использовать мнемонический приём — фразу, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий хронологических периодов: «Каждый отличный студент должен кушать пончики.

Ты, Юра, мал — принеси нам чебурек». Названия периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, четвертичный.

Вопрос о столицах стран или субъектов РФ в задании 18 будет обязательно, поэтому выучить столицы 60 стран просто необходимо. Никто не требует запоминать экзотические государства вроде Вануаты или Буркина-Фасо, а только те, что встречаются в пробных и демовариантах.

В составе Российской Федерации 85 субъектов, но выучить нужно только столицы республик и автономных округов. Дело в том, что полсотни краёв и областей носят название главного города: Красноярский край с административным центром в Красноярске, Брянская область — Брянск и т.д.

Вопрос про часовые пояса в задании 20 проверяет способность логически мыслить и выполнять арифметические вычисления. Здесь не требуется знаний по географии, поскольку вся информация для расчётов уже дана.

Готовимся к ЕГЭ по географииПример задания 20 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 21 нужно вычесть количество выбывших из количества прибывших. При этом важно помнить, что прирост бывает отрицательным.

Готовимся к ЕГЭ по географииПример задания 21 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Раньше карты на экзамене не выдавались и задания 24–25 вызывали затруднения у выпускников. Сейчас с помощью карт России и мира несложно определить страну и регион РФ по описанию.

В задании 30, например, важно отметить, что в обоих центрах атмосферу загрязняют ТЭС. При этом в центре «А» действует металлургическое предприятие полного цикла, а сам город окружён горами. Источников загрязнения в пункте «А» два, а горы мешают ветрам уносить опасные частицы.

Готовимся к ЕГЭ по географииПример задания 30 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 31 требуется сравнить долю сельскохозяйственного населения двух стран. Важно помнить, что всё относительно.

Если в Алжире 9,8 млн человек, а в Армении 1,1 млн, надо вычислить, что для Армении это чуть больше 30% от общего количества жителей, а в Алжире чуть больше 25%.

Заодно нужно понять, что в Армении доля сельского хозяйства в экономике составляет 22%, а в Алжире только 10%. Таким образом, в экономике Армении 2014 года сельское хозяйство играло большую роль, чем в Алжире.

Готовимся к ЕГЭ по географииПример задания 31 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В заданиях 33 и 34 трудно ошибиться, если понимаешь схему решения. В задании 33 нужно значение показателя прироста в 2016 году разделить на среднегодовую численность. Поскольку ответ требуется дать в промилле, результат вычислений следует умножить на 1000.

  1. 3298 : 4 069 018 × 1000 = 0,810514969
  2. или 3298 : 4 069 018 × 1000 ≈ 0,8
  3. Ответ: 0,8‰
  4. Задание 34 выполняется в два действия: в начале вычитаем из численности постоянного населения 2017 аналогичный показатель за 2016.
  5. 4 066 972 − 4 071 064 = −4092
  6. Значит, в 2016 году численность населения Республики Башкортостан уменьшилась на 4092 человека.
  7. Теперь из полученного числа вычтем значение показателя естественного прироста:
  8. 2) −4092 − 3298 = −7390
  9. Миграционный прирост населения составил −7390 человек.

Готовимся к ЕГЭ по географииПример заданий 33 и 34 из демоварианта ФИПИ 2019 года

К концу первой части задания становятся предсказуемыми:

  • в задании 28 школьнику предстоит построить профиль рельефа местности;
  • в 29 — дать развёрнутый комментарий на основе анализа данных;
  • в 30 — сравнить факторы загрязнения атмосферы;
  • в 31 — определить значимость сельского хозяйства;
  • в 32 — выбрать точки на карте или указать время восхода, а для этого лучше повторить материал шестого класса о взаимном положении Солнца и Земли;
  • в 33 и 34 применить формулы расчёта.

Выпускники, которые уверенно выполняют задания с развёрнутым ответом, сразу принимаются за вторую часть экзамена. Во второй части нужно продемонстрировать умения, которые ученик приобрёл и закрепил сам или на курсах. Если в первой части может не повезти со сложным вопросом, то во второй всё зависит только от ученика.

Я знаю школьника, который большое внимание уделял заданиям второй части, но не стремился расширять кругозор. В результате он отлично справился с заданиями 28–34, но срезался на вопросах из первой части и набрал 71 балл. Поэтому не стоит думать, что последние задания сложнее. Возможно, именно с них стоит начать.

  1. Страны, субъекты РФ и столицы нужно знать назубок.
  2. ЕГЭ по географии разительно отличается от ОГЭ, который можно сдать без специальной подготовки, руководствуясь здравым смыслом. Чтобы на ЕГЭ набрать более 90 баллов, потребуются не только незаурядная эрудиция и умение выполнять задания, но и некоторая доля везения.
  3. Главная трудность экзамена — отсутствие атласа под рукой. Придётся загрузить в свою память данные о плотности населения, полезных ископаемых, энергетике, промышленности и сельском хозяйстве в России и мире. Стоит уделить особое внимание тем разделам, которые школьнику даются с трудом.
  4. Во второй части экзамена не нужно искать подводные камни. Задания сформулированы чётко, и выполнять их нужно по алгоритму.
  5. К ЕГЭ по географии необходимо осмыслить и запомнить огромный объём информации. Сделать это можно, только если действительно любишь предмет и искренне им интересуешься.

Источник: https://media.foxford.ru/ege_geography/

Егэ по географии: можно ли подготовиться к экзамену самостоятельно?

Школьная программа накладывает строгие ограничения на подготовку к ЕГЭ: в учебном плане заранее прописано количество часов, отведенное на тот или иной предмет, а об индивидуальном подходе можно попросту забыть.

Задача учителя — позаботиться о том, чтобы к концу года школьник мог получить хотя бы минимальный балл по ЕГЭ, а все остальное — дело рук самих утопающих.

Иными словами, готовиться к экзаменам в любом случае придется самостоятельно, и от качества вашей подготовки и количества приложенных к ней усилий будет зависеть конечный результат.

Читайте также:  Вузы мвд, школы полиции россии 2019 - 2020 - 2020: список наиболее перспективных

Готовимся к ЕГЭ по географии

География — предмет, который школьники реже всего выбирают для сдачи ЕГЭ, и тому есть свои причины.

В качестве вступительного экзамена география необходима лишь в очень небольшом количестве вузов, среди которых — МГУ, МПГУ, МГОУ и еще около десятка других.

В школе этот предмет начинают проходить с 5 класса, и чаще, чем два раза в неделю, в расписании он не значится. Все говорит о том, что готовиться к экзамену по географии придется самостоятельно, и чем раньше эта подготовка начнется, тем лучше.

ЕГЭ по географии состоит из двух частей и 34 заданий. 27 первых заданий требуют от школьников лишь краткого ответа, а последние семь — подробного, который представляет из себя развернутый ответ или подобное решение задачи с описанием хода действий.

Так как вопросы на экзамене составлены по курсу школьной программы, то готовиться прежде всего необходимо по учебникам общеобразовательных школ.

Кроме того, пригодятся базовые знания: названия и местоположения географических объектов, умение работать с географическими атласами и контурной картой.

Задачи из раздела А

Физическая география

Здесь пригодятся все те знания, которыми щедро делились с вами учителя на уроках географии. Вопросы могут быть как простые, так и «на подумать»: например, рассказать о характерных для той или иной природной зоны климатических условиях. Специфические знания потребуются при ответах на вопросы из области топографии, экологии и природопользования.

Готовимся к ЕГЭ по географии

Топография

В каждом варианте ЕГЭ вопросы по топографии довольно типичны. Здесь важно умение расшифровывать знаки топографической карты, рассчитывать расстояния, исходя из масштаба, вычислять превышения и азимут. Всю эту информацию можно получить в учебниках географии для 6 класса (в них же стоит посмотреть, на чем основан принцип построения профиля местности).

Готовимся к ЕГЭ по географии

Земля как планета

В этом разделе важно уметь анализировать вопросы по расположению Солнца над разными участками Земли и рассчитывать координаты заданных точек.

Готовимся к ЕГЭ по географии

Экология и природопользование

Здесь помогут учебники старших классов, в которых подробно рассматриваются различные понятия. Например, «эрозия почв».

Важно понимать, какие проблемы вызывает вмешательство человека в природную среду, как меняется экологическая ситуация в связи с техническим прогрессом и т. д.

Отдельные важные вопросы на ЕГЭ по географии касаются знания особо охраняемых территорий России и их статуса. Готовиться лучше всего при помощи сайта oopt.info.

Социально-экономическая география России

При подготовке к вопросам из этого раздела очень важно обращать внимание на «свежесть информации»: любые данные, представленные в учебниках и картах, лучше уточнять, ориентируясь на текущий 2018 год. Здесь также информация с сайтов:

  • Института демографии Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” — demoscope.ru;
  • Федеральной службы государственной статистики — gks.ru;
  • Независимого института социальной политики — socpol.ru.

Социально-экономическая география мира

Лучше всего готовиться по учебникам 10-11 класса, но ограничиваться только ими не стоит. Хороший материал для подготовки – учебники по географии:

  • География. 10 класс под редакцией В.П. Максаковского;
  • География. 10 класс. Профильный уровень под редакцией В.Н. Холиной.

Готовимся к ЕГЭ по географии

Готовимся к ЕГЭ по географии

Сведения по экономике и промышленному производству можно получить на следующих сайтах:

Задачи из раздела В

Здесь важно продемонстрировать следующие знания:

  • понимание явлений «циклон» и «антициклон»;
  • понимание понятия «ресурсообеспеченность»;
  • понимание понятий «естественный прирост», «миграционный прирост»;
  • знание номенклатуры;
  • знание топографической карты.

Задачи из раздела С

В каждом варианте эти задачи имеют свои особенности и отличия, но в целом важно понимать термины и процессы и выполнять следующие расчеты:

  • расчет естественного и миграционного прироста для регионов России и стран мира;
  • анализ демографических показателей по странам мира;
  • расчет структуры ВВП и занятости по секторам ВВП для стран мира.

Как подготовиться к ЕГЭ по географии самостоятельно

  1. Составьте план подготовки. Лучше всего внимательно изучить кодификатор ЕГЭ по географии, который содержит наиболее полный список вопросов и тем для экзамена. Исходя из полученной информации, составьте понятный и подробный план и готовьтесь, сверяясь с ним.
  2. Решайте практико-ориентированные географические задачи. Таких вопросов на ЕГЭ по географии будет примерно три, и в целом они не представляют большой сложности: главное — быть внимательным и проявить свои аналитические навыки и математические способности.
  3. Работайте с картами. Выучите условные обозначения топографических карт, запомните расположение и названия географических объектов. Регулярно проверяйте свои знания на контурных картах.

Помните: подготовиться к ЕГЭ по географии самостоятельно возможно. Шансы значительно возрастут, если начать подготовку заранее и воспользоваться всеми советами, приведенными выше. Удачи!

Источник: https://ruseducenter.ru/blog/ege-po-geografii-mozhno-li-podgotovitsya-k-ekzamenu-samostoyatelno/

Как самостоятельно и с нуля подготовиться к ЕГЭ по географии

Привет выпускникам! Обычно к концу 9 класса каждый школьник уже определился с перечнем предметов, подлежащих сдаче в форме ЕГЭ. Самый сложный выбор касается необязательных предметов.

В 2017 году одной из 10 наиболее популярных дисциплин стала география, так как предмет относится к гуманитарным наукам и воспринимается учениками проще, чем точные.

Подготовка к ЕГЭ по географии занимает не один месяц, поэтому следует заранее ознакомиться с результативными способами.

Рекомендую! Подготовиться к ЕГЭ по географии помогут онлайн курсы — подробнее!

Готовимся к ЕГЭ по географии

Вспоминая свои школьные годы, я видела, как мои одноклассники готовились к экзаменам. ЕГЭ по необязательным предметам еще не было, и поэтому вся подготовка сводилась к «зубрежке» учебников.

Сейчас гораздо больше возможностей для успешной сдачи экзамена:

  • Составьте план и распишите сроки подготовки по тому или иному разделу дисциплины. Желательно оставлять время «про запас».
  • Тренируйте свои теоретические знания посредством тестирования.
  • Запишитесь на групповые курсы.
  • Используйте справочники и книги.
  • Просматривайте записи видеокурсов, размещенных в интернете.
  • Наймите репетитора для индивидуальной усиленной подготовки к экзамену.

Успешные подготовительные мероприятия к ЕГЭ начинаются с составления плана. Я советую придерживаться следующих пунктов:

  • Поставьте временные ограничения на изучение каждой тематики. Особенно, если подготовка ведется самостоятельно и с нуля.
  • Время необходимо оставить с запасом, чтобы последний месяц перед ЕГЭ можно было посвятить обобщению изученного материала.
  • Узнайте заранее какие вопросы были в ЕГЭ 2018 года. Да, что-то изменится, но для тренировки пригодится.

Распишите план изучения материалов в соответствии со школьной программой за 6-11 классы и основными разделами ЕГЭ по географии:

  • Физическая география.
  • Топография.
  • Земля как планета.
  • Экология и природопользование.
  • География России с точки зрения социальной экономики.
  • География мира с точки зрения социальной экономики.
  • Географическая номенклатура.

Чтобы закрепить изученную теорию достаточно попрактиковаться на тестах. Первая часть экзамена содержит 27 тестовых вопросов.

Рекомендуем! География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Например, пройти тест по географии, состоящий из 27 вопросов, можно по следующим ссылкам:

  • Вариант 1: https://onlinetestpad.com/ru/test/73564-ege-2018-geografiya-demonstracionnyj-variant.
  • Вариант 2: https://onlinetestpad.com/ru/test/45852-ege-2017-geografiya-demonstracionnyj-variant.
  • Вариант 3: https://onlinetestpad.com/ru/test/17027-ege-2015-geografiya-demonstracionnyj-variant.

Важно! Автором данных демонстрационных тестов является государственный ФИПИ

Перед школьными экзаменами я ходила на подготовительные курсы прямо в университет, куда планировала поступить. Из плюсов можно отметить:

  • Знакомство с преподавательским составом и кафедрой.
  • «Сильные» педагоги с большим опытом.
  • Возможно на потоке курса вы познакомитесь с будущими однокурсниками.
  • Адекватная цена на групповые курсы, состоящие из 5-15 человек.

Поэтому каждому школьнику я рекомендую воспользоваться именно этим способом подготовки.

Справочник для подготовки к ЕГЭ по географии

Для любителей самостоятельного обучения я могу порекомендовать покупку справочника для подготовки к ЕГЭ по географии. Справочник содержит полную теоретическую информацию с кратким содержанием по каждой теме. В конце темы можно пройти тест для закрепления полученных знаний. В конце справочника приведен перечень ответов по каждому тесту для самопроверки.

Скачать справочник можно по следующей ссылке тут.

Еще один популярный среди школьников метод подготовки к ЕГЭ — это обучение по книгам и учебникам. Такой вариант является самым сложным, так как школьник должен обладать способностями к самообучению, усидчивостью и внимательностью.

Рекомендуем! ЕГЭ-2019. География. Сборник заданий. 500 заданий с ответами

За основу лучше всего брать учебники по географии за 6-11 класс, так как именно по школьной программе формируются задания в ЕГЭ. Я, например, любила пользоваться собственными конспектами для подготовки, так как именно они содержали всю требуемую «выжимку» информации из школьных уроков и учебников.

Видеокурсы для подготовки к ЕГЭ по географии

Самостоятельное обучение по видеокурсам может не принести желаемого результата. Сложно сделать подборку из уроков, соответствующую школьной программе и раздела тестирования на ЕГЭ. Какие-то видеоуроки размещены в интернете в свободном доступе, какие-то придется скачивать после оплаты.

По моему опыту видеокурс полезен только при грамотном подходе к программе обучения. Если и заниматься по видеозаписям, то в каком-то конкретном случае. Например, вам непонятна тема демографического роста в России. Тогда можно найти урок в записи именно по этой теме и прослушать его.

Рекомендую! ЕГЭ-2019. География. Тренировочные варианты. 20 вариантов

В интернете можно пройти онлайн-обучение в форме подготовки к ЕГЭ. Большая часть из таких программ — платная. Один из популярных ресурсов онлайн-обучения — https://www.specialist.ru/center/educationtypes/webinar. Занятия проходят как в онлайн-режиме в виде вебинаров, так и по заранее записанным видеоурокам.

Репетитор для подготовки к ЕГЭ по географии

Самым удачным, на мой взгляд, способом подготовки к ЕГЭ по географии является индивидуальное обучение. Нанять репетитора можно:

  • В школе, если кто-то из преподавателей занимается репетиторской деятельностью.
  • В школах дополнительного обучения.
  • В частном порядке, по рекомендации знакомых.

Занятия с репетитором дают школьнику максимум теоретических знаний, закрепленных на практике с помощью тестов и решения задач. Если какая-то тема вызывает затруднения и не дается с первого раза, репетитор может уделить ей больше внимания и разобраться подробнее. В этом заключается главное отличие от самообучения и групповых курсов.

Совет! Если вы с детства определились со своей будущей специальностью и профессия будет связана с географией, советую вам начать принимать участие в олимпиадах по географии. Подготовка к олимпиаде позволяет получать больше новых знаний и закреплять их на практике.

Читайте также:  Подготовка к олимпиадам по английскому

От себя лично хочу поделиться полезными онлайн-ресурсами для подготовки к ЕГЭ по географии:

  • http://loadmap.net/ru — топографические карты мира.
  • https://vk.com/geolibrary — библиотека для географа. Здесь можно найти огромное количество книг и учебников по географии.
  • http://www.ecosystema.ru/ — справочник по географии мира.
  • [mask_link]http://geochemland.ru/uchebnye-materialy/fgam [/mask_link]— физико-географический мировой атлас.
  • https://examer.ru/ege_po_geografii/2019/ — разбор заданий для подготовки к ЕГЭ по географии.

Обычно географию для сдачи в форме ЕГЭ выбирают старшеклассники, которые планируют поступить на географический, экологический и аграрный, картографический факультеты. Такие школьники свяжут свою жизнь с интересной работой — географ, эколог, гидрометеоролог, геолог или картограф. Успехов вам ребята!

С уважением Екатерина!

Готовимся к ЕГЭ по географии

Выпустила собственный видеокурс CopyКАСТА, обучающий копирайтингу «с нуля». Курс создан для студентов, мам в декрете и просто любителей текстов!

Источник: https://lexin-blog.ru/podgotovka-v-ege-po-geografii.html

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Готовимся к ЕГЭ по географии

ЕГЭ по географии не является популярным предметом у выпускников. Процент сдающих ЕГЭ по географии ежегодно колеблется в районе единицы. Большинство выпускников знают только то, что географы – учителя в школе. Однако география в XXI веке охватывает все сферы жизни и с географическим образованием можно найти работу в различных областях современной жизни. Наличие результата экзамена по географии открывает двери к направлениям: «География», «Экология и природопользование», «Картография и геоинформатика», «Гидрометеорология». Это перечислены только направления, каждое из которых содержит десятки специальностей.

Работать можно в различных областях. Самое первое – преподаватель. Физическая география открывает двери к различным областям географии, например «Геодезист», «Метеоролог», «Гидролог», «Геолог-геоморфолог», «Геофизик», «Геохимик», «Океанолог».

Экономическая география занимается проблемами развития городов/стран, народонаселения; статистическими данными.

Экологическое образование занимается проблемами развития планеты, взаимосвязью всех компонентов географической оболочки, а также проводит огромное количество экологических экспертиз.

Начиная с 2016 года, экзамен по географии приобрел новую форму, где нет вопросов с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных, тем самым контрольно-измерительные материалы стали сложнее для «угадаек».

С отказом от тестовых заданий с выбором одного ответа появилось новшество – карты-приложения, которые раздаются на экзамене вместе с КИМ.

Карты-приложения: 1) Политическая карта мира с нанесенными названиями стран; 2) Карта административно-территориального управления Российской Федерации с нанесенными названиями субъектов РФ.

Структура

Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом (18 заданий базового уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня сложности и 1 задание высокого уровня сложности).

Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть чертеж, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос (2 задания повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого уровня сложности).

Пояснения к оцениванию заданий

Выполнение заданий 1–2, 5–10, 12–13, 16–17, 19–27 оценивается 1 баллом; за выполнение заданий 3, 4, 11, 14, 15, 18 в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов.

Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 47.

Решайте варианты ЕГЭ по географии вместе с друзьями, отрабатывайте отдельные темы, скачивайте всё это в pdf. Успехов!

Любой учитель или репетитор может отслеживать результаты своих учеников по всей группе или классу. Для этого нажмите ниже на кнопку «Создать класс», а затем отправьте приглашение всем заинтересованным.

Ознакомьтесь с подробной видеоинструкцией по использованию модуля.

Источник: https://neznaika.info/ege/geo/

Советы эксперта: Как сдать ЕГЭ по географии

ЕГЭ по географии — это экзамен по выбору, который сдают абитуриенты, поступающие на специальности в области географии, экологии, регионоведения и туризма. О том, как лучше подготовиться к этому ЕГЭ, «Учёба.ру» побеседовала с учителем географии школы «Класс-центр» Евгенией Белоусовой.

Фото: Sue Clark / Flickr / CC BY 2.0

Готовимся к ЕГЭ по географии География — один из самых редких ЕГЭ. Его выбирают меньше всего школьников. Как вы думаете, почему?

Все дело в запросе. География как обязательный вступительный экзамен требуется для крайне ограниченного списка направлений высшего образования. Этот ЕГЭ принимают около 10 московских вузов, и только на профильные специальности.

Если говорить о МГУ, то там есть несколько направлений с географией. Ее сдают абитуриенты таких специальностей, как «География», «Картография и геоинформатика», «Гидрометеорология».

А в другие вузы география требуется, в основном, только на одну специальность — «Экология и природопользование». Даже на экономический факультет география не сдается.

Как сейчас обстоит дело с географией в общеобразовательных школах? Насколько хорошо школьники ее знают?

Изучение географии в школе начинается с 5 класса. В 5 и 6 классе на нее выделяется по одному часу в неделю. С 7 по 10 класс включительно география идет по два часа в неделю. Есть исключение в тех школах, где программа по предмету 10 класса разделена на два года. В этом случае в 10 и 11 классе школьники занимаются по одному уроку географии еженедельно.

Могу сказать, что этого объема совершенно недостаточно для того, чтобы сдать ЕГЭ по географии на хороший балл. Школьная программа идет по своим разделам, а для того чтобы подготовиться к экзамену, нужно вспомнить все темы с 5 класса и проработать их.

В некоторых школах есть факультативы и элективные занятия, некоторые учителя помогают ученикам в свободное время. В противном случае выход для детей — это курсы или репетитор. Что касается самоподготовки, на мой взгляд, выучить все это самостоятельно очень сложно. Нужна помощь преподавателя, который понимает структуру ЕГЭ и знает предмет.

По вашему опыту, какие разделы географии самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? А какие темы самые простые?

Самые сложные для школьников — разделы, связанные с хозяйством России и мировым хозяйством. В них входят такие темы, как «География отраслей промышленности», «География сельского хозяйства», «Географическое районирование», «Факторы размещения производства».

Эти темы относятся к экономической географии, которая начинается с 9 класса. Решение задач по ним требует метапредметных навыков: хорошей математической подготовки, логического мышления, умения анализировать. Особенно хорошо нужно знать геометрию и иметь пространственное мышление.

Спокойно ориентироваться во всем этом дано далеко не всем школьникам.

Что касается самых простых тем, то это «Источники географической информации», «Природопользование». Во-первых, обо всем этом говорят не только на уроках географии, но и на смежных дисциплинах. Во-вторых, эти темы находятся в зоне ближайшего развития, на вопросы по ним можно ответить, опираясь на личный жизненный опыт.

По каким темам больше всего заданий в ЕГЭ? За какие задания ставится наибольшее количество баллов?

Треть заданий на экзамене (11 из 34) относится к географии России, это самый популярный раздел. Больше всего баллов выпускники могут получить за задачи высокого уровня сложности, которые вызывают и больше всего затруднений.

Это задания № 25, № 28, № 30, № 34. Задания № 31 и № 33 относятся к повышенному уровню сложности. Последние шесть заданий максимально оцениваются в 11 первичных баллов или 23 тестовых.

Их правильное решение дает сразу 23%, то есть четверть оценки за экзамен.

Чтобы хорошо подготовиться к этим заданиям, начинать нужно с теории.

Необходимо знать закономерности, происхождение явлений, уметь выстраивать причинно-следственные связи (почему это явление произошло и что из этого следует) и прогнозировать.

А дальше уже отрабатывать всю эту теорию на максимальном количестве заданий. Садиться и по каждой теме решать, решать и решать варианты. Смотреть и анализировать ответы, проверять себя.

У школьников, которые готовятся к экзамену, возникает много вопросов с терминологией. Необходимо открывать толковый словарь и смотреть, что означает каждый непонятный термин. Когда ученик не понимает, что это за слово, он пытается в общем как-то что-то объяснить, а суть задания ускользает.

Что нужно делать школьнику, чтобы получить 100 баллов, реально ли их получить?

Это сделать очень трудно. Здесь нет формулы, нет определенных этапов, которые нужно пройти, и тебе повесят на грудь медаль в виде стобалльного результата. Плюс, не в пользу ученика на экзамене работает волнение, человеческий фактор. Готовиться к экзамену надо начинать как минимум за год.

Идеально, если получается прорешивать по варианту в день, а также развивать логику, разбирать логические загадки на причинно-следственные связи. На мой взгляд, выпускник, способный получить 100 баллов по географии, — это человек с широким кругозором, который мыслит за пределами предмета, знает математику, и у которого развито пространственное мышление.

Также немаловажно — школьник должен ориентироваться в современном мире (я имею в виду новостной информационный поток).

Один из моих учеников, призер финала Всероссийской олимпиады школьников по географии, на ЕГЭ набрал 98 баллов. Этот мальчик прекрасно знал предмет. Я бы даже сказала, что в некоторых темах он разбирался лучше меня. Он был увлечен географией, с 9 класса бесконечно читал и читал, смотрел новости, интересуясь тем, что происходит вокруг.

Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

В первую очередь, сайты «РешуЕГЭ» и «ФИПИ», где содержится огромная база заданий прошлых лет. Кроме этого, на ресурсе «ВКонтакте» есть много полезных тематических групп для подготовки к ЕГЭ. Своим ученикам я всегда даю ссылки на определенные сообщества по географии, где администраторы групп и сами дети выкладывают задания и полезную информацию.

В обсуждениях к задачам в этих группах нередко ведутся горячие споры. И вот как раз там можно прочитать объяснения к задачам по разным темам, которые написаны самими школьниками, пусть не так, как в книжках, но на доступном и понятном им языке.

Что касается печатных изданий, по моему опыту, большинство из них повторяет те задания, которые есть в интернете, на перечисленных мною сайтах.

Еще могу порекомендовать проверочные работы системы «Статград», но это не открытый источник, учитель может войти на этот сайт с помощью логина и пароля.

По географии вообще не так много тренировочных материалов, это я говорю как преподаватель.

Например, по обществознанию в «Статграде» раз в месяц, а то и чаще, выкладывается новая работа, а по географии их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Какие есть подводные камни в заданиях части 2? На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?

Задание № 28 Задание на построение профиля местности, где важно понимать условные знаки и уметь читать их. В вопросе предлагается карта, и нужно по предлагаемой линии АВ построить профиль местности, то есть взглянуть сбоку на разрез. Здесь необходимо внимательно читать задание, а именно смотреть, через какое расстояние проведены горизонтали, и иметь в виду вертикальный и горизонтальный масштаб, которые указаны в условии.
Задание № 29 Задание на знание закономерностей природы, умение сравнивать. Также здесь важно хорошо представлять себе карту мира и карту России. Даже если вы владеете всеми перечисленными навыками, но не представляете, где находится нужный объект, задание вы не выполните. В голове должна быть карта!
Задание № 30 Задание № 30 очень похоже на № 29. Если смотреть на спецификацию ФИПИ, перечень тем у них идентичный, просто разная выборка.
Задание № 31 Внимание к единицам измерения в таблице. Обязательны вычисления — как доказательная база, как аргументация.
Задание № 32 Задание на пространственное мышление. Необходимо точно представлять строение Солнечной системы и изменения положения планеты Земля относительно Солнца в течение года. Если с закрытыми глазами в голове проигрывается этот «мультик», если эта картинка есть, то дальше достаточно логического мышления, чтобы правильно ответить на поставленный вопрос.
Задание № 33 Внимание к вопросу! В этом задании, как правило, дается таблица. Важно уметь выбирать нужное из предложенных данных. Некоторые данные в ней являются дополнительными, и на них не следует обращать внимание. Здесь вопрос в выборке информации и умении ученика точно представлять, какие данные ему понадобятся для ответа на вопрос.
Задание № 34 Задание предполагает математическое мышление и знание формул. По нему также актуально все, что сказано по № 33. Обратите внимание на статистическую информацию, а именно на год, по которому просят рассчитать данные. Здесь можно ошибиться с годом, и тогда даже при верной логике выполнения и правильных математических вычислениях рискуете получить 0 баллов.
Читайте также:  Что такое политология— немного теории

До ЕГЭ по географии осталось меньше месяца. На что вы посоветуете выпускникам обратить пристальное внимание в оставшееся время?

Я бы обратила внимание на задания высокого уровня сложности, на них можно потренироваться. Есть определенные алгоритмы и формулы, которые нужно использовать для решения. Вот этим и стоит сейчас заняться.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/4781

Подготовка к ЕГЭ по географии: что ожидать?

Эту дисциплину выбирают около 2% (чуть более 13 тысяч человек) всех выпускников российских школ. Такое явление можно объяснить небольшим количеством ВУЗов, которые запрашивают результаты по этому экзамену. Он подходит для тех, кто решил учиться на архитектора, геодезиста или эколога.

При этом доля ребят, справившихся с итоговой аттестацией успешно, составила 91%. Это позволяет сделать вывод о качественной подготовке ребят к профильному предмету. Они продемонстрировали серьезный подход к столь непростому специфическому испытанию.

Если вы не уверены в том, хотите ли сдавать его – внимательно прочтите нашу статью. Мы собрали самые актуальные сведения о ЕГЭ по географии на сегодняшний день.

Готовимся к ЕГЭ по географии

ВАЖНОЕ

  • Тест составлен из 34 заданий, из которых 18 – базовой сложности, 10 – повышенной, 6 – высокой.
  • Минимальный порог – 11 первичных баллов (37 тестовых).
  • Участникам аттестации разрешено пользоваться непрограммируемым калькулятором, который выполняет арифметические и тригонометрические вычисления, линейкой и транспортиром. Также к Контрольным Измерительным Материалам прикрепляются карты мира и России, которые помогают одиннадцатиклассникам в выполнении теста.
  • Не забудьте взять с собой черную гелиевую ручку в нескольких экземплярах, паспорт и бутылку воды.
  • Записи в черновиках и КИМах при проверке не учитываются, но их наличие строго обязательно.
  • Работа предусмотрена на 3 часа.

Структура экзамена

Почти каждый предмет делится на 2 раздела. Химия не является исключением.

I часть проверяет основные географические знания и умения. Ответы на №1-27 представляют собой слово, словосочетание, конечное число или последовательность цифр и записываются в бланке-1. Он проверяется автоматически, поэтому следите за разборчивостью символов.

II часть составлена из усложненных вопросов. Ответы на №28-34 должны быть развернутыми и исчерпывающими и представлены на бланке-2.

Критерии оценивания

Повторимся: минимальное количество баллов, необходимых для того, чтобы вам засчитали сдачу экзамена – 11. Максимально возможно набрать – 47. Потом по особой системе эти цифры переводятся в тестовую форму.

Рассмотрим подробно оценочную систему:

  • За корректные №1, 2, 5-10, 12, 13, 16, 17, 19-27 можно получить по – 1.
  • Пункты 3, 4, 11, 14, 15, 18, 28-34 оцениваются в – 2.

Рекомендуем во второй части показать экспертам ваши знания по максимуму. Даже если решение окажется неправильным, есть шанс набрать балл за ход решения. Этим вы улучшите свою конечную сумму.

В борьбе за бюджетные места в институтах каждая цифра играет важную роль. Так что не бросайте задачу, прикладывайте все усилия, чтобы вывести логичный ответ.

К счастью, за ошибочный ответ результат не уменьшается.

Как готовиться

Это самый востребованный вопрос, который задают школьники последних классов. И к большому сожалению, не получают конкретного ответа. Многие учителя учат сразу всему, не понимая, что конкретно спрашивается на государственном экзамене. От этого страдает качество обучения и подготовки. А следовательно – на выходе мы имеем низкие результаты.

Мы не советуем вам пропускать уроки, поскольку это хорошая возможность попрактиковаться в использовании приобретенных знаниях.

В свою очередь, мы предлагаем вам список тематических блоков, из которых составляются вопросы:

  • Проверка навыков работы с картами, схемами (всего в работе 4 задания).
  • Взаимосвязь человека и Земли (6 вопросов).
  • Демографические характеристики мира (4 пункта).
  • Особенности хозяйственной сферы на мировой арене (3 условия).
  • Использование природных ресурсов (3 позиции).
  • Регионы и страны мира (аналогично 3).
  • Географические черты Российской Федерации (11 задач).

Особенно советуем разобраться в климатических, экономических, демографических и космических закономерностях, поскольку именно они встречаются в последних «дорогих» вопросах.

Более подробная информация о формате и темах изложена в спецификации на официальном сайте ФИПИ.

Источник: https://uroknadom.ru/blog/podgotovka-k-ege-po-geografii-chto-ozhidat/

Материал по географии по теме: Справочник для подготовки к ЕГЭ по географии | Социальная сеть работников образования

  • ГеографияПолный справочник для подготовки к ЕГЭ
  • От Авторов
  • В соответствии с законом о Едином государственном экзамене (ЕГЭ), начиная с 2009 года, ЕГЭ стал основной формой конкурсного отбора для приема в высшие учебные заведения.
  • Ежегодно десятки тысяч выпускников успешно сдают экзамен по географии и становятся студентами высших учебных заведений.
  • К сожалению, в учебных планах выпускных классов подавляющего большинства школ предмет «География» отсутствует, что существенно затрудняет выпускникам задачу подготовки к итоговому аттестационному экзамену.
  • Данное пособие поможет учащимся выпускных классов самостоятельно повторить и систематизировать материал школьного курса географии, познакомиться со структурой экзаменационных заданий ЕГЭ и самостоятельно решить типовые тренировочные тесты.

Теоретический материал справочника изложен в краткой и доступной форме.

Каждый раздел книги соответствует темам, проверяемым на ЕГЭ – семи содержательным блокам: «Источники географической информации», «Природа Земли», «Население мира», «Мировое хозяйство», «Природопользование и экология», «Страноведение», «География России», и сопровождается примерами тестовых заданий с комментариями и тестами для самопроверки.

Самостоятельное выполнение тестовых заданий поможет не только закрепить в памяти знания, но и отработать основные приемы выполнения заданий ЕГЭ. Ответы к заданиям позволят проверить свои знания и оценить степень подготовленности к аттестационному экзамену.

Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Раздел IИсточники Географической Информации

Сравнение свойств географической карты и плана местности. План местности. Географическая карта

Карта – уменьшенное обобщенное условно-знаковое изображение поверхности Земли (ее части), других планет или небесной сферы, построенное в масштабе и проекции (т. е. по математическому закону).

Различие карт по масштабу. В зависимости от масштаба карты делят на три группы: крупномасштабные, среднемасштабные, и мелкомасштабные. Крупномасштабные карты имеют масштаб 1:200 000 и крупнее.

К этой группе относятся топографические карты. Среднемасштабные имеют масштаб мельче 1:2 000 000 и до 1:1 000 000 включительно.

К мелкомасштабным картам относят карты, построенные в масштабе мельче 1:1 000 000.

При создании карты производится строгий отбор того, что на ней будет изображено и написано. Этот отбор называетсякартографической генерализацией. Как правило, чем мельче масштаб карты, тем меньше на ней показано объектов, т. е. тем строже ее генерализация. Важную роль в картографической генерализации играет назначение карты и ее тематика.

План местности – чертеж местности, выполненный в условных знаках и в крупном масштабе (1:5000 и крупнее).

Построение планов осуществляется в ходе глазомерной, инструментальной или комбинированной съемок непосредственно на местности или на основе расшифровывания аэрофотоснимков.

Планы отражают небольшую по площади территорию (несколько километров), и поэтому при их построении кривизна земной поверхности не учитывается.

Отличие плана от карты: 1) на планах изображаются небольшие участки местности, поэтому они строятся в крупных масштабах (например, в 1 см – 5 м). Карты показывают значительно бóльшие территории, их масштаб мельче;

2) план изображает местность подробно, сохраняя точные очертания изображаемых объектов, но только в уменьшенном виде. Крупный масштаб плана позволяет отразить на нем практически все объекты, находящиеся на местности.

На карту, имеющую более мелкий масштаб, все объекты нанести не удается, поэтому при создании карт производится генерализация объектов. Точные очертания всех объектов на карте также показать нельзя, поэтому они искажаются в той или иной мере.

Многие объекты на карте, в отличие от плана, изображаются внемасштабными условными знаками;

3) при построении плана кривизна земной поверхности не учитывается, т. к. изображается небольшой участок местности. При построении карты она учитывается всегда. Карты строят в определенных картографических проекциях;

4) на планах нет градусной сети. На карту обязательно наносят параллели и меридианы;

5) на плане направление на север считается направлением вверх, направление на юг – вниз, на запад – влево, на восток – вправо (иногда на плане направление север – юг показано стрелкой, которая не совпадает с направлением вверх – вниз). На картах направление север – юг определяется по меридианам, запад – восток – по параллелям.

Сравнение способов картографического изображения. Способы изображения объектов и явлений на картах

Условные знаки – обозначения, применяемые на картах для изображения различных объектов и их качественных и количественных характеристик.

С помощью условных знаков обозначают как реальные объекты (например, населенные пункты), так и абстрактные (например, плотность населения).

Условные знаки предназначены для того, чтобы указать вид и некоторые характеристики изображенных на карте объектов (явлений) и определить их положение в пространстве.

Условные знаки бывают:

– внемасштабными (используются для того, чтобы изобразить объекты, которые не могут быть выражены в масштабе карты). Это рисунки или геометрические фигуры, Родники форма которых обычно напоминает изображаемый объект (рис. 1). Буквенные символы также относятся к внемасштабным условным знакам

– линейными (используются для изображения объектов линейного характера – рек, дорог, границ, трубопроводов и др.). В масштабе они передают только длину и форму объекта, ширина их преувеличена, поэтому ее измерить нельзя (рис. 2);

Источник: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/11/29/spravochnik-dlya-podgotovki-k-ege-po-geografii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector