Что такое болонское образование?

Идея о создании единого пространства образования в Европе витала в воздухе давно (с 70-х годов двадцатого века). Но осуществляться она стала с 1998 года, когда министрами образования 4 стран (Германии, Франции, Италии, Великобритании) подписали Сорбонскую декларацию.

А в 1999 году уже 29 министров подписали в Болонье (Италия) совместную «Болонскую декларацию». Болонский процесс развивался поэтапно, и на каждом рубеже увеличивалось количество стран-участниц, ставились новые цели.

Болонская система образования

Болонская система образования основные принципы

Страны присоединялись к соглашению добровольно, приняв на себя обязательства:

  • с 2005 года выдавать к дипломам приложение единого образца;
  • до 2010 года провести реформу национальной системы образования (она должна соответствовать положениям декларации).

На данный момент 47 стран участвуют в Болонском процессе и среди них много государств, ранее входивших в СССР (Россия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Прибалтики).

Цель Болонской декларации – создать единую систему образования и активизировать европейское высшее образование в мировом масштабе.

Обеспечивается свободное передвижение студентов и преподавателей (создается единая система сертификации и вводится одинаковая форма приложения к диплому).

Вводится 2 цикла обучения: предварительный (не меньше трех лет) и выпускной (на его этапе студент получает степень магистра или доктора).

Во всех вузах действует единый кредитный зачет (накопительный), который служит доказательством квалификации студента. При смене работы или месте жительства в пределах стран, подписавших декларацию, стаж сохраняется.

За стандартами европейского образования следят независимые аккредитационные агентства.

В результате развивается европейское сотрудничество и совместные программы обучения, осуществляется система, контролирующая качество образования (для этого привлекают даже работодателей).

Престиж высшего образования поднялся на более высокий уровень.

Так как родиной Болонского соглашения является Италия, то будет интересно узнать, как осуществляется образование именно в этой стране.

Система образования в Италии

Итальянское образование имеет сложную структуру. Сейчас проводится реформа, которая должна ее упростить в соответствии с европейскими стандартами.

Государство держит систему образования под своим жестким контролем.

Дошкольные учреждения

Болонская система образования основные принципы

Именно с них начинается обучение в Италии. Их в стране не хватает. Для детей до 3 лет работают платные ясли.

С 3 лет детки посещают детский сад. Обучающие занятия в нем необязательны, так как при поступлении в школу не требуется умения читать и считать.

Хотя, по своему усмотрению, многие воспитатели практикуют развивающие уроки.

Итальянская школа

Обучение делится на три ступени:

  1. Начальная школа дает знание по общеобразовательным предметам (учатся дети 6-11 лет) и состоит из двух ступеней.
  2. Средняя старшая школа. Этот ступень необязательна. Она аналогична нашему профессиональному образованию. Многие ученики предпочитают заменить этот этап работой (трудовая деятельность в стране разрешается с 14 лет).
  3. Школьники сами определяют программу образования: обычная в лицеях разных профилей (готовят к вузам) или обучение, включающее профессиональную подготовку (в колледже).

Школьное образование всех ступеней бесплатно. В Италии много частных школ, но они аттестаты не выдают, и их выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.

Высшее образование:

  • Начинается с 18-19 лет.
  • В систему высшего образования входят университеты, университетские колледжи и академии.
  • Итальянские университеты имеют многовековую традицию.

Бесплатное обучение в Италии можно получить в гос. вузах (в стране более 60 госуниверситетов).

Но при этом надо будет заплатить обязательный налог на обучение (500-3000 евро за год)

Университет Болонья

Это старейший вуз Европы (основан в 1088 году) и с самого основания стал центром юриспруденции. Сейчас в университете получают образование 100 000 студентов по разным специальностям.

Работают 24 факультета, вуз имеет свои региональные центры по всей стране и даже имеется филиал в Аргентине. Программы обучения проходят на итальянском и английском.

Университетом предлагаются 128 разных курсов бакалавра (надо пройти трехлетнюю программу и достичь 180 кредитов), при вузе действуют специализированные школы разных направлений, научные центры, докторантуры.

Получить образование в стране можно и в негосударственных вузах, которые имеют такие же права, как государственные.

Поступив в Польские университеты, каждый сможет получить качественное образование европейского уровня. Все про колледж экономики, бизнеса и права можно узнать тут.

Учеба в Италии на степень магистра имеет несколько видов: двухлетнее обучение с квалификационной работой в конце, программа, ориентированная на узкоквалифицированных специалистов, годичная программа для получения дополнительной профессиональной квалификации.

Третья ступень образования – докторантура и аспирантура. Большое внимание в Италии уделяется образованию в сфере искусства.

Знаменитая в этом направлении Болонская школа живописи. Почти все вузы не имеют ограничений по набору студентов (квота существует только для граждан не членов ЕС) и обучение не имеет обязательного характера (студенты сами выбирают время сдачи экзаменов).

Участие России в Болонском процессе началось в 2003 году. После этого (2004 год) были одобрены основные направления развития образования в стране и предусмотрен переход на Болонскую систему.

Законодательством закреплен переход вузов России на подготовку кадров по уровням (2007 год). В новых стандартах предусматривается расширение свободы вузов и теперь программы можно разрабатывать с учетом региональных потребностей. Процессы несколько тормозятся, так как часто натыкаются на непонимание должностных лиц.

Болонская система образования в Украине

Присоединение страны к этой системе датируется 2005 годом. В связи с этим, в системе образования Украины произошло много изменений.

Было внедрено независимое тестирование в школах, упрощены системы уровней в вузах. В реализацию положений болонской декларации вовлекли специалистов из лучших украинских университетов.

В 2006 году их силами была сформирована группа промоутеров, которая проводит регулярные учебные тренинги по европейскому образованию. Налажены контакты с европейскими рабочими группами.

Тем не менее, мнение о Болонской системе в Украине неоднозначно.

Некоторые высокопоставленные лица считают, что ее внедрение не помогло решению проблем образования в стране, а только их усугубило. Украина и Россия ввели Болонскую систему, но дипломы этих стран за границей признавать не спешат и при трудоустройстве в других странах требуется дополнительное обучение.

И все же единое европейское образование – вещь перспективная!

Источник: https://inostudent.ru/strany/italija/bolonskaya-sistema-obrazovaniya-put-k-edinoj-sisteme.html

Болонская система образования в современной России

Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

С 2003 года, когда в России была принята Болонская система образования, в нашем обществе не утихает дискуссия: насколько эффективным Болонский процесс может быть в условиях российской действительности и нужен ли он вообще?

Тем более, что все прекрасно понимают, действующая у нас система образования не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в реформах. Только вот мало кто понимает, как эти реформы должны выглядеть и подходит ли нам опыт европейских стран и, в частности, Болонская система.

Чтобы прояснить этот вопрос, предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

Что такое Болонский процесс?

Болонская система образования основные принципы

Болонский процесс — организация единого образовательного пространства с целью создания конкурентоспособного образования по отношению к образовательным системам Австралии, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, куда происходит отток учащихся их европейских стран. Основные принципы этой системы:

1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.

2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:

  • бакалавриат,
  • магистратура,
  • докторантура.

3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).

При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда).

Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека.

Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью:

  • компетентность — это способность достигать определенных результатов работы
  • компетенция это — необходимые знания, навыки и стандарты поведения, позволяющие достигать высоких результатов в работе.

На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия «компетенция»:

  • американский подход – описание поведения сотрудника
  • европейский подход – описание рабочих задач или результатов работы
  • Россия (и СНГ) – индивидуальные способности, личностные качества и профессиональные навыки, необходимые для выполнения какой-либо работы.

Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.

Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать.

Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций.

Читайте также:  Как понять, что такое недосыпание?

Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!

Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию. Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится.

Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли. Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.

Результаты внедрения Болонской системы в России

Что дала Болонская система России? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования.

Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции.

А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.

В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.

Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях.

И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.

А как вообще оценивается эффективность образования?

Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.

Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.

При этом под оценкой качества понимается:

  • оценка качества образовательной программы по отдельному предмету
  • оценка учебной программы в целом
  • качество работы ВУЗа, работа преподавателей, исследовательская работа
  • качество или практика какой-либо образовательной программы, например, консультации студентов.

Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов. Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.

Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:

  • высокая доля расходов на образование (7% от ВВП, приближается к 1 трлн. долларов, в России – порядка 3,5% от ВВП, в денежном выражении – 34 млрд. рублей)
  • объединение науки и образования, высшие учебные заведения являются главным сектором проведения фундаментальных исследований. В России и Европе центры образования и научных исследований разделены.

Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов «с руками отрывали» в зарубежных компаниях.

Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом.

А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.

По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:

  • ориентации на реальный рынок труда;
  • мобильности обучающихся;
  • использования инновационных методов обучения.

Источник: https://fulledu.ru/articles/1014_bolonskaya-sistema-obrazovaniya-v-sovremennoy-ross.html

Болонская система образования основные принципы

С целью поднятия уровня европейского высшего образования в 1999 году 29 держав Европы в городе Болонья (Италия) подписали Болонскую декларацию. С тех пор начался Болонский процесс реформации в сфере образования.

В России Болонская система была запущена в 2003 году.

Новшества в устоявшейся традиционной схеме принимались с осторожностью и подвергались критике, но в последнее время именно Болонский процесс становится основным критерием высшего образования.

Суть и принципы Болонской системы образования

Болонская система образования основные принципы

Обозначим основные цели Болонской системы образования:

  • Гражданская мобильность, как ключ к непрерывному образованию и возможность принятия на работу после учебы в ВУЗе, в том числе и за рубежом.
  • Качественное развитие научного, исследовательского потенциала образовательной системы.
  • Поднятие европейской образовательной системы на новый уровень.
  • Создание универсальной системы образования для обмена опыт, знаниями, студентами, преподавателями.
  • Повышение качества образования.
  • Помощь в финансировании системы образования странами Европы.

Страны, вступившие в Болонский процесс, принимают это решение добровольно, и обязуются в указанные сроки провести реформирование классической системы образования:

  • Обеспечить выпускников вузов стран, присоединившихся к болонской системе образования, приложениями к дипломам единого унифицированного образца.
  • Перевести вузы на многоуровневую систему высшего образования.
  • Ввести академические кредиты ECTS (единица измерения учебного труда студента).
  • Перейти на бально-рейтинговую систему оценивания студентов (единая европейская система оценивания).
  • Ввести модули в системе образования.
  • Организовать рейтинги студентов и педагогов.

Ученые степени Болонской системы

Система Болонского процесса подразумевает многоуровневое высшее образование:

  1. Первый уровень – бакалавриат (степень «бакалавр»).
  2. Второй уровень – магистратура (степень «магистр»).
  3. Третий уровень – докторантура (степень «доктор»).

Важно отметить некоторые особенности:

  • Степень бакалавра означает полноценное высшее образование первого уровня.
  • Диплом бакалавра имеют право выдавать лишь вузы, для заведений среднего профессионального образования такая возможность исключена.
  • Есть шанс получить «интегрированную магистратуру»; в таком случае абитуриент при поступлении обязуется самостоятельно нагнать степень бакалавра в течение магистерской подготовки.

Болонская система высшего образования в России.

Болонская система образования основные принципы

Изменения классической постсоветской системы образования РФ в соответствии с положениями Болонского процесса направлены на то, чтобы создать в России систему образования, способную конкурировать с вузами стран Запада.

Плюсы Болонской системы:

  • Мобильность студентов и педагогов – возможность обучаться, практиковаться и трудоустраиваться за рубежом. А также обмен опытом и результатами исследований разных стран-участниц.
  • Возможность ВУЗам России участвовать в проектах, финансируемых Европейской комиссией.

Минусы Болонской системы:

  • Диплом бакалавра в страна-участницах Болонского процесса зачастую не воспринимается как полноценный, трудоустройство затруднительно, выпускников воспринимают как «недоученных специалистов».
  • Цель унификации заключается в мобильности студентов и педагогов; однако на практике это непросто, ведь это предполагает немалые финансовые затраты.
  • Присоединение к Болонской системе может привести к временному беспорядку в образовательных программах.

Многоуровневая система высшего образования отличается от исторически сложившегося в России четкого разделения учебных ступеней. Этот фактор – зона риска.

Сложно отнести определенно к достоинствам или недостаткам, тут покажет время, насколько вводимые изменения окажутся оправданными.

С одной стороны, мир изменился, и система образования также требует перемен; с другой стороны, мы рискуем потерять те ценные методики, что было разрабатона и внедрены в последние десятилетия.

Перевод баллов, экзамены, оценки

Система оценивания в Болонской системе предполагает накопление баллов в течение всего года обучения.

Система кредитов выглядит так:

  1. 1 кредит – это приблизительно 25 учебных часов, включающих лекции, самостоятельное изучение предмета, сдачу экзаменов.
  2. В среднем студент за семестр может накопить 30 кредитов.
  3. Участие студентов в олимпиадах, конференциях дает возможность заработать дополнительные кредиты.
  4. В результате степень бакалавра оценивается в 180-240 часов кредитов, а степень магистра предполагает доработку еще 60-120 кредитов.

Перевод 100-балльной рейтинговой оценки в традиционную

оценка по5-балльной системе
  • оценка по 100-балльной системе
оценка поECTS
5 превосходно 96-100 A
5 отлично 91-95 B
4 хорошо 81-90 C
4 хорошо с недочетами 76-80 D
3 удовлетворительно 61-75 E
2 неудовлетворительно 41-60 Fx
2 неудовлетворительно(необходимо повторное изучение) 0-40 F

Особенности проведения зачетов и экзаменов:

  • Промежуточная аттестация (зачет) подразумевает наличие у студента не менее 40 баллов.
  • Если у студента за учебный семестр набрано не менее 61 баллов, он может быть освобожден от зачета, аттестация будет зачтена автоматически (так называемый «автомат»).
  • В случае экзамена перерасчет набранных баллов в оценку производится в соответствии с указанной в таблице системе.
  • Студент имеет право оспорить «автоматически» заработанную оценку по баллам и сдавать экзамен в классической форме.

Использование Болонской системы в вузах Европы, позволило поднять высшее образование на новый уровень. Таким образом, они стали полноценными конкурентами известным западным вузам по качеству знаний выпускников.

Читайте также:  Описание профессии физик

Кроме того, объединившись с другими странами — участницами Болонского процесса, у студентов и педагогов появляется возможность обмениваться знаниями, опытом, результатами исследований, студентами. Как и все новое, в России Болонская система была принята с недоверием, но в последнее время она становится все популярнее.

Сегодня 100-бальную систему даже рассматривают, как вариант оценки знаний для муниципальных школ и как старт к модернизации начального и среднего образования в России.

Все «за» и «против» внедрения Болонской системы в образовательную сферу РФ подробно рассмотрены в видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/sut-i-tseli-bolonskoj-sistemy-obrazovaniya.html

Болонская система образования в России: плюсы и минусы Болонского процесса

Болонская система образования стала внедряться в российскую в период активной интеграции нашей страны в международное экономическое пространство. Данная система создавалась странами Евросоюза, в первую очередь, чтобы объединить образовательный потенциал и ресурсы европейских учебных заведений в рамках коалиции.

Переход России на Болонскую систему — попытка приобщиться к европейским образовательным стандартам, показать, что отечественные специалисты не менее востребованы в мире.

Кроме того, вступление в Болонский процесс открывало перед российскими вузами возможность участия в международных проектах, а студентам и преподавателям обещало право на обучение по обмену в европейских университетах.

Справка: Что такое Болонский процесс в системе образования? Это процесс синергии систем высшего образования стран Европы с целью создания единой европейской платформы высшего образования.

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Сравнение Болонской и советской системы образования — плюсы и минусы

Конечно, переходу на Болонскую систему были рады не все и даже сегодня, спустя 16 лет после её внедрения, не утихают споры о преимуществах старой советской системы.

К очевидным плюсам, которые обычно приводят приверженцы новой системы можно отнести то, что талантливые российские студенты, могут получать образование в ведущих европейских учреждениях. А далее реализовывать свои карьерные замыслы в Европе, получая дополнительный опыт.

Еще одно преимущество Болонской системы – её специализация, более детальные знания в конкретных областях и возможность получать несколько высших образований. Но для России и нашей действительности данная система выглядит достаточно неорганично и имеет больше минусов.

Интересный факт: странами-участниками Болонского процесса являются 48 стран Европейского союза и Европейская комиссия. Все страны ЕС и Восточного партнерства задействованы в процессе. Монако и Сан-Марино — единственные страны Совета Европы, не участвующие в данной системе.

Во-первых, у нас в своё время была сильная система образования советского периода, признанная в мире как одна из наиболее успешных. И в данной ситуации получается, что мы отбрасываем тот уникальный опыт, накопленный десятилетиями, и переходим на европейские рельсы.

Во-вторых, Болонская система в некоторой степени провоцирует утечку талантливой молодёжи за границу. Она открывает дорогу тем, кто не смог реализовать на Родине. Таким образом, Болонская система является инструментом «выкачивания» молодой российской интеллектуальной элиты за границу.

Ничего хорошего для отечественной экономики в этом нет, создаётся она в первую очередь людьми.

Другое дело, что ещё надо разобраться, почему страна не может обеспечить возможность развития в рамках своих границ?! Разумеется, у нас есть грантовые программы поддержки молодых учёных, но этого недостаточно в масштабах государства.

И всё же, основываясь на социологических исследованиях, большинство студентов остаётся учиться в России. Конечно, часть делает выбор в пользу европейских университетов, но возможность получать образование там есть только у самых выдающихся россиян.

Если рассматривать обратную ситуацию, то для европейских студентов российские вузы особого интереса не представляют. В Европе за исключением МГИМО, РУДН и СПБУ, наши учебные заведения особо не котируются. Конечно, в сравнении российских и европейских высших учебных заведений присутствует некоторый снобизм. Он проявляется во многом, в том числе и по отношению к нашим студентам.

Задумываясь об изменениях образовательной системы в России, мы конечно же не можем отказываться от тех положительных достижений, которые имеем ещё с советских времён. В первую очередь, это универсальность, в которой и состоит принципиальное отличие от западной системы.

Её приверженцы профессионалы в своей области, но за пределами компетенции взять на себя ответственность, принять какое-либо важное решение и активно себя реализовывать им очень сложно.

Российская система образования напротив универсальна — готовит человека, являющегося специалистом в разных направлениях.

Нынешние проблемы высшего образования

Болонская система образования основные принципы

В данный момент есть ряд проблем, которые необходимо решить. В первую очередь — ослабить бюрократизацию образования. Она создаёт большие проблемы работникам высшей школы: ежедневные всевозможные отчёты, заполнение бумаг, не имеющих отношения к учебному процессу.

В школах и колледжах, подобно высшим учебным заведениям, сотрудники завалены различными отчётностями. Преподаватели значительную часть своего времени занимаются оформлением всевозможных документов, вместо того чтобы отдаваться работе и нести знания студентам.

Возможно, избавить профессорский состав от бумажной волокиты удастся, расширив персонал учебных заведений специализированными кадрами.

Ещё одна проблема – формализм в образовательных подходах и плохое качество подготовки самих преподавателей. Необходимо, чтобы человек преподающий определённую дисциплину имел практический опыт. В нашей стране, к сожалению, такое встречается нечасто. Мы видим следующую картину: преподаватель просто читает параграф раньше студентов и пересказывает учебник.

Отсутствует глубокое погружение в материал. В данный момент в столичных вузах данная проблема стоит меньше. Но в регионах проблема подготовки кадрового состава колоссальна.

Для её решения, в первую очередь, необходимо привлекать преподавателей к стажировкам в профессиональных сферах, для их практической деятельности, а также активно использовать возможности обмена опытом с другими странами.

Таким образом преимущество по части знаний и обучения всё же принадлежит советской системе образования. Единственным весомым аргументом в пользу Болонской системы можно считать её ориентацию на международное сотрудничество и развитие.

Конечно, изменения в подходе к отечественному высшему образованию были необходимы, но решение перенять зарубежную систему вопреки своей, проверенной временем и признанной во всём мире, весьма сомнительно.

У России были все предпосылки для разработки новой системы с сохранением всех достижений советских методик.

На данной базе вполне можно было реализовать механизм международных отношений с заграничными вузами, который, безусловно, важен. К тому же мировой авторитет советской системы позволил бы отечественным высшим учебным заведениям занять более высокие позиции по сравнению с зарубежными, что способствовало притоку студентов из других стран и активному обмену опытом преподавательским составом.

Источник: https://promdevelop.ru/znachenie-bolonskoj-sistemy-obrazovaniya-dlya-rossii/

Болонская система образования в России

Болонским называется единое учебное пространство ведущих европейских стран, формирующееся с 1998 года по инициативе министров образования Германии, Италии, Франции и Англии.

Начинание поддержали чиновники других государств, и в 1999 году целесообразность создания единой системы европейского высшего образования признали 29 государств, подписавшихся под Болонской декларацией.

К договору об унификации образовательного процесса постепенно присоединяются другие страны, поскольку доступ открыт для всех. Сегодня Болонский процесс объединил уже 48 стран, но инкорпорация новых участников продолжается.

Благодаря единому учебному пространству национальные программы получили возможность брать лучшее и прогрессивное из накопленного партнерами опыта, а высшее образование приобрело:

  • студенческую мобильность;
  • профессорскую, преподавательскую и чиновничье-управленческую маневренность;
  • скоординированность функционирования европейских вузов.

Все это способствует тому, что Европа становится более привлекательной на мировом рынке образования.

Содержание и причины введения

Что такое Болонская система образования и в чем ее суть, можно узнать, выяснив цели и причины изменений в работе европейских вузов.

Цель Болонского образовательного процесса:

  • Построение европейской образовательной зоны как основного направления непрерывного развития гражданской мобильности с реальной возможностью дальнейшего трудоустройства по окончании вуза.
  • Совершенствование и стабилизация интеллектуального, научного, общественно-культурного потенциала.
  • Поднятие престижа европейской вузовской системы.
  • Обеспечение конкурентоспособности университетов и институтов Европы во всемирном соревновании за влияние, деньги и студентов.
  • Достижение совместимости и универсальности национальных систем ВО.
  • Повышение качества образования.
  • Увеличение роли высших учебных заведения в развитии общих культурных ценностей, придание университетам статуса носителей континентального сознания.

Необходимость построения общего европейского учебного пространства продиктована:

  • насущной потребностью переформатировать европейское образование для организации противовеса образовательным школам США, Канады, Австралии, стран Юго-Восточной Азии, притягивающим существенный поток студентов из Восточной Европы и стран третьего мира;
  • глобализацией экономики, требующей менять принципиальные подходы к подготовке высококвалифицированных специалистов.

Болонская система образования стала необходимой по следующим причинам:

  • Усиливается влияние на эффективность профессионального труда его информационной, интеллектуальной, творческой составляющих.
  • На первый план выходят гибкие непродолжительные производственные проекты, которые временные группы и коллективы реализуют более плодотворно, чем постоянный штат.
  • Исчезает понятие постепенного карьерного роста: все меньше встречается специалистов, засиживающихся на одном предприятии.
  • Персонализация профессиональных задач вытесняет однотипность условий и взаимозаменяемость сотрудников.
  • Рабочая сила становится нестандартизированной.
  • Традиционные формы труда утрачивают идентификацию.
  • Замкнутость профессиональных каст разрушается, что приводит к формированию плавающих параметров специальностей.
  • Уходит в прошлое профобразование, направленное на приобретение одной квалификации.
Читайте также:  Платят ли стипендию в магистратуре?

Постепенная кардинальная смена подходов к оцениванию профессионализма сотрудника привела к необходимости внедрения образования по Болонской системе, призванной перенаправить акценты с форм и содержания учебного процесса на его результаты.

РФ в системе Болонского образования

Болонская система образования основные принципы

Обновление «высшей» педагогики предусматривало разработку новых планов и методик образования, совместимых с принятыми в других странах. Для осуществления этих задумок была необходима кардинальная трансформация институтских и университетских структур, документальной и нормативной баз, а также преподавательской деятельности.

Через год после подписания министром образования РФ Болонской декларации Кабмин одобрил документ о приоритетных векторах развития высшего образования в стране, который задекларировал необходимость реализации главных положений Болонского процесса. Для перехода на общеевропейские стандарты потребовалось:

  • составление перечня преподавательских программ;
  • создание национальной квалификационной рамки;
  • приведение программ и планов в соответствие нормам европейских вузов;
  • законодательное внедрение двухуровневой системы (первая ступень – бакалавр, вторая – магистр);
  • построение обучающих программ по кредитно-модульному принципу.

И работа закипела. В ходе написания и утверждения федеральных госпрограмм для стандартизованной подготовки высококлассных бакалавров и магистров были определены требования к оформлению и структуре образовательных планов, разработаны условия их реализации и предусмотрены результаты освоения.

Нововведением в российских образовательных программах, созданных на базе болонских, стали ориентиры на результаты учебы, выраженные в виде компетенций, и учет трудозатрат в зачетных баллах. В соответствии с Болонской системой образования в России к подготовке будущих кадров стали привлекать крупных работодателей.

Как проходит Болонский процесс в России

Болонская система образования основные принципы

После распада Советского Союза в российской образовательной системе некоторые изменения все же произошли, но не столь кардинальные, как в бывших союзных республиках. В РФ был введен обязательный минимум, содержащий жесткий список дисциплин и методик отчетности, нарушать который вузам строжайше запрещалось.

В стандартах контролировался объем и содержание всех предметов. Некоторая толика самостоятельности в образовательных программах постепенно увеличивалась в основном за счет региональных высших учебных заведений. Новый набор стандартов предусматривает планомерное расширение вузовской свободы.

Теперь ФГОС в программах подготовки бакалавров устанавливает только половину обязательных дисциплин, в планах обучения магистров — до 30% предметов, что согласуется с установками Болонской системы образования.

Наполнение вариативной части учебного плана — прерогатива вуза. Для ориентирования преподавателей издаются пособия с примерами основных образовательных программ по конкретным предметам и направлениям.

Источник: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/bolonskaya.html

Что такое Болонская система образования?

Болонская система образования основные принципы

Болонская система образования — это единое в странах Европы образовательное пространство. Оно позволяет студенту получить диплом, который затем может быть признан за рубежами его страны и, соответственно, искать работу по специальности в любом государстве, участвующем в Болонской системе

Болонская система образования или Болонский процесс был рожден 19 июля 1999 года в день подписания 29 европейскими государствами так называемой Болонской декларации, утверждающей важность для Европы образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ.

Основные принципы Болонской системы образования:

  • Дипломы, признаваемые во всех странах;
  • Двухуровниевая система высшего образования (бакалавр, магистр);
  • Введение в вузах общепонятной системы перевода и накопления учебных часов, что обеспечивает студенту свободу перемещения.

История Болонского процесса

Его корни уходят в средневековье. Когда в Праге в 1348 году по воле короля Карла IV был основан университет, туда сразу начали съезжаться студенты из немецких земель, Скандинавии, Польши, Венгрии. А так как обучение повсюду велось на латыни, проблем с языком общения и преподавания не возникало.

В большинстве европейских университетов имелось четыре факультета: теологический, юридический, медицинский, факультет свободных искусств или подготовительный. В нем студент в течение 5-7 лет постигал тайны грамматики. риторики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки.

По окончании этого факультета студенты могли продолжить обучение на любом из трех первых.

Болонский и Парижский университеты (основан в 1215 году) оказали определяющее влияние на развитие университетского дела, как явления. Их уставы, в которых регламентировались принципы организации внутренней жизни учебного заведения (правила поведения студентов, преподавателей, форма одежды и т. п.), стали образцами для подражания многими прочими европейскими университетами.

Старейшие университеты Европы:

  • Болонский;
  • Оксфорд (1096);
  • Кембридж (1209);
  • Сорбонна (Парижский);
  • Саламанка (1218);
  • Падуанский (1222).

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/bolonskaya-sistema-obrazovaniya.html

Болонская система образования в России

Болонская система образования основные принципы

Болонская система образования представляет собой единый процесс, который призван повысить уровень конкурентоспособности системы образования в ряде государств, где отмечается отток или обмен учащимися. Этот механизм действует на территории Австралии, Северной Америки. Юго-Восточной Азии и других европейских стран.

Она основывается на следующих постулатах:

  • Дипломы учебных заведений, действующих в рамках Болонского процесса, признаются во всем мире;
  • Образование построено на трех ступенях: бакалавриат, магистратура, аспирантура;
  • Возможность совмещения обучения на родине и за ее пределами, действие программ по обмену учащимися, «двойной диплом» и пр. Студенты могут выбирать университет и страну, где определенная дисциплина преподается более углублено.

Болонская система образования призвана наделить человека теми навыками и умениями, той компетенцией, которая необходима на данный момент государству, рынку труда, потребностям общества.

Новый образовательный процесс появился благодаря:

  • высокому уровню влияния на развитие творческого потенциала человека, информационного развития и интеллектуальных возможностей. Все эти три компонента работают в Болонской системе одновременно.
  • выходу на первый план коротких проектов, которые проще и быстрее реализовать. Сложные процессы лучше делить на более простые и мелкие составляющие.
  • Болонская система способствует продвижению по карьерной лестнице, усовершенствованию навыков и умений специалиста, повышению его квалификации и развитию.
  • исключению дублирования полномочий. За каждым работником, студентом закрепляется определенная специальность с набором специфических прав и обязанностей.
  • переходу трудовых ресурсов и рабочей силы в нестандартный формат.
  • расширению возможностей работников, стандартные варианты решения уходят на второй план, руководство и сотрудники совместно стараются решить проблему новыми, более инновационными методами.
  • признание низкой эффективности «старого профобразования». Теперь специальности стали более гибкими и охватывают несколько квалификаций.

Таким образом, Болонская система образования заставила создать новые критерии оценки профессионализма работников, переустановить ориентиры в соответствии с реальными нуждами государства и развития мирового сообщества в целом, установить новый более совершенный механизм, призванный обеспечить успех и повысить результативность учебного и трудового процесса.

Болонская система образования в России

Новый механизм начал действовать в России с 2003 года. Переходом на новый «образовательный лад» власти РФ решили приобщиться к европейским стандартам образования, продемонстрировать востребованность отечественных специалистов в мировом сообществе.

С введением в действие Болонской системы образования в России произошли определенные перемены. Теперь каждый ВУЗ может самостоятельно выбирать формат, разрабатывать индивидуальные планы по обучению студентов и утверждать их в вышестоящих органах. В период существования СССР все образовательные заведения действовали по одной и той же схеме, преподавали один и тот же курс.

Среди преимуществ Болонской системы образования, можно выделить:

  1. Теперь студенты приобретают конкретные знания и навыки в процессе обучения, а специальности стали учитывать несколько квалификаций;
  2. Обучающийся получил возможность выбирать, где обучаться. В частности, с введением Болонского процесса в России учащийся может выбрать любое заведение (в том числе и заграничное), где преподается тот или иной курс, дисциплина, более детально. Болонская система фактически размыла территориальные границы обучения и совместила приятное с полезным: обучением с путешествием.
  3. Получать одновременно несколько дипломов стало возможно в рамках уникальной программы «двойной диплом».

Среди недостатков нового европейского образовательного механизма, внедренного в России, можно отметить:

  1. Власти фактически вычеркнули уникальную систему образования СССР, которая была признана одной и лучших в мире. Опыт, накопленный десятилетиями, разработанная методика преподавания и обучения, утратила свою актуальность и перешла на «общепризнанный» формат.
  2. Внедрение Болонской системы образования в России провоцирует утечку молодых специалистов и кадров. Многие отечественные студенты, побывавшие за пределами родины, желают остаться на ПМЖ там. Возвращаются на родину специалисты в основном потому, что истекает срок действия визы.
  3. Российские ВУЗы менее востребованы среди иностранных студентов. Иностранцы предпочитают учиться в стенах ведущих европейских образовательных заведений. В Европе даже ведущие отечественные ВУЗЫ (такие, как МГИМО, РУДН и пр.) не котируются.

В настоящее время эксперты отмечают, что с введением Болонского процесса качество образования в России резко упало.

Данная негативная тенденция связывается с тем, что действующая политика образования в стране несовершенна и до конца не адаптировалась к новым условиям интеграции с европейскими стандартами.

Более того, за рубежом в школах обучаются 12 лет, а в России – 11. Этот потерянный год обучения в России – огромный пробел в знаниях учащихся, наверстать который очень сложно.

Болонская система образования в России неплохо прижилась, но имеет как плюсы, так и минусы, которые российские чиновники пытаются устранить или сгладить, чтобы выпускать специалистов высокого профиля, востребованных на родине и в мире в целом.

Источник: https://disshelp.ru/blog/bolonskaya-sistema-obrazovaniya-v-rossii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector