Что такое интерактивное общение?

Общение является неотъемлемой частью человеческой жизни. Взаимоотношения с окружающими, настроение и стиль поведения человека зависит от его умения общаться, выражать свои мысли, от того, какую атмосферу он создает вокруг себя.

Эффективность коммуникации отражается на настроении и самооценке и зависит от того, насколько в ее процессе каждый участник приблизился к своей цели. Для этого необходимо четко формулировать свои цели и намерения.

Для чего нам необходимо уметь правильно общаться?

Интерактивное общение - это быстрый и эффективный способ достижения результата

Кроме того, нужно уметь донести их до собеседника на понятном ему языке, а также понять его позицию и найти компромисс между своими интересами и интересами партнера.

Для совершенствования всех этих навыков существуют специальные тренинги коммуникации, на которых человеку помогают обрести самого себя и достичь своих целей.

При такой эффективной коммуникации происходит продуктивное сотрудничество между собеседниками. И даже в случае возникновения каких-либо конфликтов, их решение дается легко. Ведь конфликт происходит тогда, когда человек выбирает неподходящую форму для выражения своих желаний, либо не находит ее вообще.

Достижение эффективного уровня коммуникации при помощи НЛП

Интерактивное общение - это быстрый и эффективный способ достижения результата

Изучение поведения успешных коммуникаторов показало, что все они пользуются одной общей стратегией, последовательностью шагов. Несмотря на индивидуальный подход каждого коммуникатора, последовательность шагов оставалась у всех примерно одинаковой.

Пример стратегии эффективной коммуникации, которой пользуются не только новички, но опытные коммуникаторы:

  • калибровка;
  • подстройка;
  • ведение.

Каждая ситуация, в которой происходит общение, является уникальной. Калибровка подразумевает процесс обнаружения всех, даже самых незначительных, признаков состояния собеседника. Это могут быть движения, изменения голоса, интонации и темпа речи, дыхания.

Главный принцип калибровки заключается в том, чтобы попытаться обнаружить три признака, повторяющихся у собеседника три раза.

Подстройка опирается на тот факт, что любому человеку важно ощущать единство с собеседником. Важно, чтобы Вы находились в состоянии максимально близком к состоянию собеседника.

Подстройка является естественным элементом поведения человека. Главной задачей подстройки в процессе общения является максимальная точность совпадения с состоянием собеседника.

После подстройки под собеседника Вы начинаете вести его за собой. Меняя свое поведение, Вы меняете его поведение, потому что собеседник начинает идти за Вами. Например, если Вы поменяете тему разговора, то собеседник поддержит, предложенную Вами тему. Если Вы засмеетесь, то  и он засмеется.

Чтобы убедиться в результате, главное постараться осознанно совершить все необходимые действия. Можете попробовать построить свое общение с использованием данной стратегии. Вы сразу заметите изменения в своем собеседнике.

Основные принципы эффективного общения:

Интерактивное общение - это быстрый и эффективный способ достижения результата

  1. четко сформулированная цель;
  2. отслеживание обратной связи в процессе диалога;
  3. четкое выражение своих мыслей;
  4. умение выявлять приоритетные ценности;
  5. умение общаться на доступном собеседнику языке.

Эффективная коммуникация отличается от манипуляции тем, что активное взаимодействие происходит на равных позициях. Предполагается уважение к собеседнику.

Ведь из-за того, что людям бывает сложно четко сформулировать свои мысли, рождается множество проблем и конфликтов.

Грамотно построенная коммуникация является главным средством достижения целей. И не имеет значения, между кем происходит взаимодействие: между подчиненным и начальником или покупателем и продавцом. Главное, чтобы участники учитывали интересы друг друга и стремились полностью удовлетворить потребности друг друга.

Такая коммуникация необходима для эффективного ведения деловой беседы, дискуссии, совещаний, переговоров и любых других форм общения. Важно понимание того, что от степени эффективности и грамотности организованного взаимодействия с партнерами, клиентами, коллегами и всеми остальными людьми напрямую зависит достижение всех поставленных Вами целей.

Интерактивное общение - это быстрый и эффективный способ достижения результата

Навыки эффективной коммуникации играют значительную роль на всех этапах развития и становления любой организации. Формированию эффективных коммуникативных навыков, а также приобретению опыта взаимовыгодного и плодотворного общения посвящено множество тренингов переговоров.

Для кого будет полезен тренинг общения?

Благодаря тренингам общения любой желающий сможет не только изучить техники эффективной коммуникации, но и успешно применить все полученные знания на практике, достигая поставленных целей в общении. А это ведь именно то, чего всем нам порой так не хватает!

Кроме того, немаловажно уметь слушать своего собеседника.

К сожалению, не редко бывают такие ситуации, когда человек умеет заинтересовать собеседника и моментально находит с ним общий язык, но абсолютно не умеет слушать.

Тренинг делового общения помогает освоить навыки успешной коммуникации, необходимые каждому человеку. Опытные тренера по коммуникации раскроют перед Вами свои уникальные материалы.

Вы научитесь достигать в общении поставленных целей. Однако, прежде нужно будет хорошо потрудиться, приложив немало усилий. Ведь для обучения эффективной коммуникации недостаточно просто посетить тренинг несколько раз в месяц.

Основные задачи эффективной коммуникации

Интерактивное общение - это быстрый и эффективный способ достижения результата

В результате обучения грамотной коммуникации Вы будете уметь:

  • поддерживать и устанавливать желаемые отношения;
  • раскрывать свой потенциал в сфере коммуникации;
  • устанавливать контакт в различных ситуациях общения;
  • грамотно проводить самопрезентацию;
  • вырабатывать критерии собственной эффективности в общении;
  • расставлять приоритеты в коммуникации;
  • задавать правильные вопросы и грамотно отвечать на поставленные Вам вопросы.

Тренинг эффективного общения заинтересует не только руководителей, но и всех, кто стремится достигать в общении поставленных целей.

Источник: http://probusiness.biz/marketing/1497-effektivnaya-kommunikatsiya-kak-sredstvo-dostizheniya-postavlennykh-tselej-znauvse.html

Интерактивное общение — это быстрый и эффективный способ достижения результата

Интерактивное общение — это взаимодействие собеседников, обмен в процессе общения не только информацией, выражающейся в речевой деятельности, но и действиями, поступками.

Такое общение больше похоже на совместную деятельность, направленную на реализацию общих для группы целей, достижение конкретного результата.

Интерактивное общение — это взаимное влияние друг на друга участвующих в процессе общения людей для достижения конкретного результата.

Только в процессе совместной деятельности нескольких людей формируется становление личности. Человек видит себя и свои поступки в других как в зеркальном отражении, развивает в себе новые качества, борется с недостатками.

Интерактивное общение — это результативный процесс, в котором развиваются личностные качества при выполнении какой-либо деятельности: работа, учеба, культурно-массовые и спортивные мероприятия, организация и проведение досуга.

Для чего нужно такое общение, и как оно должно строиться для достижения желаемого результата, следует знать больше.

Основы интерактивного общения

Интерактивное общение - это быстрый и эффективный способ достижения результата

Природа человека устроена таким образом, что общению отводится главная роль в жизни. При этом человек неизбежно зависим от мнения всех, с кем общается. Сотрудничество в процессе интерактивного общения накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей.

Для всех участников одинаково характерны:

  • общая цель;
  • общие мотивы для совместной деятельности;
  • единое пространство и время для выполнения совместных действий;
  • своевременная координация действий каждого участника;
  • знание каждого участника правил межличностного взаимодействия;
  • передача информации от одного к другому.

Однако, одинаковые правила и принципы, создающие основу интерактивного общения, вовсе не означают одинаковое поведение каждого участника при совместной деятельности.

Интерактивное общение: виды

Интерактивное общение - это быстрый и эффективный способ достижения результата

В современном обществе, в котором прогрессируют различные технологии, интерактивное общение имеет больше способов реализации, чем несколько десятилетий назад.

Основными видами интерактивного общения являются:

  1. Трудовая деятельность коллектива. Решение поставленных задач в трудовом коллективе — самый распространенный вид интерактивного общения. Совместная деятельность для достижения желаемого результата характерна для любого коллектива. Помимо реальных бесед, обсуждений на помощь приходят компьютерные технологии: «Skype для бизнеса» — общение в реальном режиме времени нескольких собеседников (переписка, беседа в режиме «конференция») с возможностью обмена файлами.
  2. Обучение. Любое занятие в школе, колледже, университете – это вид интерактивного общения. Широко используется дистанционное обучение с помощью специальных программ («Skype»), во время которого преподаватель и ученик, используя интерактивные наушники, могут находиться на дальнем расстоянии друг от друга, но это не помешает нормальному протеканию учебного процесса.
  3. Организация свободного времени и проведение досуга. Взаимодействие организаторов и исполнителей любого мероприятия также является формой интерактивного общения.

Телевидение и радио сегодня для проведения многих передач используют интерактивные методы. Обратная связь со зрителями или слушателями в прямом эфире позволяет создать интересные программы.

Варианты поведения участников интерактивного общения

Различные точки зрения в процессе совместной деятельности нередко порождают споры и конфликты. О различных вариантах развития таких ситуаций рассуждали знаменитые специалисты по конфликтологии Кеннет и Килменн.

Стили поведения определились, исходя из принципов интерактивного общения:

  1. Выражение собственного мнения, ряд действий для реализации собственных интересов, достижения своих целей.
  2. Мера восприятия интересов другой стороны.

Если представить эти два показателя интерактивного общения в графической форме, получается всем известная сетка Томаса-Килменна.

Обозначены пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

  1. Уклонение (отмалчивание, бездеятельность). Происходит, если человек по каким-то причинам не желает отстаивать свои права, предлагать собственные пути решения, воздерживается от высказывания своей точки зрения, не участвует в споре. В таком случае предполагается уход от ответственности за принятие решений. Такое поведение объясняется отсутствием важности ситуации для человека либо высокой степенью сложности решения.
  2. Конкуренция (соперничество). Активная форма отстаивания собственных интересов с применением всех доступных участнику средств для достижения поставленных целей: власти, различных форм давления на конкурентов. В данном случае ситуация крайне важна для участника. Выражается жесткая позиция к другим участникам взаимодействия в случае их несогласия.
  3. Приспособление (поведение «по обстоятельствам»). Поведение участника целиком и полностью направлено на сохранение и укрепление благоприятных отношений путем полного соглашения с любой точкой зрения собеседника. Такая ситуация развивается, если вклад участника в результат не слишком велик. Случается так, что сохранить хорошие отношения важнее, чем отстаивать свою точку зрения, тем более если у участника слишком мало авторитета.
  4. Сотрудничество. Участник настроен на поиск решения, которое удовлетворит всех участников взаимодействия с учетом соблюдения своих собственных интересов. Приветствуется открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников в выработке общего решения.
  5. Компромисс. Деятельность участников сводится к поиску решения, удовлетворяющего всех участников.

Основной инструмент в современной конфликтологии позволяет анализировать каждый конфликт,  выбирать наиболее оптимальный стиль поведения.

Плюсы и минусы интерактивного общения

Интерактивное общение - это быстрый и эффективный способ достижения результата

К плюсам интерактивного общения стоит отнести:

  • быстрое достижение результата;
  • эффективность при достижении цели;Плюсов интерактивного общения заметно больше
  • формирование личности участников процесса;
  • социальная адаптация участников в обществе;
  • быстрота доступа (при использовании Интернет-ресурсов)
Читайте также:  Описание того, что такое перцепция

К минусам можно отнести:

  • возможность развития конфликтных ситуаций;
  • неполная самореализация участников процесса.
  • чрезмерная увлеченность проведения досуга.

Происходит в случае использования в интерактивном общении Интернет-ресурсов: социальные сети, интерактивные игры и прочее.

Интерактивное общение в Интернете

Интерактивное общение - это быстрый и эффективный способ достижения результата

С появлением Интернета сбылась многовековая мечта пользователей телефоном – видеть собеседника. И не только. Интерактивное общение в Интернете в реальном режиме времени появилось не так давно.

С увеличением скорости передачи данных появилась возможность общаться посредством аудио- и видеосвязи:

  1. Серверы интерактивного общения. Всемирная паутина обладает тысячами серверов Internet Relay Chat (IRC), посредством которых интерактивное общение становится доступным. Подключиться к такому серверу может любой пользователь. Общаться можно с любым посетителем этого сервера, возможны коллективные беседы.
  2. Общение в чатах. Самый простой и всем полюбившийся разговор — обмен сообщениями с клавиатуры. Окно с сообщениями видят сразу все участники беседы. В случае оборудования компьютера звуковой картой, микрофоном, наушниками, акустическими колонками можно обмениваться голосовыми сообщениями. Реальная беседа в одно и то же время возможна только между двумя участниками. Для того, чтобы во время разговора видеть друг друга, к компьютерам должны быть подключены видеокамеры. Обычные аналоговые видеокамеры подключают к видеоплатам, цифровые камеры подключаются к параллельному порту компьютера. Ноутбуки продаются с уже встроенными видеокамерами. Айфоны, смартфоны, айпэды имеют встроенную фронтальную камеру.
  3. Специальное программное обеспечение. Таких программ много, например, NetMeeting (входит в состав Internet Explorer), Skype.

Кроме того, для интерактивного общения в Интернете необязательно иметь персональный компьютер. Это позволяют сделать сегодня мобильные устройства связи.

Значение интерактивного общения в современном мире

Интерактивное общение — это активная деятельность группы людей, направленная на конкретный результат, общающихся реально, без каких-либо средств техники, либо посредством телефонной связи.

О роли интерактивного общения с помощью Интернет-ресурсов можно сказать без всякого преувеличения:

  1. Интерактивное общение — это уникальный инструмент в развитии бизнеса и экономического сотрудничества (использование серверов и программ для быстрого обмена файлами).
  2. Оно позволяет организовать, дополнить учебный процесс эффективными методами (дистанционное обучение по разным предметам).
  3. Сближает людей, позволяя общаться, находясь на дальнем расстоянии друг от друга.

Современному человеку необходимо усвоить принципы и правила интерактивного общения.

Это позволит безболезненно адаптироваться в условиях современного общества, достигнуть успешных результатов в реализации поставленных целей.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/obschestvo/interaktivnoe-obshhenie-eto.html

Статья на тему: Активные и интерактивные методы обучения как средство формирования УУД

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий.

Различия между «дать знания» и «достичь понимания» огромны. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными, поэтому только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека.

В   педагогике различают несколько   моделей обучения: пассивные, активные и интерактивные.

При использовании пассивных методов педагог на уроке играет центральную роль. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на уроке заранее составленный план.

Любая попытка ученика проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких уроках являются только объектом воздействия взрослых.

При использовании активных методов обучения на уроке используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, но роль педагога остаётся центральной. Ученики уже не являются пасслушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. На таких уроках формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения.

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требуют от нас, педагогов, абсолютно нового подхода к организации обучения.

Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию предметных и метапредметных результатов? В ФГОС метапредметные результаты –«освоенные обучающимися учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,  составляющими основу умения учиться».

Для формирования УУД необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках.

Только 10% людей способны запомнить и понять  то, что они читают. И только,  когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.

Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать.

Поэтому включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая дает возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность,  свободно реализовать свои способности.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Использование технологии АМО обеспечивает качественное выполнение новых стандартов образовательного процесса. При системном использовании активных методов изменяется роль ученика.

Он становится самостоятельным, смелым, активным участником в образовательном процессе. Так же принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.

Активные методы обучения подразделяются на:

  • методы начала занятия;
  • методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
  • методы презентации учебного материала;
  • методы организации самостоятельной работы;
  • методы релаксации;
  • методы подведения итогов.

Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Но самое главное это позволяет детям осваивать новый материал или закреплять пройденный совместно с одноклассниками. Группы сменного состава позволяют развивать коммуникативные УУД, обучаясь со всеми одноклассниками, а не только с соседом по парте, развивая, таким образом, стереотип общения с одним и тем же человеком.

Активные методы помогают:

  • развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;
  • учить учащихся добывать самостоятельно добывать знания;
  • развивать интерес к предмету;
  • активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно на каждом или на одном занятии. Но использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.

И только  использование интерактивных методов обучения  позволяет организовать   самостоятельную  познавательную деятельность в процессе урока.

Сущность интерактивных методов обучения основана на освоении нового познавательного опыта учащихся в ходе активного продуктивного взаимодействия, организованного  в процессе совместной деятельности учащихся между собой, с учителем, с компьютером, с различными источниками информации с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

С помощью интерактивных методов участники образовательного процесса совместно решают естественнонаучные проблемы, моделируют ситуацию, оценивают знания друг друга и свои собственные знания.

Слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interactio», что подразумевает «inter» – «взаимный, между» и «actio» – действие — означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа — обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное — специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Читайте также:  Описание того, что такое стенография

Интерактивность – объединение, координация и взаимодополнение усилий для достижения коммуникативной цели и результата речевыми средствами. (Р.П.Мильруд).

Интерактивность – это наличие взаимодействия, общения, прежде всего между людьми, обменивающимися информацией. (В.Кук).

Интерактивность (в учебном процессе) – это полное вовлечение обучаемых в процесс общения, их тесное взаимодействие друг с другом и с преподавателем, а так же с компьютером, при фронтальной, индивидуальной и групповой работе. (Ш.Рафаэли).

Взаимодействие участников образовательного процесса организуется в ходе познавательной деятельности, вследствие чего в современной педагогике различают несколько групп методов (В.В. Гузеев, В.А.Беловолов):

  • пассивные, при которой ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
  • активные – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  • интерактивные – inter (взаимный), act (действовать), когда процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Критерии отбора методов обучения:

  • соответствие целям и задачам обучения и развития школьников
  • соответствие дидактическим целям урока
  • соответствие содержанию темы урока
  • соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом
  • соответствие временным рамкам обучения
  • соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя
  • соответствие способу руководства учебной деятельностью
  • соответствие логике учебного процесса

Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками.

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
  • комфортно чувствовать себя на занятиях;
  • проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

  • работа в группе;
  • самооценка участника групповой работы;
  • свобода мышления;
  • овладение культурными формами работы;
  • коммуникация в учебном диалоге;

Риски необоснованного использования интерактивных методов:

  • Непонимание того, что такое интерактив.
  • Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными  интерактивными методами.
  • Бессистемное применение интерактивных методов.
  • Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
  • Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).

Поскольку организация  интерактивных методов часто требует специального оборудования, продолжительного время для реализации, определённое наполнение групп, то не все методы возможно и  целесообразно использовать в начальной школе:

  • «Кластер»
  • «Свеча»
  • «Займи позицию»
  • «Пазлы»
  • «Карусель»
  • «С мира по нитке»
  • «Аквариум»
  • «Один – вдвоём –  все вместе»
  • «Мозговой штурм»
  • «Дерево решений»
  • Ролевая (деловая) игра
  • Работа в парах
  • Ролевые игры
  • Творческие задания
  • Разминки
  • Смысловые ассоциации
  • Сменные тройки
  • Незаконченное предложение
  • Анализ казусов
  • Интервью

Таким образом, использование активных и интерактивных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования коммуникативных качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/02/26/aktivnye-i-interaktivnye-metody

Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?

В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов. Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

  • по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
  • по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
  • по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
  • по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения:

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • Дискуссионные.
  • Игровые.
  • Тренинговые.
  • Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения:

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения:

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.
  • Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке».

Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya

Возможности интерактивного общения в обучении

Возможности интерактивного общения в обучении

Инновации в образовании необходимы для развития системы образования. Цели и назначение современного образования не должны ограничиваться традиционным представлением: образование — это усвоение определенной суммы знаний, основанной на преподавании фиксированных предметов и дисциплин, закрепленных в Госстандартах подготовки специалистов.

Читайте также:  Что выбрать - институт или университет?

Сторонники инновационного подхода в образовании считают, что основой современного образования должны являться не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, такие как инновационные методы рефлексивного характера. К таким методам следует отнести интерактивные методы обучения.

Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или с чем-либо.

Таким образом, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Роль педагога и учащегося меняется в интерактивном общении:

  • учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
  • роль учителя — определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
  • он консультант, помощник при серьезных затруднениях;
  • обучающийся — полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими обучающимися;
  • источниками информации для обучающихся являются книги, словари, сборники.
  • процесс обучения во многом идет через проживание опыта.

Структура интерактивного урока (схема Колба):

  1. Мотивация – 10%
  2. Закрепление (повторение пройденного) — 20%
  3. Изучение нового материала – 50%
  4. Оценивание – 10%
  5. Подведение итогов (дебрифинг)– 10%

При проведении интерактивного урока акцент делается на изучение и понимание нового материала, видения, мнения, факта и т.д., а формой организации интерактивной деятельности является работа в малой группе, обучение в сотрудничестве. Внутри группы учащиеся могут выполнять, например, следующие роли:

  • фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);
  • регистратор (записывает результаты работы);
  • докладчик (докладывает результаты работы группы);
  • журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание;
  • активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);
  • наблюдатель (анализирует эффективность работы группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);
  • хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями.

Пространственное расположение группы: «круг», «два круга (большой и маленький)», «елочка», «живая линия», «дебаты», «четверка».

Организация межгруппового общения:

  1. Совместно – индивидуальная. Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)
  2. Совместно – последовательная. Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)
  3. Совместно – взаимодействующая. Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»).

Технологии, методы, приемы, используемые в интерактивном общении:

  • Метод обучения в сотрудничестве;
  • Кейс-технология;
  • Проектный метод;
  • Технология «Дебаты»

Приемы:

  • «Аквариум»
  • «Автобусная остановка»
  • «Дискуссия»
  • «Шесть шляп мышления»
  • «Карусель»
  • «Инцидент»
  • «Мозговой штурм»
  • «Один – вдвоем — все вместе»
  • «Ролевая игра»
  • «Дерево решений»
  • «Ажурная пила»
  • «Мозаика»
  • «Говорящее колесо»
  • «Окружаем мудреца»

Эффекты, которые позволяет достигать применение технологии интерактивного обучения:

  • Обучающийся становится субъектом образовательного процесса;
  • Происходит процесс формирования УУД (универсальных учебных действий): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;
  • Интерактивное обучение с применением техники соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции.

Положительные моменты интерактивных методов по Е.Л. Марковой. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач.

Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку учащихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Интерактивное обучение позволяет проявляться творческому базису личности, так как активизирует внутренние ее механизмы.

Суть интерактивных методов обучения — в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе и получать от него удовольствие. Интерактивные методы обращаются к субъектному опыту обучающихся и помогают им в процессе обучения освоить свои способы открытия социального опыта.

Положительные моменты интерактивных методов по Л.Н.Куликовой.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов — это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

  • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
  • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
  • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
  • совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

В заключение вспомним Притчу о Хадже Насреддине. Найдите фразу, отображающую суть интерактивного общения.

Пришел однажды Хаджа в свой приход и обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», — ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»,- сказал Хаджа и ушел.

На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», — ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», — сказал Хаджа и снова ушел.

На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть — нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», — и ушел.

Источник: https://infourok.ru/vozmozhnosti-interaktivnogo-obscheniya-v-obuchenii-1582990.html

Эффективное деловое общение: как достичь нужного результата?:

  • основные коммуникативные навыки: активное слушание, ораторские умения, умение задавать вопросы, умение четко и логично изложить мысль и т.д.;
  • стрессоустойчивость, необходимая для управления своими эмоциями;
  • правильное использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы;
  • развитие вербальных средств общения: правильная дикция, техника речи, интонация;
  • навыки самопрезентации (умение «продать» себя, свою фирму или услуги);
  • управление поведением: выбор правильных стратегий в определенных ситуациях, умение убеждать, приводить аргументы, парировать и т.д.;умение разрешать конфликтные ситуации.

Также эффективность делового общения зависит от способности человека понять собеседника, его позицию, его приоритеты. Для этого необходимо осознавать уникальность каждой личности, понимать мотивы и уметь устанавливать контакт с людьми абсолютно разного типа.

Стоит отметить, что эффективное деловое общение невозможно, если в нем не заинтересованы обе взаимодействующие стороны. Не стоит воспринимать ситуацию общения как поле брани, ведь в конечном положительном результате часто заинтересованы все участники взаимодействия.

Чтобы повысить эффективность делового общения, важно уметь участвовать в переговорах или вести их. Основными правилами при ведении деловых встреч являются:

  • паритетность (равное количество участников с обеих сторон);
  • наличие ведущего (за ход беседы отвечает один человек, который объявляет перерывы, направляет беседу в нужное русло, завершает переговоры и т.д.);
  • честность и открытость (не нужно перекидываться фразами на другом языке, писать записки, использовать фразы-маячки, применять манипулятивные методы и т.д.);
  • деловая, но непринужденная обстановка (перед беседой по существу можно разрядить обстановку недолгим разговором на отвлеченные темы);
  • представление всех участников процесса (обеим сторонам важно знать, действительно ли в переговорах участвуют люди, принимающие решения);
  • нейтральная территория (конечно, дома и стены помогают, но наиболее честным вариантом является нейтральное место).

Самыми важными умениями, кроме общих умений эффективного общения, при ведении переговоров являются:

  • Умение отказывать. Многим трудно отказывать, а потому они стараются что-то предложить взамен или согласиться на неудобные условия. Это сильно вредит бизнесу, поэтому нужно учиться говорить «нет».
  • Умение доверять, говорить понятно и максимально открыто. Отношение к партнеру как к соратнику значительно упростит достижение договоренностей.
  • Умение вовремя закончить переговоры. Если ни одна из сторон не решается на уступки и беседа зашла в тупик, нужно закончить встречу. Бывает, что после ухода появляется шанс получить более выгодные условия.

Есть еще немало тонкостей в этом вопросе. Успешные предприниматели или руководители привыкли доверять своей интуиции при поиске новых партнеров. Если что-то наводит на подозрения, кажется нереалистичным, они, скорее всего, откажутся от сотрудничества.

В коллективе или во взаимодействии с партнерами, где у каждого свои индивидуальные особенности, свои личные переживания и свои жизненные принципы, конфликты могут возникать по самым разным вопросам. Эффективное общение в конфликте подразумевает выполнение нескольких несложных шагов:

  1. Принести извинения. Даже если вы не виноваты, собеседник станет воспринимать вас по-другому, а ситуация перестанет быть напряженной.
  2. Взять ответственность за решение проблемы. Нужно показать, что вам важно, чтобы общая проблема разрешилась.
  3. Принять решение. Из нескольких вариантов, предложенных обеими сторонами, надо выбрать самое разумное.
  4. Начать действовать. После того, как начнете действовать, собеседник поддержит вас. Вместо обвинений и препирательств появится общая цель.
  5. Проконтролировать результат. Чтобы конфликт не возник еще раз, важно довести дело до логического конца, когда все стороны оценивают ситуацию как разрешенную.

Выделяют несколько способов разрешения конфликта, использование которых зависит от конкретной ситуации:

  • Соперничество (конкуренция) эффективно крайне редко. Даже если удастся победить, отношения между сторонами разладятся.
  • Сотрудничество (кооперация) представляет наиболее эффективный вид общения при конфликте, поскольку выгоду получают все, находя решение, устраивающее обе стороны.
  • Компромисс предполагает частичное выполнение условия обеих сторон. Способность пойти на взаимные уступки свидетельствует о гибкости и заинтересованности обеих сторон.
  • Уход от конфликта не является, по сути, его окончательным решением, но на время откладывает обсуждение проблем.
  • Приспособление характерно для уступчивого партнера, но не всегда такое решение конфликта пройдет для сторон без последствий. Не факт, что потом партнер будет также заинтересован в сохранении отношений.

Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/delovoe-obshcheniye/95-effektivnoe-delovoe-obshhenie-kak-dostich-nuzhnogo-rezultata.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector