В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных учреждений ХХI в.
становится подготовка конкурентоспособных специалистов, способных вырабатывать и развивать новые идеи, творчески мыслить, адаптироваться и успешно трудиться в динамично-развивающемся обществе.
Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов
Одним из важнейших требований современного этапа развития университетской подготовки является развитие научно-исследовательской деятельности студента (НИДС), ставшей основой современной обучения студентов вузов.
Современное общество особенно нуждается в специалистах, способных к принятию нестандартных решений, активному участию в инновационных процессах, готовых компетентно решать исследовательские задачи.
Молодой специалист должен быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, обладать стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и стремиться к творческой самореализации.
Исследовательскую литературу условно можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся труды, посвященные особенностям и специфике исследовательской и познавательной деятельности в целом (В.И. Андреев, Г.А. Балл, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.).
Вторая группа работ включила в себя исследования по изучению особенностей студенческого возраста (С.И. Архангельский, Р.Р. Бибрих, Н.М. Борытко, А.А. Вербицкий, Е.П. Кораблина, Э.Коуэн, С.Е. Моторная, С.Д. Смирнов, М.К. Тутушкина, Э. Эриксон и др.). В третью группу вошли труды, связанные с изучением роли НИДС в системе повышения качества подготовки студентов в вузе (Г.П.Черноусов, Т.А. Алиев, Т.А. Заболотская, В.Р. Атоян, А.С. Железняков).
Прежде чем обратиться к определению понятия НИДС, проанализируем более общее сочетание «деятельность человека».
В педагогическом смысле это есть «необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность»[1, с. 34].
В основании любой деятельности лежит цель, которая сознательно создается, но основания самой цели лежат вне сферы деятельности – в области человеческих мотивов, ценностей и идеалов.
В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности.
Этому способствует повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Таким образом, под научно-исследовательской, деятельностью студентабудем понимать его выполнение творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере (постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования, практическое овладение ими, подведение итогов).
Знания, полученные в результате исследования, являются следствием познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов. Следовательно, это неотъемлемая часть обучения.
Исследовательские умения заключаются в способности осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Исследовательская работа студента во всех вузах России является обязательной. Её основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин.
Общепринятыми считаются следующие формы исследовательской работы:
- выполнение лабораторных работ;
- написание рефератов;
- участие в предметных олимпиадах;
- подготовка докладов;
- выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;
- выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
- изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации;
- курсовые, дипломные работы и проекты [3, с. 45].
Исследовательская деятельность студентов в современном вузе достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам. НИДС включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) в рамках учебного времени, и научно-исследовательскую работу (НИРС) в рамках внеучебного времени [2, с. 3].
В НГГУ на протяжении его небольшой истории трудом многих преподавателей и ученых сформировалась стабильная система организации НИДС.
Наиболее эффективными ее формами являются: студенческое научное общество, научные кружки/общества/лаборатории при кафедрах, студенческие научные конференции, ежегодные внутривузовские, региональные, всероссийские и международные конкурсы студенческих научно-исследовательских работ.
Руководство НГГУ уделяет значимое внимание НИДС. Особенно это стало заметно в последние годы, когда, вуз, адаптировавшись в современных условиях, изыскав возможности, создал благоприятные условия для вовлечения студентов в научную работу.
В совместные научные проекты одновременно вовлечены студенты, аспиранты, преподаватели.
Опыт, накопленный в НГГУ показал, что для внедрения работоспособной системы НИДС вузу необходимо было сформировать научно-исследовательские базы, способные обеспечивать фронт исследовательских работ студентов; постоянно выявлять резерв времени и вносить соответствующие изменения в учебные планы для того, чтобы НИДС стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса; создать для профессорско-преподавательского состава благоприятные условия работы со студентами в сфере НИДС.
В соответствии с основными классификациями научно-исследовательских работ (теоретические, теоретико-экспериментальные и экспериментальные), в НГГУ ведутся все виды. Теоретические исследования в НГГУ базируются на применении общетеоретических методов познания объекта. Результаты теоретических исследований на старших курсах обязательно подтверждаются практикой.
Теоретико-экспериментальные исследования предусматривают проверку результатов теоретических исследований на экспериментальных образцах или моделях. Экспериментальные исследования осуществляются на натурных образцах или моделях, при которых исследовании которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности.
Проведение экспериментальных исследований подтверждает выдвинутые теоретические предположения.
По сфере использования, в общепринятой классификации научные исследования на фундаментальные и прикладные. Доля фундаментальных работ в НИДС НГГУ составляет –90%, а прикладных -10%.
Особой формой привлечения студентов НГГУ к научной работе является деятельность студенческого научного общества (СНО).
Студенческое научное общество дает возможность выделить из разнородной студенческой массы одаренных студентов для занятий наукой.
В Нижневартовском государственном гуманитарном университете СНО состоит из научных студенческих объединений, функционирующих при кафедрах факультета [4, с. 124].
Членом студенческого научного общества может стать любой студент независимо от формы и года обучения, изъявивший желание участвовать в научно-исследовательской работе, не имеющий академической задолженности и обязующийся выполнять требования устава общества.
Общее руководство студенческого научного общества осуществляется ведущим специалистом по научно-исследовательской работе студентов и ответственных за НИРС на факультетах. Возглавляет студенческое научное общество проректор по научной работе.
Студенческое научное общество НГГУ – это добровольное студенческое объединение, организуемое в вузах в целях привлечения студентов к научно-исследовательской работе, распространения и обобщения опыта этой работы, повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов.
На собрании студенческого научного общества студенты, свои голосованием выбирают председателя, заместителя председателя и секретаря университета.
Основной целью деятельности СНО является содействие работе вуза по повышению качества подготовки квалифицированных специалистов, посредством вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу, развития и сохранения научно-технического потенциала студентов.
Большинство выпускников НГГУ, которые входили в состав студенческого научного общества, в последующем стали научными работниками, защитили кандидатские диссертации и успешно продолжают работать на научном поприще в настоящее время.
Проблема привлечения студентов к НИРС не является актуальной, главной задачей перед СНО и профессорско-преподавательским составом кафедр стало удержание молодых исследователей. В НГГУ были созданы условия для материального поощрения студентов, приносящих результативность по итогам НИРС.
За победы в вузовских, региональных, всероссийских, международных конкурсах и конференциях студенты премируются, имеют возможность получать повышенные стипендии и гранты, проходить зарубежные стажировки.
Современные условия и сложившаяся ситуация в НИДС НГГУ требует участия студентов и в международных проектах, которые сегодня должны стать определенной инновационной составляющей студенческих научных исследований.
К настоящему времени студенты НГГУ успели поучаствовать в Х международных проектах. Анализ вовлечения студентов в международные научно-исследовательские проекты показал, что при вопросах вовлечения студентов в международные проекты необходимо учитывать ряд положений.
Студенты-исследователи должны: владеть иностранным языком; быть специалистами в своей области; владеть определенным набором знаний из области экономики и юриспруденции; знать и применять принципы проведения научно-исследовательских работ; обладать знаниями о коммерциализации результатов исследовательских работ.
В целом, научно-исследовательская деятельность студентов является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.
Источник: https://moluch.ru/archive/33/3772/
Научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием в области экономики, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.
Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных задач НИР.
Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:
- овладение студентами научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
- обучение методологии и средствам самостоятельного решения научных задач;
- привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР.
Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах. Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза.
Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включаемая в учебный процесс, предусматривает: выполнение заданий, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы НИР;
Изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обобщения, обработки научных данных, формулирование выводов и практических предложений и т. д.
Участвующими в научно-исследовательской работе считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области экономических и гуманитарных наук. Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кафедры или на научной конференции.
Научно-исследовательские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих курсовых работ.
Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи.
Научно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.
Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.
Основные направления НИДС:
- выявление наиболее одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
- создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок;
- содействие всестороннему развитию личности студента, формированию навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
- обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
- интеграцию научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленную на решение научно-практических проблем в различных отраслях науки;
- проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе вуза.
Организация научно-исследовательской деятельности студентов НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в кружках, проблемных и исследовательских группах.
Руководство НИДС осуществляют ведущие научно-педагогические работники университета, старшие преподаватели. Координаторы по науке являются ответственными за организацию научно-исследовательской работы на факультете университета.
В университете реализуются разные формы НИДС. НИДС, включенная в учебный процесс, выполняемая в соответствии с учебными планами и программами предусматривает:
- выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
- выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
- изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.
НИДС, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:
- работы в научно-учебных лабораториях, научно-проблемных и исследовательских группах;
- выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;
- участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;
- организации специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.
Основные составляющие НИР:
- обеспечение сбалансированности исследований в области фундаментальных и прикладных наук как основы полноценного научного образования и качественной подготовки специалистов;
- выполнение кафедральных тем НИР;
- выполнение инициативных тем научных исследований;
- внедрение научно-методических разработок в учебный процесс университета;
- обмен результатами научных и научно-методических исследований в форме проведения межвузовских, региональных, республиканских и международных конференций, семинаров на базе университета, а также участие преподавателей и студентов в
- конференциях, проводимых в других научных и учебных центрах;
- повышение квалификации преподавателей через стажировки, курсы повышения квалификации вузов и т.п.;
- научное и методическое сотрудничество с образовательными учреждениями региона;
- организация редакционно-издательской деятельности университета;
- организация научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС).
Источник: http://www.ueu.crimea.ru/nauka/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov