Что такое проект в школе?

Мы ежедневно занимаемся большим количеством дел, постоянно делаем выбор, ищем новые возможности для реализации поставленных задач. В повседневной жизни люди даже не задумываются, что они постоянно занимаются разработкой проектов. Это происходит неосознанно.

Однако часто человек, который считает, что он сумел построить настоящий инвестиционный проект, на самом деле проделал ненужную работу. Чтобы сконцентрировать свои усилия на необходимых действиях и получить желаемый результат, нужно знать, что представляет собой процесс проектирования.

Что такое проект

Что такое проект в школе: алгоритм действий

Нельзя назвать проектом любую задумку или идею, которую невозможно реализовать. Это определенный механизм, цель которого состоит в достижении поставленной цели и внедрении разработки в практическую деятельность. Итак, признаки проекта:

  • Существует определенная дата начала процесса проектирования.
  • Когда заканчиваются этапы разработки проекта, нужно отметить в календаре или документах, если они есть, дату окончания работы или представить конечный результат.
  • Конечный результат проектирования должен быть новым, ранее неизвестным. Не обязательно при этом добиваться полной уникальности. Достаточно того, что результат будет открытием для членов команды, работающей над проектом.
  • Для разработки проекта необходимы определенные ресурсы. Они всегда ограничены.

Теперь можно сказать, что проектированием называется стройка квартиры, поиск работы, изучение иностранного языка, переход на другой распорядок дня. Этапы разработки проекта в каждом случае уникальны, но если вы можете реализовать вашу идею, воплотить ее в жизнь, то гораздо проще смотреть на все трудности как на ступени реализации, по которым вы будете подниматься еще выше.

Существует несколько видов исследований. Они различаются между собой по разным характеристикам.

Этапы проекта: общая характеристика

Что такое проект в школе: алгоритм действий

Хотя видов проектов существует много, каждый из них реализуется по определенной схеме. В целом процесс проектирования проходит так:

  • Анализируется идея, разрабатывается план проекта.
  • Выбирается руководитель проекта.
  • Четко прописываются цели проектирования с учетом всевозможных ограничений.
  • Выявляются участники проектирования.
  • Определяется дата начала работы и планируемый объем проекта.
  • Определяются возможные риски и последствия.
  • Идет работа над поставленной целью.
  • Устраняются проблемы, возникшие в ходе работы.
  • Анализируется конечный результат проекта.
  • Результат представляется руководству.
  • Происходит оценка конечного результата и работы участников.

В зависимости от вида проектирования этот план может быть скорректирован под конкретные цели. Могут вноситься новые этапы работы над проектом или же устраняться уже существующие, если они не нужны.

Разработка школьного проекта

Что такое проект в школе: алгоритм действий

Школьный проект, как правило, не представляет собой долговременную работу. Ученики должны в командной работе проявить себя как способные и целеустремленные люди, умеющие достигать компромисса. Этапы проекта в школе таковы:

  • Подготовка к работе. На этом этапе формулируется задание и разрабатывается план проектирования.
  • Формируются задачи проекта, каждый участник предлагает собственные идеи, которые помогут достичь цели.
  • Определение метода сбора необходимой информации, распределение заданий между всеми участниками проекта.
  • Сбор информации, ее анализ, выполнение задач проектирования.
  • Формулировка соответствующих выводов.
  • Подготовка к защите проектной работы.
  • Представление результата деятельности учителю, защита работы.

После защиты проектной работы учитель выставляет соответствующую оценку, которая зависит от степени достижения цели проектирования, работы всех участников исследования, сложности темы, умения представить свои результаты обществу.

Школьное исследование – это самая простая форма работы, во время которой ученики только начинают постигать азы работы над собственной идеей. Этапы работы над проектом не представляют собой определенных расчетов, чего нельзя сказать об инвестиционной сфере деятельности.

Разработка инвестиционного проекта

Что такое проект в школе: алгоритм действий

Инвестиционный проект подразумевает, что его участники учитывают определенный финансовый риск, поскольку реализация требует определенных вложений. Только от человека зависит, готов ли он пойти на это. Этапы инвестиционного проекта таковы:

  • Предынвестиционный этап. Он включает в себя все мероприятия по подготовке к работе, среди которых проверка основной идеи, планирование, выделение определенных финансовых средств, выбор места исследования, заключение договора с организацией, разработка технического оснащения, разработка и утверждение определенной документации, получение разрешения на реализацию проекта и утверждение соответствующих документов. Этот этап корректируется, если инвестор желает что-либо изменить.
  • Инвестиционный этап. В него входит непосредственное выполнение работы, включая монтаж, производство образцов и сопутствующих составляющих. Во время этого периода происходит внедрение идеи в действительность.
  • Эксплуатационный этап. Это завершающий период работы над проектом, он включает в себя применение идеи на практике. Также этап подразумевает расчет всех экономических показателей и прогнозов.

Это основные этапы проекта. Они могут быть дополнены некоторыми действиями, если того требует инвестор или в этом нуждается реализация задумки на практике. Выполнение инвестиционного проекта – это сложная задача, успешное внедрение в жизнь которой под силу только людям со специальным образованием и навыками предпринимательства.

Существует еще один вид проекта – творческий. Его разработка также проходит согласно определенным этапам.

Разработка творческого проекта

Что такое проект в школе: алгоритм действий

Творческий проект является таким же исследованием, как и инвестиционный. Однако есть одно отличие, которое заключается в том, что конечным результатом должно быть готовое изделие.

Творческий человек должен уметь воплощать свои мысли и идеи в реальность, чтобы его способности не остались бесполезными. Для этого и нужно осваивать навык проектирования. Этапы творческого проекта таковы:

  • Выбор темы проектирования, постановка цели и соответствующих задач.
  • Установление всевозможных ограничений.
  • Определение необходимых ресурсов.
  • Сбор необходимой информации.
  • Составление плана проектирования.
  • Изготовление изделия с учетом всех вышеперечисленных факторов.
  • Оценка готового изделия.
  • Анализ результатов.
  • Оформление исследования в бумажном виде.
  • Защита проекта.

Эти этапы выполнения проекта каждый творческий человек видит по-своему. Поэтому не обязательно строго следовать инструкции. Достаточно лишь в общих чертах перенять эти требования.

Оформление проекта

Что такое проект в школе: алгоритм действий

Любой проект необходимо грамотно оформить. Для этого каждый аспект исследования излагается в печатном варианте. Требования к тексту таковы:

  • Наличие заголовков и подразделов.
  • Описание хода исследования.
  • Наличие выводов.
  • Описание результата исследования.
  • Наличие приложений, которыми могут выступать рисунки, фотографии, графики, диаграммы и т. д.

После оформления проекта наступает этап защиты.

Защита проекта

Что такое проект в школе: алгоритм действий

Защита – это завершающий этап проектирования, который включает в себя обоснование результатов исследования заказчику, покупателю или общественности. Обычно для получения одобрения достаточно краткого и грамотного рассказа о ходе исследования, который подкреплен графиками, рисунками и презентацией. Помните, что от этого этапа зависит восприятие вашей работы окружающими.

Выводы

Таким образом, проектирование представляет собой длительную работу над основной идеей. Если вы чувствуете в себе силы для реализации вашей задумки, приступайте к набору команды и воплощению в жизнь ваших мыслей. Описанные этапы проекта — это ваш ориентир. Упорная работа поможет вам достичь цели.

Читайте также:  Сколько длится установочная сессия у заочника?

Источник: https://FB.ru/article/278790/etapyi-proekta-etapyi-rabotyi-nad-proektom

Учимся работать над проектом

Интерес учителей к проектной деятельности в настоящее время чрезвычайно велик.

В процессе совместной работы над проектом ученика и учителя, руководителя проекта, идет воспитание ученика как творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения и свободно применять их в своей деятельности, что во многом способствует формированию УУД . Происходит развитие всей системы универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Чтобы понять, каким образом это происходит, необходимо знать этапы работы над проектом. Речь идет, прежде всего, о проблематизации, целеполагании, планировании, реализации и рефлексии. Как показывает практика , наибольшее затруднение вызывает этап постановки проблемы и планирование. Этому надо учиться самому и учить учащихся.

Итак, начнём !!!! Мы учимся работать над проектом))))))

Для начала нужно сказать, что результатом проектирования может быть проект или исследование, но в любом, даже в самом маленьком проекте элементы исследования присутствуют, и поэтому далее я буду говорить о проектировании, как об исследовании.

Любое исследование начинается с определения цели и задач. Цель формулируется кратко и предельно точно и начинается, как правило, с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести», «изучить». В её основе может быть проблема, мечта, желание.

Представим себя в роли альпиниста, целью которого является покорение вершины. Успех восхождения зависит от того, как правильно рассчитает свои силы и возможности альпинист.

Поэтому процесс исследования нужно разбить на отдельные этапы- задачи. Каждая задача – это ступенька к достижению цели – к покорению вершины.

После формулирования цели и задач необходимо определить объект и предмет вашего исследования.

Объект исследования — это область, в рамках которой ведётся исследование.

Предмет исследования – более узкое понятие, он является элементом объекта, исследуемого в работе. Попробуйте самостоятельно определить объект и предмет исследования в следующих словосочетаниях:

Одним из самых ответственных и важных моментов является выбор темы исследования. Удачная формулировка темы создаёт предпосылки успеха работы в целом. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

  • тема должна быть актуальна, недостаточно изучена и важна в практическом отношении;
  • она должна соответствовать интересам исследователя;
  • должна быть реально выполнимой;
  • обеспеченной необходимым количеством различных источников информации;
  • и, последнее — она должна быть грамотно сформулирована с научной и литературной точек зрения

На практике именно с формулировкой темы возникают затруднения

Я предлагаю примерный алгоритм формулирования тем проектов в зависимости от их видов.

На первом рисунке вы видите, как можно сформулировать тему ученического исследовательского проекта.

Формулировка темы начинается со слов Развитие Исследование Формирование Особенности Воспитание предмет и объект исследования связывают друг с другом словами в ходе, в процессе или предлогом например: тема исследование кислотности воды в водоёмах заповедника. Объект исследования- водоёмы, а предмет – кислотность воды в них.

В некоторых работах во введении выдвигают гипотезу, которую впоследствии доказывают или опровергают своим исследованием. Алгоритм формулирования темы при наличии гипотезы вы видите на следующем рисунке.

Сформулировать такую тему сложнее, так как в ней необходимо указывать метод, при помощи которого может быть достигнута поставленная цель Для примера я взяла такую тему: Участие в конкурсах как способ развития творческих способностей учащихся.

Практико-ориентированные проекты отличаются тем, что итогом их является изготовление конкретных продуктов — приспособлений, устройств, приборов, моделей. Поэтому формулировку темы такого проекта необходимо начать со слов Моделирование Создание Изготовление Проектирование.

Например: тема Проектирование и создание установки для измерения уровня шума.

Формулировка темы реферативной работы связывает между собой предмет и объект исследования

Структура исследовательской работы вне зависимости от способа получения знаний и требований конкурсов универсальна и включает в себя основные три главы:

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение

Основная часть состоит из нескольких глав. Это:

  1. Обзор литературы
  2. Методика проведения исследования
  3. Организация исследования
  4. Результаты исследования

Для проведения рефлексии нужны критерии. Можно выделить основные восемь критериев. Это:

  • правильная постановка цели и задач исследования, обоснование его актуальности;
  • обоснованность выбора методики исследования;
  • достаточность собранного материала;
  • глубина проработанности и осмысления материала,
  • практическая значимость проекта;
  • значимость и обоснованность выводов;
  • качество оформления и качество защиты проекта.

Проанализировать выполненную работу можно также вернувшись к поставленным целям: необходимо с детьми обсудить, всё ли запланированное было выполнено, где были затруднения, ошибки, и что можно сделать для того, чтобы их исправить или не допустить в будущем.

А теперь подведём итоги и сформулируем план работы над проектом:

  1. Определите цель вашей работы
  2. Определите объект и предмет вашего исследования
  3. Определите задачи
  4. Сформулируйте тему проекта.
  5. Изучите печатную и электронную литературу по выбранной вами теме
  6. Выберите методы исследования и практически овладейте ими
  7. Проведите собственное исследование
  8. Проведите анализ вашего исследования
  9. Сформулируйте выводы и предложения
  10. Оформите ваше исследование в виде текстового документа
  11. Оформите приложения.
  12. Подготовьте текст выступления
  13. Оформите для защиты проекта наглядные материалы

Источник: http://www.ProTema.ru/lib/ou/item/183-proj

Проектная деятельность в школе

Что такое проект в школе: алгоритм действий

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач.

В первую очередь такой метод позволяет формировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.

Задача педагога — координировать работу школьников для решения указанной воспитательной или учебной проблемы.

Задача проектной деятельности — создать такие условия для учащихся, при которых будет полноценным личностное развитие, а также активное формирование их жизненной позиции.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет приобрести умения планировать, организовывать свою работу, развивать творческие способности, проявлять себя в обществе.

Историческая справка

Большинство исследователей полагают, что основоположником метода проектов был американский ученый Джон Дьюи. Он выдвинул идею, что ребенок, находясь в рамках традиционной системы образования, не способен приобрести практические навыки и применить их в жизни.

Последователем взглядов Д.Дьюи был В.Х. Килпатрик, который, по сути, и ввел проектную деятельность в педагогическую систему. Он считал, что учебная программа не может быть общей для всех, результат получится только от индивидуальной деятельности учащихся.

Идеи проектной деятельности в России зародились еще в начале ХХ века. Их выдвинул С.Т. Шацкий в 1905 году.

Читайте также:  Как понять, что такое плагиат?

После революции метод проектов внедрялся в школьную программу под личным наблюдением Н.К. Крупской. Учитель больше не выступал источником знаний для школьников, а являлся спутником и наставником в мире познания.

В современных исследованиях проектная деятельность учащихся рассматривается как  обязательная часть познавательной деятельности, мотивация к получению новых знаний, технология формирования определенных компетенций.

Виды проектов в школе

Существует несколько классификаций проектной деятельности, но наиболее полно виды проектов представлены в работах Е.С. Полат.

Проекты по методу или типу деятельности

1. Исследовательский проект

Имеет определенную структуру, поставленные цели и актуальный предмет исследования. Например, «Моя родословная», «Профессия мечты», «Великая Отечественная война и моя семья».

2. Творческий проект

Не имеет детализированной структуры. Результат оформлен в творческой манере. Например, кукольный театр, кулинарный поединок, детское ателье.

3. Ролево-игровой проект

Обладает открытой структурой, в которую можно внести изменения. Участники исполняют определенные роли. Такой проект подразумевает участие 3 — 4 школьников. Например, «Продавец одежды» (проект для урока иностранного языка, подразумевает исполнение нескольких ролей: продавец, покупатель, поставщик и т.д.).

4. Информационный проект

Основой такого проекта является сбор информации, ее дальнейший анализ и обобщение. Выбираются способы обработки информации, ставятся конечные цели. Имеет продуманную структуру. Результатом может быть реферат, доклад, статья или презентация проектной деятельности. Например, на тему «Солнечное затмение».

5. Предметно-ориентированный проект

Результат такого проекта определяется с самого начала. Он имеет продуманную структуру и определенный сценарий. Например, проект по технологии труда «Батик».

Предметно-содержательная область проектов

Всю проектную деятельность можно разделить на 3 части.

1. Монопроект

Подразумевает решение задач в рамках одного школьного учебного предмета.

2. Межпредметный проект

Проектная деятельность школьников происходит во внеурочное время. Такой проект подразумевает промежуточную и окончательную презентацию.

3. Надпредметный проект

Создается на стыках различных наук и выходит за рамки школьной программы.

Также проектно-исследовательская деятельность в школе рассматривается по характеру координации. В проектах с открытой координацией педагог исполняет роль консультанта, с закрытой — является полноправным членом команды.

По продолжительности выделяют:

  • краткосрочные проекты;
  • среднесрочные проекты (около 2 месяцев);
  • долгосрочные проекты (около 1 года).

Проектная деятельность в школе положительно оценивается и педагогами и учениками. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике.

Источник: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7998-proektnaya-deyatelnost-v-shkole.html

Памятка для учащихся «Алгоритм действий при осуществлении деятельности по созданию творческого проекта»

Для уроков технологии возможность привлечения детей к творческому проектированию становится площадкой формирования нестандартного подхода к реализации поставленной цели в рамках конкретной темы.

Поскольку завершающий этап является подведением итогов учебного года, то появляется реальный шанс воплощения в изготавливаемом изделии всей суммы полученных знаний и умений.

Актуальность подобной деятельности при грамотной организации подготовки детей сложно переоценить.

Цель разработки памятки – обозначение оптимального маршрута по реализации творческого замысла в ходе выполнения проекта.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • формировать навыки, содействующие грамотному и самостоятельному выполнению всех этапов творческого проектирования;
  • воспитывать эстетическое отношение даже к самым обыденным вещам в плане возможности привнесения в них новизны посредством использования разнообразных приемов;
  • развивать социально значимые личностные качества: самостоятельность мышления, настойчивость, умение вести диалог, аккуратность.

Этапы проектирования

Для лучшего понимания сущности творческого проекта следует учитывать, что вся деятельность имеет три ключевых этапа:

  1. Подготовительный или поисковый.
  2. Технологический.
  3. Заключительный или аналитический.

Подготовительный этап

Важным мотивом начала деятельности становится поиск идеи, которая в дальнейшем воплотится в осязаемый продукт с конкретными характеристиками и уникальными чертами, присущими только ему.

Направлений может быть безграничное множество, поэтому понадобится консультация взрослых людей – родителей или учителя. С их помощью удастся обосновать актуальность решения проблемы, поскольку только имеющий прагматическое применение объект можно выполнять с интересом в течение длительного времени.

Обосновав замысел, можно формулировать тему будущей поисково-творческой деятельности. Именно она позволит точно обозначить цель как видение прогнозируемого результата. Задачи, становящиеся ступеньками по достижению задуманного, выстраиваются в логической последовательности, становясь ориентирами в прохождении собственного маршрута в творческом проектировании.

Таблица 1 – Пример целеполагания и выбора приемов решения задач по теме «Фартук и прихватки для кухни»

Задачи Приемы решения
Изучить литературные источники по выбранной теме Просмотр разнообразных средств информации, включая тематические обучающие сайты, с копированием интересных образцов
Составить и систематизировать банк идей Старшеклассникам удобнее проводить эту деятельность в электронном виде. Младшие школьники могут формировать тематические папки
Выбрать вариант, отвечающий ключевым требованиям – актуальности, экономической целесообразности, доступности в выполнении Проводится детальный анализ с обращением за помощью к учителю, а также к родителям
Подготовить необходимые инструменты, определить пути приобретения материалов – покупка, домашние запасы Согласно составленному списку в отдельной папке (коробке, органайзере) собираются инструменты и проводятся операции по подготовке материалов
Деятельность ведется сообразно предварительно разработанной технологической карте
В качестве дополнительного декора могут использоваться как готовые предметы – бусы, бисер, ракушки и пр., так и дополнительно выполняемые элементы в разнообразной технике
Оценить качество исполнения Адекватная самооценка собственного изделия позволит выявить недочеты, на которые при выполнении последующих проектов необходимо обратить внимание. При привлечении к оцениваванию других детей выдвигается условие обращения внимания на положительные стороны работы без критических высказываний. Учитель при наличии явных нарушений в технологии изготовления изделия может побеседовать с автором проекта индивидуально
Подготовка к публичной защите Разрабатывается тезисный текст, предполагающий освещение основных моментов. Старшеклассники могут сопровождать доклад слайдовой презентацией

В качестве примера используется творческий проект по теме «Фартук и прихватки для кухни», выполненный ученицей 8 «Б» класса Ольгой Софроновой.

Пример №1

Идея внесения ярких декоративных элементов в интерьер нашей уютной кухни у меня появилась достаточно давно, но не было ясного понимания, как это осуществить. Изучив интересный материал по разделу выполнения своими руками фартуков и прихваток, я решила сделать маме такой подарок в виде комплекта. Изделия не только послужат украшением интерьера, но и будут полезными на кухне.

Пример №2

Основным критерием моей готовой работы должно стать аккуратное выполнение и яркий красивый дизайн. Мне хочется, чтобы глядя на мои изделия люди улыбались, у них поднималось настроение. Изучая на уроках технологии основы цветоведения, я поняла, как важно правильно подобрать правильный оттенок под голубые тона, в которых выполнена наша кухня.

Читайте также:  Платят ли стипендию в магистратуре?

Технологический этап

Это основной этап творческого проектирования, в ходе которого ведется планомерное пошаговое изготовление изделия.

Наиболее рациональным решением, по моему мнению, поддержанному родителями и одобренному учителем, будет использование для пошива изделий хлопчатобумажной ткани. Еще мне понадобится клеевая ткань.

Необходимые инструменты и приспособления:

  • швейная машинка;
  • утюг;
  • мелок;
  • сантиметровая лента;
  • линейка;
  • карандаш;
  • ножницы;
  • пуговицы;
  • швейные нитки.

Определение алгоритма выполнения работы:

  • снятие мерок;
  • подготовка чертежа;
  • изготовление выкройки для фартука и шаблонов, необходимых для изготовления прихваток;
  • подготовка ткани;
  • раскрой деталей.

Последовательность операций по шитью фартука:

  • выполнение кармана;
  • обработка срезов – боковых, нижних и верхнего;
  • изготовление кулиски;
  • притачивание кулиски к фартуку;
  • присоединение к фартуку кармана;
  • в верхней части пришивание пуговицы;
  • отделка воротника;
  • пробивание петельки.

Последовательность операций по изготовлению прихватки:

  • раскрой деталей двух цветов – по десять штук каждого;
  • проведение раскроя клеевой ткани и хлопчатобумажной основы в форме квадрата;
  • заутюживание в соответствии с шаблоном тканевых полосок;
  • сборка прихватки: на основу кладется клеевая, а сверху заутюженные полоски, которые затем переплетаются в шахматном порядке;
  • обработка петельки и боковых граней.

Таблица 3 – Мерки (см) и построение чертежа

Мои мерки Построение фартука Построение кулиски Построение кармана Построение воротника
Ст = 64 АА1 = 2,5 ПП1 = 5 КК1 = К1К3 = 19 ВВ5 = 9
Сб = 100 АТ1 = Дн = 28 ПП3 = 80 ВВ1 = ВВ4 = 28
Дн = 28 ТН1 = Дн4 = 35 В4В3 = 3
Дн4 = 35 ТТ1 = 35 В2В3 = 2,5
ТТ2 = 10
ТН = 20

 

Статьи расхода Единица измерения Количество Цена, руб Общая сумма, руб
Ткань х/б м 1,30 44-00 57-20
Ткань х/б м 0,80 110-00 88-00
Нитки (были дома)
Клеевая ткань (была дома)
Затраты электроэнергии кВт 1,0 1-83 1-83
Итого: 147-03

При приобретении подобного комплекта в магазине было бы потрачено не менее 700-00 рублей, следовательно, творческий проект показывает экономическую выгоду.

Пример

Для изготовления прихваток и фартука я использовала ситец из ассортимента хлопчатобумажных разновидностей. Для их производства применяются натуральные хлопковые волокна, следовательно, мои изделия экологически безопасные и не нанесут вреда моим близким людям и окружающей среде.

Заключительный этап

Оценивая готовую работу, я получила удовлетворение. Считаю, что изделия получились аккуратными, интересными с гармонично подобранной под интерьер нашей кухни цветовыми сочетаниями. Подарок для мамы получился красивый. Эти вещи достойно украсят нашу кухню.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/prochee/pamiatka_dlia_uchashchikhsia_alghoritm_dieistvii_pri_osushchiestvlienii_dieiatie

Что такое мини-проект — Мастер-класс «Мини-проекты»

Метод проектов возник еще в 20-х годах в США. Почти параллельно идея проектного обучения возникла в России и Западной Европе.

Рациональное соединение теоретических знаний и их практического использования в проектной технологии можно сформировать так: «Я знаю, зачем мне это нужно, где и как я могу использовать все то, что я знаю».    Учитель призван быть творцом своих уроков.

Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.

Проект- это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

  • наличие социально значимой задачи,
  • планирование действий по разрешению проблемы,
  • поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,
  • оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,
  • презентация “продукта” и его социальной значимости.

Метод проектов используется на одном-двух уроках — мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

  • мини-проекты,
  • краткосрочные,
  • долгосрочные.

На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.

Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
  • Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения.Задачи групповой работы:

  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
  • развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.);
  •  совершенствование межличностных отношений в классе.

Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках.

Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из этапов:

  • Организационный момент (тема проекта, цель)
  • Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
  • Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.
  • Физкультминутка.
  • Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.
  • Презентация готового продукта проектной деятельности.

Источник: https://www.sites.google.com/site/masterklassminiproekty/cto-takoe-mini-proekt

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector