Изучение основ БЖД

С самого рождения человек сталкивается с различными опасностями, связанными с технической сферой и биологической средой. Для того чтобы не подвергать собственную жизнь риску, каждый должен иметь определенный набор знаний, которые помогут защитить его от этих угроз и опасностей.

Вопросами разработки правильных способов защиты от негативных технических и природных воздействий и безопасного взаимодействия людей с окружающей средой занимаются представители такой научной области, как безопасность жизнедеятельности. Эта статья поможет разобраться с тем, что такое БЖД, а также какие цели и задачи преследует эта дисциплина.

Определение и основные понятия

Изучение основ БЖД - это то, что обеспечивает уверенность в безопасном будущем

Перед тем как начать глобальное рассмотрение вопроса, что такое БЖД, для начала необходимо дать ему четкое определение. Итак, безопасность жизнедеятельности – это наука, которая рассматривает вопросы о взаимодействии человека с технической сферой, а также взаимодействие людей с природной средой.

А также система БЖД включает в себя разработку основных правил и рекомендаций по защите человека от различных негативных факторов. Объектом безопасности жизнедеятельности является человек, а предметом изучения БЖД – выработка безопасного и комфортного существования людей.

Появление такой науки, как безопасность жизнедеятельности, связано с объективной потребностью общества в умениях защитить собственную жизнь. Правила безопасного поведения, которые выводит эта наука, основываются на практическом опыте человечества, а также на теоретической основе других смежных наук.

В понятие БЖД также входит и одноименная школьная дисциплина, которой обучают детей с целью привития им знаний о возможных опасностях и угрозах. Основы БЖД помогают приобрести теоретический и практический опыт поведения в сложных или чрезвычайных ситуациях.

Задачи

Изучение основ БЖД - это то, что обеспечивает уверенность в безопасном будущем

После того как было дано определение, что такое БЖД, крайне важно понять, какие задачи ставит перед собой эта область знаний. Основными задачами этой дисциплины являются:

  • определение, классификация и оценка различных негативных воздействий внешней среды обитания;
  • предупреждение различных негативных воздействий;
  • ликвидация последствий негативного воздействия;
  • контроль за окружающей средой;
  • создание для человека комфортного и безопасного состояния внешней окружающей среды;
  • обучение людей правильному поведению в условиях угрозы или воздействия негативных факторов.

Таким образом, можно сказать, что задачи безопасности жизнедеятельности – это комплекс мероприятий, направленный на защиту человека от различных негативных факторов.

Основополагающей целью БЖД является пропаганда знаний, направленных на уменьшение смертельных случаев, и сохранение здоровья людей, столкнувшихся с опасными внешними факторами. Безопасность жизнедеятельности является крайне важной наукой, так как благодаря ей есть возможность научить людей правильно действовать при угрозах.

Содержание науки

Изучение основ БЖД - это то, что обеспечивает уверенность в безопасном будущем

Безопасность жизнедеятельности рассматривает следующие вопросы:

  • Профилактика негативного воздействия, что включает в себя определение и выбор безопасного места для жизни, соблюдение норм и правил охраны труда, а также привитие населению здорового образа жизни.
  • Коллективные мероприятия по организации безопасной жизнедеятельности, что включает создание безопасных условий труда, защиту людей от катастроф природного и техногенного характера, а также разработку нормативной базы в сфере защиты здоровья и жизни населения в целом.
  • Создание благоприятного состояния окружающей среды, что включает соблюдение правил сохранения окружающей среды и уменьшения различного негативного воздействия на нее со стороны человечества, а также рационального и правильного использования природных ресурсов.

Существует ряд аксиом, которые были определены данной наукой, а именно:

  1. Любая человеческая деятельность или же бездеятельность несет в себе потенциальную опасность.
  2. Каждая деятельность должна быть максимально комфортной и не причинять вреда здоровью человека.
  3. Все естественные процессы в природе или антропогенная деятельность склонны к потере устойчивости, а также существует большой риск их негативного воздействия, и каждый человек должен быть к этому готов.
  4. Можно добиться безопасности и чистой экологии, если их значения не будут превышать допустимые показатели, при учете комплексности их воздействия.

Факторы БЖД

Изучение основ БЖД - это то, что обеспечивает уверенность в безопасном будущем

Данная наука занимается определением и классификацией факторов, которые делятся на опасные и вредные.

Вредными факторами являются те, которые приводят к ухудшению здоровья и могут понизить работоспособность человека, однако после отдыха человек приходит в норму, и его организм способен продолжать функционировать. Опасные факторы – это те, которые приводят к травматизму, нарушениям здоровья или смерти человека.

Оба этих фактора бывают природными и антропогенного характера. Опасные и вредные факторы делятся на биологические, химические, физические и психофизические.

Биологические факторы – это грибки, бактерии и вирусы, а также выбросы предприятий, биологическое оружие, средства для обработки растений и т. д. Химические факторы – это вещества, которые вдыхает или употребляет человек, а также химическое оружие.

Физические факторы – это влажность и температура воздуха, солнечная радиация, скорость ветра, атмосферное давление, а также различные вибрации и шумы, ток, ионизирующее излучение, оружие массового поражения и т. д. Психофизические факторы – это нервно-психологическое воздействие на человека.

Заключение

Изучение основ БЖД - это то, что обеспечивает уверенность в безопасном будущем

Подводя итог рассмотрению вопроса, что такое БЖД, следует отметить, что человек на протяжении всей жизни сталкивается с множеством опасных и вредных факторов. Отсутствие теоретического и практического опыта защиты собственной жизни может привести к летальному исходу, что в сумме создает угрозу повышения уровня смертности.

Каждый человек должен самостоятельно взять на себя ответственность за свою безопасность с целью сохранения собственной жизни людей. А для того чтобы понимать, как правильно вести себя при угрозах, поможет заблаговременное и тщательное изучение такой дисциплины, как безопасность жизнедеятельности.

Источник: https://FB.ru/article/378987/osnovyi-bjd-chto-takoe-bjd-ponyatie-tseli-i-faktoryi-bezopasnosti-jiznedeyatelnosti

Изучение основ БЖД — это то, что обеспечивает уверенность в безопасном будущем

Чем больше развивается человечество, тем сильнее «венец природы» загоняет себя в опасную пропасть. Человек сегодня способен заглянуть под воду, в самую толщу земли, рассмотреть микроорганизмы, изучить космические тела. Однако с телеэкрана мы слышим об участившихся случаях наводнений, землетрясений, оползней, селей, пожаров и т.д..

Кроме того, что человек вооружается теоретически путем изучения тех или иных объектов этого мира, ему крайне важно быть подкованным и с практической точки зрения, чтобы уберечь себя от всевозможных опасностей.

Еще со школьной скамьи нам знакома аббревиатура ОБЖ. Курс, направленный на информирование подрастающего населения о том, как обеспечить собственную безопасность, мы начинаем изучать еще шестиклассниками и заканчиваем на пороге выпуска из школы.

Однако многие, поступив в вуз, сталкиваются с похожей аббревиатурой в расписании занятий. Так что же это такое — БЖД? И самое интересное, чем знания по БЖД будут отличаться от полученных ранее — в школе. Давайте разбираться в этом вместе.

БЖД: что изучает эта наука

Изучение основ БЖД - это то, что обеспечивает уверенность в безопасном будущем

БЖД — это не просто наука, одна из институтских дисциплин, по которой чаще всего сдают зачет на втором курсе. Это мероприятие государственного масштаба, осуществляемое с целью защиты населения (одна из подсистем гражданской обороны страны).

На занятиях по БЖД вы не только узнаете об опасностях, но и о том, как их ликвидировать и защититься от них.

Разговор в данном случае идет об угрозах:

  • естественного характера (пожарах (лесных), наводнениях, землетрясениях);
  • искусственного (террористических атаках, кибератаках, взрывах на предприятиях, вследствие которых идет заражение окружающей среды отходами в виде выбросов в атмосферу, воду, почву и т.д.).
Читайте также:  Описание того, что такое стенография

Особенно важны такие знания в условиях современного технического прогресса, кроме того они являются неотъемлемым элементом теоретических сведений по охране труда каждого из нас.

Данная наука в первую очередь призвана помочь человеку и всему человечеству безопасно сожительствовать с окружающей средой. Вы спросите: «Что же сподвигло правительство нашей страны ввести данную дисциплину в список изучаемых в вузах?».

Заставляют задуматься определенные показатели, которые не меняются уже в течение нескольких десятков лет, а значит свидетельствующие о негативном воздействии факторов внешней среды на людей.

Во-первых, это показатели смертности мужского населения, причем в возрасте 30-50 лет, во-вторых, малая продолжительности жизни вновь среди мужчин. В-третьих, снижение средней численности населения, наблюдаемое ежегодно.

Основные разделы данной науки

Знакомство с теоретическими сведениями и отработка практических навыков при изучении БЖД происходит поэтапно. Изначально слушателей знакомят с разделом личного и безопасного поведения.

Как любая наука, БЖД имеет свою структуру

В его границы входит также и изучение особенностей места жительства с точки зрения безопасности окружающей среды.

Кроме того, отдельное внимание данный раздел отводит нормам охраны труда и ЗОЖ.

Второй раздел разъясняет меры безопасности жизнедеятельности в условиях коллектива.

Здесь же обсуждается вопрос, связанный с техногенно естественными катастрофами, а также законы в области здравоохранения, стоящие на страже безопасности каждого из нас.

Изучение третьего раздела информирует нас о том, каким образом обеспечить качественное состояние места нашего обитания. Слушатели обсуждают вопросы, связанные с разумным использованием природных ресурсов, утилизацией отходов как бытовых, так и промышленных.

Речь идет о соблюдении норм собственной безопасности, посредством поддержания экологической чистоты.

Факторы БЖД

Продолжая разговор о безопасности человека, стоит уделить особое внимание безопасности его трудовой деятельности. Именно на работе человек подвергается определенного рода воздействию факторов окружающей среды.

Наука БЖД делит все «трудовые» факторы на два вида: опасные и вредные. Опасный фактор не просто воздействует на человека, он может привести к ухудшению состояния его здоровья и даже определенной травме.

Вредные факторы могут нанести ущерб здоровью человека только в случае длительного воздействия или определённых условий, тем самым вредный фактор может стать опасным.

Рассмотрим на конкретных примерах. Работа на заводе по переработке пластмассы для дыхания человека является вредным фактором, потому что при длительной деятельности у работника могут возникнуть проблемы со здоровьем.

Работа химиком-лаборантом является опасным фактором, потому что может привести не только к травме, но даже к смерти работника в случае определенных обстоятельств.

Кроме того, существует еще одна группа факторов, влияющих на состояние здоровья человека:

  1. Физические факторы, оказывающие влияние на человека посредством трудовой деятельности с опасными для здоровья и жизни механическими объектами, работа в опасных для здоровья условиях окружающей среды (задымленность воздуха, повышенные и пониженные температуры, высокие звуковые колебания и т.д.).
  2. Химические факторы, включающие в себя все профессии, связанные с химическим воздействием через различные органы чувств человека.
  3. Биологические факторы, которым, как правило, подвержены люди, занимающиеся научной деятельностью по созданию лекарственных препаратов, борьбой с болезнями и вирусами, разведением определенных видов грибков и бактерий.
  4. Психофизические факторы, выраженные психическими, умственными перегрузками, эмоциональной истощенностью, монотонностью работы.

Данные факторы условно можно отнести к группе вредных, но некоторые из них являются опасными.

Цели и задачи БЖД

Основная цель изучения данной науки — это уменьшение смертности людей, минимизация ущерба их здоровью за счёт пропаганды определенных знаний и формирование у них необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих безопасность.

Задачи данной науки представляют собой знания, умения и навыки, полученные всеми слушателями данной учебной дисциплины:

  1. Уметь определять опасность, оценивать в количественных масштабах её воздействия.
  2. Предупредить воздействие негативных факторов.
  3. Защитить себя от опасного воздействия среды путем применения определенных знаний и навыков, а также специального оборудования.
  4. Уметь ликвидировать последствия отрицательного воздействия, тем самым обезопасить других членов человеческого общества.
  5. Главная задача этой науки — сохранить жизнь людей
  6. Уметь прогнозировать развитие тех или иных опасных ситуаций.
  7. Обеспечивать функционирование определенных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций посредством правильной эксплуатации технических приспособлений.
  8. Быть готовым принять решение или оказать помощь при защите населения и среды обитания от отрицательного воздействия в условиях ЧС.
  9. Создать комфортную среду обитания для каждого человека, минимизируя природный ущерб.

Изучив курс БЖД, вы будете знать многое: как пользоваться противогазом, каким образом вести себя в задымленном помещении, как очистить питьевую воду, если в неё попали химически опасные вещества в случае заводской утечки.

Также вам будут известны все оповещательные сигналы, предупреждающие население о так называемых угрозах. Сейчас подобные сигналы довольно часто включают во многих городах в определенное время, и все информационные источники сообщают об опасности.

Кроме таких для многих глобальных знаний, вам будут даны навыки по оказанию первой медицинской помощи, что пригодится каждому, к примеру:

  • как делать массаж сердца;
  • каким образом фиксировать перелом;
  • как накладывать кровоостанавливающую повязку;
  • как определить, что вы простыли, а не отравились парами лака во время проведения ремонтных работ в собственном доме и т.п..

Кроме того, зная определенные теоретические сведения, при устройстве на работу вы легко можете не только улучшить, в данном случае обезопасить свое рабочее место, но и указать руководству на определенные недочеты, связанные с организацией рабочего пространства того или иного предприятия.

Завершая данный разговор, ответим на вопрос, который мы затронули еще во вступлении: «В чем же различия между ОБЖ и БЖД?».

Знания, полученные нами в школе на уроках ОБЖ, являются минимальной базой теоретических сведений. Для более полного представления о существующих общечеловеческих угрозах стоит изучить БЖД.

Таким образом, изучение БЖД в стенах институтов и университетов является более глубоким постижением теоретических основ, направленных на обеспечение собственной безопасности каждого из нас.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/bzhd.html

Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей.

Статические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения.

Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности:

  • Аристотель (384–322 до н. э.,) и Гиппократ (460–377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.
  • Парацельс (1493–1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством». (Идея принципа нормирования!)
  • Агрикола (1494–1555) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болезнях ремесленников».
  • М. В. Ломоносов (1711–1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле.
  • Значительный вклад внесли в развитие теории безопасности русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845–1913), А. А. Пресс (1857–1930), Д. П. Никольский (1855–1918), В. А. Левицкий (1867–1936), А. А. Скочинский (1874–1960), С. И. Каплун (1897–1943) и др.
Читайте также:  Чем объясняется многозначность слова?

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности.

С. В. Белов отмечал, что «безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, потому что для ее изучения необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую»

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни.

Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.

За последние годы увеличилось число школьников, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей младшего школьного возраста.

Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров.

По данным МВД России, увеличилось число детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия.

В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы.

О том, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей», говорил еще К. Д. Ушинский.

Сегодня, чтобы понять смысл опасностей, угрожающих человеку, выработать механизмы их преодоления, купирования, нужно сосредоточить внимание на знаниях, традициях, идеалах, которые призваны уберечь социум от гибели.

Итак, актуальность работы связана прежде всего с актуализацией одной из задач образования — воспитания безопасного поведения детей младшего школьного возраста.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дисциплина — основы безопасности жизнедеятельности.

Можно дать такое определение этой дисциплины: безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Основные положения учебной дисциплины ОБЖ:

  • С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.
  • Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом.

Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

В настоящее время в Министерстве образования России разработан и утвержден обязательный минимум содержания начального общего образования, определяющий основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, с которыми необходимо знакомить младших школьников.

Обязательное минимальное содержание основ безопасности жизнедеятельности включено в содержание образовательного компонента «Окружающий мир» и раскрывает основные вопросы ОБЖ:

  • здоровый образ жизни;
  • правила гигиены;
  • режим дня;
  • охрана и укрепление здоровья;
  • природа как условие жизни людей;
  • правила дорожной безопасности, безопасного поведения на улице и в быту, на водоемах, противопожарной безопасности.

Наиболее полно и целенаправленно вопросы ОБЖ могут быть изучены в специальном непрерывном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

В начальной школе у школьников наряду с развитием представлений о научной картине мира идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания.

Дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения.

Знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире, и поэтому развитие содержания начальной школы идет по линии интеграции, которая сохраняет целостность восприятия окружающего мира.

В программе «Мир вокруг нас», входящей в состав курса «Зеленый дом» А. А. Плешакова, в I-м классе четырехлетней начальной школы дети учатся определять потенциальную опасность окружающих предметов, знакомятся с основными правилами обращения с ними, с важнейшими требованиями безопасного поведения на улицах и дорогах, осваивают элементарные правила экологической безопасности, основные гигиенические нормы и нормы экологически приемлемого поведения, обеспечивающие сохранение здоровой окружающей среды.

Эти вопросы обстоятельно раскрываются или затрагиваются практически во всех темах курса. Во II классе четырехлетней начальной школы выделена специальная учебная тема «Здоровье и безопасность», которая включает вопросы дорожной безопасности, безопасности на воде, противопожарной безопасности.

В рамках данного раздела рассматриваются, например, такие темы: «Строение тела человека», «Поговорим о болезнях», «Куда пойти лечиться», «Охрана здоровья в разные времена года», «Домашние опасности», «Пожар!», «Лесные опасности», «Как нужно купаться», «Очень подозрительный тип» и др. В соответствии с общей экологической направленностью программы большое внимание в курсе уделяется вопросам охраны окружающей среды.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет представить разработку оптимальных педагогических условий как определение путей воспитания безопасного поведения, этапов работы, последовательное прохождение ребенком которых способствует его освоению. При этом нужно учитывать, как происходит процесс познания у ребенка правил поведения, накопления соответствующего опыта.

Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка. В исследованиях П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной и др. описаны компоненты, последовательное поэтапное выполнение которых обеспечивает интериоризацию, усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений.

Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка должна осуществляться поэтапно, ступенчато:

  • На 1 этапе важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
  • На 2 этапе необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать школьников в умении проявлять эти правила;
  • На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений (превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.

Исходя из этого, особенностью преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе является то, что этот курс изучается не на отдельных уроках, а на уроках по окружающему миру.

Для более подробного изучения вопросов безопасности жизнедеятельности, как составной части изучения окружающего мира, целесообразно увеличивать время на изучение курса «Окружающий мир» за счет вариативной части Базисного учебного плана, а также включать вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.

ОБЖ обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший ОБЖ, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

Учителю на уроках ОБЖ необходимо опираться на знания учащихся об опасности и безопасности, одновременно помогая детям преодолевать страхи и тревоги, учить правильно реагировать на опасность. Для профилактики психотравм на уроках ОБЖ необходимо соблюдение ряда условий.

Читайте также:  Что такое болонское образование?

Информация о факторах риска должна сочетаться со сведениями о том, как научиться избежать опасности и как действовать в опасной ситуации. Учащиеся должны научиться анализировать причины возникновения опасности и действовать так, чтобы избежать беды.

Еще важнее научить их правильно реагировать на факторы риска, формировать уверенность в своих силах, готовность в случае необходимости обратиться за помощью к взрослым.

Практическое исследование показало, что уровень знаний учеников об основах безопасности значительно выше при использовании дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр-тестов, стихов, загадок и пословиц, учебных задач, кроссвордов, инсценировок.

Поэтому в качестве основных задач учителя выступает подбор наиболее эффективных форм работы по ознакомлению младших школьников с опасностями и их предупреждению. И как следствие — создание отдельного направления ОБЖ во внеурочной деятельности младших школьников.

Источник: https://moluch.ru/archive/58/8172/

Основные принципы безопасности жизнедеятельности: Безопасность жизнедеятельности

Основным принципом существования и развития всего живого является принцип обязательности внешнего воздействия:

  • Саморазвитие живого тела невозможно.
  • Базовыми принципами обеспечения безопасности в системе «человек – среда обитания» являются следующие.

Принцип «все воздействует на все»

Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду, реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, и существуют в пространстве и во времени.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия (зона действия опасности).

Аксиома о потенциальной опасности

Любая деятельность потенциально опасна.

Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:

  • невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс);
  • ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает).

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что «жизнедеятельность человека потенциально опасна».

Это предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Принцип антропоцентризма

Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования.

Реализация этого принципа означает приоритетную деятельность, направленную на сохранение здоровья и жизни человека при воздействии на него внешних причин. К ней относятся такие направления исследований, как идентификация опасностей и зон их действия, разработка и применение человекозащитных средств, контроль их состояния и т. п.

Прикладное значение по отношению к теории безопасности жизнедеятельности имеют практические разработки средств и методов защиты окружающей природной среды, достижения высокой надежности технических систем и т. п.

Они используются лишь при установлении для технических объектов таких показателей, как допустимые отходы, допустимый техногенный риск.

Принцип существования внешних воздействий на человека

Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора.

На человека постоянно воздействуют внешние, различные по уровням потоки веществ, энергий и информации. Вполне вероятно, что некоторые потоки будут способны причинять человеку ущерб здоровью или угрожать гибелью.

Принцип возможности создания для человека безопасной среды обитания

Создание комфортной и травмобезопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека. Реализация этого принципа возможна только на основании соблюдения нормативных требований по допустимым внешним воздействиям на человека.

Принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания

Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер.

Все эти меры достижения безопасного взаимодействия человека со средой обитания могут быть использованы одновременно либо в каком-то сочетании. Например, практически всегда для достижения цели используют решения, направленные как на совершенствование источника опасности с целью достижения его негативного влияния, так и на применение комплекса защитных мер в зоне пребывания человека.

Принцип отрицания абсолютной безопасности

Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима. Этот принцип справедлив, поскольку, во-первых, на Земле всегда существуют естественные опасности, во-вторых, неизбежны антропогенные опасности и, в-третьих, практически неустранимы полностью и технические опасности.

Поскольку абсолютно безопасной техники не существует, любая техническая система обладает определенной надежностью и ее безопасность оценивается показателями технического риска.

В работе большинства технических систем принимает участие оператор, обладающий способностью принимать иногда ошибочные решения. На любой технический объект всегда оказывается внешнее воздействие, способное в отдельных случаях нарушить его работу.

Поэтому техногенный риск полностью устранить нельзя, его можно лишь минимизировать. Антропогенные опасности также можно лишь минимизировать.

Принцип эволюции безопасности

Рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей.

Позитивное движение общества к решению проблем удовлетворения потребностей человека реализуется в его безопасности. Этот путь многовариантен и основан прежде всего на росте культуры общества в вопросах безопасности жизнедеятельности человека. Процесс воздействия опасностей в системе «человек—техносфера» основан на следующих постулатах.

Аксиома об одновременном воздействии опасностей

Потоки вещества, энергии и информации, генерируемые их источниками, не обладают избирательностью по отношению к объектам защиты и одновременно воздействуют на человека, природную среду и техносферу, находящихся в зоне их влияния.

Из этой аксиомы следует, например, что вибрация любого здания одновременно воздействует на людей, строительные материалы и конструкции, на коммуникации и устройства, находящиеся в нем.

Здесь необходимо отметить, что результат воздействия вибрации одной интенсивности на все находящиеся в здании объекты может быть различным (опасным или неопасным) и полностью определяется способностью объекта защиты (человек, коммуникация и т. п.) к восприятию возникшей в этом здании вибрации.

Аксиома о совокупном воздействии опасностей

На любой объект защиты одновременно воздействуют все потоки, поступающие из вне в зону его пребывания.

При оценке воздействия опасностей на объект защиты необходимо также учитывать, что любой объект воспринимает одновременно все потоки вещества, энергии и информации, поступающие в зону его пребывания.

Таким образом, для современного состояния системы «человек — техносфера» характерны два вида негативных ситуаций, связанных с воздействием опасностей на человека:

  • длительное воздействие постоянных или переменных опасностей ограниченной интенсивности в локальных, региональных и глобальных зонах (ситуации, связанные с длительным действием опасностей на производстве, в быту и в городе, а также действия глобальных опасностей (потепление климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, повышение радиоактивного фона атмосферы);
  • кратковременные воздействия импульсных опасностей высокой интенсивности в локальных, максимум — в региональных зонах (ситуации, связанные с техногенными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями).

Источник: https://it.rfei.ru/course/~4VxS/~razdel_1/~prinzip_1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector