Что входит в подготовку к ОГЭ по информатике?

ОГЭ по информатике и ИКТ — несложный экзамен, особенно в сравнении с ЕГЭ, но охват тем в нём большой. Школьнику потребуется подготовка по разным направлениям: алгоритмы, алгебра логики, модели и основы программирования. Этот предмет лучше выбирать тем, кто планирует связать своё будущее с информационными технологиями.

Чтобы хорошо сдать ОГЭ по информатике, ученику обычной школы достаточно 2–3 месяцев подготовки. Если же школьник хочет не просто сдать экзамен, но и знать предмет, лучше посвятить ему весь учебный год.

Как готовиться к ОГЭ по информатике

Экзамен длится 2,5 часа. Работа состоит из двух частей:

  • первая — в форме теста. В ней 18 задач, за каждую можно получить 1 балл вне зависимости от сложности;
  • вторая — 2 задания, которые выполняются на компьютере и оцениваются максимум в 2 балла. К ним допускают после того, как школьник выполнит первую часть экзамена.

Задания усложняются от первого к последнему, поэтому лучше решать их по порядку. В контрольно-измерительных материалах (КИМ) есть место для решения, которое можно использовать как черновик: написать, зачеркнуть и исправить. После чего окончательный ответ нужно переписать в бланк.

Во второй части в последнем задании № 20 дают два варианта задачи на выбор. Можно решить обе задачи: эксперты засчитают тот ответ, за который школьник набрал больше баллов.

Во второй части ОГЭ можно не только решать, но и проверять своё решение на компьютере — этим нужно непременно пользоваться. После каждых двух строчек кода стоит «прогнать» программу и посмотреть, куда двигается робот.

Полчаса из общего времени на экзамене нужно заложить на перепроверку и запись ответов из черновика в бланк.

Процедура сдачи ОГЭ называется ГИА — государственная итоговая аттестация. Вся информация о ней содержится в документах на сайте ФИПИ: в спецификации, кодификаторе и демоверсии. Документы написаны канцелярским языком, но школьникам и родителям нужно их посмотреть, чтобы иметь полное представление об экзамене.

Демовариант содержит примеры заданий, которые будут на реальном экзамене, ответы, решения и критерии оценивания.

Обычно ученики изучают демоверсию КИМа до середины и заглядывают в ответы, а критерии не читают — и зря! Эксперты проверяют работы именно по критериям.

Например, в задаче № 19 верный ответ засчитают, даже если его записать не в ту ячейку, и способ решения этой задачи не играет роли.

В спецификации говорится о назначении экзамена. Например, что ОГЭ по информатике — ступенька подготовки к ЕГЭ. Из спецификации также можно узнать, что определения понятий на экзамене не спрашивают — у экзаменаторов такой задачи нет.

В кодификаторе перечислены знания и умения, которыми следует владеть выпускнику для решения задач по информатике.

Чтобы выработать общую стратегию подготовки, нужно понимать свою цель. Если ученик выбрал ОГЭ как один из несложных предметов — это один план действий. Если школьник хочет глубже изучить информационные технологии — стратегия будет другой.

Подготовиться и сдать ОГЭ по информатике можно без лишних усилий, если ученик не планирует сдавать ЕГЭ по этому предмету или учится в физмат школе. Таким ребятам достаточно прорешать демоверсии КИМов на сайте ФИПИ за последние пять лет и посмотреть видеоразборы заданий, которые выложены в открытом доступе.

Тем, кто увлечён компьютерами и программированием, советуем не просто готовиться к экзамену, а изучать информационные технологии с преподавателем. Расскажем о достоинствах полноценного обучения на примере курса «Фоксфорда».

Информатика включает разные разделы: программирование, алгоритмы, алгебру логики, системы счисления и графы (в школе их называют моделями). Курс подготовки к ОГЭ по информатике в «Фоксфорде» построен так, чтобы ребятам не надоели однотипные задачи экзамена.

Мы не повторяем школьный учебник и не скованы федеральной программой, поэтому можем на занятиях писать игры на «КуМире», а для создания анимации падающего тела использовать знания по геометрии и физике. При работе же на языке Python мы не всегда используем готовые библиотеки, а пишем их своими руками.

Ученики могут сами испытать удивительное чувство, когда картинки вращаются и шарики летают по их собственному замыслу.

Постепенно мы осваиваем все необходимые темы и подготавливаем почву для отработки заданий ОГЭ. В результате наши ученики знают предмет и умеют решать задачи, которые входят в экзамен.

Школьник не знает, что ему понадобится в вузе и затем на работе, но преподаватель должен его подготовить. На ОГЭ нужно далеко не всё, но немного позже ученики смогут оценить важность знаний и навыков из курса информатики.

Готовиться только к ОГЭ — значит получить разорванное представление о предмете.

Не готовиться к экзамену, а изучать информатику тоже неправильно: будет обидно знать, но не добрать баллов, потому что не набил руку на заданиях.

Увлечённым и самостоятельным школьникам рекомендуем пособия Константина Полякова. Он доктор технических наук, преподаватель из Санкт-Петербурга и разработчик методических материалов по информатике.

Читайте также:  Советы о том, как научиться писать левой рукой

Его учебники составляют полный пятилетний курс информатики для 7–11 классов. Помимо основных учебников, К. Ю. Поляков написал ещё 4 методички для факультатива по программированию на языке Python.

В дополнение к базовому курсу полезно и интересно заняться программированием компьютерных игр или олимпиадным программированием. Опыт разработки игр и приложений пригодится и после сдачи экзаменов — умелые программисты востребованы во всём мире.

Задачи на ОГЭ по информатике даются на 5 языках: Basic, Pascal, C/C++, Python, «КуМир». На экзамене нужно суметь прочитать задачу хотя бы на одном из них.

Basic — устаревший язык и сегодня редко используется для разработки приложений.

«КуМир» — школьный алгоритмический язык академика А. П. Ершова. К этому языку порой относятся с презрением, но для обучения он очень неплох: команды пишутся на русском, что выделяет его из ряда остальных языков и делает более понятным для начинающих. Далёкий от информатики человек поймёт «КуМир» сразу, а первую программу на этом языке напишет уже через неделю.

Pascal разработал швейцарский преподаватель Никлаус Вирт. Если «КуМир» создавался и остаётся обучающим, то Pascal попытались превратить в профессиональный язык.

Разработчики двигаются в двух направлениях: язык Delphy и язык Pascal ABC, но сегодня они не популярны.

Чтобы легче находить обучающие материалы и единомышленников, лучше выбирать удобный, практичный и популярный язык программирования.

Python — популярный и зрелый язык, который появился в 1991 году. Он умеренно сложен для начального обучения и при этом даёт богатые возможности профессиональным разработчикам.

С++ категорически не подходит для начального обучения. Это популярный, универсальный, современный, развивающийся язык (есть стандарты 2011, 2014, 2017 года), но весьма сложный для школьников.

Так какой язык выбрать

Basic и Pascal — уже непопулярны, С++ сложен для новичка. Остаются Python и «КуМир». Python можно выучить с расчётом на использование в будущем. При этом «КуМир» проще других для изучения и его возможностей достаточно, чтобы сдать ОГЭ.

Поэтому советуем изучать «КуМир» или Python. Если же школьник уже знает Basic, и кроме сдачи ОГЭ у него цели нет, другой язык можно не учить.

Чтобы иметь полное представление о формате экзамена, стоит прочитать не только демоверсии, но и кодификатор со спецификацией на сайте ФИПИ.

ОГЭ по информатике — довольно простой экзамен. Его стоит выбрать, если времени на подготовку мало. Также он подходит будущим инженерам и разработчикам программного обеспечения в качестве ступени для подготовки к ЕГЭ.

От цели подготовки зависит стратегия: прорешивать ли только варианты заданий или взять полноценный курс информатики.

Если предстоит изучать язык программирования «с нуля», для сдачи ОГЭ подойдёт «КуМир», с прицелом на будущее лучше освоить Python.

В первой части экзамена лучше решать всё по порядку и записывать ответы прямо в КИМ. Перед тем как сдавать работу, нужно всё перепроверить и перенести правильные ответы в бланк.

Во второй части экзамена стоит решить все три задачи, потому что засчитают более высокие баллы за две из них. Решения практических задач лучше сразу проверять на компьютере.

Источник: https://media.foxford.ru/informatics_oge/

Подготовка к ОГЭ по информатике 2018 – как сделать все правильно

Как готовиться к ОГЭ по информатике

Подготовка к ОГЭ по информатике 2018 (смотреть тут) требуется не для всех учеников, ведь этот предмет не является обязательным. Но выбирают его многие – особенно те, кто решил связать свою жизнь с IT-сферой и заниматься программированием.

Это прибыльная отрасль. Если стать специалистом в ней, можно сделать хорошую карьеру, получив высокооплачиваемую должность, в том числе и за рубежом.

Структура экзамена по информатике в 2018 году

Ученикам предлагается пройти два комплекса испытаний, которые делятся на два блока:

  1. Первый – 18 заданий, из которых 11 – базового уровня, 7 – повышенной сложности. Задачи делятся на две категории. В одной нужно выбрать правильный ответ из доступных вариантов, а во второй – написать ответ самостоятельно. Им может быть цифра или последовательность чисел, слово.
  2. Второй – 2 задания высокой степени сложности. Это два тестовых испытания, которые предполагают дачу развернутого ответа. По двум последним нужно прописать программы.

Сам экзамен длится 150 минут. Разработчики теста советуют за 75 минут решить первую часть, чтобы достаточно времени уделить второй, самой важной и сложной.

Практическая часть экзамена

Ученик заранее выбирает программное и техническое обеспечение, а также язык программирования для выполнения второй части экзамена. Согласно указанным параметрам, он получает рабочее место и компьютер.

Для работы понадобятся электронные таблицы, учебная среда исполнителя «Робот». В определенной части задания нужно прописать алгоритмы на языке программирования. Выбирать для написания программ можно не любой язык. Среди допустимых – Python, C++, паскаль, бэйсик, алгоритмический язык.

Читайте также:  Советы о том, что подарить преподавателю

Полезные сведения об экзамене по информатике

Во время выполнения первой и второй категорий заданий нельзя пользоваться калькуляторами, мобильными телефонами и прочими видами компьютерной техники. Запрещены учебники и различные справочники. Персональный компьютер поступает в распоряжение ученика только при выполнении второй части практических заданий, которые относятся к блоку С.

Источник: https://ronin.ru/ekonomika/podgotovka-k-oge-po-informatike-2018-kak-sdelat-vse-pravilno.html

Пути повышения качества подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике и ИКТ

Экзамен по информатике и ИКТ – это проверка качества полученных ребенком знаний, умений, навыков, а также критерий отбора школьников для поступления в профильные классы.

В чем сложность этого испытания? Его практическая направленность. Тест не проверяет знание каких-то понятий, терминов. Хотя знать их необходимо, иначе ребенок не поймет ни что дано, ни что необходимо найти, вычислить. Каждое задание предполагает практическое решение определенной задачи с применением изученных алгоритмов действий.

ОГЭ по информатике необязательный экзамен для сдачи. Но учащиеся, выбравшие информационный профиль и просто любящие информатику очень часто выбирают его для проведения аттестации.

Подготовка к ОГЭ по информатике сложный процесс. Задачи ОГЭ нередко вызывают затруднения.

В наш информационный век, в век Интернета, найти информацию по подготовке к ОГЭ по информатике не составит труда.

Диагностика при подготовке позволила выявить следующие проблемы:

  1. выбор некоторыми учащимися экзамена является неосознанным;
  2. плохая информированность некоторых родителей о том, какие экзамены собирается сдавать ученик и уровень его подготовки по предмету;
  3. высокий уровень самооценки некоторых учащихся;
  4. для успешной сдачи необходим более продвинутый уровень знаний учащихся, т.е. необходима индивидуальная и дифференцированная работа по подготовке к экзамену.

Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества.

С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ОГЭ, главной целью введения которого, является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.

Возникает вопрос: что делать в данной ситуации учителю, как решить проблему? Анализируя собственный опыт работы по подготовке учащихся к ОГЭ, первое, что предстоит сделать, познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.

Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий. Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:

  • информация и информационные процессы,
  • информационные технологии,
  • алгоритмы и исполнители,
  • основы логики.

Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ:

  • систематизация материала для подготовки учащихся к ОГЭ,
  • создание или использование готовых тестовых заданий по разделам,
  • использование видеоуроков для объяснения, тестирующих оболочек,
  • знакомство с имеющимися методическими рекомендациями. (Слайд 2).

Обязательное ознакомление учащихся и родителей дает гарантию адекватного выбора экзамена заинтересованность всех сторон в успешной сдаче экзамена.

Провожу диагностический тест, который позволяет выявить проблемы в разных областях и показать ученику уровень его готовности к экзамену. С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» ученика к ОГЭ следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика.

Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. При выборе учеником экзамена по информатике составляю индивидуальный маршрут, который позволяет отследить траекторию подготовки учащегося к итоговой аттестации.

Затем проводим разбор задания ОГЭ, изучаем способы решения, закрепляем практически. Для этого использую портал «Решу ЕГЭ», который позволяет индивидуализировать работу с каждым учащимся, проводить мониторинг деятельности. Провожу консультации 2 раза в неделю для обучающихся.

Отвечаю на вопросы, вместе анализируем их ошибки, разбираем типы заданий. Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.

Практика показывает, что такая организация деятельности позволяет учащимся регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться и довольно успешно подготовиться к итоговой аттестации.

На что нужно обратить особое внимание при подготовке к экзамену? На умение анализировать и творчески обрабатывать большой массив данных, разрабатывать и записывать несложный алгоритм. В то же время знание каких-то определенных операционных систем и прикладных программных продуктов и умения ими пользоваться не требуется и не проверяется.

При обработке данных в электронных таблицах необходимо тщательно отрабатывать навыки и умения использовать различные средства: формулы, сортировку данных, относительные ссылки, функции и т.д. Без этого некоторые задания (например, номер 19) выполнить невозможно, так как объем данных очень большой.

Необходимо обращать внимание учащихся на то, что ответы нужно записывать в указанные ячейки.

Читайте также:  Свойства информации в информатике

Приучать внимательно, не торопясь читать условие задания и выполнять только то, что требуется.

Например, в задании номер 20 предлагают выполнить один вариант из двух на выбор. Некоторые выполняют два варианта в надежде получить больше баллов. Однако нужно понимать, что проверять будут только один. Поэтому не стоит напрасно тратить время, и если оно осталось, лучше перепроверить выполненную работу.

Чтобы справиться с заданием 20 – оно является заданием высокого уровня – на самом деле не обязательно быть суперпрограммистом. Почему? В самом условии дается подробнейшая инструкция, как его выполнять. Поэтому экзаменуемым достаточно владеть основами алгоритмизации и неуклонно следовать указаниям этой инструкции.

Изменения в ОГЭ 2017 по сравнению с ОГЭ 2016 отсутствуют. Экзамен по информатике и ИКТ – нелегкое испытание. Выбрав его для сдачи, нужно серьезно готовиться. Самостоятельно хорошо проработать все задания и возможные их варианты невозможно.

Нет ничего невозможного. И экзамен по информатике и ИКТ можно сдать на самые высокие баллы, если, конечно, приложить силу воли, организованность, целеустремленность. Ведь почему-то ученик выбрал этот экзамен. По-видимому, ему интересна данная дисциплина, он связывает свое будущее с компьютерными технологиями.

Примеры задач

Работа состоит из двух частей. Всего 20 заданий.

Из восемнадцати заданий первой части одиннадцать – базового уровня, семь – повышенного. Из них шесть требуют краткого ответа в виде цифры и двенадцать – записи последовательности символов.

Часть 2 содержит два задания высокого уровня сложности и проверяет умение работать с данными в табличной и текстовой формах, разрабатывать алгоритм. В среднем полностью справляется с заданиями части два только 40% девятиклассников. Сразу же можно сделать вывод для себя: части 2 необходимо уделить больше времени.

В отличие от ЕГЭ, где решение записывается на бланке, часть 2 в ОГЭ выполняется в электронном виде, экспертами проверяется файл. То есть важно уметь хорошо практически работать на компьютере. Планируют со временем таким образом организовать выполнение экзаменационных заданий и на ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Две части работы выполняются девятиклассниками в двух разных аудиториях. В одной пишут на бланках первую часть, сдают и переходят в другую аудиторию – компьютерный класс, где на компьютерах в электронном виде выполняют часть 2 и сохраняют свою работу в виде файла под указанным организаторами ОГЭ именем.

На экзамен отводится 150 минут, то есть два часа тридцать минут. Исходя из опыта сдачи в предыдущие годы, чтобы успеть справиться с работой, оптимально рекомендуется выполнять каждую из двух частей примерно за 1 час 15 минут.

Дополнительные материалы на экзамен приносить запрещено, в том числе и непрограммируемый калькулятор. Максимальный первичный балл – 22: за первую часть – 18, за вторую – 4.

Источник: https://multiurok.ru/files/puti-povyshieniia-kachiestva-podghotovki-obuchaius.html

Подготовка к ОГЭ по информатике — Личный сайт Лихачевой И.О

Литературу для подготовки в ОГЭ по информатике можно скачать с сайта http://www.alleng.ru/edu/comp3.htm

Структура ГИА 2016 года по информатике

Предлагаемый комплекс испытаний подразделяется на три групповых категории:

  1. А (базовый уровень) – включает шесть видов задач с одним верным ответом из четырех вариантов;
  2. B (повышенной сложности) – включает двенадцать тестов, где ответом может быть как слово, так и число или целая цифровая последовательность;
  3. C (высокий уровень) – выпускнику предлагается два тестовых испытания. Но для каждого нужен самый подробный и развернутый ответ. Скорее всего, понадобится и достаточно сложное решение. В номерах заданий 19 и 20 потребуется написать программу по двум предлагаемым заданиям.

Продолжительность экзамена составляет 150 минут. Разработчики тестов советуют задания категорий A и B выполнить за 75 минут, высвободив оставшееся время для написания задания по программированию (категория C).

Написание программы

Предварительно учащийся выбирает программно-техническое обеспечение и соответствующий язык для выполнения третьей части ОГЭ.

В соответствие с указанными параметрами ему предоставляется рабочее место, оборудованное компьютером.

Варианты допускаемых языков для написания программы:

  • C
  • Бэйсик
  • C++
  • Паскаль
  • Естественный язык

Дополнительная информация о ГИА 2016 года

При выполнении первой и второй группы заданий не допускается использование технических приспособлений: калькуляторов, компьютерной техники, мобильных телефонов. Под запретом и справочники, книги по информатике.

Приступая к варианту C, ученик получает в распоряжение персональный компьютер.

Что касается показателей успешности, то для оценки «удовлетворительно» достаточно набрать 5 баллов. Максимальное же количество при верном решении всех 20 вопросов ОГЭ составляет 22 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, — 22:

  • 0—4 баллов — отметка «2»
  •  5—11 баллов — отметка «3»
  • 12—17 баллов — отметка «4»
  • 18—22 баллов — отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 15 баллам.

Источник: https://www.sites.google.com/site/lihaceva/podgotovka-k-gia-po-informatike

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector