Какая цель и задача исследования?

Цель и задачи исследования – это два обязательных пункта при написании любой научной работы. При написании введения в курсовой работе или дипломе цель и задачи следует отразить в нем. Если введения в научной работе не предполагается, например, это статья или эссе, то цель и задачи должны быть расположены в первых абзацах, опережать их может только актуальность.

Цель определяет предполагаемый результат работы, она всегда направлена на объект исследования, а задачи – алгоритм достижения данной цели. Уже при описании актуальности проводимого исследования нужно определиться с тем, какова цель будущей работы.

Определение цели исследования

Что такое цель и задача: как не запутаться с определением и составление дальнейшего плана действий

Что касается задач исследования, то каждая из них в совокупности с другими должна привести к достижению ожидаемого результата. Самым простым способом определить задачи исследования – это переписать параграфы из плана работы.

Такой вариант нередко устраивает преподавателей, однако если при написании курсовой работы или диплома вас призывают не путать задачи с содержанием работы – будет лучше, если вы уложитесь в 1-2 теоретические задачи «изучить литературу, понятия, проанализировать ситуацию», а остальные задачи сделаете более конкретными.

Это может быть разработка и проверка методов решения проблемы, поиск и формулировка новой гипотезы, выбор методов исследования и т. д.

Главное, чтобы получившийся список действий был не просто автоматическим перечнем заданий, выполненных студентом, но и являлся руководством к действию. То есть нужно стремиться к тому, чтобы результаты исследования можно было применить на практике – использовать на производстве, разрешить сложную экономическую ситуацию и т. д.

Цель научного исследования – это то, к чему стремится студент при его написании, то есть конечный прогнозируемый результат работы. Она влияет на все сопутствующие разделы введения к курсовому или дипломному проекту, в особенности на актуальность темы. В момент определения цели даже можно не знать, насколько она достижима.

Что может выступать в качестве цели:

  1. Разработка методов решения проблемы в какой-либо области.
  2. Установка зависимостей между научными понятиями.
  3. Поиск причинно-следственных связей между явлениями.
  4. Выявление закономерностей в протекании процессов.
  5. Изучение характеристик какого-либо явления.

Определение цели начинается с фразы «Целью исследования является…» или «Цель работы состоит в том, чтобы…». Это общепринятые формулировки, от которых не следует отступать при написании любого научного текста. Используйте ключевые слова вроде «определить», «выделить», «разработать»,  «уточнить» и т. д.

Полученная цель может быть как конечной, так и промежуточной – все зависит от тематики курсового или дипломного проекта, а также его углубленности.

Поверхностный анализ ситуации может послужить целью для теоретического исследования, а вот разработка рекомендаций – основой для дальнейших практических действий.

Задачи исследования и их составление

Задачи исследования – это те шаги, которые нужно пройти постепенно вплоть до достижения цели этого же исследования. Другими словами, задачи иногда являются подпунктами, на которые разбивается общая цель работы.

При написании списка задач следует помнить о типичных ошибках, которые совершают многие студенты:

  1. Выполнение задач в конечном итоге не приводит к достижению цели.
  2. Задачи обособлены от структуры всего документа и никак не подтверждаются в тексте.
  3. Одна или несколько задач – это просто по-другому сформулированная цель работы.
  4. Вместо перечня задач написан план проведения научного исследования: «разобрать тематическую литературу, провести проверку, сделать выводы и т. д.».

Как уже говорилось, реферат, курсовая или дипломная работа должна представлять собой единое целое, объединенное в одну структуру и связанное общей тематикой. В то же время желательно, чтобы итоги написания курсовой работы или диплома не были просто набором общеизвестных фактов о выбранной отрасли знания, а привносили нечто новое в теоретическую науку или были использованы на практике. Поэтому одной из задач работы должно быть выявление связей с реальным производством или уже ведущимися исследованиями.

Курсовая или диплом обычно имеют достаточный объем, поэтому в ходе работы должно быть выявлено не менее 3 задач. Они могут относиться как к аналитической деятельности или систематизации уже изучаемых явлений (теория), так и к изучению и разработке какой-либо проблемы (практика).

Если же после написания диплома (ВКР) выясняется, что поставленные задачи никаким образом не могут привести к цели исследования – можно сделать вывод, что средства, применяемые в работе, были неэффективными и неактуальными. Иначе говоря, отрицательный результат – это тоже результат.

Как повысить уровень оригинальности текста в курсовой, дипломной работе

Образец 1

Цель магистерской работы – разработать и оценить реальные возможности организации производства пластиковых окон на базе действующего предприятия ООО «Окна+».

Цель определила решение следующих задач:

  • изучить существо предлагаемого проекта по производству пластиковых окон;
  • рассчитать и обосновать эффективность организации производства пластиковых окон.

Образец 2

Целью работы является анализ института освобождения от наказаний, его видов и особенности их применении. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность освобождения от наказания;
  • рассмотреть историю формирования и современное состояние правового регулирования данного института;
  • определить особенности отдельных вдов освобождения от наказания.

Образец 3

Цель исследования состоит в анализе проблем и перспектив совершенствования внутренней среды органа местного самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области. Задачи, решаемые в ходе практики:

  • провести анализ влияния внутренних факторов на эффективность деятельности органа муниципального самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области;
  • предложить направления совершенствования внутренней среды Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области.

Образец 4

Цель работы – рассмотреть особенности устного народного творчества и изучить его роль в формировании личности ребенка.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие фольклора, определить его сущностные характеристики;
  2. Проанализировать роль фольклора в формировании личности ребенка;
  3. Изучить классификацию жанров детского фольклора.

Примеры цели и задач исследования

Пример 1. Цель и задачи курсовой работы «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством элементарных опытов»

Что такое цель и задача: как не запутаться с определением и составление дальнейшего плана действий

Пример 2. Цель и задачи темы курсовой работы «Виды договора купли-продажи»

Что такое цель и задача: как не запутаться с определением и составление дальнейшего плана действий

Пример 3. Цель и задачи темы дипломного исследования «Заемный капитал»

Что такое цель и задача: как не запутаться с определением и составление дальнейшего плана действий

Пример 4. Цель и задачи тема дипломной работы «Анализ финансового состояния деятельности организации»

Что такое цель и задача: как не запутаться с определением и составление дальнейшего плана действий

Источник: http://kursach37.com/cel-i-zadachi-issledovaniya-v-kursovoy-diplomnoy-rabote/

Чем отличается цель от задачи – простые примеры

Что такое цель и задача: как не запутаться с определением и составление дальнейшего плана действий

«Чем отличается цель от задачи» — с этим вопросом сталкиваются многие в процессе личностного роста и развития. Эти два понятия функционально отличаются между собой, поэтому не путайте их, и не думайте, что это один и то же термин. Рассмотрим, что такое цель и, что такое задача.

Читайте также:  Свойства информации в информатике

Понятие цель и задача, их отличие

Цель – конечный результат, на достижение которого направлены все ваши действия. Рассмотрим пример.

Научный работник поставил себе цель достичь определенного результата: получить теоритические выводы, достигнуть практических результатов и т.п. Целью не может являться само действие по проведению исследования.

Цель – это конечный результат, достигнутая мечта.

Задача – сто способы и приемы на пути к достижению цели. Трудности, которые вам необходимо преодолеть, чтобы получить желаемое. Возьмем как пример нашего ученого. На пути к достижению цели он выполнит ряд действий.

Вот именно они и называются задачами. Мысленно вы ставите себе вопрос: «Как решить эту ситуацию?», «Как это сделать?» — на эти вопросы отвечает задача. Она и определяет план вашей работы для достижения поставленных целей.

С профессиональной точки зрения задачу делят на три вида:

  1. Текущие.
  2. Ключевые.
  3. Промежуточные этапы.

К термину «текущие» относятся поручения, встречи, мероприятия. К «ключевым» подходят с особой важностью. А промежуточные этапы — это сроки реализации. Рассмотрим, цели и задачи, в чем их разница.

Разница между двумя терминами

Чем отличается цель от задачи? Многие из нас путают понятие «цели» и «задачи» или думают, что у них одно значение. Давайте с вами разберемся в этом несложном вопросе.

Все, что мы с вами делаем для реализации наших планов сегодня – это задачи, а полученный конечный результата – это наша цель. Вопросы для проверки, их отличие:

  1. Цель отвечает на вопрос «Что хотите получить?»
  2. Задача отвечает на вопрос «Что делать на пути к достижению?», «Какие действия необходимо предпринять?»

Подводя итог сказанного, мы делаем вывод, что цель – то конечный результата, а задачи – это методы на пути к ее достижению.

Как правильно ставить цели и достигать их?

Чтобы дубиться успеха по реализации поставленной цели вам важно использовать пошаговую инструкцию. Последовательность действий:

  1. Важно написать цель на бумаге, в таком формате, как будто вы уже всего достигли. Пример: «Я зарабатываю 100 тыс. рублей», «Я живу в столице Италии», «Я езжу на Хаммере» и т.п. Главное правило – это буква «Я» в начале списка. Начните с одной цели, не стоит сразу писать о всех своих желаниях, так вы в конечном итоге ничего не добьетесь.
  2. Для достижения цели используйте свое подсознание. Когда вы не можете принять решение, напишите его на листке бумаги перед сном, а утром прислушайтесь к интуиции, как правило, она подскажет правильное решение.
  3. Установите срок по достижению цели.
  4. Напишите перечень того, что может вам помочь на пути к достижению. Это может быть новые знакомства, обучение, дополнительный заработок и т.п. Список может содержать 50-100 пунктов, все зависит от ваших намерений.
  5. Обратите предыдущей перечень на задачи. Выстройте план действий, соединив все пункты со списка.
  6. Не откладывайте на «потом», сразу приступайте к действиям.

«Потренируйтесь» на быстровыполнимых целях и только потом ставьте цель на 5-10 лет.

Как правильно ставить задачи и выполнять их?

Что такое цель и задача: как не запутаться с определением и составление дальнейшего плана действий

Задачи вы сами ставите самостоятельно, исходя из плана ваших действий. Можете завести ежедневник и расписывать все по дням или по неделям. Это поможет вам не упустить главное, также вы увидите положительные и отрицательные стороны в вашей работе.

Важные правила:

  1. Планируйте свой день заранее. Помните, вы обязаны работать сознательно, а не просто реагировать на происходящее.
  2. Тщательно анализируйте ситуацию, смотрите, на что тратите время «впустую».
  3. Используйте принцип «Правило трех» — в начале дня обозначьте три задачи и выполните их.
  4. Не ставьте невыполнимых задач, это понизит уровень вашей мотивации.
  5. В конце дня проведите анализ. Вынесите положительные и отрицательные моменты, сделайте выводы.

Не бойтесь трудностей. Они помогут вам закалить воли и достичь поставленной цели.

Книги по достижению целей и управлению задачами

Известная литература, с помощью которой вы найдете ответы на интересующие вопросы. Примеры других людей вдохновят вас начать действовать. Книги:

  1. Брайан Моран, Майкл Леннингтон «12 недель в году». Работа известных авторов мотивирует нас начать действовать, составив четкий план работы. На достижении цели нам дано 12 недель. Книга поможет добиться успеха и повысит личностную эффективность.
  2. Аллан Пиз, Барбара Пиз «Ответ. Проверенная методика достижения недостижимого». Авторы помогут нам достичь поставленной цели, в каждой главе «по полочкам» разложены и расписаны рекомендации. Также авторы приводят в пример образ жизни богатых и знаменитых людей, говорят о том, как им удалось достигнуть успеха.
  3. Стивен Кови «Фокус. Достижение приоритетных целей». Автор учит читателя планировать собственное время, правильно расставлять приоритеты, эффективно использовать инструменты по достижению цели.
  4. Бернард Рос «Привычка достигать». Автор известного бестселлера делится с читателем собственными знаниями, проверенными на практике. Чтение книги даст возможность понять причины невезений на пути к поставленной цели. Автор поможет раскрыть внутренний потенциал читателя, заставит поверить в собственные силы.
  5. Вик Джонсон «52 понедельника. Как за год добиться любых целей». Вместе с автором книги вы заведете ежедневник, в котором распишите цели и ежедневные действия для достижения мечты.
Читайте также:  Особенности гуманитариев и технарей

Источник: https://TrenerMozga.ru/samorazvitiye/chem-otlichaetsya-cel-ot-zadachi.html

В чем разница цели и задачи – учимся отделать семя от плевел

Что такое цель

Понятие «цель» означает результат, на достижение которого направлен определенный процесс.

При написании научной работы исследователь рассчитывает получить какой-либо итог, связанный с его проведением: получение теоретических выводов, практических результатов, разработка рекомендаций по развитию объекта исследования и т.д. Соответственно, целью не может быть само проведение исследования.

Есть определенные клише, которые используются при формулировании цели научных работ.

Приведем некоторые из них:

  • «разработать…»;
  • «выявить…»;
  • «определить…»;
  • «установить…»;
  • «обосновать…»;
  • «доказать…».

Что такое задача

Для достижения желаемого результата исследователь осуществляет определенные действия, которые называются задачами. Другими словами, задачи – это способы достижения поставленной цели и этапы в продвижении к ней.

От того насколько четко сформулирована задача, зависит качество исследования. Задачи ставятся в виде утверждений, перечисляются по порядку в зависимости от сложности. Количество задач зависит от глубины исследования и определяется исследователем: в среднем от трех до семи задач.

Для формулирования задач используются такие слова, как:

  1. «изучить…»;
  2. «проанализировать…»;
  3. «исследовать…»;
  4. «рассчитать…»,
  5. «рассмотреть…».

Внимание! В редких случаях целью может быть «проанализировать», «рассчитать» и т.д. Но, обычно, это характерно для неглубоких и несложных научных работ, где не требуется разрабатывать предложения по совершенствованию объекта, не создается новое научное знание в виде доказательств, закономерностей, принципов, методик и т.д.

Цель и задача в чем разница

Задача представляет собой проблему, которая возникла на пути к цели. Процесс достижения целевого результата подразделяется на этапы, необходимые для осуществления дальнейшего исследования. Таким образом, решая задачу за задачей, мы движемся по направлению к цели. Но следует помнить, что задачи тесно связаны не только с целью, но и между собой.

Последовательность формулирования цели и задач

Любая научная работа представляет собой логическую последовательность решенных задач. Решив одну задачу (преодолев один этап исследования), исследователь понимает, в каком направлении он должен двигаться дальше. Логика исследования – красная нить, связывающая первое предложение работы и последнее.

Например, изучая теоретические основы объекта, необходимо рассматривать те аспекты, которые будут использованы в дальнейшем: изучили факторы в теории → рассмотрели их на практике, применительно к объекту → разработали предложения.

Основные отличия цели и задач

Главное, что необходимо понимать – цель это конечный результат. Решение задач – промежуточные этапы. Если в работе неправильно обозначена цель, то результат может отличаться.

Случается, что, наоборот, цель и результат совпадают, но так как цель была поставлена неверно, результат не оправдывает ожидания научного руководителя.

Поэтому этот момент важно уточнить у руководителя еще перед написанием курсовой или дипломной работы.

Принципы целеполагания могут различаться в работах при обучении в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. При написании курсовой и дипломных работ цель обычно имеет практическую направленность, тогда как в диссертациях, в связи с их научной направленностью, целью является получение нового научного знания.

Принципиальные отличия цели от задачи

Как же научиться различать эти категории, если они так тесно взаимосвязаны? Потренируйтесь на повседневных бытовых делах. Например, чтобы купить хлеб (цель), нужно:

  1. узнать где находится магазин;
  2. решить какой хлеб купить;
  3. взять деньги;
  4. сходить в магазин.

Сами того не замечая, мы каждый день ставим цели и решаем задачи для их достижения. Такой же принцип работает и при написании научной работы. Например, для того, чтобы «разработать мероприятия по совершенствованию», необходимо: «изучить теоретические основы объекта», «выявить существующие проблемы», «определить факторы, влияющие на объект».

Распространенные ошибки при формулировании цели и задач

Наиболее часто студенты в своих работах допускают следующие ошибки:

  • Цель не связана с темой.
  • Размытая формулировка цели, без определения результата.
  • Задачи не способствуют достижению цели.
  • Задачи дублируют формулировку цели.
  • Задачи не соответствуют содержанию работы.

Составляя план, перед написанием работы, следует помнить о взаимосвязи задач и цели. Тогда впоследствии не возникнет трудностей с определением этих категорий.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/otlichie-celi-ot-zadachi/

Как определить цель и задачи исследования во введении. Примеры

Любой научный труд (дипломная и курсовая работа, реферат или проект) начинается с введения. Это самый важный компонент, на который обращается повышенное внимание при проверке.

В свою очередь введение делится на несколько составных частей, среди которых, помимо актуальности, объекта и предмета исследования, присутствуют цель и задачи. Многие учащиеся сталкиваются с трудностями при выявлении и оформлении этих пунктов, а ведь именно на них опирается всё исследование, изложенное в научной работе.

Часто встречаются такие ошибки, когда цели и задачи во введении курсовой работы или диплома меняются местами или настолько крепко переплетаются, что сливаются в единое целое. Чтобы не допускать подобных погрешностей при написании дипломной работы, важно чётко знать правила оформления целей и задач.

Главное правило при поиске цели и задач работы заключается в том, что цель только одна, у научного труда не может быть несколько целей. При этом она делится на несколько задач, которые раскрывают её и отвечают на вопрос, каким образом автор исследования собирается прийти к желаемому результату.

Что касается расположения этих элементов, то в научной среде существует несколько вариантов. Допускается их размещение сразу после проблематики или чуть ниже, после объекта (субъекта) исследования. Чтобы прояснить сомнения, необходимо обговорить этот вопрос с научным руководителем, поскольку в введении не бывает мелочей.

Отголоски оформленных цели и задач доносятся до заключения, когда автор научного труда делится выводами, удалось ли ему прийти к намеченному результату. Следует помнить, что заключение отражает введение, благодаря чему создаётся определённая симметрия исследования.

Как определить цель работы

Цель научной работы отображает её суть и объясняет, ради чего было решено изучить выбранный объект. Это своеобразный прогноз заключения, то есть цель раскрывает ожидания автора от своих исследований. Важно уверенно изложить значимость ожидаемого результата, его пользу для общества.

Читайте также:  Применение информационных технологий в образовании

В зависимости от выбранной темы у исследования может быть одна из следующих целей:

  • Подробное изучение и анализ какой-либо проблемы;
  • Разработка методов решения проблемы;
  • Поиск возможностей по улучшению функционирования проблемной сферы;
  • Сбор теорий о данной проблеме, их анализ с последующим одобрением или опровержением.

При формулировке цели помогут следующие шаблоны:

  • Цель исследования заключается в разработке проекта;
  • Цель работы – анализ проблемы и поиск вариантов её решения;
  • Цель дипломной/курсовой работы – определение взаимозависимости между двумя изучаемыми факторами;
  • Цель работы – описание, характеристика и анализ нового явления.

В научных работах также допускается краткая формулировка цели, например:

Цель работы: Выполнить анализ существующей проблемы.

Важно помнить, что тема научного труда тесно связана с его целью, поэтому эти два компонента практически совпадают. Достаточно слегка изменить тему работы, чтобы получить готовую и ёмкую цель. Ещё один помощник при формулировке цели – проблема исследования. Это тоже часть введения, и она описывает изучаемую проблему, а пути её решения уже предлагают цель и задачи.

При оформлении курсовой работы необходимо чётко и понятно сформулировать цель, избегать общих фраз и абстрактных утверждений.

Для этого нужно мыслить конкретно и ещё на этапе введения определиться: поможет ли научный труд решить изучаемую проблему.

Если ответ утвердительный (а в иных случаях даже нет необходимости приступать к работе), то цель представляется как выход из затруднительной ситуации.

Выявление и оформление задач

Если цель во введении магистерской диссертации или дипломной работы может быть только одна, то количество задач варьируется от 3 до 6. Каждая из них отображает шаги, выполняя которые, автор планирует реализовать свой изначальный замысел.

Можно ориентироваться на такую маленькую хитрость: каждая глава в основной части выполняет одну или несколько конкретных задач. Поэтому рекомендуется окончательно оформлять введение, а вместе с ним цель и задачи, уже после завершения основной части научного труда.

Тогда на основе информации в главах не составит труда перечислить задачи. Расставлять их следует в таком порядке, чтобы каждая последующая подводила к цели ближе, чем предыдущая.

Например, если целью выбран поиск доказательства какого-либо утверждения, то задачи должны всё ближе к нему подходить.

Задачи принято формулировать пронумерованным списком, в котором перечислены глаголы в неопределённой форме. Следующие шаблоны помогут при формулировке задач:

  • Изучить специфику проблемы;
  • Охарактеризовать явление;
  • Изучить имеющиеся сведения о проблеме;
  • Проанализировать деятельность;
  • Систематизировать имеющиеся теории;
  • Выявить сходство и различия изучаемых проблем;
  • Раскрыть сущность нового явления;
  • Разработать методы решения изучаемой проблемы.

Ошибки при формулировке цели и задач

Примеры часто встречающихся ошибок помогут их избежать.

  • Цель и задачи не связаны ни с темой, ни с проблематикой. Это может быть связано с невнимательностью или спешкой при подготовке этих элементов. Бывают также случаи, когда в процессе корректировки вместе с руководителем текст основной работы полностью меняется, но введение не поспевает за правками. Вот почему после всех изменений текста следует ещё раз проверить введение на предмет соответствия каждого его элемента основной части труда.
  • Задачи не соответствуют цели. Порой сложно подобрать такие задачи, которые бы в точности проистекали из заданной цели. Чтобы избежать эту ошибку, нужно задать себе первый вопрос: «Чего я хочу добиться своей работой?» (так формируется цель) и второй вопрос: «Как я могу достичь желаемого результата?» (Из перечисления этапов на пути к цели и формируются задачи).
  • Цель и задачи сформированы нечётко, слишком абстрактно. Тогда непонятно, каков желаемый результат научного труда. Чтобы избежать этой ошибки, нужно избегать многословия при формулировке этих элементов, а лаконично выражать самую суть.
  • Задачи повторяют цель, только другими словами. Нужно помнить, что задачи – это составные части цели, поэтому они не могут её дублировать.
  • Неверное количество задач. Одной или двух задач недостаточно, чтобы реализовать цель. С другой стороны, переизбыток шагов тоже бывает лишним. Оптимальное количество задач: 3-6, а точное их количество лучше обговорить с научным руководителем.

Примеры формулировки цели и задач

Следующие примеры помогут сформулировать эти важные компоненты студенческой работы.

Пример 1

Тема работы: «Изучение теорий о появлении жизни на Земле»

Цель: Изучение, сравнение и анализ существующих теорий о появлении жизни.

Задачи:

  1. Изучить научные труды, содержащие различные теории о появлении жизни;
  2. Сравнить и проанализировать полученные здания;
  3. Проследить хронологию появления разных теорий и их эволюцию с течением времени;
  4. Найти подтверждение или опровержение изучаемым теориям.

Пример 2

Тема работы: «Организация кредитования физических лиц»

Цель работы заключается в анализе существующей организации кредитования физических лиц из разных слоёв населения.

Из поставленной цели исходят следующие задачи:

  1. Изучить теоретические данные о кредитных операциях для физических лиц;
  2. Проанализировать текущую ситуацию кредитования физических лиц;
  3. Найти проблемы, связанные с кредитованием различных физических лиц;
  4. Разработать методы решения обнаруженных проблем для совершенствования системы кредитования.

Пример 3

Тема работы: «Разработка имиджевой деятельности компании»

Цель работы: Анализ имиджевой деятельности компании и предложение её расширения

Задачи работы:

  1. Изучить историю и процесс создания имиджа компании;
  2. Ознакомиться с основными компонентами имиджевой деятельности компании;
  3. Ознакомиться с имиджевой деятельностью конкурирующих компаний в этом же секторе;
  4. Разработать дополнительные компоненты имиджевой деятельности компании.

Парадокс цели и задач студенческой работы заключается в том, что эти элементы занимают небольшой объем в введении, но на их выявление и формулировку может уйти масса времени.

Необходимо приложить максимальные усилия в подготовке этой части работы, поскольку именно от верной и корректной формулировки введения зависит успех реферата или диплома. Если возникают сложности на этом этапе, обязательно следует обратиться за консультацией к куратору.

Источник: https://referatna5.com/celi-i-zadachi-vo-vvedenii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector