Разбираемся, кто такой кадровик

Кадровый специалист – профессия, предполагающая в равной степени как работу с документацией, так и живую коммуникацию с соискателями и уже трудящимися в компании сотрудниками.

Вопреки расхожему мнению, получить эту должность и начать профессиональный рост в сфере HR можно и без высшего образования, хотя диплом менеджера по персоналу несомненно ускорит трудоустройство.

Как стать кадровиком без опыта работы?

Кадровик – кто это такой и какое должно быть образование у специалиста, как им стать и чем он занимается

Изучить основные аспекты работы кадрового делопроизводителя сегодня можно самостоятельно, посмотрев бесплатные видеолекции от практикующих специалистов и освоив размещенную в свободном доступе литературу. Однако нужно понимать, что это долгий и сложный путь, не гарантирующий результата.

Кадровик – кто это такой и какое должно быть образование у специалиста, как им стать и чем он занимается

Альтернативный вариант – курсы профессиональной переподготовки. Дополнительное образование имеет ряд достоинств, среди которых: опытные преподаватели, поддержка на всех этапах обучения, свободный доступ к специально подобранной и структурированной библиографии и, что самое главное, подтверждающий прохождение программы ДПО официальный документ (сертификат, удостоверение или диплом).

Еще одно преимущество современных курсов переподготовки заключается в том, что их можно пройти дистанционно, совместив приобретение новой профессии с работой на старой должности. Более того, удаленное обучение стоит дешевле очного, а также позволяет осваивать материал в комфортной домашней обстановке.

Однако стать кадровиком можно и без опыта. HR – это сфера, где целеустремленность, обучаемость и контактность ценятся больше, чем стаж и образование. Чтобы получить должность менеджера по персоналу без опыта работы, нужно не только понимать специфику трудовой деятельности, но и быть настойчивым, активно рассылая резюме.

Как стать специалистом по кадрам?

Соискателю на должность кадрового делопроизводителя необходимо запастись терпением, поскольку лишь малый процент работодателей готов брать в штат людей без профильного образования. Тем не менее, такие руководители есть. Главное – показать свою заинтересованность и знание профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом».

Кадровик – кто это такой и какое должно быть образование у специалиста, как им стать и чем он занимается

Работа HR-менеджера подразумевает деятельность в шести основных функциональных направлениях:

  1. Поиск, отбор и найм персонала (одна из ключевых обязанностей);
  2. Введение новых сотрудников в коллектив;
  3. Мотивация и оплата труда (поиск методов увеличения эффективности работников);
  4. Обучение и развитие персонала внутри компании, профессиональный и карьерный рост;
  5. Кадровый учет (охрана труда, производственная безопасность, медицинское страхование, социальное страхование и т.д.);
  6. Построение корпоративной культуры, HR-брендинг.

Чтобы стать хорошим кадровиком, нужно досконально понимать специфику работы в каждой из вышеперечисленных областей. Однако для старта не обязательно знать все, рациональнее и проще выбрать одно направление и начать освоение профессии именно с него.

Читайте также:  Чем объясняется многозначность слова?

Определившись с конкретным видом деятельности, необходимо грамотно составить резюме. В правильно оформленном резюме должен быть указан весь имеющийся стаж (в любых сферах), личностные компетенции соискателя, а также причины, по которым человек хочет получить должность.

Нельзя забывать и о сопроводительном письме, дающем возможность презентовать себя с нужной стороны и показать работодателю, какие задачи решит молодой и амбициозный сотрудник.

Вакансии можно найти на популярных сайтах (hh.ru, superjob.ru, rabota.ru), а также в группах в социальных сетях. Не стоит пренебрегать и предложениями потрудиться проектно на бесплатной основе, поскольку такая занятость не отнимает много времени, но дает понимание работы и позволяет пополнить резюме практическим опытом.

Как стать кадровиком?

Кадровик – кто это такой и какое должно быть образование у специалиста, как им стать и чем он занимается

Следующий этап – это собеседование. Подготовиться к нему можно по многочисленным материалам, размещенным в интернете.

Не имея опыта и образования, невозможно поразить потенциального работодателя какими-то профильными знаниями, поэтому необходимо в первую очередь продемонстрировать ему огромное желание работать и развиваться. Причем показать не просто стремление к обучению внутри компании, но и готовность самообразовываться: приобретать умения на профессиональных мероприятиях, курсах и через специализированную литературу.

Успешно пройдя собеседование и получив должность, молодому кадровому делопроизводителю придется постепенно осваивать все грани профессии и «обрастать» новыми компетенциями.

Однако успешный специалист в современном мире должен не только идеально владеть тонкостями своей специализации, но и понимать бизнес-процессы, влияющие на функциональность всего предприятия.

Именно стратегическое мышление вкупе с умением собрать сильную команду и побудить ее к достижению общих целей делает из HR-специалиста высокооплачиваемого эксперта, за которого борются крупнейшие компании страны.

Инспектор по кадрам (кадровик): тот, кто принимает на работу

Кадровик – кто это такой и какое должно быть образование у специалиста, как им стать и чем он занимается

Любое предприятие – это прежде всего сотрудники, трудовой ресурс. И как всякий ресурс, они подлежат учету, контролю и наблюдению. С одной стороны, бездушный формализм, а с другой – куда без него? Людям надо начислять зарплату, высчитывать время отпуска и количество смен, оформлять больничные, проверять прогулы и переработки.

Наконец, сотрудников надо правильно оформлять на работу, отправлять на пенсию или увольнять согласно букве закона. Без специальных знаний и опыта здесь не разберешься.

А владеет ими особый человек на предприятии – инспектор по кадрам, или в простонародье кадровик.

Читайте также:  Описание того, что такое перцепция

Кадровик, эйчар или рекрутер – в чем разница?

Для начала следует определиться с понятиями. В последние годы при работе с кадрами появилось много новомодных профессий с отчетливо англоязычным происхождением. К их числу относят, например, эйчаров (от английского HR – human resources), хедхантеров (headhunter – охотник за головами), рекрутеров или ещё более солидно – директоров по персоналу.

Обязанности и у кадровиков, и у эйчаров вроде на первый взгляд одинаковые, так что частенько наступает путаница. Однако на практике разница между эйчарами и кадровиками довольно значительная.

Если упрощать, первые занимаются поиском вакансий и отвечают за подбор кадров, организуют собеседования при трудоустройстве, знакомят работников с руководством и т.д. Вторые – занимаются трудовым оформлением и следят за дисциплиной на предприятии (прогулы, больничные и т.д.).

Понятное дело, что если штат компании небольшой, то с этими обязанностями вполне справляется один человек – кадровик и эйчар в одном лице. В отдельных случаях из соображений экономии он же ведет зарплатную бухгалтерию: начисляет зарплату, премии, выходные пособия работникам и т.д.

Проблемы начинаются, когда требуется оформлять, контролировать и нанимать сотни человек. Здесь уже требуется целый штат специалистов и разделение обязанностей. Так что всё-таки эйчар и инспектор по кадрам – это две разных профессии.

Обязанности кадровика на предприятии

Если говорить о работе инспектора по кадрам, то обнаружится довольно длинный список рутинных дел. Практически все они заключаются в бумажной работе. По стандарту профессии обязанности кадровика заключаются в следующих вещах:

  1. Учет личного состава предприятия;
  2. Оформление на перевод, увольнение или прием на работу;
  3. Формирование и ведение личных дел работников;
  4. Подготовка материалов для аттестационных, квалификационных комиссий, трудовой инспекции;
  5. Подготовка документов о поощрении работников, повышении или наоборот понижении в должности;
  6. Ведение базы данных и составление статистики по трудовым ресурсам (количество увольнений, приемов на работу, средняя зарплата и т.д.);
  7. Работа с пенсионным фондом и налоговыми органами (оформление пенсионных карточек работников, учет льгот и компенсаций);
  8. Наблюдение за текучкой кадров и составление докладных записок и отчетов для руководства;
  9. Контроль над трудовой дисциплиной и соблюдением правил внутреннего распорядка.

Из-за специфики работы профессия кадровика часто кажется пережитком прошлого и вызывает стойкие ассоциации с пыльными чиновничьими кабинетами и бюрократией. В отделе кадров по стереотипному представлению сидят женщины предпенсионного возраста, от которых не допросишься нужной справки или оформления отпуска.

Читайте также:  Что такое проект в школе?

Представителям бизнеса вообще кажется, что должность кадровика на их фирме лишняя. Достаточно трудового договора и налаженных личных связей с работником. Конечно, каждый ведет свое дело, как хочет, и кому-то действительно кадровик ни к чему.

Но строгий учет работников – особенно, если их много – существенно экономит ресурсы. Грамотный кадровик оформит все по букве закона и тем самым застрахует работодателя от недобросовестных и особо хитрых работников, которые могут воспользоваться лазейками в законодательстве.

Кроме того, так спокойнее и для самих сотрудников, если их трудовые договоры, заявления и больничные листы составлены верно. Меньше шансов остаться без зарплаты и выходного пособия.

В профессии кадровика немало нюансов и все они связаны со знанием трудового законодательства. В первую очередь кадровик должен знать:

  1. законы и НПА в области трудового права;
  2. методику учета персонала на предприятии и соответствующие материалы;
  3. оформление и заполнение необходимых документов (приказов, заявлений, трудовых книжек и т.д.);
  4. виды отчетности по кадрам на предприятии;
  5. компьютерную технику и базы данных;
  6. нормы охраны труда на производстве.

При этом высшее образование кадровику не обязательно. Подобные знания можно получить в профильном учреждении среднего профессионального образования.

Альтернативный вариант – начальное профессиональное образование и специальная подготовка на курсах кадровиков. Правда, в этом случае придется отработать по основному профилю не менее трех лет, причем один из них – непосредственно на предприятии.

Вакансии кадровиков, уровень зарплаты

Специалисты по кадрам – довольно востребованная профессия, однако, опять-таки работодателей больше интересуют универсалы. То есть эйчары и кадровики в одном лице, у которых есть навыки общения с людьми, умение проводить собеседования и одновременно с этим грамотно оформлять на работу.

В этом случае зарплата более-менее стабильная и приемлемая – порядка 30 тысяч рублей в провинции. А вот в чистом виде кадровики получают крайне немного, особенно если речь идет о госучреждениях – не более 20 тысяч. Плюсы профессии кадровика:

  • стабильность и официальное трудоустройство;
  • оформление по ТК, стаж и выслуга лет, льготы при выходе на пенсию;
  • спокойная работа в офисе.

Минусы:

  • невысокая зарплата;
  • отсутствие карьерных перспектив;
  • рутинность и однообразная работа.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector