Обязанности работы куратора

В детском саду – воспитатель, в школе – классный руководитель, а в университете – куратор. Все эти люди становятся вторыми родителями, поскольку сопереживают каждому своему подопечному и стремятся всячески повысить его успеваемость.

Куратор в университете – это глубокоуважаемый человек, к которому академическая группа приходит за советом, помощью и уважает, как никого другого. Это не официальная должность, но каждый преподаватель относится к ней с особой ответственностью.

Кто такой куратор?

Итак, куратор – это преподаватель в вузе, которому на кафедре поручают вести одну из академических групп подобно классному руководству в школе. Для получения этой должности не требуется дополнительное образование, а оплачивается такое совмещение ощутимой прибавкой к заработной плате.

Желание стать куратором возникает далеко ни у каждого педагога, и это легко объясняется. Помимо прибавки к заработной плате он получает в нагрузку дополнительные заботы и не всегда самостоятельных студентов, которые утомляют своими вечными визитами и порой глупыми вопросами.

Кураторство – это, скорее призвание, чем легкий способ подзаработать, поэтому многие претенденты добровольно отказываются от такой участи.

Заведующий кафедры или декан не настаивают на этой должности, а, скорее, советуется с преподавательским составом, кто готов взять на себя такую ответственность. Назначают желающих либо самых ответственных, которые серьезно отнесутся к этой должности и не смогут отказать.

Как показывает практика, кураторство в современном студенчестве – дело неблагодарное, поскольку учащиеся вузов слишком рано становятся самостоятельными и не нуждаются в дополнительной помощи педагога.

Мало того, систематически пропускают его собрания, игнорируют вызов на кафедру и вовсе уверены, что обойдутся без такой опеки.

Неформальные обязанности куратора

Куратор получает надбавку к заработной плате, поэтому в обязательном порядке должен заниматься своей академической группой, а не только числиться за ней.

Среди основных обязанностей этого преподавателя – воспитателя стоит выделить следующие:

  1. Донести ценную и полезную информацию до учащихся. Задача куратора – сообщить группе об общественных, организационных и других мероприятиях, на которых их явка обязательна. Кроме того, он предлагает экскурсионные программы, напоминает об обязательном прохождении медосмотра, а также сообщает обо всех задолженностях и пожеланиях деканата. Он готов ответить на любой вопрос, а всех своих студентов просто обязан знать в глаза.
  2. Назначает старосту. Как правило, советам куратора четко следуют, поэтому, если он порекомендует конкретного студента на роль старосты, то к нему обязательно прислушаются. В дальнейшем староста чаще остальных контактирует с куратором, выступая в качестве посредника и исполнителя.
  3. Организовывает культурные и развлекательные мероприятия. Как известно, студенческая жизнь надолго запоминается, так вот, чтобы сделать этот период памятным и значимым, нужно как можно чаще устраивать дискотеки, вечеринки, чаепития и другие развлекательные мероприятия для академической группы. Задача куратора – вместе со студентами продумать сценарий, оформить помещение и даже выступить в качестве ведущего (соведущего) на этом празднике.
  4. Стать для студентов другом, помощником и тонким психологом, который всегда поймет проблему и даст дельный совет. К кому, как не к куратору, идти со своими сложностями, тем более что этот человек всегда найдет нужные слова, чтобы поддержать и подбодрить упавшего духом подопечного. Проблемы академической группы всегда воспринимает, как свои собственные, поэтому переживает и болеет за своих студентов душой.
  5. Связываться по необходимости с родителями студента. Если учащийся вуза считает себя слишком самостоятельным и независимым, то проблем в учебе однозначно не избежать. Это уже закономерность, которая повторяется из года в год, от одной сессии к другой. Так вот здесь просто необходимо донести до родителей реальную информацию о проблемах их чада, чтобы они хоть как-то воздействовали на его поведение и проявили участие в его дальнейшем обучении.

В общем, участь куратора нелегкая, и, чтобы стать достойным помощником и надежным другом, очень важно не только заслужить всеобщее доверие, но и заработать неподдельный авторитет в сознании всей академической группы. Но как это сделать?

Как стать хорошим куратором?

Если вы считаете, что назначение куратора – это и есть процесс становления авторитета, то сильно ошибаетесь. Куратор – это больше неформальный лидер, к которому студенты тянутся по доброй воле, а не по настоянию строго и требовательного деканата. Но как стать той «рубашкой», в которую все подопечные будут добровольно плакаться?:

  1. Студентов нужно воспринимать на равных, а не демонстрировать свое очевидное лидерство. Таких лидеров, как правило, боятся и избегают, а вот хорошего друга будут ценить, уважать и доверять ему все свои тайны и переживания. Так что выбор делайте сами, кем быть для своих подопечных?
  2. К мнению студентов всегда нужно прислушиваться, показывая тем самым полное равноправие. Если сотрется эта черта «руководитель — подчиненный», то общаться с куратором будет весело и интересно. Студенты будут сами приходить на переменах к нему «в гости», а не скрываться под лестницей или в туалете.
  3. Не стоит без повода беспокоить родителей, поскольку такое посредничество явно не понравится студентам. Сначала необходимо обсудить все проблемы со своим подопечным, и только если он не сможет их самостоятельно решить, обратиться за помощью родителей. Это должен быть последний вариант спасения утопающего.
  4. Своих студентов нужно не ругать в деканате, а, наоборот, стараться защитить и смягчить наказание. Конечно, много такой подход не решит, но зато академическая группа будет рада, что куратор остается на их стороне.
  5. Со студентами нужно больше общаться и желательно в неформальной обстановке. Для этого как раз и существуют общественные мероприятия, например, выезд на природу, туристический поход, и другие развлечения, идеально подходящие для всей академической группы.

Казалось бы, нет ничего сложного, зато через месяц – дугой отношения со студентами будут налажены, и их можно смело назвать товарищескими.

Должностные обязанности куратора академической группы

После назначения куратор получает должностную инструкцию, в которой подробно описаны все его прямые обязанности. Их необходимо запомнить или даже выучить наизусть, а в будущем неуклонно следовать указанным предписаниям.

Итак, куратор должен:

  • Найти индивидуальный подход к каждому студенту;
  • Изучить личное дело каждого студента своей академической группы;
  • Помочь студентам адаптироваться к студенческой жизни;
  • Ознакомить студента с особенностями учебного процесса в университете;
  • Контролировать успеваемость студентов своей академической группы;
  • Регулярно организовывать культурно-общественные мероприятия;
  • Привить любовь студентов к спорту и здоровому образу жизни;
  • Устраивать экскурсии, походы в музеи, туристические походы и другие познавательные мероприятия;
  • Извещать родителей об успеваемости студента;
  • Создать дружелюбные отношения между студентами своей академической группы;
  • Вести специальный журнал куратора;
  • Информировать заведующего кафедры обо всех нуждах и достижениях своих студентов;
  • Контролировать проживание иногородних студентов в общежитии;
  • Каждый семестр подготавливать отчет о проделанной кураторской работе;
  • Раз в две недели проводить тематические семинары или собрание студентов своей академической группы;
  • Решать все проблемы студентов, не только связанные с учебой и успеваемостью.

Теперь понятно, за что куратор получает дополнительную надбавку к заработной плате, но, если сказать честно, работы много, а доход не такой уж и существенный.

Именно поэтому, прежде чем соглашаться на кураторство академической группы, рекомендуется внимательно ознакомиться с должностной инструкцией и мысленно прикинуть, а сможете ли вы это осилить, при этом нельзя забросить пары по своему основному предмету.

Отношения куратора и студентов

Каждый студент знает, что за его академической группой закреплен куратор. Однако не всегда обращается к нему за помощью и поддержкой.

Бывают такие невероятные случаи, когда учащиеся вузов в лицо не знают своего куратора, а его фамилия в академическом журнале и вовсе ничего им не говорит. Здесь можно смело сказать, что виноват в таком отчуждении однозначно куратор, который сам игнорирует свою группу и не интересуется заботами своих подопечных.

Есть другой тип кураторов, которые просто душат студентов своей опекой и повышенным вниманием. От такого помощника и наставника хочется спрятаться и сбежать, поэтому аудитории на его собраниях в большинстве своем пустуют. Навязчивость – опасное чувство, которое вызывает раздражение и желание превратиться в невидимку.

Именно поэтому требуется «золотая середина», где куратор будет интересоваться жизнью своих подопечных, но при этом подождет, пока к нему лично обратятся за помощью. Студенты – это взрослые люди, поэтому им обязательно нужно дать шанс самостоятельно решать свои проблемы.

Вывод: Необходимо быть не просто куратором, важно стать КУРАТОРОМ с большой буквы, ведь к такому студенты будут обращаться даже после выпуска. Хорошее отношение не забывается, а со временем может перерасти в самую настоящую дружбу.

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/pervokursniku/kto-takoj-kurator-gruppy/

Кураторство — профессиональная функция вузовского преподавателя

Вопросы реализации профессионально-воспитательных ценностей во внеучебной деятельности вуза качественно меняют и расширяют профессиональные функции преподавателя высшей школы.

Читайте также:  План того, как написать рецензию

Модернизация образования, проходящая в стране, требует существенно повысить эффективность и качество воспитательной работы со студентами как приоритета высшего профессионального образования с учетом основных положений Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.) и требований нового образовательного стандарта.

В этих условиях очевидной становится роль воспитания как исторически обусловленного объективно — субъективного процесса совершенствования человека и человеческого общества.

Воспитание в период обучения в вузе становится существенным этапом социализации личности, когда молодые люди проходят сложные этапы личностно-профессионального самоопределения, связанные с выработкой собственной жизненной позиции, определением отношения к миру и своей жизни.

Современное студенчество является особой социальной категорией, специфической общностью, объединенной общей деятельностью, связями и отношениями, мотивами, интересами и потребностями в учреждениях высшего образования.

Соответственно, от высших учебных заведений требуется качественно новое осмысление вопросов воспитания студентов, создания условий для успешного развития, саморазвития и эффективной самореализации студенческой молодежи, ресурсного обеспечения.

В современных педагогических реалиях важными ресурсом воспитания студентов является эффективная деятельность куратора академической группы.

Сегодня преподаватель вуза во внеучебной деятельности это и куратор студенческой группы, и координатор деятельности студенческих общественных объединений, и разработчик совместно со студентами инновационных проектов, программ, и наставник студентов в их индивидуальном профессиональном и личностном самоопределении, и художественный руководитель студенческих объединений и студий, и организатор значимых вузовских событий.

Однако, опыт практической деятельности в вузе позволяет отмечать, что часто функция куратора студенческой группы высшего учебного заведения сводится лишь к организационной работе: сообщить вовремя необходимую информацию, оказать помощь в выборе старосты и т. д., либо вообще отсутствует.

Иногда у преподавателей имеет место установка на то, что студент — взрослый человек, что приводит к не пониманию деятельности куратора во многообразии его ролей. В следствии чего не создаются условия для развития личностных качеств, определения мотивов и потребностей деятельности студентов, появления дружеских связей и отношений, становления субъектной позиции.

Все эти недостатки приводят к неполному использованию воспитательных возможностей учебной группы и вуза для развития и саморазвития личности студента. Очевидно, что существующая система кураторства в большинстве случаев носит формальный характер.

В связи с этим следует выделять и рассматривать новые подходы к совершенствованию деятельности кураторов, направленной на создание условий для осуществления воспитания студенческой молодежи.

Новые роли куратора должны носить характер органического взаимодействия со студентами, демократических отношений, общности интересов и результатов совместной деятельности.

Такой подход расширяет рамки основной профессиональной функции преподавателя, она дополняется воспитательной функцией и становится одним из показателей становления личностно-профессиональной позиции вузовского преподавателя.

В представленной статье рассматриваются функции куратора студенческой группы, который в современных условиях как субъект основного профессионального образования, предстает во многообразии ролей, статусов, расширяющих его сферу неформальной субъектной деятельности.

Вся история развития высших учебных заведений в зарубежной и отечественной системе высшего образования показывает, что кураторы — «попечители» (от лат. «сиrаtоr» — попечитель) практически всегда работают в вузе со студентами, хотя следует отметить, что вместе с происходящими изменениями в высшем образовании изменяется их статус, обязанности, и содержание деятельности.

Исследователи истории педагогики отмечают, что одним из первых документов высшей школы Российской Империи, в котором регламентировалась деятельность кураторов являлась инструкция для Томского технологического института.

Данный документ был утвержден в 1903 году Императором Николаем II, в нем указано, что «…в обязанности куратора входит ходатайство перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов.

А также забота об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, в том числе, устройство научных и литературных кружков, кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организация студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, помощь студентам при искании дешевых и здоровых квартир».

Инструкция длительное время была одним из основных документов, которые регламентировали деятельность кураторов в университетах России. В дальнейшем в истории развития высшего образования в России прошел значительный и разнообразный путь, в котором было и забвение, и активное возрождение кураторской работы в высших учебных заведениях.

Особенно значительной формой воспитательной работы кураторство становится в 50-е годы XX столетия. Куратор назначается в каждую академическую группу с первого по пятый курс и становится помощником администрации вуза, факультета, кафедры в работе со студентами.

Основу деятельности кураторов в этот период составляла информационная и посредническая функция, а также контрольная за учебной деятельностью студентов, особенно на младших курсах. Демократические преобразования, произошедшие в России 90-х годах прошлого столетия, изменили взгляд на куратора академической группы и его роль в студенческой жизни.

Появились вузы, которые отказались от института кураторства как устаревшего, считая студента молодым взрослым человеком, способным самостоятельно решать проблемы обучения, особенно выделялись негосударственные вузы.

В новых вузах было принято решение о сохранении кураторства лишь на первых курсах, а на старших курсах достаточно лишь одного консультанта — преподавателя курса, поскольку многие преподаватели являлись совместителями, фактически работающими в государственных вузах.

Стало бытовать общепринятое мнение, что куратор необходим только на первых курсах как опекун для оказания помощи первокурсникам в адаптации к обучению в вузе. Однако в настоящее время в связи с определением воспитания как приоритета высшего профессионального образования роль куратора и круг его задач расширяется.

Воспитательная система современного вуза, включает в себя деятельность кураторов, как определенную воспитательную подсистему, представляющую собой совокупность различных видов деятельности, форм, методов и средств организации, позволяющих реализовать разные стороны воспитания студентов.

Эта работа строится в соответствии с основной целью высшей школы, в «Законе об образовании в РФ» (2012г.) отмечается «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации».

Соответственно целью воспитания является формирование и развитие, прежде всего Человека — творческого, самостоятельного, социально ответственного, коммуникативного, с развитой потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации с учетом индивидуальности; самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания.

В законе ст.2 гл.1 воспитание определяется как органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах, семьи, общества и государства.

Понимание данного определения как методологического ключа позволяет выделять деятельность куратора академической группы, как деятельность, направленную на развитие личности и создание условий для развития, самоопределения и самореализации студента.

Отмечаем, что деятельность куратора студенческой группы, это педагогическая деятельность, направленная на помощь студенту в обретении самого себя, в работе с самим собой, т. е. в самоопределении и самореализации.

В этой связи деятельность куратора можно рассматривать как индивидуальное педагогическое влияние на личность студента, направленное на оказание помощи в решении его личностных проблем, связанных с успешной учебой, деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением.

Для успешности такой деятельности необходимо понимание ее системности, с конкретными направлениями содержания, вытекающими из целевых и концептуальных позиций вуза, ориентированных на подготовку специалиста.

Воспитательная работа в вузе — работа творческая и перенос функций прямого управления-руководства не совместим с ее спецификой, понимание и выделение ее в системе, как целостного социального организма, позволяет рассматривать куратора студенческой группы — преподавателя вуза, как одного из ее субъектов.

Именно реализация субъектной специфики куратора позволяет определить его взаимодействие со студентами как процесс позитивного взаимовлияния всех и общий результат содержания деятельности на базе общепринятых ценностей.

Куратор как участник этого взаимодействия в реальной совместной деятельности со студентами, выступая его субъектом, проявляет творчество, активность, профессиональную позицию профессиональные знания, умения и компетенции, позитивное влияние.

Современное понимание и классификация кураторства в отечественной высшей школе, выделяемое в публикациях Гришаева О. В., Зелеевой В. П., Кучеровой И. Л., Щербаковой М. В. представляет несколько кураторских типов.

Выделенные типы имеют свои определения, в которых выделяется одна из доминирующих ролей и функций, характеризующая деятельность куратора.

Рассматриваются следующие типы: куратор — информатор, куратор- организатор, куратор-психотерапевт, куратор-родитель, куратор- приятель, куратор — беззаботный студент, куратор-администратор.

На наш взгляд в деятельности куратора студенческой группы требуется объединение функций, таких как информационная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная), творческая.

Выделение общих функций деятельности современного куратора, будет способствовать определению направлений и содержания деятельности куратора, а так же очерчивать формы и виды совместной со студентами деятельности.

Читайте также:  Для чего нужна преддипломная практика?

Каждый вуз в современной ситуации формирует свой комплекс функций кураторов студенческих групп с приоритетом воспитания, индивидуальной поддержки и содействия личностному развитию студентов. Так в Бурятском государственном университете в «Положении о кураторе академической группы» выделены следующие функции:

  1. «Совместно с профессорско-преподавательским составом и активом группы куратор участвует в организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов.
  2. Куратор знакомит студентов с организацией учебного процесса в университете, с основными нормативными документами и положениями, с Государственным образовательным стандартом и учебным планом по специальности.
  3. Куратор информирует студентов о режиме работы библиотеки, кружков, секций, творческих коллективов, подразделений социального блока университета и т. д..
  4. Куратор способствует адаптации студентов к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, культурному, физическому и творческому совершенствованию.
  5. Куратор направляет усилия на создание организованного сплоченного коллектива в группе, ведет работу по формированию актива группы.
  6. Куратор способствует формированию профессиональной ориентации, мотивации к будущей деятельности специалиста, развитию интереса к избранной профессии
  7. Куратор оказывает помощь активу студенческой группы в организационной работе, содействует привлечению студентов к трудовой, научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления.
  8. Совместно с органами студенческого самоуправления участвует в организации коллективного досуга студентов, в привлечении студентов к активному участию в интеллектуальных, спортивных, творческих мероприятиях университета.
  9. Куратор информирует руководство о состоянии учебного процесса в студенческой группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов». [6.]

Выделенные функции имеют предметный, общий характер, но в тоже время детализируют деятельность начинающего куратора. Куратор, выполняя те или иные роли, расширяет возможности своих взаимодействий со студентами в воспитательном и учебном процессе, соответственно его функции усложняются.

Выделяются следующие общие функции кураторов: социально-педагогическая, научно-методическая, организационно-воспитательная, коммуникативно-рефлексивная и аналитико-диагностическая.

Несомненно, наличие этих функций требует серьезного совершенствования профессионально-педагогической компетентности куратора.

Таким образом, можно отметить, кураторство — одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с его личностно-профессиональной позицией.

Проявление профессиональных функций в работе куратора требует серьезного акцента на мировоззренческую и технологическую составляющую деятельности, от которой напрямую зависит развитие личности студента и ее социально значимых качеств.

От куратора требуется учет гуманистических основ взаимодействия со студентами и отношение преподавателя к себе как к участнику воспитательного процесса, т.е субъекту воспитания и носителю профессионального знания.

Считаем необходимым выделить следующие профессиональные качества, которыми должен обладать куратор как преподаватель высшей школы:

  • педагогическая эрудиция;
  • педагогическое целеполагание;
  • педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;
  • педагогическая интуиция;
  • педагогическая наблюдательность;
  • педагогический оптимизм;
  • педагогическая находчивость;
  • педагогическое предвидение;
  • педагогическая рефлексия.

Необходимо выделить в работе кураторов такие виды деятельности, как консультирование и наставничество. Консультирование занимает важное место в процессе организации и проведения социально ориентированной деятельности. Наставничество направлено на поддержку студентов непосредственно во время осуществления ими социально — значимой деятельности.

Профессиональная функция куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль деятельности куратора.

Выделение кураторства как профессиональной функции вузовского преподавателя, ориентирует на изменение в программах подготовки по направлению «Педагогическое образование», включение в программы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов в базовой или вариативной части изучение дисциплин (модулей), способствующих получению профессиональных знаний, умений, формированию профессиональных компетенций и опыта кураторской деятельности.

Особенно следует обратить внимание на специфику кураторской деятельности как индивидуально ориентированной и творческой деятельности. Поскольку в целом качественная кураторская деятельность в студенческой группе решает задачи становления личности студента как будущего специалиста — профессионала.

Источник: https://moluch.ru/archive/124/34165/

Положение о руководителе группы (кураторе)

1 .Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом ПМР «Об образовании», Концепцией воспитания молодежи и студентов в Приднестровском государственном университете им. Т. Г. Шевченко, Уставом ПГУ.

Куратор — это самый близкий студентам человек.

На эту должность назначаются преподаватели, имеющие опыт педагогической деятельности  и  организации воспитательной работы.

Куратор — это не только представитель администрации,  но и наставник молодежи.

Выделяют следующие компоненты педагогической деятельности куратора, обеспечивающие успешное выполнение основных его функций: формирование личности будущего специалиста для успешной учебы, профессиональной подготовки, участия в общественной жизни.

2. Обязанности куратора

В обязанности куратора академической группы входит:

  • Знакомство студентов с нормативными документами, определяющими работу университета  (Уставом, правилами, правами и обязанностями, кодексом чести студента, правилами внутреннего распорядка, традициями и перспективами развития).
  • Оказание помощи в овладении студентами навыками самостоятельной работы, ознакомление студентов с характером и особенностями учебной и студенческой научной деятельности, с порядком пользования библиотечным фондом, работой в читальных залах, лабораториях и кабинетах.
  • Оказание помощи в формировании студенческого коллектива и организации самоуправления в группе.
  • Привлечение студентов к работе по решению проблем, связанных с укреплением и развитием материальной базы университета.
  • Искоренение вредных привычек у студентов: курение, употребление алкоголя и др.
  • Вовлечение студентов в общественную и культурную жизнь университета, приобщение к занятиям в клубах по интересам, спортивных секциях.
  • Организация посещения театров, музеев, выставок.
  • Оказание помощи в организации быта студентов, проживающих в общежитии.
  • Изучение межличностных отношений и создание комфортного социально-психологического климата в группе.
  • Составление психолого-педагогической характеристики студентов группы. Индивидуальная работа со студентами по социально-психологической и учебной адаптации.
  • Организация контроля выполнения графика учебного процесса.

3. Цели и задачи работы куратора

Основная цель работы куратора — сформировать на начальном этапе обучения коллектив студентов, способный работать в дальнейшем на принципах самоуправления.

Содействовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального физического и духовного развития личности каждого студента.

Задачи:

  • Изучать особенности развития каждого студента, его состояние здоровья, эмоциональное самочувствие.
  • Изучать склонности, интересы, сферу дарования студента.
  • Способствовать созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого студента.
  • В соответствии с потребностями студентов организовать жизнедеятельность коллектива группы.
  • Развивать самоуправление в группе, приучая студентов к самоорганизации и умению принимать жизненно важные решения.
  • Помогать студентам решать проблемы, возникающие в процессе общения с преподавателями, коллегами. Помогать каждому из них адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный, статус среди сверстников.
  • Направлять самовоспитание и саморазвитие личности студента, знакомить с правами и обязанностями гражданина и студента.
  • Осуществлять помощь в учебной деятельности.
  • Способствовать получению студентами дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в университете.
  • Содействовать профессиональному обучению.
  • Осуществлять связь с родителями студентов.
  • Организовать коллективную работу на закрепленных участках, закрепленных аудиториях, ремонтные работы в аудиториях, вести учет посещаемости, немедленно сообщать родителям и администрации о всех чрезвычайных происшествиях.
  • Участвовать в работе семинаров, административных и методических совещаний по своему направлению деятельности.
  • Один раз в месяц проводить кураторский час (по расписанию).

4.Права куратора

Куратор имеет право:

  • Участвовать в работе профсоюзных и других общественных органах университета.
  • Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности университета, выступать с деловой, конструктивной критикой.
  • Разрабатывать и внедрять собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания.

Куратор не имеет права:

  • Унижать достоинство студента, оскорблять его действием или словом.

5. Куратор должен знать:

  • Закон ПМР «Об образовании».
  • Педагогическую этику.
  • Основы трудового законодательства.
  • Нормативно-правовую и методическую документацию по организации воспитательной работы.
  • Концепцию воспитания детей и молодежи ПМР и Концепцию воспитания молодежи и студентов в Приднестровском государственном университете им. Т. Г. Шевченко.

6. Куратор должен уметь:

  1. Общаться со студентами, поощряя активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
  2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
  3. Составлять план воспитательной работы в группе.
  4. Организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, конкурсы, экскурсию, поход, кураторский час и т.д.

7. Документация и отчетность

Куратор должен вести следующую документацию:

  • План воспитательной работы с коллективом группы.
  • Социальный паспорт группы.
  • Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами социально-психологических исследований в группе, которые в дальнейшем могут иметь важное значение при проведении конкурса «Лучшая академическая группа».

Источник: http://justice.spsu.ru/polozhenie-o-rukovoditele-gruppyi-kuratore/

Методические рекомендации по организации работы куратора студенческой академической группы

Методические рекомендации по организации работы куратора студенческой академической группы

Кураторство – незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение.

Куратор осуществляет свою деятельность в студенческой группе с I по IV курс в техникуме на основании утверждённого плана работы. Согласует организацию воспитательной работы в группе с деятельностью других преподавателей, работающих в ней. В своей деятельности куратор подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.

Читайте также:  Подробное описание того, сколько семестров в году

Работа куратора в нашем техникуме считается составной частью его педагогической деятельности и отражается в индивидуальных планах.

Содержание работы куратора студенческой академической группы включает в себя:

  • постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;
  • контроль за успеваемостью студентов;
  • знание бытовых и семейных условий и состояния здоровья каждого студента в группе;
  • помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;
  • привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов;
  • приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;
  • индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в университете, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин.

Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы также должны находиться в поле зрения куратора:

  • доведение до сведения учебной части и родителей необходимой информации об успеваемости, посещении занятий и поведении в университете;
  • этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к культуре, искусству.

Контроль за соблюдением ими правил внутреннего распорядка техникума.

Функции куратора

Организационная функция куратора:

  • обеспечение участия студентов в мероприятиях техникума;
  • координация работы группы с деятельностью других подразделений техникума;
  • выявление активных студентов с последующим привлечением их к участию в различных сферах жизни техникума;
  • информационное обеспечение группы.

Воспитательная функция куратора:

  • воспитание ответственного отношения к учебе и общественно-полезному труду;
  • формирование сплочённого студенческого коллектива и воспитание личности, умеющей согласовывать свои интересы с интересами коллектива;
  • профилактика асоциального поведения студентов.

Методическая функция куратора:

  • обучение студентов навыкам организаторской деятельности, умению работать в коллективе;
  • планирование воспитательной работы с группой;
  • оказание методической помощи по организации самообразования и свободного времени студентов.

Права куратора

Куратор имеет право:

  1. вносить предложения по организации воспитательной работы техникума;
  2. на предоставление аудитории для проведения собраний с группой;
  3. получать методическую и информационную поддержку своей деятельности в управлении организации воспитательной работы со студентами;
  4. выходить в дирекцию с предложениями по представлению к поощрению или порицанию студентов;

Обязанности куратора

Куратор обязан:

  1. осуществлять свою деятельность на основе годового плана работы;
  2. иметь о студентах группы необходимые сведения:
  • фамилия,
  • имя,
  • отчество,
  • дата рождения,
  • адрес места жительства родителей,
  • адрес проживания студента на период учебы,
  • год окончания школы,
  • год поступления в университет,
  • принадлежность к общественной организации студентов,
  • перечень выполняемых общественных поручений,
  • участие в научно-исследовательской и кружковой работе,
  • материальное обеспечение,
  • место работы родителей,
  • номера телефонов (рабочий и домашний);
  1. иметь сведения и проводить анализ успеваемости студентов и посещаемости ими занятий, об уровне внутриколлективных отношений;
  2. посещать все мероприятия, участниками которых являются студенты группы;
  3. доводить до сведения студентов информацию о работе группы, отделения, об мероприятиях в которых задействованы студенты техникума;
  4. в случаях нарушений студентами трудовой и общественной дисциплины принимать своевременные меры воздействия.

Требования к организации воспитательной работы в группе

Организация деятельности куратора должна строиться на основе элементов системы воспитательной работы, а именно:

  • адаптации первокурсников к студенческой жизни;
  • гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания;
  • пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни;
  • проведения встреч, бесед, семинаров, направленных на профилактику асоциального поведения;
  • форм поощрения студентов за достижения в учёбе и внеучебной деятельности и порицания за нарушения правил внутреннего распорядка техникума.

Порядок и формы работы кураторов

Заочное знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа куратора, в этот период, заключается в подготовке списка группы (занесения его в журнал куратора), ознакомление с информацией карточки абитуриента: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам).

1 сентября. Девиз дня – «Мы вместе».

В первый учебный день куратор:

  • присутствует вместе со студентами своей группы на торжественных мероприятиях (как факультетских, так и на общеуниверситетских);
  • помогает разобраться с учебным расписанием;
  • организует первое знакомство с группой;
  • проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах факультета (университета);
  • настраивает студентов на серьёзное и ответственное отношение к учёбе, к жизни в университете, на бережное отношение к материальным ценностям, предоставленным в их пользование (аудитории, парты, оргтехника и т.п.).

Знакомство с техникумом

Знакомство студентов с техникумом (историей, традициями, требованиями к студентам) необходимо начать с 1 сентября и продолжать в течение двух-трёх месяцев.

Примерная программа знакомства с техникумом:

  • заочное знакомство: беседы с группой, лекции или просмотр фильмов об истории техникума;
  • экскурсия по техникуму;
  • знакомство со студенческой жизнью в техникуме: с системой студенческого самоуправления, художественной самодеятельностью, спортом;
  • с подразделениями техникума, работой учебной части, управлением организации воспитательной работы со студентами;
  • разъяснение основных правил, прав и обязанностей студентов.

Знакомство в группе. Вечер знакомств. Выезд на природу.

Хорошо подготовленное и проведённое знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, получить максимальную информацию о студентах.

Для того, чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Я и Ты» и т.д.)

Выбор актива группы.

Актив группы выбирается в сентябре. Актив группы состоит из старосты и профорга, которые избираются на общем собрании группы.

Куратор должен организовать проведение выборов актива. До того, как проводить выборы, необходимо ознакомить студентов с правами и полномочиями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Следует предупредить студентов, что актив всегда можно переизбрать.

Задача куратора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьёзное отношение к происходящему и не влиять на принятие решений (даже если будет казаться, что выбор сделан неверным).

Час куратора.

Час куратора рекомендуется проводить один раз в неделю, а в первые месяцы учебного года несколько раз в неделю. Примерная тематика часа куратора:

  • решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
  • обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
  • встречи с преподавателями, специалистами, представителями общественных организаций и др.;
  • проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
  • беседы с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, техникума.

Деятельность куратора по адаптации студентов 1 курса

в техникуме.

Адаптация первокурсника в техникуме — первая, наиважнейшая задача куратора. На этом этапе куратору необходимо:

  • узнать о своих студентах как можно больше: сначала заочно, по карточке абитуриента, потом во время встреч и бесед (можно привлечь Студенческий совет техникума для анкетирования);
  • создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, выявить и подобрать актив группы (старосту, профорга);
  • ознакомиться с условиями проживания студентов (особенно в общежитиях).

Второй задачей куратора является информирование студентов о возможности самореализации в техникуме.

С помощью кураторских часов первокурсники получают возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке и, самое главное, в этот момент закладывается основа патриотизма к своему техникуму, отделению; происходит знакомство с богатыми традициями техникума.

Первая сессия для студента всегда стресс и проведение для первокурсников методического семинара «Моя первая сессия» явилось бы большим подспорьем и снизило бы студенческие переживания.

Актуальность профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции не подлежит сомнению, и куратор при поддержке управления организации воспитательной работы со студентами может выступать с инициативой проведения лекций и бесед в группе силами специалистов по профилактике этих явлений.

В современных условиях патриотическое воспитание студенчества целесообразно начинать с воспитания корпоративного сознания. Прививая любовь к своему отделению, техникуму, подчёркивая неразрывность интересов отрасли и государства мы воспитываем патриотов своей Родины.

Работа всего коллектива техникума должна быть направлена на формирование этого мировоззрения, и здесь очень важна координация деятельности всех сотрудников и служб (посещение культурных мест города, области: музеев, выставок, театров; проведение юбилеев, тематических вечеров, встреч с выдающимися учёными, поездки по родному краю, конкурсы рефератов и т.п.). Немаловажно воспитание у студентов уважения и доброжелательности к людям других взглядов, национальностей, вероисповеданий.

Помощь студентам в учёбе и профессиональном росте

Куратор студенческой академической группы обязан анализировать итоги экзаменационных сессий, после чего необходимо проводить собрания группы и беседы с отстающими студентами.

Положительный эффект приносит практика оповещения родителей об успеваемости студентов: отстающие прилагают больше усилий по сдаче сессии, а выражение благодарности за учёбу студента мотивирует последнего на поддержание успеваемости или её повышение.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-raboti-kuratora-studencheskoy-akademicheskoy-gruppi-452692.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector