Описание того, что такое стенография

Практически каждый из нас слышал или встречал в литературе это загадочное слово – «стенография». Что это такое и для чего нужно, знают немногие, и совсем мало людей пытались освоить ее. А это, оказывается, чрезвычайно полезная вещь для человека не только прошлого, некомпьютеризированного века, но и современного.

Стенография – умение записывать информацию очень быстро при помощи специальных символов. Иными словами, это скоростное записывание человеческой речи в момент ее произнесения. Закономерно возникнет недоумение: зачем иметь такой навык? Однако студентам, да и ученикам, он бы пригодился на лекциях, где преподаватель не особо заботится о том, успевает ли слушатель записать все необходимое.

О появлении стенографии

Стенография: как правильно освоить алфавит, значение навыка скорописи в современном миреСимволы стенографии, которые можно считать первыми или одними из первых, были найдены среди памятников египетской цивилизации. Египтяне изобрели собственную скоропись. С ее помощью записывались священные фараоновы слова.

Стенографии (как удобному способу записи) уделили внимание и другие древние цивилизации. Так, греки и римляне, весьма наблюдательные и стремящиеся к совершенству, также активно использовали особые знаки для быстрейшего фиксирования ценных знаний.

Именно периоду Древнего Рима и Греции приписывается расцвет стенографии. По историческим данным, древнеримскую стенографию создал Тирон, помощник великого оратора Цицерона.

Древнеримская стенография, знаки которой насчитывали почти 5000 единиц, была трудной для освоения. Если современная стенография – буквенная, то есть каждый символ означает определенную букву, то древняя система была словной, то есть одним знаком обозначалось какое-либо слово. Поэтому изучать ее было крайне сложно.

Официальным днем рождения стенографического письма считается 5 декабря 63 года до н. э. — время работы Тирона над своей системой знаков.

Интересное из истории стенографии

Стенография: как правильно освоить алфавит, значение навыка скорописи в современном мире

Благодаря стенографическому методу писания у нас сегодня есть возможность читать произведения Уильяма Шекспира. Конкуренты театра знаменитого и успешного уже тогда драматурга подсылали на его представления стенографов, дабы те записывали дословно драмы прямо во время представления.

И, как бы ни протестовал автор драматических произведений, они были записаны, и именно благодаря этому дошли до нас. В то время стенография была еще словной.

А вот буквенная стенография появилась после событий в «Глобусе». Джон Уиллс создал алфавитную систему, в которой каждый символы стенографии привязывался к знаку алфавита. С этого момента началась новая эпоха развития стенографии, значительно более простой и легкой в изучении.

Известный ученый-зоолог Альфред Брем написал при помощи стенографирования информации свою книгу «Жизнь животных». Изучая животных в их природной среде, он не имел всех условий для обычного письма.

В полевых условиях, в дороге, к примеру, верхом на лошади, он применял язык стенографии для ведения дневника. Когда собралось достаточно информации, Брем отправил дневник жене, и она, расшифровав записи, сдала их для печати. Из этого примера видим, что стенография помогала людям не один раз вести записи в самых экстремальных условиях.

Стенография в России

Во времена появления скорописи в России сколько-нибудь законченной системы стенографирования еще не существовало. В 15-м веке скорописью записывались народные веча в Пскове и Новгороде. В 17-м веке стенография применялась при первых царях Романовых. Петр Первый также часто прибегал к помощи стенографов.

Великие русские литераторы признавали превосходство скоростного письма перед простым. Среди них Ф. Б. Достоевский и Л. Н. Толстой. Полное признание было и со стороны русских ученых Н. Е. Жуковского и Д. И. Менделеева. Труды этих великих мужей были составлены из стенографически записанных лекций.

Во времена царской России лишь единицы знали стенографию. Такие специалисты находились в основном в крупных городах – Москве, Петербурге, Киеве, Минске.

Советский период обозначился тем, что небольшая группа стенографистов работала над записью исторических событий Октября, за что в дальнейшем получила одобрение известных деятелей. В дальнейшем этот способ письма стал более востребованным, поскольку стало ясно, что с его помощью любой письменный труд становится в разы эффективнее. Для науки это было неоценимая помощь.

Виды стенографии

Стенографические системы, существующие в данный момент, подразделяются по нескольким признакам: по особенностям визуального начертания знаков и в зависимости о того, какую единицу речи обозначает один знак системы (слово, морфему, звук). По одному из них системы принадлежат к курсивным или геометральным, морфологическим или фонетическим — по другому признаку.

Курсивные и геометральные системы

В геометральных системах стенографические знаки образуются из геометрических фигур: круга и полукругов, точки и прямой. Курсивные системы представляют собой знаки, образованные из частей букв обычного алфавита, наклоненные вправо и имеющие в своей основе овал. Курсивные знаки принято считать более эстетичными и удобными в начертании.

Знаки в курсивных и геометральных системах относительно разнообразны в начертании: линии то более тонкие, то менее, знаки имеют разную высоту, размер, наклон. Поэтому записи, сделанные с помощью таких систем, приятнее и легче читать.

Морфологические и фонетические системы

Морфологические системы характерны для западных стран, поскольку в их языках установленный порядок слов, соответственно, смыслоразличительные части предложений имеют неизменяемое положение.

Предложения русского языка динамичны, поэтому морфологическая система стенографии в нем не обрела популярности.

Взамен несоответствующей особенностям языка системе была предложена альтернативная, называемая фоностенографией.

Фоностенография (фонетические системы) представлена стенографической системой Терне-Александровой. Она представляет собой способ быстрой записи речи на разных языках, использующий для этого особые знаки. Знаки системы образуют фразграф – знак, обозначающий целое предложение.

Алфавит Паткановой-Александровой сожержит 40 знаков, которые дают возможность учесть при записи смыслоразличители предложения независимо от языка, на котором излагается речь.

В этих двух системах не учитываются условные сокращения. Эта особенность помогает быстрее осваивать фразграфию — одну из систем, которые включает стенография.

Знаки фонетических систем в целом представляют более доступный для освоения навык.

Современные тенденции

Стенография: как правильно освоить алфавит, значение навыка скорописи в современном мире

Стенография, обучение которой не так распространено, как привычному языку, равно как и все языковые системы мира, стремится к упрощению, для того чтобы пользователям было легче ее применять и осваивать.

Читайте также:  Какие сроки подачи документов в 2019?

Она стремиться объединить все системы воедино исходя из рациональных соображений.

Цель преобразования и развития скорописи – объединение всех систем, чтобы достигнуть лаконичности, содержательности и универсальности.

При исследованиях стенографии сегодня используются научные методы и связи с другими науками, прежде всего, с исследованиями физиологических особенностей речи человека.

Если ранее, в прошлые века, создатели стенографических систем действовали на свое усмотрение, то теперь новшества вводятся с учетом особенностей использования человеком языка.

Важным является и тот фактор, что при переносе системы скорописи с одного языка на другой, всегда возникает необходимость в ее изменениях. Это сильно осложняет создание универсальной системы.

О знаках стенографии

Мы уже узнали, что такое стенография, что такое разные системы скорописи. Разобрали и их основные отличия. Но знаки стенографии русского языка имеют свои интересные особенности.

Визуально они состоят из частей знакомого нам алфавита. Они легко и красиво соединяются между собой. Даже при быстром письме стенографисту важно помнить, что знаки не должны искажаться.

Они обозначают гласные и согласные буквы алфавита, но их написание очень специфическое. Между согласными гласные не пишутся, а ставятся только в конце, в начале слова или отдельно. Согласные соединяются тоже по особым правилам, и в зависимости от этого они могут читаться или не читаться.

Написание стенографических символов

Непривычным образом происходит написание стенографических знаков относительно строки. Есть три уровня написания: в строке, над и под строкой.

Уровни сменяются в зависимости от того, как соединяются знаки. Сами соединения всегда короткие, потому что самое важное в скорописи – простота ради скорости записи.

К тому же благодаря коротким соединениям запись получается компактной, а это тоже немаловажно.

Теперь, когда есть достаточное количество информации о такой знаковой системе, как стенография, что это такое и как она развивалась на протяжении долгого времени — мы представляем. Также есть представление о том, как ее применяли раньше. Но сейчас эпоха совсем иная, нежели тогда, когда стенография была более распространена. Где же применяется в наши дни система стенографии?

Стенография в наше время

Стенография: как правильно освоить алфавит, значение навыка скорописи в современном мире

Актуальность стенографирования информации сохраняется и в наше время. Исследования показали, что человеческая речь в пять раз быстрее, чем возможность записывать за ней вручную, а писать человек может всего около 20 слов в минуту при том, что говорит приблизительно 100-120.

Получение навыков быстрого письма сегодня пригодилось бы в работе секретарям-референтам, студентам, старшеклассникам, журналистам, предпочитающим вести записи вручную, — всем людям, которые сталкиваются с необходимостью что-то записывать быстро и точно, например, на лекциях, семинарах, пресс-конференциях и прочих публичных выступлениях.

Для студентов стенографирование информации может иметь еще одно, чрезвычайно важное применение – написание шпаргалок. Они получаются компактными и непонятными для окружающих, поэтому, даже будучи найденными, шпаргалки могут быть просто не признанными таковыми.

Преимущества знания стенографии не ограничиваются удобством быстрой фиксации речи. Овладение навыками скорописи сильно экономит время и силы, улучшает качество работы. Кроме того, доказано, что стенографирование развивает мышление, способность четко и содержательно формулировать свои мысли.

Как научиться стенографии

Стенография: как правильно освоить алфавит, значение навыка скорописи в современном мире

Сегодня нет ничего сложного в том, чтобы овладеть теми полезными навыками, которые дает стенография. Обучение ей может занять всего несколько недель. При возможности можно записаться на специальные курсы. Здесь профессиональные стенографы введут вас в основы стенографии и научат тому, что умеют сами.

Для посещения курса стенографии не нужно никакой особой подготовки. Единственное, что от вас потребуется, — это присутствие, готовность учиться и пишушие принадлежности (тетрадь, ручка или карандаш).

При неглубоком изучении стенографии можно научиться записывать 60-70 слов в минуту (вместо 20 слов обычным языком), а если заняться обучением серьезнее, то и 100-120 слов в минуту. Большие результаты будут уже не так актуальны, ведь люди практически не говорят с большей скоростью.

Стенографическая запись кажется непривычной новичку. В начале обучения всегда трудно свыкнуться с новыми принципами письма, однако через некоторое количество часов практики к этому обычно привыкают.

Минусы стенографического письма

При всех положительных моментах стенография не идеальна. При очень быстрой записи всегда есть риск написать знаки так, что разобрать их потом будет крайне трудно.

Более серьезным недостатком скорописи является то, что в ней практически не соблюдаются орфографические правила. Самый простой пример – это написание в приставках «а» вместо «о» в силу того, что соединения с «а» проще.

Для составления стенографических конспектов для собственного пользования это не представляет неудобств. Однако к такому принципу написания можно так привыкнуть, что придерживаться его продолжаешь и тогда, когда писать нужно простым языком. Ведь в нем никто орфографии не отменял.

Новое направление

На протяжении веков людям была доступна лишь классическая, используемая вручную стенография. Что это такое, мы уже подробно изучили. Но сейчас есть и новый ее вид. Что такое компьютерная стенография и для чего она создана, если современные технологии имеют множество других способов быстрой записи речи?

Прежде всего, эта система касается области защиты информации. Долгое время после открытия этого направления в нем не было разработано единой терминологии.

Создавались разные концепции, и в итоге выделилось главное отличие его от криптографии: если последняя подразумевает шифрование информации, то сокрытие самого факта ее передачи – задача, которую решает стенография.

Программы разной сложности разработаны для этих целей. Простая и доступная в плане пользования, и при этом бесплатная, — Fox Secret 1.00. С ее помощью можно скрыть информацию в популярных текстовых форматах, графических и звуковых.

В итоге пользователь получает контейнер с сокрытой информацией. Файл, в котором она скрывалась, естественным образом увеличивается в размере. Из контейнера информация извлекается с помощью пароля.

Читайте также:  Изучение основ БЖД

Выводы

Стенография – способ быстрой записи информации, который используется уже много веков. Она развивалась и преображалась до нашего времени, пока не была создана такая система, которая смогла бы удовлетворить потребности многих языков, а также быть компактной и простой в освоении.

На этом развитие стенографии, как и любого другого языка, не остановилось, поскольку еще многое нужно сделать для того, чтобы она стала еще более универсальной. Именно к этому стремятся все стенографы наших дней.

Мы разобрались в основных понятиях, которые включает стенография, что это такое и для чего нам она понадобилась бы в жизни, узнали о классификациях стенографических систем, особенностях их знаков и соединений.

Теперь, когда у нас есть представление об этой необычной для нас системе письма, можем взвесить все аргументы в пользу того, чтобы заняться ее освоением. Надеемся, что наша статья была для вас познавательной и полезной.

Источник: https://FB.ru/article/154805/stenografiya—chto-eto-takoe-osnovyi-i-znaki-stenografii

Системы скорописи и краткописи (графодромия)

Для скорописи могут применяться и различные семантографии — условные рисуночные знаки как из разряда международных символов (математические, топографические и пр.), так и искусственные идеографические пазиграфии — например, символическая система Чарльза Блисса (Blisssymbolic).

Также смотрите Система конспектирования автора сайта (морфемная скоропись).

Аббревиатуры, акронимы и сокращённые слова — самые простые и известные системы сокращённой записи текстов.

Переводческая скоропись — это система ускоренной записи речи оратора с помощью различных заранее выработанных переводчиком сокращений, символов и т.д. для облегчения переводчику последующего воспроизведения всего этого на языке перевода. Переводческая скоропись полезна при регулярном последовательном переводе больших пассажей текста, когда нет возможности остановить оратора.

К  этой же группе можно отнести и другие системы краткого письма — например, для записей конспектов лекций студентами:

  • Миньяр-Белоручев Р.К. Записи в последовательном переводе. 1997.
  • Чужакин А.П. Общая теория перевода и переводческой скорописи. 2002.
  • Е.В. Аликина. Переводческая семантография. 2006.
  • Гладков Г.И. Последовательный перевод с русского языка на английский с использованием системы переводческой скорописи. — М.: МГИМО-Университет, 2008. — 198 с.

Стенография (от греч. στενός «узкое» и γράφειν «письмо» — буквально «узопись») – применение особых упрощенных знаков для быстрой записи человеческой речи. Существуют также названия брахиграфия и тахиграфия (от греч. brachys «короткий» и tachys «быстрый»). Сокращения, а также упрощение в начертании отличают эти системы от чисто алфавитных.

Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз. Известно, что еще в 4 в. до н.э. историк Ксенофонт использовал скоропись для записи воспоминаний о Сократе.

Автором древнеримской стенографии считается греческий раб Марк Туллий Тирон, который в 63 до н.э. для записи речей своего хозяина оратора Цицерона (106-43 до н.э.) разработал насчитывалось несколько тысяч сокращений (они получили название «тироновых нот»). Система Тирона, основанная на обычной записи, получила широкое распространение в Риме.

Среди титулованных особ, которые ею пользовались, были Цезарь и император Тит.

Эта система пережила Римскую империю, просуществовала в Европе более тысячелетия и стала уходить только в средние века, когда начала ассоциироваться с колдовством.

В елизаветинские времена об этой «записи» вспомнили; ее пересмотрели и значительно расширили. Хотя сейчас «тиронова запись» забыта, сохранился один ее значок &, называемый «тироновым знаком» или более часто – амперсандом.

Еще одно из изобретений Тирона – титло – продержалось в кириллице до 18 в.

Известна и другая скоропись в античном Риме (на восковых табличках), а также в средневековье, когда для ряда сочетаний знаков использовали особые «сжатые» обозначения.

В настоящее время стенографические системы делятся по типу на морфологические и фонетические, а также еще на две графические группы – геометрические и курсивные («нотные» алфавитоидные) системы.

Т.н. «геометрические скорописные системы» берут за основу круг, эллипс или их части, а прямые линии размещены строго горизонтально, вертикально или по диагонали.

Первые современные системы сокращения были геометрическими — это системы Питмана, Бойда, Тейлора, Прево-Делоне, Дюплюайе, Грегга.

Геометрический принцип подходит для односложных слов и аналитических конструкций, поэтому он распространен в основном в Англии и Франции.

Курсивный принцип разработан в Германии, в который гласные обозначают подъемом или опусканием графем для согласных. Этого приема придерживается большинство стран Европы, включая и Россию (модификация Соколова), где государственные языки имеют флективный строй:

  • Алфавитными [алфавитоидными] были системы Грегга и Дюплюайе;
  • смешанными (позиционными) алфавитами – немецкие система Арендса и Габельсбергера (с частичным игнорированием гласных, например, пропуск «а» внутри слова), шведская Мелина;
  • консонантнымиТейлора и Питтмана, Teeline Shorthand (разработана в 1968 Джеймсом Хиллом и принята Национальным советом по подготовке журналистов Великобритании);
  • буквенно-слоговымиБойда, Реймиллера.

Система Грегга основана на частях эллипса, крестообразно перечеркнутого двумя наклонными линиями, скоропись Питтмана – на прямых линиях и четвертушках окружности, повернутых на различные углы. Дюплюайе использовал вертикальные и горизонтальные линии разного размера.

Достаточно редкое явление слоговая («антислоговая») стенография, изобретенная англичанином Р. Бойдом (Boyd) в 1903. В ней гласные обозначаются угловыми и петлеобразными знаками, а следующие за ними согласные – ориентацией этих знаков в пространстве. Здесь задействован принцип поворотной симметрии (знаки поворачиваются на 45°): af – Г, ad – L.

Это, действительно, не слоговой, а антислоговой принцип, т.к. за основу брались гласные, а согласные были позиционно-векторными вариантами знаков для групп согласных. Настоящий «векторно-слоговой» принцип используется, например, в разработанных миссионером Эвансом слоговом письме для эскимосов и идейцев кри.

В 1588 г. Елизавета I выдала патент доктору Тимоти Брайту на «более короткий вид записи букв в целях облегчения обучения».

В том же году Брайт опубликовал свою систему скорописи под названием «Стенография: искусство более короткой, быстрой и секретной записи букв». Она использовала комбинацию прямых линий, кругов и полуокружностей для записи групп слов.

Читайте также:  План того, как написать рецензию

Брайт утверждал, что его систему можно освоить за два месяца; позднее критики утверждали, что это сделать так же трудно, как выучить иностранный язык.

Первая алфавитная стенографическая система на геометрической основе появилась в Англии в 1602 году с книгой «Искусство стенографии» Джона Уиллиса. За этой системой последовали другие орфографические системы, среди них – тахиграфический алфавит Т. Шелтона (Thomas Shelton 1600-50), который использовали популярный мемуарист С. Пепис, И. Ньютон и Т. Джеферсон.

Англичанин Дж. Рич стал первым, кто записал «Новый завет» и «Псалмы» стенографически [в какой системе?].

В 18 в. появилось много новых систем; среди них – система Томаса Гурни, репортера суда в Оулд-Бейли. Молодой Чарльз Диккенс использовал систему Гурни, когда в начале 1830-х работал парламентским репортером «Морнинг кроникл».

Джон Роберт Грегг (John Robert Gregg, 1867-1948, Ирландия, Shantonagh) овладел системой скорописи Тейлора еще в детстве — к 10 годам. Затем он отверг геометрические формы записи И. Питмана и создал более округлые.

Система Грегга основана на частях эллипса, крестообразно перечеркнутого двумя наклонными линиями. Результатом стала система простых геометрических линий разной длины и высоты.

Важное значение имеет направление начертания алфавитных знаков: прямое слева направо, наклоное снизу вверх (вправо) и обратное сверху вниз (вправо и влево). Эта стенография была опубликована в «Фонографии легкой линией» (1888 г.).

Скоропись Грегга примечательна максимально возможной экономностью алфавита: консонантные знаки состоят всего из одного штриха, а знаки для гласных представляют собой петли и крюки с диакритикой.

Поскольку система стенографии была фонетической, система Грегга могла быть легко адаптирована любым языком и в настоящее время является второй по распространенности в мире. (взято с сайта Ивана Карасёва)

Стенография: как правильно освоить алфавит, значение навыка скорописи в современном мире

В России первая попытка составления стенографии принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной, затем были изданы:

  1. «Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и примененное к русскому языку бароном Модестом Корфом» (СПб.,1820);
  2. «Стенография, или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках» (М., 1844);
  3. «Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С.П.К.» (М., 1848);
  4. M. Иванин, «О стенографии, или искусстве скорописи в применении ее к русскому языку» (СПб., 1858).

Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы преимущественно у французов.

В 1860 впервые в России стенография (по системе Иванина) была использована в Петербургском университете для записи диспута о происхождении Руси между академиком М. Погодиным и профессором Н. Костомаровым. Лекции Д.

Менделеева также стенографировались, и стенограммы послужили ему материалом для его знаменитого труда «Основы химии». Книга Н. Горчакова «Режиссерские уроки К.С. Станиславского», которая охватывает почти всю деятельность Станиславского в театре, создана Горчаковым на основе стенографических записей.

Знаменитая книга отца русской авиации Н. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания» создавалась тоже при помощи стенографии. К столетнему юбилею великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова в 1949 г. Академия наук СССР выпустила в свет стенограммы знаменитых «Павловских сред».

Услугами стенографов пользовались Л. Толстой и Ф. Достоевский. В 1909 Н. Ершов издал труд «Обзор русских стенографических систем».

Геометрические системы со временем уступили место немецким курсивным системам. Способы П. Ольхина («Руководство к русской стенографии по началам Габельсбергера», СПб., 1866), а также И.

Паульсона и Я. Мессера («Русская краткопись, или стенография по началам Штольце», СПб., 1864) в то время признавались в Российской империи наиболее практичными.

Именно ученицу Ольхина нанял Достоявский.

В 1874 М. Терне, преподаватель стенографии по системе Штольце-Шрея изобрел т.н. правило нотной записи (стало возможно писать без буквенных вокализмов, за счет подъема и опускания графемы).

В 1891 г. киевским лекарем В. Каминским была выполнена адаптация к русскому языку скорописной системы Роллера.

В 1913 Е. Патканова издала «Курс практической стенографии» (для записи на разных языках), содержащий оптимизированный, предельно лаконичный алфавит.

После Октябрьской революции 1917 появились новые стенографические системы: М. Лапекина (1920), Н. Фадеева (1922), Н. Соколова (1924) и др. В 20-е гг.

стенография преподавалась по разным системам, что тормозило развитие стенографического образования.

На основе теоретического и практического сравнения 7 лучших систем, произведенного Наркомпросом РСФСР в 1933, ВЦИК РСФСР принял постановление о введении в РСФСР Государственной единой системы стенографии (ГЕСС), в основу которой положена система Н. Соколова.

В дальнейшем эта система подвергалась частичному усовершенствованию, а также были предложены альтернативные стенографические системы, например: система О. Акопяна, система О. Александровой (фоностенография), система В. Герасимова и др.

В 1968 появилась работа О. Александровой «Фоностенография» (Слуховая скоропись), объединившая принцип Терне, алфавит Паткановой, алфавит сдвоенных слитных. Авторский вклад Александровой – разработка второго алфавита (слитных знаков) и правила образования более мощных (строенных и т.д.) слитных, что привело к созданию фразграфии.

Реймиллер сделала попытку превратить нотную запись принятой в СССР стенографии в слоговую систему.

В 1965 преподаватель стенографии Ростовского университета О. Акопьян («Учебник стенографии. Массовое и профессиональное письмо») предложил стенографический алфавит, приближенный к кириллице.

Что интересно, рукописные (и, далее, скорописные) варианты знаков часто становились стандартными. Нередко новые виды письменности для новых языков возникали из скорописных вариантов других языков. Так, скорее всего, появились армянский и грузинский алфавиты.

Семитские консонантные алфавиты также часто видоизменялись до неузнаваемости, а многие знаки становились похожи друг на друга, в связи с чем их отличали разными точками и черточками — так появилось арабское письмо.

Кроме того, некоторые виды письменности изначально разрабатывались как скоростные рукописные системы — наверное, к ним можно отнести глаголицу.

Источник: http://www.garshin.ru/linguistics/scripts/special/stenography.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector