Применение информационных технологий в образовании

Зачем преподавателю нужно тратить время на освоение новых технологий? Зачем вообще нужны эти технологии, если десятилетиями все прекрасно обходились без них? Учителя часто относятся к новым технологиям довольно критично. Не хотят ничего менять,  не считают нужным  тратить время и силы на их освоение  и — главное —  не видят необходимости в применении ИКТ.

Многие считают  технологии  ненадежными. Программы зависают, Wi-fi становится недоступен в самое неподходящее время, пароли теряются, да и просто все работает не так, как должно. Все это имеет место быть, но, тем не менее, технологии могут дать нам массу преимуществ,  если мы научимся использовать  их рационально.

Применение информационных технологий в образовании: что это такое и почему они необходимыДля применения технологий в образовании есть множество причин, причем причин весьма веских, и в этой заметке я хотела бы перечислить некоторые из них.

Технологии позволяют сэкономить время. Если Вы автоматизируете то, что Вам приходится делать снова и снова, у Вас высвободится огромное количество свободного времени.

Например,  Вы можете записать видео с объяснением  материала, и Вам не придется объяснять  его в классе.

Задайте учащимся просмотреть видео и, при необходимости, законспектировать материал в качестве домашней работы, а в классе уделите время практическим заданиям и обсуждению сложных моментов.

Технологии позволяют вывести совместную работу на новый уровень.

Огромное количество инструментов в настоящее время дают  возможность  работать совместно, позволяя участникам присоединиться к работе где бы они ни были, в любое удобное для них время.

Ваши учащиеся могут работать совместно друг с другом и с Вами. Вы можете сотрудничать  и обмениваться опытом с преподавателями по всему миру, используя социальные сети и программы для видео-конференций.

Технологии позволяют обеспечить индивидуальный подход. Традиционная классно-урочная система подразумевает, что все учащиеся одного класса в одно и то же время выполняют одинаковые задания, и получают одинаковую домашнюю работу.

Это привычная модель обучения, но не единственная возможная. Более того, не всегда оптимальная. Благодаря новым технологиям, учащиеся могут работать в удобном для них темпе.

Так, если они слушают записанную преподавателем лекцию дома, то могут делать паузы, и прослушивать повторно сложные моменты или всю лекцию необходимое количество раз.

Нет необходимости всем  работать с  одним  и тем же материалом  одинаково глубоко. Например, Вы изучаете какой-то исторический  период. Есть минимуму — определенный набор дат, имен и фактов —  который необходимо знать всем учащимся.

Далее,  в зависимости от интересов и предпочтений, каждый из учащихся может детально изучить какую-то одну область, например, музыку, литературу или медицинские открытия той эпохи. После изучения темы Вы можете провести  тест,  проверяющий, усвоили ли учащиеся  необходимый минимум.

Далее, чтобы продемонстрировать свои знания, учащиеся могут  создать презентацию, интерактивный плакат, анимированное видео, цифровую историю, интеллект-карту или инфографику, чтобы рассказать о том, что они исследовали  дополнительно.

Технологии  позволяют учащимся научиться работать самостоятельно. Когда учащиеся смотрят и конспектируют учебные видео, они начинают понимать, как именно они учатся лучше всего. Им не нужно ждать, пока материал раздадут в классе, так как все в любой момент можно скачать из облачного хранилища или LMS.

Не говоря уже о том, что  многие  технологии, например, такие сервисы как Quizlet, позволяют учащимся создавать собственные учебные материалы. В процессе самостоятельной работы ученики приобретают ценные навыки, которые пригодятся им для обучения  в дальнейшем.

Мир становится все более информационно насыщенным, и меняется все быстрее, а значит, им всю жизнь необходимо будет учиться и переучиваться. Чем быстрее они научатся делать это эффективно, тем лучше.

Использование современных технологий на уроке способствует развитию информационной грамотности. Технологии  проникают в самые разные сферы нашей жизни.

Во  многих профессиях, даже, казалось бы, напрямую не связанных с IT, умение грамотно использовать технологии становится необходимостью.  Есть точка зрения, что современные учащиеся, относящиеся к цифровому поколению, сами смогут во всем разобраться. Но это не совсем так.

Большинство научатся только самым простым вещам, причем преимущественно связанным с потреблением контента, а не его созданием.

К тому же есть вещи, о которых многие из них не слышали, и о которых наверняка захотят узнать больше, например, создание и считывание QR-кодов.

Не говоря уже о том, что далеко не все дети (а судя по некоторым страничкам в социальных сетях, и далеко не все взрослые) слышали  о таких вещах, как безопасность и конфиденциальность в Сети, и не задумываются о том, как  «цифровой след» может повлиять на их дальнейшую жизнь.

Технологии позволяют повысить мотивацию и заинтересованность. Технологии позволяют нам сделать традиционные задания более интересными и интерактивными.

Безусловно, можно проверить знания,  просто проведя  опрос или письменный тест.

Но  можно и организовать  мобильный опрос при помощи сервиса Kahoot, который, благодаря звуку и графике, делает проверку знаний похожей на увлекательную игру. Почему бы не воспользоваться этой возможностью?

Новые возможности для детей с особыми потребностями. Здесь я подразумеваю не только тех, кому в силу психологических или физических особенностей  сложно справляться со школьной программой, но многих других.

Например, спортсменов, которые посвящают львиную долю времени тренировкам; детей-актеров, которые часто уезжают на съемки; тех, чьи родители часто переезжают, или живут на две страны; одаренных детей, которые хотели бы уделять больше времени дополнительным занятиям; детей, которым необходимы частые госпитализации.

Технологии позволяют сделать процесс обучения более гибким, дают возможность учиться в любом месте, в любое удобное время, что крайне важно в ситуациях, когда традиционное обучение становится затруднительным.

Технологии открывают новые перспективы. Сейчас любой из нас бесплатно или за очень умеренную сумму может сделать то, что еще  пару десятков лет требовало огромных финансовых вложений и серьезных связей. Мы можем записывать и выпускать собственное радио-шоу, общаться с людьми из разных стран и экспертами в различных областях, проводить опросы среди тысяч людей.

Писателю  больше не нужно искать издательство, которое бы его заметило и опубликовало. Художнику больше не нужна галерея, чтобы продать свою картину. Для того, чтобы создать собственный сайт, сейчас необходимы  минимальные технические навыки.

Для того, чтобы Ваш видео-ролик стал доступен миллионам, достаточно просто выложить его на видеохостинг. Технологии дают нам такие возможности, о которых мы 10-15 лет назад  и мечтать не могли, и расширяют наши горизонты.

Для преподавателей это очень важно, так как их всегда сковывали масса ограничений, касающихся и профессионального роста, и  получения дополнительного заработка, и самовыражения.

Благодаря технологиям  ограничений становится все меньше, а возможностей — все больше. Так почему бы ими не воспользоваться?

Источник: http://teachtech.ru/teoriya-onlajn-obucheniya/pochemu-neobxodimo-ispolzovat-texnologii-v-obrazovanii.html

Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании

Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, или Hi-Tech.

Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов, Статья посвящена особенностям образовательного процесса с использованием различных информационных и коммуникационных технологи

«Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных  технологий в образовании.»

Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, или Hi-Tech.

Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов, Статья посвящена особенностям образовательного процесса с использованием различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), о  позитивных  и негативным последствиям.

Бесспорно, всемирная сеть даёт человеку много возможностей – коммуникации, дистанционного обучения, просвещения.

Но Internet, как верно заметил преподаватель одного из московских вузов, можно сравнить с «большой мусорной ямой», куда сбрасываются тонны информации различного качества.

В такой ситуации человек должен обладать определёнными навыками отбора, своего рода, «фильтрации» получаемых данных. В данной статье речь пойдёт о таких технологиях и их влиянии на современный образовательный процесс.

ИКТ – что это такое?

Информационные и коммуникационные технологии или ИКТ – звучит солидно и очень современно. Но что значит это словосочетание для человека XXI столетия?

Информационные технологии или просто IT – словосочетание, пришедшее в Россию из английского языка; оно означает различные технологии, связанные с управлением и обработкой огромного информационного потока с применением вычислительной техники.

К основным чертам информационных технологий относят компьютерную обработку информации; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; а также передачу информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.

На сегодняшний день универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который усиливает интеллектуальные возможности общества. Современный компьютер использует различные коммуникационные средства, служащие для связи и передачи информации, что является необходимой составляющей процесса информатизации общества.

С процессом информатизации общества тесно связаны процессы информатизации всех форм образовательной деятельности.

В таких условиях формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности, стремиться к постоянному самообразованию. Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения – дистанционное обучение, «основанное на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.)

ИКТ в современном образовании: применение, результаты

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC.

В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ.

Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий – электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online.

При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Читайте также:  Платят ли стипендию в магистратуре?

Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени.

Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.

Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала.

Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Это не значит, что стоит отказываться от традиционного источника знаний – книги .

Для большинства людей процесс «общения» с книгой не заменит никакие, даже ультрасовременные, электронные издания.

Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet.

Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.

Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3-D модели реальных объектов . Учитель и ученик  сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.

Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:

  • в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
  • значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
  • активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
  • воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
  • обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
  • для повторения и закрепления пройденного материала;
  • для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
  • для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
  • для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
  • для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.

Негативные последствия воздействия информационных технологий на учащегося

Выше речь шла о положительном влиянии на образовательный процесс средств информационных и коммуникационных технологий. Но, как и всякий предмет или явление, ИКТ имеют и обратную сторону. Их использование во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, среди которых:

  • ухудшение физиологического состояния и здоровья учащегося (неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье);
  • ряд психолого-педагогических проблем ( неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку);
  • снижение речевой активности обучающегося (что особенно характерно для форм открытого и дистанционного обучения), в результате чего учащийся  не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей .Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т.ч. самостоятельного;
  • недостаток живого диалогического общения между участниками образовательного процесса, который становится дефицитным в результате чрезмерной индивидуализации обучения.

А также, «минусами» применения ИКТ являются:

  • возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);
  • исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами: множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
  • технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
  • технология самообразования для учащихся не разработана;
  • невысокая информационная культура, как у учащихся, так и у педагогов;
  • нет единой информационно–методической службы для учащихся, их родителей и учителей.

И, конечно, Internet. Не стоит преувеличивать его значение как информационного источника. Во всемирной паутине миллиарды документов, обеспечивающих мгновенный доступ к различным ресурсам информации. Приходится сомневаться в достоверности и качестве некоторых из них.

Но главное, использование данных ресурсов часто приводит к негативным последствиям, прежде всего, в процессе обучения учащегося, его самостоятельной, научно-исследовательской деятельности.

При использовании таких средств ИКТ срабатывает «принцип экономии сил»: зачем тратить собственную энергию и время на подготовку к практическому занятию или лабораторной работе, если Интернет предоставляет такой богатый выбор; если можно, не затрачивая почти никаких усилий, одним кликом компьютерной мыши получить готовое решение проблемы? Сообщения и рефераты, сочинения, – за деньги или бесплатно. Для современного ученика такой способ обучения стал привычным и вполне приемлемым. Хочется особенно подчеркнуть, что метод этот отнюдь не способствует повышению эффективности образовательного процесса. Наоборот. В результате таких бесхитростных действий обучающийся не способен самостоятельно мыслить, формулировать и высказывать собственное мнение; у него не формируются навыки работы с информацией (процесс её накопления, отбора и систематизации).

Основные выводы

Применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования детям из малообеспеченных семей, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса.

А также,  средства ИКТ, используемые в современном образовании позволяют добиваться высоких результатов в обучении. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимся в системе открытого и дистанционного обучения.

Применение различных средств ИКТ в образовательном процессе может привести как к позитивным, так и негативным последствиям.

В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя , который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности; — в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/informatika-i-ikt/plyusy—i—minusy—primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii

Использование информационных технологий в процессе обучения

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым повышая эффективность образовательного процесса.

В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету.

Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.

Несмотря на то, что уже накоплен богатый опыт в области компьютерного обучения, многие преподаватели с осторожностью относятся к возможности применения компьютерных средств обучения. Также, необходимо отметить, что процесс компьютеризация обучения сталкивается с рядом проблем.

Процесс внедрения информационной технологии в обучение достаточно сложен и требует глубокого осмысления. С одной стороны, они играют важную роль в обеспечении эффективности образовательного процесса, с другой — может появиться проблема темпа усвоения учащимися материала с помощью компьютера, то есть проблема возможной индивидуализации обучения.

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.

Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания.

Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  1. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  2. Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  3. Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  4. Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  5. Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  6. Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Научно-технический прогресс вызвал техническое перевооружение народного хозяйства и обусловил быструю сменяемость применяемой в различных областях техники и технологий. Характерным для настоящего времени становится появление в производстве принципиально новых средств и технологий, базирующихся на непосредственном использовании последних достижений науки и техники.

Изменение в ходе научно-технического прогресса основ современного производства, использование новых машин и технологий приводят к увеличению доли интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде, к его профессиональной мобильности и, естественно, вызывают преобразование системы знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся в школе.

На современном этапе развития образовательного процесса среди первоочередных стоят задачи резкого повышения качества обучения, мотивации учения, преодоления накопившихся деструктивных явлений. Нам представляется, что это возможно путем сочетания традиционных средств с новейшими достижениями науки и техники.

Читайте также:  Что такое производственная практика?

В условиях модернизации образования все больше последователей находит идея усиления самостоятельного творческого мышления учащихся, их личностной ориентации, усиление деятельностной компоненты в образовании.

Важную роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет его активизация, основанная на использовании новых педагогических технологий, в том числе информационных. Необходимость поиска новых педагогических технологий обусловлена следующими противоречиями:

  • между мотивацией и стимуляцией учения студентов;
  • пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности;
  • психологическим комфортом и дискомфортом;
  • воспитанием и обучением;
  • стандартом обучения и индивидуальным развитием отдельного человека;
  • субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями.

Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего, основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных. Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффектности и объективности учебного процесса при значительной экономии времена преподавателя по следующим направлениям:

  1. Получение информационной поддержки;
  2. Диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
  3. Работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
  4. Организация коллективной работы; осуществление дистанционного обучения.

При работе с учебными материалами ПК предоставляет преподавателю разнообразные виды помощи, которая заключается не только в упрощении поиска необходимых сведении при создании новых учебных материалов за счет использования систем справочно-информационного обеспечения, но и в оформлении материалов для обучения (текстов, рисунков, графиков), а также в анализе существующих разработок.

Автоматический анализ, отбор и прогнозирование эффективности учебных материалов являются важными направлениями использования компьютера в качестве инструмента информационной поддержки деятельности обучающего.

Преподаватель может не только проводить отбор материалов для обучения (составлять лексические и грамматические минимумы, отбирать тексты и упражнения), но также анализировать тексты и целые учебные пособия.

Помимо разработки печатных учебных материалов современные компьютерные средства позволяют преподавателям, не занимаясь программированием, самостоятельно создавать новые КОП.

Для этого существует несколько возможностей: модификация и дополнение баз данных открытых КОП использование так называемых авторских или генеративных программ.

Эти программы называют генеративными, поскольку они самодеятельно генерируют компьютерные обучающие программы (КОП) из вводимого преподавателем языкового материала.

По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:

  1. Преподаватель;
  2. Эксперт;
  3. Партнер по деятельности;
  4. Инструмент деятельности;

Учащиеся могут применять ПК в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах.

Благодаря возможностям реализации функций преподавателя, компьютер часто используется в процессе самостоятельной и домашней работы учащихся, в ходе автономного изучения языка, в целях восполнения пробелов в знаниях отстающими учащимися. В этой ситуации используются тренировочные и обучающие компьютерные программы, специально создаваемые в учебных целях.

Можно сказать, что компьютер из «учителя» превращается в активного помощника преподавателя. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе ее изложения компьютерных слайдов.

Заранее готовясь к лекции, преподаватель разрабатывает на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя.

Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

Важным условием проведения интерактивной лекции является также наличие специализированной аудитории, оснащенной компьютерной техникой и современными средствами публичной демонстрации визуального и звукового учебного материала. В процессе изложения лекции преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации.

Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами.

Эффективность применения интерактивной лекции в ходе преподавания курса экономической теории в технических вузах объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля.

Это, в сочетании со звуковыми эффектами, элементами анимации и комментариями преподавателя, делает учебный материал, излагаемый на лекции по обще-гуманитарной дисциплине, более доступным для понимания студентами с техническим складом ума.

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования.

Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения.

С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники.

Наряду с преимуществами, внедрение информационных технологий может иметь и отрицательные стороны.Ряд проблем, возникающих в процессе применения информационных технологий:

  • Проблема соотношения объемов информации

Информация, предоставленная компьютером, может существенно разниться с теми объемами, которые пользователь (студент, ученик) способен мысленно охватить, осмыслить и усвоить.

  • Возможная индивидуализация процесса обучения

Суть данной проблемы состоит в том, что каждый человек усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия, а значит, в результате такого обучения уже через 1–3 занятия учащиеся будут находиться на разных уровнях изучения материала.

Это может привести к тому, что преподаватель не сможет продолжать обучение по традиционной системе, т. к. основная задача такого рода обучения состоит в том, чтобы ученики находились на одном уровне знаний перед изучением нового материала и при этом все отведенное время для работы у них было занято.

  • Различие в «машинном» и человеческом мышлении

Если машина «мыслит» только в двоичной системе, то мышление человека значительно многостороннее, шире и богаче. Как использовать компьютер, чтобы развить у учащихся человеческий подход к мышлению, а не привить ему некий жесткий алгоритм мыслительной деятельности.

Здесь главной задачей является то, чтобы учащийся не превратился в автомат, который умеет мыслить и работать только по предложенному программистом алгоритму. Обеспечить это можно путем сочетания информационных методов обучения наряду с традиционными. Программы должны предоставлять пользователю возможность построения своего алгоритма действий, а не навязывать готовый, созданный кем-то.

  • Психологическая нагрузка на пользователя

Программы составляют высококвалифицированные эксперты. Может сложиться такая ситуация, что при получении подсказок, которые в данном случае составлены на высоком научном уровне, у пользователя может сложиться мнение, что его уровень подготовки очень низок и, соответственно, произойдет снижение самооценки и всё сопутствующее этому.

Для достижения положительных результатов использования компьютера в обучении недостаточно просто внедрить их в учебный процесс, целесообразно разработать новые предметные программы, которые предусматривали бы использование компьютерных технологий на протяжении всего процесса обучения.

Программа, в свою очередь, определит методы преподавания и условия осуществления учебного процесса.

И, что наиболее существенно, указывая состав усваиваемых знаний и их связи, программа тем самым проектирует научный стиль мышления, который необходимо сформировать у обучаемых при усвоении предлагаемого им учебного материала с использованием информационной технологии.

Наряду с перечисленными проблемами компьютеризации образования существуют и другие не менее важные.

К ним относятся: информационная культура педагогов; готовность преподавателей к применению информационной технологии в обучении; техническое оснащение вузов и школ и др.

Таким образом, сейчас уже очевидно, что темпы развития компьютерной техники явно опережают исследования и рассмотрение проблем, связанных с ее эксплуатацией.

Возможности компьютера выступать в роли обучающего в учебном процессе оцениваются по-разному: от абсолютного их отрицания до утверждения о том, что ЭВМ могут быть переданы все основные и вспомогательные функции обучающего. Большинство специалистов придерживаются мнения, что компьютер, осуществляя ряд функций обучающего, не сможет полностью заменить преподавателя по ряду причин, главными из которых являются следующие:

  1. На компьютере не могут быть полностью имитированы те аспекты деятельности преподавателя, которые связаны с его воспитательными функциями;
  2. Целью обучения также является развитие коммуникативной способности человека, компьютер не сможет заменить человеческого общения и понять тайну человеческой мысли.

На современном этапе наиболее конструктивным представляется подход, согласно которому компьютер не следует противопоставлять преподавателю, а целесообразно рассматривать его как средство поддержки профессиональной деятельности обучающего.

Источник: https://moluch.ru/archive/51/6685/

Роль информационных технологий в современном образовании

В настоящее время, благодаря научно-техническому прогрессу, появляется возможность широкого применения компьютерно-коммуникационных средств в образовательном процессе. Компьютерные технологии способствуют появлению более эффективных программно-дидактических систем, которые расширяют возможности преподавания и стимулируют познавательную деятельность учащихся.

Быстрый технический прогресс последних лет стал причиной возникновения новых подходов и технологических решений в организации образования.

Важнейшей целью современной системы образования стала адаптация личности учащегося к новым социальным условиям, стимулирование непрерывного саморазвития и достижение критического мышления.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью экономики, науки, и в целом современной жизни. Поэтому сегодня необходимо создание новой образовательной модели, в которой бы сочетались разнообразные педагогические подходы, методики, существовала возможность для наиболее полной самореализации потенциала формирующейся личности.

Накоплений знаний происходит очень быстрыми темпами и в этих условиях учреждения высшего образования часто не успевают за потребностями рынка, работодателей.

По этой причине, динамично развивающиеся кампании начали создавать специальные центры подготовки и переподготовки своих специалистов.

Такая подготовка является, как правило, очень узкоспециализированной и нацелена на максимально быстрое обучение сотрудников, повышение их квалификации.

Кроме центров образования на базе действующих производств, все чаще возникают институты дополнительного образования, которые практикуют нетрадиционные педагогические подходы к обучению и тем самым создают конкуренцию классическим высшим учебным заведениям.

По эти причинам вузы сталкиваются с дефицитом абитуриентов. Учащиеся могут быть недовольны качеством традиционного образования, жесткими правилами вузов. В то время как современные технологии дают возможность дистанционного обучения, получения информации в виде аудио-, видео- и иных файлов, что экономит время, финансовые средства и дает возможность всестороннего личностного развития.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали двигателем глобализации в сфере образования. Именно ИКТ предоставляют наибольшие возможности по повышению качества образовательных услуг, а также мобильности учащихся и преподавателей.

Учебные материалы в цифровом формате более удобны, т.к. ими можно управлять, видоизменять, дополнять, преобразовывать и т.д. Учащиеся получают возможность творческого использования ИКТ в процессе личностного развития.

Читайте также:  Будет ли обязательным ЕГЭ для учителей?

Передовые учебные заведения определили цели использования ИКТ в образовательном процессе, появились стандарты по применению различных технических систем.

Наиболее распространенными учебными системами сегодня являются:

  • Blackboard;
  • Moodle;
  • Sakai.

Такие учебные системы включают в себя основные учебные материалы, дают возможность управления обучением, организацию on-line дискуссий, форумов, блогов,  выставление оценок и т.д.

ИКТ активно используются социальными медиа, которые способствуют коммуникации в обществе.

В наиболее развитых странах мира отмечена тенденция увеличения роли социальных медиа в сфере образования, популярность приобретает получение индивидуального образования, что снижает значимость традиционных образовательных центров. Также возникает проблема обеспечения успешной социализации в процессе обучения – это одна из важнейших педагогических задач.

Социальные медиа привлекают к себе интерес, т.к. у молодежи есть возможность постоянной коммуникации, развития сферы общих интересов благодаря использованию виртуального присутствия (платформы в социальных сетях, видеоконференции и т.д.).

Социальные медиа предоставляют возможность общения с удаленными пользователями, что повышает мобильность и динамизм образовательной системы. В этой связи возник термин «медиаобразование». Такое образование требует определенного уровня компьютерной грамотности, понимания сетевого этикета, правил информационной безопасности, осознания угроз в информационной сфере.

Таким образом, ИКТ, социальные медиа и иные технические средства дают возможность широкого развития творческого потенциала личности учащегося, хотя в общественном мнении еще доминирует точка зрения о том, что обучение и интернет несовместимы. Опыт западных стран свидетельствует, что социальные медиа расширяют возможности обучения вне учебного заведения, стимулируют совместную работу учащихся, их любознательность и общение.

Применение ИКТ в образовании имеет и ряд сложностей. Так, покупка и обслуживание компьютерной техники и программного обеспечения требуют существенных затрат, привлечения квалифицированных специалистов, поэтому образовательные учреждения все чаще используют услуги облачных технологий, получая их бесплатно или за небольшую плату.

Облачные технологии более доступны и надежны, чем их размещение или сопровождение в самом образовательном учреждении. Для таких технологий характерны следующие особенности:

  1. удаленные центры обработки данных. Облачные услуги предоставляются через интернет из высокотехнологичных центров обработки данных, удаленных от конечного пользователя и организации, в которую он входит;
  2. объединенные ресурсы. Такие ресурсы, как устройства хранения информации, процессоры, оперативная память и пропускная способность сети, распределяются между всеми пользователями и при необходимости выделяются в динамическом режиме;
  3. «эластичность» – «неограниченная» масштабируемость.

Доступ к системе сохраняется даже при неожиданном «пике» запросов, так что у пользователя создается впечатление, что ресурсы можно увеличивать до бесконечности.

Если образовательному учреждению вдруг потребуется увеличить вычислительную нагрузку, ему не придется покупать дополнительное оборудование, которое позднее может не использоваться.

Некоторые работники сферы образования ошибочно полагают, что облачными технологиями называется любая предоставляемая через интернет услуга, которая не разработана в их организации. Часто термин «Web 2.0» путают с термином «облачные технологии». Web 2.0 – это определенный вид программного обеспечения, тогда как облачные технологии – метод хранения данных и предоставления программного обеспечения конечному пользователю.

Мобильное обучение сегодня предоставляет новые средства связи и совместной работы. Однако оно требует финансовых вложений и подготовки преподавателей.

С педагогической точки зрения образование может быть скомпрометировано и свестись к самообразованию и философии поверхностного собирания случайных фактов, когда глубина понимания предмета больше не ценится.

Поэтому для развития мобильного обучения следует предпринять ряд шагов, а именно:

  • признать ценность образования в нетрадиционной, неформальной или повседневной среде, поощряя стремление обучающихся к самореализации через использование мобильных средств обучения;
  • предоставить географически рассредоточенным нуждающимся обучающимся мобильные технологии для обмена знаниями и опытом;
  • совместно с образовательными учреждениями создавать административно-правовые нормы для мобильного обучения;
  • проводить подготовку преподавателей, поощрять преподавателей, которые постоянно обучаются с помощью личных мобильных устройств, совершенствуя собственные методы преподавания;
  • обсуждать с телекоммуникационными компаниями возможность снижения стоимости мобильного доступа в интернет для мобильного обучения.

Еще одним фактором диверсификации учебных платформ стали изменения средств связи и информационно-компьютерных инфраструктур. В частности, развитие smart media способствует широкому распространению мобильных платформ, которые, в свою очередь, содействуют конвергенции контента. Например, в 2010 г. фильм «История игрушек» студии Уолта Диснея на iPad ввел в употребление новый тип цифровой книги, известный теперь как «интерактивная книга» (motion book). Такая книга представляет собой комбинацию текста, иллюстраций, аудио-, видеоматериалов, элементов рисования, причем все это находится в одном приложении.

Более того, многие пользователи smart media пользуются сервисами социальных сетей, онлайновым офисным программным обеспечением, например Google docs, проверяют электронную почту с помощью мобильных устройств.

Располагая множеством коммуникационных и компьютерных устройств, пользователи предпочитают иметь непрерывный доступ к услугам.

Главная тенденция в образовании сегодня такова, что важнейшими потенциальными выгодами от применения ИКТ являются удобство и продуктивность, т. е. налицо экономия времени.

Поэтому обеспечение учебными платформами интегрированного доступа к ресурсам, которые необходимы для учебного процесса, особенно важно для обучаемых.

Книги и печатные материалы не будут полностью вытеснены из употребления, но можно будет существенно оптимизировать их производство, чтобы уменьшить издержки для обучаемых, заменив бумажные учебники цифровыми аналогами, которые будут размещены в облачной компьютерной среде.

Взрыв популярности массовых открытых онлайн-курсов (massive open online course) в последние годы породил разговоры о том, что в мире образования началась революция и он вскоре полностью преобразится.

Действительно, на волне развития технологий появились новые образовательные возможности, о которых еще несколько лет назад не шло и речи, однако сейчас они находятся на ранней стадии развития. Там много вопросов, проблем, а также малоизученных областей.

МООК – это форма дистанционного обучения, локализованного в интернете. И это открытые курсы, т. е. за участие в них не нужно платить деньги.

Это массовые курсы, куда может записаться сколько угодно человек. И наконец, это организованные курсы – с продуманной программой, промежуточными заданиями, тестами и итоговой аттестацией.

Обычно они ограничены по времени, т. е. используют систему дедлайнов. Таким образом, МООК следует отличать от платных форм обучения, а также от бесплатных и дистанционных, которые не ограничены по времени. Первыми начали появляться курсы по математике, информатике и программированию, и они же наиболее многочисленные. Однако сейчас спектр курсов существенно расширился.

Чтобы пройти определенный курс, нужно зарегистрироваться на сайте и подписаться на него. После того как курс завершен, он остается на сайте в виде архива. Архив – это значит, что всеми материалами можно пользоваться, но задания больше не оцениваются и сертификация недоступна. Курс обычно строится по неделям.

Каждую неделю появляются новые видеолекции и соответствующие им задания (quizzes), которые надо выполнить к указанному сроку. Настройки зависят от преподавателя. Обычно выполнять каждый тест можно много раз, в качестве итогового результата (автоматическая проверка), засчитывающегося при аттестации, идет максимальный из достигнутых.

Задания всякий раз выдаются случайным образом, так что выяснить правильный ответ методом исключения практически невозможно.

Помимо еженедельных тестов на проверку (и закрепление) знаний преподаватели могут время от времени предлагать практические задания (assignments) или мини-проекты, в которых можно применить полученные знания. Здесь часто применяется пиринговое оценивание (peer assesment).

Это значит, что каждый участник после того, как все работы сданы, должен проверить некоторое количество (4, 5) работ других участников и оценить их по ряду заданных параметров.

Также у каждого курса есть форум, на котором участники могут знакомиться, задавать вопросы по курсу и получать ответы как от других студентов, так и от преподавателей. Таким образом создается некое подобие учебной группы.

Революционная идея платформенных МООКов в том, что качественное высшее образование становится бесплатным и общедоступным. С учетом того, что большинство МООКов англоязычные, понятно, что одно из препятствий – языковой барьер. Кроме того, участие в таких курсах предполагает наличие компьютера, доступа в интернет и достаточной интернет грамотности хотя бы для того, чтобы найти эти курсы.

Еще один показатель, о котором много говорят, – это количество студентов, которые полностью проходят курс. В среднем на МООК записывается порядка 50 000–100 000 чел. Из них доходят до конца около 10%. Численность финалистов может быть связана с тем, как устроен курс.

Например, если курс делает ставку на автоматическое оценивание работ, то до конца доходит больше студентов, чем когда оценивание происходит по пиринговому принципу (пользователи оценивают друг друга).

Дополнительной мотивацией к тому, чтобы пройти курс до конца, служит перспектива получить какое-либо свидетельство об окончании.

Первая и главная проблема платформенных МООКов в том, что при исходном условии (бесплатности) нужно откуда-то брать деньги. Здесь существуют разные подходы.

Многие платформенные МООКи берут плату за сертификаты, т. е. обучение проходит бесплатно, итоговая аттестация – тоже бесплатно, а вот если необходим еще и сертификат, подтверждающий в том числе и очную аттестацию, то надо заплатить.

Рассмотренные возможности соответствуют важнейшим направлениям развития новых ИКТ в различных секторах образования.

Анализ альтернативных моделей получения образования в цифровую эпоху показывает, как меняются формы обучения и какие новые ресурсы для этого необходимы (учебные платформы, мобильное обучение и облачные технологии в образовании, социальные медиа).

Все это определяет новые компетентности преподавателей, методы социализации детей, новую организацию обучения с использованием современных средств управления учебным процессом, новые подходы к формированию учебных программ и методов оценивания на основе использования ИКТ.

Необходимые практические навыки применения ИКТ определены Международным обществом по информационным технологиям в образовании (ISTE). Важно учитывать то, что ученики изменились, а образовательные практики – нет.

Ведь в случае применения ИКТ в области образования большая часть направленных на изменения усилий излишне акцентирована на приобретение оборудования и программного обеспечения, а также на поддержку базовых технологий обучения в ущерб фактической реализации изменений в учебных заведениях.

Сотрудничество в области применения ИКТ в образовании должно быть нацелено на реализацию концепции «новой педагогики» – педагогики глобального инклюзивного общества знаний.

Источник: http://SciPress.ru/pedagogy/articles/rol-informatsionnykh-tekhnologij-v-sovremennom-obrazovanii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector