В чем сущность эмпирических методов?

Метод – средство познания (как лопата: если применяют – хорошо, если нет- плохо, перестает быть орудием). Более сложное определение: метод – система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Аспекты метода: предметно-содержательный (в нем отражено представление о предмете исследования); операциональный (метод содержит совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций); аксиологический (характеризует степень его надежности, экономичности, эффективности).

Сущность метода

Генезис метода. Он происходит из практики. Обобщается в науке. Проникает в философию, там совершенствуется, опять возвращается в обогащенном виде в науку. Это — методологический круговорот. Иногда метод диктует прибор (микроскопия), но тогда такой метод ограничено годен.

Пример развития метода. Эмпирический уровень (что-то разделяем); теоретический уровень – обобщение: делить можно все; метатеоретический – получаем метод – «анализ» (свойство становится средством).

Виды методов научного познания

Выделяют приемы и методы научного познания. К приемам относятся:

  • Анализ и синтез. Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения.

Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

  • Абстрагирование и идеализация. Это – общенаучные приемы исследования. Абстрагирование – процесс мысленного выделения отдельных интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета и одновременно отвлечение от других свойств.

Идеализация – прием, в процессе использования которого происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. («Идеальный газ» — в физике, «материальная точка» — в механике, «точка», «прямая» — в геометрии).

  • Индукция («наведение») – мысль движется от частного (знание фактов) к общему (законам).
  • Дедукция – мысль идет от знания общего к знанию частного.
  • Аналогия – прием, в котором по сходству объектов в некоторых признаках делают вывод об их сходстве в иных отношениях.

Методы научного познания:

  • Моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту.

(Изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу). Выделяют (в зависимости от характера модели) следующие виды моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое.

Модель — объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания.

  • Наблюдение – исходный метод эмпирического познания. Это — целенаправленное изучение предметов, опирающееся на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах рассматриваемого объекта.

Его структурные компоненты: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты). (Сравним наблюдение за куском породы обычного человека и геолога).

  • Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека.
  • Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Виды эксперимента:

  1. исследовательский (поисковый), нацеленный на обнаружение новых свойств объекта;
  2. проверочный (контрольный), нацелен на проверку гипотез (может быть подтверждающим, опровергающим, решающим);
  3. воспроизводящий;
  4. изолирующий;
  5. качественный (количественный);
  6. физический, химический, биологический, социальный.
  • Мысленный эксперимент. Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств какого-либо явления ставит его в реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется известными законами науки и правилами логики.
  • Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.

Классификации методов

  • Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.
  • Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего. Так, неокантианцы (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) выделяли номотетические и идиографические методы.
  • Тройственный подход, который наиболее распространен. 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные.
  • Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия.
  • Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.
  • Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.

Функции методов научного знания.

Есть мнение, что заниматься методологией –бессмысленное занятие. Из философов об этом говорят постмодернисты (Ж. Делез, Ж.Деррида). Эта позиция неправильна. Методы нужны для упорядочения системы познания, придания ему единства. Пример: дорога со светофором и без него.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=17839

Эмпирические и теоретические методы в изучении культуры

Два философски обоснованных (базовых) метода исследования – эмпирический и теоретический – постоянно соперничают друг с другом, как бы противопоставляя свои возможности, хотя на деле представляют собой две стадии единого исследовательского процесса. У. Куайн, один из влиятельных методологов, проводивших исследования культуры в XX в., в созданном им учении эпистемологического холизма выдвинул важное положение о приоритетности эмпирического исследования, подчеркнув, что «эмпирическая проверяемость является важнейшим критерием научного знания, который отличает его от метафизических спекуляций».

Созвучно этому тезису и известное положение марксистской теории: практика – критерий истины. И действительно – только реальные связи идеи и эмпирической достоверности позволяют судить о степени надежности и истинности того или иного суждения.

Значимость реального при обосновании идеального – один из существенных аргументов в пользу истины: ведь если идеальное не находит поддержки и подтверждения в реальном, то сделанные теоретические выводы об идеальном не могут полностью обеспечить достоверность.

Поэтому поиск эмпирических подтверждений в отношении любого суждения является важным направлением в научных исследованиях.

Особенно актуально оно в культурологии, поскольку нестабильность, расплывчатость определений, характеризующих эмпирическую данность культуры, заметно тормозят укрепление теоретико–методологического фундамента культурологии и ослабляют ее практическую значимость.

Явление культуры исследователь не случайно стремится конкретизировать путем описания, что позволяет продемонстрировать объект исследования, хотя принцип описания не обеспечивает полной достоверности при выделении тех или иных ее признаков. Именно поэтому эмпирические исследования оказываются сегодня столь же существенными, как и теоретические, которые призваны направить поиск в нужное направление, определить возможности верификации культуры как эмпирически заданного объекта.

В противоположность эмпирическим наблюдениям теоретические исследования в основном связаны с созданием гипотез относительно явления и функций культуры. Они предлагают разные ориентиры и дают наводки в области эмпирического знания, выстраивают модели и схемы, которые могли бы помочь в выделении особенностей культуры, ее содержания и функций.

Однако основная задача теории заключается не в том, чтобы накопить энное количество гипотез и предложений, а прежде всего в том, чтобы научиться выделять культуру как эмпирически заданный объект наблюдений, т. е. научиться точно и скрупулезно исследовать ее состояния, выявлять степень ее влияния на экономические успехи и исторические события.

Какие же пути, методы и способы могут обеспечить успех эмпирических и объективную значимость теоретических исследований? С чего следует начинать такого рода поиски? В любом случае – с гипотез, которые могут возникнуть как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне, что сближает, соединяет эти способы исследования общими задачами и целями.

Доля каждого из этих способов познания в общем стремлении к получению достоверных выводов в равной степени достаточно велика, но в одном случае связана с накоплением наиболее убедительных фактов, их систематизацией, анализом, а в другом случае – с накоплением предположений, гипотез, которые в конечном счете требуют опять же эмпирической проверки и надежных подтверждений.

Задача теории – выделить и обосновать наиболее вероятные гипотезы эмпирического бытия культуры, в то время как задача эмпирических исследований – проверить эти гипотезы путем проведения наблюдений, экспериментов и постепенного накопления, систематизации и обобщений эмпирических данных, дающих новую работу теоретикам.

Технологии эмпирических исследований связаны с такими традиционными способами изучения, как наблюдение, отслеживание, проведение экспериментов, т. е. с созданием условий, призванных обеспечить выявление искомого, проведение экспертиз, в ходе которых сопоставляются теоретические данные с эмпирически полученным результатом, проведение испытаний, т. е. проверка на эмпирическую достоверность, устойчивость полученного результата.

Эмпирические исследования призваны не только собирать собственный материал наблюдений, но одновременно осуществлять проверку и корректировку результатов теоретических изысканий, отмечая как подтверждаемые, так и не подтвердившиеся теоретические положения и прогнозы, заставляя теорию расширять поле своих догадок, усиливать и углублять аналитическую работу, дополнять и обогащать свой философско–методологический рефлективный опыт.

Каждый из способов эмпирического исследования направлен на решение своей особой задачи. Такое простое для каждого действие, как наблюдение, превратившись в метод исследования, становится одним из самых сложных и трудных способов решения поставленных задач и добычи новой полезной информации.

Особенность этого исследовательского метода заключается в том, что наблюдение всегда первоначально «отправляется в неизвестность», опирается на заранее подготовленные гипотезы и часто не имеет для собственной ориентации надежных указателей.

Метод наблюдения призван определить поле поиска искомых и предполагаемых фактов, обнаружить и проверить их на достоверность, выделить и описать искомый объект, выявить его основные черты и признаки, определить его свойства, обеспечить возможность использования более углубленной и развитой технологии для продолжения исследований на новом научном теоретическом уровне.

Эмпирическое исследование всегда похоже на разведывательную операцию, в связи с чем задача заключается не в том, чтобы обязательно получить окончательное решение поставленных задач, но прежде всего в том, чтобы правильно определить и верно ориентировать намеченные исследования.

Самое трудное в наблюдении – это опознание искомого. Вот тут–то и требуется от эмпирика–экспериментатора основательная теоретическая подготовка.

Читайте также:  Что такое болонское образование?

Так, например, поисковая партия геологов разве сможет что–либо открыть или найти, если она теоретически слабо подготовлена? Разве археолог может позволить себе без хорошей теоретической подготовки организовывать свои экспедиции? Вряд ли можно сомневаться в том, что каждая экспедиция – геолога, археолога, этнографа, филолога – всегда тщательно подготавливается прежде всего в области теории, которая и является итоговым знанием, полученным в результате ранее накопленных наблюдений и теоретических обобщений. На этом основании можно утверждать, что эмпирик только тогда будет успешен, когда будет хорошо вооружен добротными теоретическими сведениями. Но и теоретик с нетерпением ждет результатов наблюдения, чтобы еще раз проверить и, если необходимо, – скорректировать свои теоретические выкладки, отказываясь иногда под давлением неопровержимых фактов от ранее сложившихся позиций и убеждений.

На самом деле между теоретическим и эмпирическим методами исследования нет противоречий. Теоретик и эмпирик неразрывно связаны друг с другом, ибо выполняют одну общую работу, только в одном случае мы имеем дело со сбором информации, а в другом—с ее тщательной разработкой.

Их исследовательский труд составляет единое целое: в результате добычи и первичной обработки фактов закладываются эмпирические основы существования науки, в то время как теоретическая обработка фактов формирует каркас науки, ее содержание на основе суммирования всех собранных и полученных знаний.

Труд теоретика, как и труд эмпирика, предполагает высокую ответственность за полученный результат, часто имеющий большую значимость, как в политических, так и в экономических областях.

Всю свою научно активную жизнь теоретик проводит среди книг, других изданий, отслеживая все то, что может быть связано в области информации со сложившимся полем его основных научных интересов.

Ни на одно мгновение он не может ослабить контроль за беспрерывно поступающей научной информацией, корректируя и обогащая свой теоретический потенциал. Главные методы, которые он использует, – это различные приемы и формы систематизации и обобщений как новых теоретических идей, так и новых эмпирических данных.

В ходе накопления и обработки поступающей информации теоретик по необходимости вносит коррективы и в используемые им методы исследований, создает и предлагает новые разработанные им методы, технологии и методики, призванные обеспечивать повышение продуктивности исследований в целях их расширения и углубления.

Все разработанные философией базовые методы – и прежде всего анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация – составляют неотъемлемый арсенал любого исследования.

Если анализ предполагает первоначальное расщепление объекта исследования, его разбор на элементы с целью их тщательного осмотра и изучения, то следующая операция – синтез – осуществляет обратное, т. е. воссоединение всех частей, восстановление целостности объекта.

Данные операции позволяют изучить строение объекта, его внутренние особенности и свойства, функции каждого отдельно взятого элемента в строении целого.

В культурологии это означает, что обнаруженный и атрибутированный как явление культуры объект последовательно исследуется сначала во внутренних связях и функциональных зависимостях его отдельных частей, а затем и в его внешних связях и взаимозависимостях с окружающей средой.

Другая задача может быть поставлена при использовании методов индукции и дедукции. Эти методы применяются тогда, когда сам объект нам до поры до времени неизвестен, но есть разрозненные признаки, указывающие на его существование.

Индукция как метод предполагает сбор всех возможных и первоначально разрозненных фактов, их систематизацию, объединение, в результате чего получается некая общая картина явления, хотя и с множеством неизвестных составляющих.

Дедукция на основе умозаключений и логических построений стремится к воссозданию целого, заменяя отсутствующие детали гипотетическими предположениями, которые в свою очередь подвергаются изучению по степени аргументированности и близости к достоверному.

Исследователь в данном случае использует как эмпирический (сбор данных), так и теоретический (логический анализ) методы, которые в совокупности составляют индукцию и дедукцию. Так работают историки, археологи, сыщики и другие лица в тех случаях, когда необходимо провести реконструкцию конкретного объекта или события.

Для культурологов он удобен тем, что не разделяет исследователей на эмпириков и теоретиков, напрямую объединяя эмпирические наблюдения с теоретическими идеями. Такой метод позволяет в ходе единого исследовательского процесса корректировать направленность поиска эмпирических данных, выделяющих культуру как предмет исследования, и, согласно этому, вносить поправки в теоретические построения.

Абстрагирование и конкретизация – также необходимые методы при исследовании культуры. Их суть заключается в том, что при изучении выделенного объекта можно осуществлять две диаметрально противоположные операции.

С одной стороны, мы можем обособить в структуре объекта его отдельное свойство или отдельную часть (элемент) с тем, чтобы более внимательно изучить все ее характеристики и свойства.

Такое отделение части от целого в качестве самостоятельного объекта исследования принято называть методом абстрагирования. Противоположным приемом можно считать метод конкретизации, в границах которого объект рассматривается как сумма всех частей, составляющих единый целостный объект исследования.

Этот метод позволяет, с одной стороны, извлечь из объекта определенную деталь для последующего ее внимательного изучения (абстрагирование), а с другой – воссоединить все изученные детали в единое целое, что обеспечивает понимание его внутренней конструкции и функциональных особенностей.

В культурологических исследованиях эти методы особенно важны, так как культура трудно поддается целостному анализу и конкретизации, но все же изучение ее возможно на основе абстрагирования отдельных ее свойств и признаков.

Мы видим, что при использовании методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и конкретизации в равной степени сочетаются эмпирические и теоретические знания, обеспечивающие целостность исследования.

В области собственно культурологической науки постепенно выделились специальные методы социокультурных наблюдений и социокультурной рефлексии.

Метод социокультурных наблюдений отличается от общенаучных методов прежде всего тем, что в условиях его применения задаются те признаки и свойства, по которым можно узнавать и атрибутировать культуру с целью ее последующего углубленного изучения.

Метод социокультурной рефлексии также предполагает предварительное знание свойств и особенностей культуры, но его спецификой является конструирование понятия «культура» на основе данных, полученных в результате социокультурных наблюдений.

Иллюстрацией могут служить построения В. М. Межуева при определении идеи культуры в ее философском значении. В одной из последних его работ мы читаем, что «идея культуры», видимо, это не просто сумма накопленных о культуре эмпирических и теоретических обобщений, а особого рода «концепт», призванный решать иную задачу, чем просто научное познание культуры в ее многообразных и наглядно воспринимаемых формах проявления.

Методы социокультурных наблюдений и социокультурной рефлексии являются высокоэффективной исследовательской технологией, относящейся к классу специальных методов, выработанных в структуре культурологии в ходе ее последовательного развития.

Источник: https://culture.wikireading.ru/61762

Эмпирические методы познания в исследовании народной культуры

Актуальность темы

Современный мир тревожит множество нерешенных проблем, связанных с этническим бытием.

Одна из характерных черт современности выражена стремлением народов сохранить свою самобытность, акцентировать уникальность своей традиционной культуры, особенностей своего менталитета, национального психологического склада, вписать новые страницы в этническую историю своего народа и мирового сообщества в целом.

От поколения к поколению бережно передаются накопленные ценности духовной и материальной культуры, сохраняются и преумножаются традиции. Их изучение позволяет формулировать и решать принципиально важные вопросы строения и функционирования современного общества и проводить анализ различных сфер общественной деятельности.

С этой точки зрения, не только сохранение, но и научное осмысление традиционных народных культур, их жизненных сил и исторических перспектив имеет непреходящее, фундаментальное значение. Такое исследование имеет не только теоретическое значение, оно вызвано и практическими потребностями общественных систем, т.к. традиции и традиционные культуры играют важную роль в поддержании стабильности в обществе, сохранении элементов равновесия и консенсуса в нем.

Культура во всех случаях выступает как объект исследования, поскольку гуманитарные дисциплины видят в ней не самостоятельную сущность, а определенную внешнюю силу.

Цель данной работы: характеристика эмпирических методов познания в исследовании народной культуры.

Задачи работы:

  1. Раскрыть значение понятия “метод”;
  2. Выявить эмпирические методы исследования;
  3. Провести анализ эмпирических методов познания.

Эмпирические методы познания в исследовании народной культуры

Для начала мы считаем необходимым обратиться к определению термина “метод”. Метод – это совокупность принципов, требований, приемов и правил теоретического или практического освоения действительности.

Две группы методов исследования – эмпирический и теоретический – представляют собой две стадии единого исследовательского процесса.

К эмпирическим методам познания относятся наблюдение, описание, измерение и эксперимент. Значимость эмпирического метода исследования при обосновании идеального – один из существенных аргументов в пользу истины: ведь если идеальное не находит поддержки и подтверждения в реальном, то сделанные теоретические выводы об идеальном не могут полностью обеспечить достоверность.

Поэтому поиск эмпирических подтверждений в отношении любого суждения является важным направлением в научных исследованиях. Особенно актуально оно в культурологии, поскольку нестабильность, расплывчатость определений, характеризующих эмпирическую данность культуры, заметно тормозят укрепление теоретико–методологического фундамента культурологии и ослабляют ее практическую значимость.

Явление культуры исследователь не случайно стремится конкретизировать путем описания, что позволяет продемонстрировать объект исследования, хотя принцип описания не обеспечивает полной достоверности при выделении тех или иных ее признаков.

Именно поэтому эмпирические исследования оказываются сегодня столь же существенными, как и теоретические, которые призваны направить поиск в нужное направление, определить возможности верификации культуры как эмпирически заданного объекта.

Метод наблюдения призван определить поле поиска искомых и предполагаемых фактов, обнаружить и проверить их на достоверность, выделить и описать искомый объект, выявить его основные черты и признаки, определить его свойства, обеспечить возможность использования более углубленной и развитой технологии для продолжения исследований на новом научном теоретическом уровне. Эмпирическое исследование всегда похоже на разведывательную операцию, в связи с чем задача заключается не в том, чтобы обязательно получить окончательное решение поставленных задач, но прежде всего в том, чтобы правильно определить и верно ориентировать намеченные исследования.

Результаты наблюдения могут фиксироваться в схемах, графиках, диаграммах, цифровых данных и просто в рисунках.

Особым видом наблюдения, а иногда и его составной частью является измерение. Измерение – это наблюдение с использованием специальных приборов, позволяющих произвести углубленный количественный анализ изучаемого явления или процесса. Измерение есть процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу.

Читайте также:  Стоит ли учиться на юриста?

Эксперимент – это активный метод изучения объектов, явлений в точно фиксированных условиях их протекания, который заключается в прямом и целенаправленном вмешательстве исследователя в состояние изучаемого объекта.

При этом, как правило, используются различные приспособления и средства. Эксперимент должен быть локализован в пространстве и времени. Иначе говоря, эксперимент всегда направлен на специально изолированную часть объекта или процесса.

Эксперимент позволяет:

  1. изолировать изучаемое от побочных, затемняющих его сущность явлений;
  2. многократно воспроизводить изучаемый процесс в строго фиксированных условиях;
  3. планомерно изменять, варьировать, комбинировать условия в целях получения искомого результата.

Эксперимент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим уровнями научного исследования. Вместе с тем метод эксперимента по характеру используемых познав. средств принадлежит к эмпирическому этапу познания.

В тех случаях, когда эксперимент невозможен используют модельный эксперимент, в котором объект заменяют его физической или электронной моделью. К эмпирическим исследованиям относятся только эксперименты с объективно-реальной, а не идеальной моделью. Виды эксперимента:

  1. поисковый;
  2. проверочный;
  3. воспроизводящий;
  4. изолирующий;
  5. качественный или количественный;
  6. физический, химический, биологический, социальный эксперимент[1].

Измерение – это процедура определения численного значения некоторой характеристики объекта посредством сравнения ее с единицей измерения, принятой как стандарт данным исследователем. Измерение предполагает наличие следующих основных элементов: объекта измерения, единицы измерения, то есть масштаба, мерки, эталона; измерительного устройства; метода измерения; наблюдателя[1].

Важнейшим показателем ценности измерения является его точность. Благодаря ей могут быть открыты факты, которые не согласуются с ныне существующими теориями.

Описательный метод исследования – это такой научный метод, который включает наблюдение и описание поведения участника без какого бы то ни было влияния на него.

Многие научные дисциплины используют этот метод, чтобы получить общий обзор предмета исследования. Также данный метод полезен там, где нет возможности протестировать и измерить большое количество образцов, необходимых для большинства количественных экспериментов.

Описательные эксперименты часто используются антропологами, психологами и социологами для наблюдения естественного поведения без малейшего влияния.

Этот метод один из наиболее древних и широко распространенных в любой научной дисциплине, которая изучает какие-либо факты, предметы, явления. Описательный метод часто используется также и параллельно с другими методами исследования или вместе с ними.

Сравнительно-исторический метод. Широко применяется в исторических науках, культурологии, социологии, этнографии.

Сравнительно-исторический метод – один из основных способов реконструкции первобытного общества, исследования этногенеза народов мира; общего и особенного в развитии этнических культур и социальных общностей; генезиса, распространения и типологии отдельных явлений материальной, духовной и соционормативной культур, а также их компонентов, происхождения, формирования историко-этнографических ареалов и взаимодействия народов, образующих такие ареалы.

Каждое сравнительно-историческое исследование ставит конкретные познавательные цели, определяющие круг источников и особенности используемых способов сравнений.

Применение сравнительно-исторического метода для проведения культурно-генетических исследований в этнографии ставит целью изучение происхождения и формирования этнических культур, а также тех или иных культурных явлений в рамках как одного этноса, так и всей историко-этнографической области.

При этом первоначально проводится сравнительно-типологическое исследование отдельных компонентов культуры этноса, а также типологически сходных компонентов в других родственных культурах. Затем ведется сравнительное исследование, типологически, возможно, и различающихся, но генетически связанных компонентов вплоть до их древнейших исходных прототипов (архетипов).

В круг изучаемых источников включаются как реально бытующие объекты этнических культур, так и реконструируемые на основе воспоминаний лиц старшего поколения, письменных источников и др., а также археологические материалы, что позволяет выявить историческое развитие тех или иных культурных явлений.

Заключает такие исследования сравнит, изучение функционально взаимосвязанных компонентов в хронологически близких срезах с целью выявления историко-генетических слоев в культуре.

Возникновение таких слоев вызвано тем, что культурогенез протекает неравномерно в результате внутренних процессов, и диффузий – влияния культур других этносов, при этом одна часть новаций, проникших извне, через больший или меньший промежуток времени отмирает, другая – органически входит в культуру и участвует в ее дальнейшем генезисе.

Заключение

Самобытность, уникальность традиционной культуры есть у каждого народа. И каждый старается выделить и сохранить свою традиционную культуру. Без изучения, сохранения и преумножения своих культурных традиций невозможно дальнейшее существование этноса.

Сейчас народная культура, будучи весьма прочно укорененной в прошлом, выглядит достаточно размытой, проницаемой для самых разных направлений современной весьма многослойной культуры, широко ассимилирующей их элементы и традиции и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания.

Народная культура в разных своих проявлениях – народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и верования, предания, современная массовая любительская практика – стала объектом изучения разных научных дисциплин преимущественно гуманитарного профиля.

Имеются в виду история и философия культуры, искусствоведение, фольклористика, этнография, филология, эстетика и др.

Естественно, каждая научная дисциплина стремится сформировать свой предмет или круг интересов в данной области, и попытки совмещения и сведения этих позиций в некое целое методологически малопродуктивно.

Обращение к научной литературе по разным отраслям, имеющей отношение к указанному представлению о культуре, обнаруживает в целом пеструю, неоднозначную картину. Если взять самый общий уровень анализа в работах о культуре теоретического характера, то часто используются два деления культуры: по вертикали и по горизонтали.

По вертикали выделяется культура специализированная в качестве верхнего (высшего) этажа и культура повседневная, обыденная – в качестве низшего (низового) слоя. По горизонтали культура в каждую эпоху расчленяется на различные социально-сословные и групповые культуры и субкультуры.

При этом народная культура либо отсутствует вовсе, либо примыкает к сословной или входит в обыденную.

Представители конкретных областей отечественного гуманитарного знания сосредоточили внимание на отдельных направлениях, жанрах, стилях, даже объектах народной культуры, фольклора, причем чаще всего взятых из более или менее отдаленного, “классического” прошлого.

В отечественной традиции (особенно советского периода) наметилось явное сужение объема понятия “фольклор”.

К нему стали относить в основном народное художественное творчество или даже ту его часть, которую иногда называют духовной художественной культурой: слово, музыку, танец, театр, – без декоративно-прикладного творчества, отнесенного к “материальной” культуре и получившего среди специалистов этого профиля название “народное искусство”. Филологи, в свою очередь, стали оперировать представлением о фольклоре как искусстве слова, устно-поэтическом творчестве: изучалась, например, обрядовая поэзия, а не обряд в целом. Словом, специалисты каждой области тщательно возделывали каждый свою делянку, не оглядываясь по сторонам и приходя к сходным выводам независимо друг от друга и в разное время.

Однако времена меняются, усложняются социальные структуры, расслаивается культура. В нашем веке у слова “культура” появляется множественное число.

Уходит в прошлое ситуация, когда практически все общество ориентировалось на единые образцы и критерии: люди читали одни и те же романы, пели одни и те же песни.

Возникает не только теоретико-методологическая, но и практическая необходимость обращения к более универсальным концепциям культуры, вырабатываемым в социогуманитарных науках.

Таким образом мы приходим к выводу, что изучение народной художественной культуры необходимо, как для настоящих, так и будущих поколений. И здесь, как и при исследовании любой культуры, подойдут эмпирические методы познания.

Источник: https://infourok.ru/empiricheskie-metodi-poznaniya-v-issledovanii-narodnoy-kulturi-3086366.html

Эмпирические методы исследования

В основе любого научного знания лежат определенные методы познания действительности, благодаря которым отрасли науки получают необходимые сведения для обработки, интерпретации, построения теорий. У каждой отдельной отрасли есть свой специфический набор методов исследования. Но в целом научные методы едины для всех и, собственно, применение их и отличает науку от лженауки.

Одними из самых древних и широко используемых методов исследования являются эмпирические методы. В древнем мире были философы-эмпирики, которые познавали окружающий мир через чувственное, сенсорное восприятие. Здесь и зарождались методы исследования, которые в прямом переводе означают «восприятие органами чувств».

Эмпирические методы в психологии считаются основными и наиболее точными.

Вообще, в исследовании особенностей психического развития человека можно использовать два основных метода: поперечный срез, к которому относятся эмпирические исследования, и продольный, так называемый лонгитюд, когда один человек является объектом исследования на протяжении большого временного отрезка, и когда таким образом выявляются особенности его личностного развития.

Эмпирические методы познания предполагают наблюдение за явлениями, их фиксацию и классификацию, а также установление взаимосвязей и закономерностей.

Они состоят из различных видов наблюдений, экспериментальных лабораторных исследований, психодиагностических процедур, биографических описаний и существуют в психологии с XIX века, с тех самых пор, когда она стала выделяться в отдельную отрасль знаний из других общественных наук.

Наблюдение как метод эмпирического исследования в психологии существует в форме самонаблюдения (интроспекции) – субъективного познания собственной психики, и в объективном внешнем наблюдении. Причем и то, и другое происходит опосредованно, через внешние проявления психических процессов в различных формах деятельности и поведения.

В отличие от житейского наблюдения, научное должно соответствовать определенным требованиям, выстроенной методологии. В первую очередь определяются его задачи и цели, затем выбираются объект, предмет и ситуации, а также способы, которые обеспечат самую полную информацию. Кроме того, результаты наблюдения фиксируются и затем интерпретируются исследователем.

Различные формы наблюдения, безусловно, интересны и незаменимы, особенно, когда требуется составить наиболее общую картину поведения людей в естественных условиях и ситуациях, когда не требуется вмешательства психолога. Однако здесь имеются и определенные трудности в интерпретации явлений, связанные с личностными особенностями наблюдателя.

Помимо наблюдения, в психологии часто используются и такие эмпирические методы, как лабораторные эксперименты. Они отличаются тем, что изучают причинно-следственные связи в искусственно созданной обстановке.

В этом случае психолог-экспериментатор не просто моделирует конкретную ситуация, но активно воздействует на нее, изменяет ее, варьирует условия. Причем созданная модель может повторяться несколько раз, соответственно, и результаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть повторно воспроизведены.

Читайте также:  Платят ли стипендию в магистратуре?

Экспериментальные эмпирические методы позволяют сделать возможным изучение внутренних психических процессов с помощью внешних проявлений в искусственно созданной ситуационной модели. Есть в науке и такой вид эксперимента, как естественный эксперимент. Проводят его в естественных условиях либо в наиболее приближенных к ним.

Еще одна форма метода – формирующий эксперимент, который применяют с целью формирования и изменения психологии человека, одновременно изучая ее.

Эмпирические методы психодиагностики имеют целью описать и зафиксировать психологические особенности личности, сходство и различие между людьми с помощью стандартизированных опросников, тестов и анкет.

Перечисленные основные методы эмпирического исследования в психологии, как правило, используются комплексно. Дополняя друг друга, они помогают глубже понять особенности психики, открыть новые стороны личности.

Источник: https://FB.ru/article/37971/empiricheskie-metodyi-issledovaniya

Эмпирический метод – что это значит, виды и методы эмпирического познания

Эмпирический метод основан на чувственном восприятии и измерениях сложными приборами. Эмпирические методы – важная часть научных исследований, наравне с теоретической. Без этих методик ни одна наука, будь то химия, физика, математика, биология – не смогли развиваться.

Что значит эмпирический метод?

Эмпирический или чувственный метод– это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений.

Эмпирические методы исследования помогают выявить объективные законы, по которым происходит развитие тех или иных явлений.

Это комплексные и сложные шаги, и в результате их происходят новые научные открытия.

Виды эмпирических методов

Эмпирическое познание любой науки, предмета строится на стандартных, зарекомендовавших себя с течением времени методов, одинаковых для всех дисциплин, но в каждой конкретной области обладающих своей спецификой, характерной для науки. Эмпирические методы, виды:

  • наблюдение:
  • эксперимент;
  • измерение;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • беседа.

Эмпирические методы – достоинства и недостатки

Методы эмпирического познания в отличие от теоретических обладают минимальной возможностью ошибок, недостатков при условии, что эксперимент повторялся многократно и давал схожие результаты. Любой эмпирический метод задействует органы чувств человека, которые являются надежным инструментом познания окружающего мира – и в этом главное достоинство этого метода.

Методы эмпирического уровня

Эмпирические методы научного познания важны для науки не меньше, чем теоретические предпосылки. Опытным путем выстраиваются закономерности, подтверждаются или отрицаются гипотезы, поэтому эмпирический метод как совокупность способов основанных на чувственном восприятии и данных полученных измерительными приборами помогает раздвигать горизонты науки и получать новые результаты.

Эмпирические методы исследования в педагогике

Эмпирические методы педагогического исследования базируются на все тех же основных составляющих:

  • педагогическое наблюдение – берется определенная задача, условие, в которой надо понаблюдать за учениками и зарегистрировать результаты наблюдения;
  • опросы (анкетирование, беседа, интервьюирование) – помогают получить информацию на определенную тематику, личностные особенности учеников;
  • изучение работ учащихся (графических, письменных по разным дисциплинам, творческих) – дают сведения об индивидуальности ученика, его наклонности к тому или иному предмету, успешности в усвоении знаний;
  • изучение школьной документации (дневников, классных журналов, личных дел) – позволяет оценить успешность педагогического процесса в целом.

Эмпирические методы в психологии

Психологическая наука развивалась из философии и самыми базовыми инструментами познания чужой психической реальности были приняты методы, с помощью которых можно наглядно увидеть проявления психики вовне – это опыты.

Физиологическая психология, благодаря которой психология в целом, продвинулась как наука была основана психологом, физиологом В. Вундтом. Его лаборатория экспериментальной психологии была открыта в 1832 г.

Эмпирические методы исследования в психологии использовавшиеся Вундтом применяются в классической экспериментальной психологии:

  1. Метод наблюдения. Изучение поведенческих реакций и действий личности в естественных условиях и в условиях эксперимента с заданными переменными. Два вида наблюдения: интроспекция (самонаблюдение, взгляд внутрь) – необходимый элемент самопознания и отслеживания изменений в себе и объективное наблюдение – наблюдатель (психолог) отслеживает и регистрирует реакции, эмоции, действия за наблюдаемым человеком или группой людей.
  2. Метод эксперимента. В лаборатории (лабораторный эксперимент) – создаются специальные условия, нужные для подтверждения психологической гипотезы или отвержения ее. С помощью специальной аппаратуры, датчиков регистрируются различные физиологические параметры (пульс, дыхание, мозговая активность, реакции зрачка, изменение поведения). Естественный (природный эксперимент) проводится в привычных для человека условиях с созданием нужной ситуации.
  3. Опрос – предоставление информации человеком путем ответов на серию вопросов.
  4. Беседа – эмпирический метод основанный на вербальной коммуникации, в ходе которой психолог отмечает психологические особенности личности.
  5. Тесты – специально разработанные методики, включающие в себя ряд вопросов, неоконченных предложений, работу с изображениями. Тестирование на определенные темы помогают психологам выявить личностные особенности.

Эмпирический или опытный метод в экономике предполагает познание реальности экономической ситуации в мире, осуществляется это с помощью инструментов:

  1. Экономическое наблюдение – осуществляется экономистами для целенаправленного восприятия экономических (хозяйственных) фактов, при этом активного воздействия на эти факты нет, наблюдение важно для построения теоретических моделей экономики.
  2. Экономический эксперимент – здесь уже включается активное воздействие на хозяйственное явление, моделируются разные условия в рамках эксперимента и изучается влияние.

Если взять отдельный сегмент экономики – товарооборот, то эмпирические методы товароведения будут следующими:

  • измерения при помощи технических устройств или органов чувств (метод-операции измерительные, органолептические;
  • обследование и мониторинг рынка (методы-действия).

Эмпирические методы в математике

Математика не экспериментальная наука, но если рассматривать ее с нескольких сторон, то есть дедуктивная часть, которая отражает уже готовые выверенные теории, а есть «околоматематические», предшествующие дедуктивной части:

  • накопление фактов (эмпирическое знание в виде приобретения опыта, вспышек интуиции);
  • приложение опыта для оправдания существующих гипотез.

Эмпирический уровень познания сыграл неоценимую роль в становлении и развитии математики как самостоятельной теоретической науки.

Сегодня преподаватели математических дисциплин используют эмпирические методы (наблюдение, измерение, эксперимент) для того, чтобы «разжечь» пытливые умы, вызвать интерес учащихся к точной дисциплине, ученик при этом из пассивного пользователя становится экспериментатором и понимает, как возникла та или иная формула, уравнение, что делает изучение математики интересным и запоминающимся.

Источник: http://kak-bog.ru/empiricheskiy-metod-chto-eto-znachit-vidy-i-metody-empiricheskogo-poznaniya

Общее понятие о методах и методике педагогического исследования

Метод (от греч. methodos – путь) – «путь познания, способ построения и обоснования научного знания, способ, посредством которого познаётся предмет науки».

Методы исследований – это те пути, способы и средства, с помощью которых добываются новые знания, факты, которые используются для доказательства положений, из которых в свою очередь складывается научная теория.

Действенность науки во многом зависит от разработанности методов исследования, от того, насколько быстро и эффективно она способна воспринять и использовать всё самое новое, что появляется в методах других наук. Там, где это удаётся сделать, наблюдается и прорыв вперёд к постижению новых знаний.

Традиционно педагогические методы исследования подразделяются на теоретические и эмпирические.

К теоретическим методам исследования относятся:

  • анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности;
  • проксемические методы (анализ процесса практической деятельности;
  • хронометрия, профессиография, метод независимых характеристик);
  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • классификация;
  • аналогия;
  • сравнение;
  • построение гипотез;
  • прогнозирование, проектирование, моделирование и другие.

Дадим характеристику некоторым методам этой группы.

Метод абстрагирования носит универсальный характер. Сущность этого метода состоит в том, что исследователь постоянно находится в мысленном отвлечении от несущественных связей, отношений, предметов и одновременно выделяет, фиксирует одну или несколько интересующих его сторон этих предметов.

  1. Метод абстрагирования тесно связан с другими методами исследования, и прежде всего, с анализом и синтезом.
  2. Анализ – метод научного исследования, представляет разложение предмета на составные части.
  3. Синтез – метод научного исследования, представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
  4. Методы анализа и синтеза в научном творчестве взаимодействуют между собой.

Подчеркнём, что анализ и синтез применяется на стадии лишь поверхностного (первого среза) ознакомления с объектом. Эти методы дают возможность познать явления, но для проникновения в его сущность они недостаточны.

Теоретические методы исследования – необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.

Теоретические методы исследования связаны с изучением литературы:

  • трудов классиков по вопросам человекопознания;
  • общих и специальных работ по педагогике; периодической психолого-педагогической печати; справочной педагогической литературы и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не исследованы.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

  • составления библиографии – составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
  • реферирование – сжатое изложение основного содержания работы;
  • конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;
  • аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;
  • цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

К эмпирическим методам исследования относятся: педагогический эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, ранжирование, тестирование, педагогический консилиум; шкалирование, экспертные оценки, индексирование, изучение, обобщение и распространение массового и передового педагогического опыта и другие.

После первичного построения гипотезы необходимо переходить к разработке методики исследования. Методика исследования – это как бы модель научного поиска, причём развернутого во времени.

Есть основание утверждать, что хорошо продуманная методика целенаправленно организует исследование, обеспечивает качественное получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.

Методики должны отвечать главным критериям качества:

  • Валидность – означает пригодность методики для измерения именно того качества, на которое она направлена. Валидность методики предполагает ответы на вопросы: «Для какой цели применяется методика?», «Что она изменяет?»
  • Надёжность методики означает точность психологических измерений. Надёжность методики определяется посредством дисперсного и факторного анализа.
  • Научность методики означает её связь с фундаментальными исследованиями, её научную обоснованность.

Известно, что педагогические явления весьма сложны. Обеспечение достоверности, репрезентативности, научной значимости экспериментальных данных достигается благодаря использованию вектора методов исследования.

Источник: https://Psylist.net/pedagogika/obpedmet.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector