Программа подготовки к ЕГЭ по физике

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по физике начинается с изучения теории. Без этого невозможно научиться решать задачи. Надо сначала, взяв какую-либо тему, досконально разбираться с теорией, прочитать соответствующий материал.

Возьмем тему «Закон Ньютона». Надо прочитать про инерциальные системы отсчета, узнать, что силы складываются векторно, о том, как векторы проектируются на ось, как это может работать в простой ситуации – например, на наклонной плоскости.

Подготовка к ЕГЭ по Физике самостоятельно на 100 баллов

Надо выучить, что такое сила трения, чем отличается сила трения скольжения от силы трения покоя. Если вы не различаете их, то, скорее всего, ошибетесь в соответствующей задаче.

Ведь задачи часто даются для того, чтобы понять те или иные теоретические моменты, поэтому с теорией надо разобраться максимально четко. Для полного освоения курса физики мы рекомендуем вам учебник И. В. Яковлева «Физика. Полный курс подготовки к ЕГЭ». Вы можете приобрести его или читать материалы онлайн на нашем сайте. Книга написана простым и понятным языком. Хороша также тем, что теория в ней сгруппирована именно по пунктам кодификатора ЕГЭ.

А потом надо браться за задачи.

Первый этап. Для начала – берите самый простой задачник, и это задачник Рымкевича. Вам надо прорешать 10-15 задач по выбранной теме. В этом сборнике задачи достаточно простые, в одно-два действия. Вы поймете, как решать задачи по этой теме, и заодно запомнятся все формулы, которые нужны.

Когда вы готовитесь к ЕГЭ по физике самостоятельно – не надо специально зубрить формулы и писать шпаргалки. Эффективно всё это воспринимается только тогда, когда пришло через решение задач. Задачник Рымкевича, как никакой другой, отвечает этой первичной цели: научиться решать простые задачи и заодно выучить все формулы.

Второй этап. Пора переходить к тренировкам именно по задачам ЕГЭ. Лучше всего готовиться по замечательным пособиям под редакцией Демидовой (на обложке российский триколор). Эти сборники бывают двух видов, а именно – сборники типовых вариантов и сборники тематических вариантов.

Рекомендуется начинать с тематических вариантов. Эти сборники построены следующим образом: сначала идут варианты только по механике. Они скомпонованы в соответствии со структурой ЕГЭ, но задания в них только по механике. Потом – механика закрепляется, подключается термодинамика.

Затем – механика + термодинамика + электродинамика. Затем добавляется оптика, квантовая физика, после чего в этом пособии дается 10 полноценных вариантов ЕГЭ – на все темы.

Такое пособие, которое включает в себя около 20 тематических вариантов, рекомендуется в качестве второй ступени после задачника Рымкевича тем, кто самостоятельно готовится к ЕГЭ по физике.

Например, это может быть сборник.

«ЕГЭ физика. Тематические экзаменационные варианты». М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский, В.А. Грибов. Аналогично используем сборники, в которых подобраны типовые экзаменационные варианты

Третий этап.
Если позволяет время, крайне желательно выйти на третью ступень. Это подготовка по задачам Физтеха, более высокий уровень.

Например, задачник Баканиной, Белонучкина, Козела (издательство «Просвещение»). Задачи таких сборников серьезно превышают уровень ЕГЭ.

Но для того чтобы успешно сдать экзамен, надо быть готовым на пару ступенек выше – по самым разным причинам, вплоть до банальной уверенности в себе.

Не надо ограничиваться только пособиями ЕГЭ. Ведь не факт, что на ЕГЭ задания повторятся. Могут быть задачи, которые раньше в сборниках ЕГЭ не встречались.

Как распределить время при самостоятельной подготовке к ЕГЭ по физике?

Что делать, когда у вас есть один год и 5 больших тем: механика, термодинамика, электричество, оптика, квантовая и ядерная физика?

Максимальное количество – половину всего времени подготовки – надо отвести на две темы: механику и электричество. Это доминирующие темы, самые сложные. Механика изучается в 9 классе, и считается, что школьники ее знают лучше всего. Но на самом деле это не так. Задачи по механике максимально сложны. А электричество – тема трудная сама по себе.

Термодинамика и молекулярная физика – тема довольно простая. Конечно, и здесь есть свои подводные камни. Например, школьники плохо понимают, что такое насыщенные пары. Но в целом опыт показывает, что таких проблем, как в механике и электричестве, здесь нет. Термодинамика и молекулярная физика на школьном уровне – более простой раздел. И главное – это раздел автономный.

Его можно изучать без механики, без электричества, он сам по себе.

То же можно сказать про оптику. Геометрическая оптика проста – она сводится к геометрии. Надо выучить основные вещи, связанные с тонкими линзами, закон преломления – и всё. Волновая оптика (интерференция, дифракция света) присутствует в ЕГЭ в минимальных количествах. Составители вариантов не дают каких-либо сложных задач в ЕГЭ на эту тему.

И остается квантовая и ядерная физика. Школьники традиционно боятся этого раздела, и зря, потому что он самый простой из всех. Последняя задача из заключительной части ЕГЭ – на фотоэффект, давление света, ядерную физику – проще, чем другие. Надо знать уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и закон радиоактивного распада.

В варианте ЕГЭ по физике есть 5 задач, где надо написать развернутое решение. Особенность ЕГЭ по физике в том, что сложность задачи не растет с ростом номера. Никогда не знаешь, какая задача окажется в ЕГЭ по физике сложной. Иногда сложной бывает механика, иногда термодинамика. Но традиционно задача по квантовой и ядерной физике – самая простая.

Подготовиться к ЕГЭ по физике самостоятельно – можно. Но если есть хоть малейшая возможность обратиться к квалифицированному специалисту, то лучше это сделать.

Школьники, готовясь к ЕГЭ по физике самостоятельно, сильно рискуют потерять много баллов на экзамене, просто потому, что не понимают стратегию и тактику подготовки.

Специалист знает, каким путем идти, а школьник может этого не знать. Мы приглашаем вас на наши курсы подготовки к ЕГЭ по физике. Год занятий – это освоение курса физики на уровне 80-100 баллов. Успеха вам в подготовке к ЕГЭ!

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/podgotovka/fizika/samostoyatelno/

Лайфхак абитуриента: как я сдал ЕГЭ по физике на 100 баллов

ЕГЭ по физике на 100: алгоритмы и образное мышление

Я учился в лицее «Вторая школа», который специализируется на углубленном изучении математики и физики. Это легендарная школа, подготовившая не одно поколение успешных олимпиадников и стобалльников.

Такой результат на ЕГЭ — нередкий для «второшкольников». Многие наши выпускники получают 100 баллов или около 100 по математике, физике и даже по непрофильным предметам. Этому способствует специальная система обучения в лицее.

У нас было три-четыре вида математики по 10 часов и два-три вида физики по шесть часов в неделю. В том числе отдельными предметами шли практическая физика, спецматематика, спецфизика, математические технологии.

Читайте также:  Как писать сочинение по русскому на егэ - 2020

Сдвоенные уроки «парами», лекции и семинары, экзаменационная сессия в конце каждого семестра, огромное количество факультативов для олимпиадного изучения профильных предметов — все это способствует подготовке сильных выпускников.

Участие в олимпиадах — неотъемлемая часть учебного плана в старших классах. Мы готовились к различным соревнованиям на уроках и на факультативах, решали олимпиадные задачи, разбирали варианты физических олимпиад прошлых лет.

Как и мои одноклассники, я участвовал во многих соревнованиях и нередко показывал хорошие результаты.

Например, занял призовые места на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике, Московской физической олимпиаде, олимпиаде «Физтех», которую проводит МФТИ.

За месяц до экзамена я самостоятельно прорешал 50 вариантов ЕГЭ по физике

За месяц до экзамена я самостоятельно прорешал 50 вариантов ЕГЭ по физике. Плюс к этому мы разбирали варианты в школе. Но основной упор в течение года я делал на подготовку к олимпиадам.

Соревнований для абитуриентов проводится много, а ЕГЭ по физике — только один. Я посчитал, что участие в нескольких олимпиадах даст мне больше шансов получить право на льготу при поступлении.

Я прорешивал варианты прошлых лет из разных физических олимпиад и посещал несколько кружков, где готовили к олимпиадам по физике. Могу сказать, что такие кружки могут быть очень хорошими, поскольку там собираются ребята с высоким уровнем знаний, и можно точечно разбирать сложные задачи.

Во время подготовки к экзамену самой простой для меня темой, как и для многих выпускников, была механика. Не могу сказать, что какие-то разделы или типы задач были особо сложными или вызывали трудности.

Но вот в «Электричестве и магнетизме» я чувствовал себя чуть менее уверенно, поскольку так получилось, что по этой теме я решал меньше всего задач. В 11 классе в школе я написал пять или шесть «пробников» ЕГЭ.

Могу сказать, что сначала мои результаты были не очень хорошими, но с течением времени становились все лучше, и ближе к весне баллы сильно выросли.

Я не рассчитывал на какой-то определенный балл, тем более максимальный, но хотел написать экзамен как минимум на 75, чтобы подтвердить свой олимпийский результат и поступить в вуз вне конкурса.

В итоге, когда я увидел свой вариант на ЕГЭ, он оказался не сложнее, а даже немного легче «пробников».

Самым трудным на экзамене было совладать со своими нервами, которые как всегда дают о себе знать на ответственных стартах. Но и с этим можно справиться, если веришь в свои силы.

Когда я узнал, что получил 100 баллов, конечно же, очень обрадовался и самому результату, и тому, что гарантировал себе льготное зачисление в вуз моей мечты.

Абитуриенты имеют право подавать документы в три вуза, но я всегда хотел поступить только в МФТИ. Там учится много моих друзей, и я слышал только хорошие отзывы об этом университете. Свой аттестат я отнес в «Физтех». Поступление вне конкурса мне уже было гарантировано как победителю олимпиады.

Очень важно проработать весь материал курса физики, а потом уже приступать к подготовке к формату ЕГЭ

Если говорить о стратегии подготовки к ЕГЭ по физике, то универсального способа получения максимального результата для всех выпускников здесь не существует.

Каждый должен разработать стратегию исключительно для себя, составить план подготовки и определиться с количеством необходимых занятий — школьных и дополнительных. В моем случае главную роль сыграли хорошая физико-математическая школа и регулярное участие в профильных олимпиадах разного уровня. И еще один совет.

Очень важно хорошо проработать весь материал курса физики, довести понимание всех тем до максимума, а потом уже приступать к подготовке к самому формату ЕГЭ.

Я придерживаюсь точки зрения, что все люди гениальны по-своему. Хочу верить, что каждый выпускник может достичь любого результата, которого захочет. Тем более сдать ЕГЭ на 100 баллов, ведь этот экзамен рассчитан на школьную программу. По большому счету — ничего сложного для тех, кто знает материал.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5622

Учитель физики сдает ЕГЭ

Физика традиционно считается одним из наиболее сложных предметов для сдачи ЕГЭ. Синусы, косинусы, векторы и хороший счет, годы не на подготовку к экзамену, а на систематическое изучение науки — почему это главные условия для получения высокого балла? Сегодня сдает ЕГЭ по физике и отвечает на вопросы учитель Григорий Лапшин.

Для успешной сдачи ЕГЭ нужно владеть всем школьным курсом физики, который изучается на протяжении пяти лет (с 7 по 11 классы).

Сюда входят следующие разделы: механика, молекулярная физика и термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, квантовая и ядерная физика, начало теории относительности. На все вопросы дается чуть меньше четырех часов.

Попытаемся проанализировать, в чем сложность этого экзамена и что необходимо для его успешной сдачи.

Итак, экзамен состоит из трех частей: всего 36 заданий, подавляющее большинство из которых — задачи. На весь экзамен лишь два или три задания на теорию. Надо в первую очередь уметь решать задачи по физике — именно это главное и основное условие успешной сдачи ЕГЭ.

Проблема состоит в том, что решать задачи в старшей школе почти не учат. Исключения составляют лишь специализированные школы с углубленным изучение физики и математики, а также профильные классы в обычных школах.

Да и то при условии, что учитель с должным вниманием отнесется к этому вопросу.

Физика вызывает трудности у подавляющего большинства школьников, включая тех, для кого это профилирующий предмет при поступлении в вуз

Дело в том, что изучение физики — это не зазубривание правил, формул и алгоритмов, а усвоение идей. Достаточно большого количества непростых идей. Их суть при поверхностном подходе понять сложно.

В процессе учебы надо постепенно осознавать физические идеи, каждая из которых дает ключ к решению очередного пласта физических задач.

Физику нужно понимать, потому что без этого нельзя научиться решать задачи.

Одного усвоения идей недостаточно — нужно уверенно владеть математическим аппаратом. Сложить векторы, выразить нужную величину из формулы, не путаться в синусах-косинусах и так далее. Отсутствие математических знаний и навыков закрывает путь к решению задач по физике.

При этом школьные курсы физики и математики выстроены таким образом, что, начиная с 7 класса, математика не успевает за физикой

Неудивительно, что многие разделы по физике оказываются как бы недопонятыми с точки зрения математики. Усвоить физические идеи, ясно понять законы физики и научиться решать задачи можно только под руководством квалифицированного преподавателя.

Пособия для подготовки к ЕГЭ составлены по материалам прошлых лет и дают лишь ограниченное представление о физике. Следующий экзамен будет содержать уже совершенно иные задачи.

Физика как раз и отличается тем, что по каждой теме можно составить огромное количество задач, и они никогда не повторяются.

Задания первой части в основной своей массе весьма просты, однако сыграть в «угадайку» тут не получится по ряду причин.

Во-первых, это все-таки задачи, которые требуют именно решения, и выбрать правильный ответ по наитию или руководствуясь только теорией — не наш вариант.

Во-вторых, варианты ответов подобраны таким образом, что нас опять отправляют к решению задачи или к анализу графика. В первом блоке собран весь школьный курс физики.

Встречаются весьма интересные и познавательные задачи, требующие умения связывать и преобразовывать размерности физических величин. В школе к этому вопросу учителя относятся зачастую недостаточно серьезно. Уровень сложности этих задач соответствует известному школьному задачнику Рымкевича. Он содержит много простых задач, на которых хорошо набивать руку.

Первая часть

Задания первой части группируются следующим образом (в том варианте, что был у меня):

с 1 по 7 — задачи из основных разделов школьного курса физики (механическое движение, законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, механические колебания). Это простые задания и проблем, как правило, не вызывают.

с 8 по 12 — термодинамика. Сам раздел всегда воспринимается школьниками с некоторым трудом, однако и тут особенных подводных камней нет.

с 13 по 24 — задачи на электродинамику, элементы квантовой физики, три задачи на ядерную физику. Они редко бывают сложными, у школьников с ними проблем нет.

Читайте также:  Что включает в себя план подготовки к ЕГЭ?

Показательна задача № 18 на умение работать с физическими величинами, которая может вызвать трудности. Тут нужно хорошо представлять, что такое 1H и 1Тл, и уметь их выразить через другие единицы.

Если с 1H все понятно — это кг м∕с2, — то представить 1Тл через другие единицы без дополнительных знаний не получится.

В итоге 1Тл — это кг∕А · с2, а А·с — это не что иное как Кл, в итоге получается кг∕Кл·с.

Вторая часть

Задания второй части с 25 по 27, как вы уже догадались, представляют собой задачи. Как правило, они из механики, термодинамики, электростатики или электродинамики. В моем варианте попались:

  • № 25 на применение силы Архимеда
  • № 26 термодинамика
  • № 27 электродинамика

Уровень сложности этих задач уже повыше. Для их решения необходимо правильно построить рисунок, указать направления действия сил и так далее. При этом последние две могут вызвать трудности, а вот задача № 25 будет по плечу даже восьмикласснику.

Третья часть

Задания третьей части — это задачи повышенной сложности. Такие задачи в школьных учебниках и задачниках не встречаются и требуют особой подготовки. Необходимо уметь думать и иметь большой опыт в решении задач, видеть задачу не узконаправленно, а всеобъемлюще.

Ученика нужно научить пытаться решить задачу различными способами, искать оптимальные пути, а не отступать через две минуты, если что-то не получается. В третьей части нет задач, которые решаются за несколько минут, тут необходимо думать и рассуждать. Очень кстати придется опыт и навык решения олимпиадных заданий, которые предполагают наличие нестандартного мышления.

Итак, передо мной пять задач по следующим темам: механические колебания, работа энергии, термодинамика, электродинамика, квантовая физика.

Задача № 29

Два шарика, массы которых m = 0,1 кг и М = 0,2 кг, висят, соприкасаясь, на вертикальных нитях одинаковой длины L. Левый шарик отклоняют на угол 90° и отпускают с начальной скоростью, равной нулю. В результате абсолютно не упругого удара шариков выделяется количество теплоты Q=1 Дж. Определите длину нитей L.

Решение довольно простое:

  1. Закон сохранения энергии: mgL=mv12/2 где v1 — скорость шара с массой m в момент удара.
  2. Закон сохранения импульса: mv=(m+M)v2 где v2 — скорость шаров после неупругого удара.
  3. Разность кинетических энергий до удара и после удара равна количеству теплоты, которое выделилось. Q= mv12/2-(m+M)v22/2
  4. Решая совместно эти три уравнения, получаем L.

L=Q(m+M)/mMg. Численный ответ будет L=1,5 м.

Кстати, эта задача (или подобная) встречалась в ОГЭ по физике в 9 классе. Так что она вполне по силам 11 классу.

Задачи № 30 и 31 заставят школьников поломать голову, особенно первая. А вот следующая задача хоть и выглядит на первый взгляд серьезно — трудностей не представляет.

Задача № 32

Фотон с длиной волны, соответствующей красной границе фотоэффекта, выбивает электрон из металлической пластинки (катода) сосуда, из которого откачан воздух. Электрон разгоняется однородным электрическим полем напряженностью Е = 5·104 В/м. До какой скорости электрон разгонится в этом поле, пролетев путь S = 5·10—4 м? Релятивистские эффекты не учитывать.

Решение:

  • Вспоминаем уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: в соответствии с ним начальная скорость электрона равна 0.
  • Работа силы электрического поля идет на увеличение кинетической энергии A=mv2/2, где m- масса нашего электрона.
  • Работа силы связана с напряженностью электрического поля и пройденным расстоянием. A=FS=eES, где e — это заряд электрона, который нам дан в таблице.
  • Получаем следующее уравнение: mv2/2= eES, откуда выражаем v2=2eES/m, извлекаем квадратный корень, подставляем числа и получаем v≈3·106 м/с.

Школьный ЕГЭ по физике — достаточно серьезное испытание, к которому надо готовиться заранее и систематически. Нельзя вдруг решить за несколько месяцев до экзамена, что нужна именно физика. Тогда полноценно подготовиться при помощи репетиторов и тем более самостоятельно уже не получится.

Если хотите как следует подготовиться к ЕГЭ по физике — забудьте о ЕГЭ. Не существует каких-то особенных вопросов и задач, характерных для экзамена. Физика — это наука. Необходимо вникать в суть физических законов и понимать смысл формул. Научиться решать разнообразные примеры не из пособий для подготовки к ЕГЭ, а из задачников, ценность и качество которых проверена временем.

Источник: https://mel.fm/eksperiment/4521697-physics

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Физика — достаточно сложный предмет, поэтому подготовка к ЕГЭ по физике 2019 займет достаточное количество времени. Кроме теоретических знаний комиссия будет проверять умение читать графики схемы, решать задачи.

Рассмотрим структуру экзаменационной работы

Она состоит из 32 заданий, распределенных по двум блокам. Для понимания более удобно расположить всю информацию в таблице.

Задания Вид ответа
1–4, 8–10, 14, 15, 20, 25–27 В виде целого числа или десятичной дроби
5–7, 11, 12, 16–18, 21, 23, 24 В виде последовательности двух цифр
19, 22 В виде двух чисел
28–32 В виде подробного ответа с описанием алгоритма решения

Вся теория ЕГЭ по физике по разделам:

  • Механика. Это очень большой, но относительно простой раздел, изучающий движение тел и происходящие при этом взаимодействия между ними, включающий в себя динамику и кинематику, законы сохранения в механике, статику, колебания и волны механической природы.
  • Физика молекулярная. В этой теме особое внимание уделяется термодинамике и молекулярно-кинетической теории.
  • Квантовая физика и составные части астрофизики. Это наиболее сложные разделы, которые вызывают трудности как во время изучения, так и во время испытаний. Но и, пожалуй, один из самых интересных разделов. Здесь проверяются знания по таким темам как физика атома и атомного ядра, корпускулярно-волновой дуализм, астрофизика.
  • Электродинамика и спецтеория относительности. Здесь не обойтись без изучения оптики, основ СТО, нужно знать, как действует электрическое и магнитное поле, что такое постоянный ток, каковы принципы электромагнитной индукции, как возникают электромагнитные колебания и волны.

Да, информации много, объем очень приличный. Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ по физике, нужно очень хорошо владеть всем школьным курсом по предмету, а изучается он целых пять лет. Потому за несколько недель или даже за месяц подготовиться к этому экзамену не удастся. Начинать нужно уже сейчас, чтобы во время испытаний чувствовать себя спокойно.

К сожалению, предмет физика вызывает трудности у очень многих выпускников, особенно у тех, кто выбрал его в качестве профилирующего предметы для поступления в вуз.

Эффективное изучение этой дисциплины не имеет ничего общего с зазубриванием правил, формул и алгоритмов. Кроме того, усвоить физические идеи и почитать как можно больше теории недостаточно, нужно хорошо владеть математической техникой. Зачастую неважная математическая подготовка не дает школьнику хорошо сдать физику.

Как же готовиться?

Всё очень просто: выбирайте теоретический раздел, внимательно читайте его, изучайте, стараясь понять все физические понятия, принципы, постулаты.

Источник: https://examer.ru/ege_po_fizike/teoriya

Решение задач по физике как способ развития мышления и творческих способностей учащихся

Известный психолог С.Л. Рубинштейн пишет: «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений; где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать… Для того, чтобы мыслительный процесс вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».

Чтобы учебная проблема служила стимулом активации мышления, цель, которая может быть достигнута путем ее решения, должна быть для ученика субъективно важной и значительной.

Читайте также:  Отменят ли заочную форму обучения?

Поэтому без проблемной составляющей не бывает и личностно ориентированного образования.

Важнейший аспект повседневной работы учителя – развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности, которая служит и фактором духовности личности, и способности успешного развития общества.

«Заронить» в душу ученика «искру» творческого подхода ко всему тому, что он делает (решает ли он задачи или выполняет практические задания) – такая цель должна быть характерной для любого занятия по физике.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей, выступает планерное целенаправленное представление их в системе, которая должна отвечать следующим требованиям:

  • Познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегрированной основе и способствовать развитию памяти, мышления, воображения;
  • Система познавательных задач должна вести к формулированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Это достигается с помощью задач на смекалку, качественных задач.

Гибкость ума зависит от воображения. Воображение развивается при помощи специальных задач, упражнений «на фантазирование», например:

«Предсказать ход явления в случае уменьшения (увеличения) какого-либо параметра (скорости, массы, ускорения свободного падения, силы и т.д.)», «описать жизнь на земле при отсутствии трения (или магнитного поля планеты)» и т.д.

Важным условием развития творческих способностей учащихся при решении задач является включением элементов исследования.

Задачи исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала. Активность учащихся при проведении исследовательских задач способствуют также осознанию зависимости между теоретической и практическими сторонами деятельности.

Очень полезно включение исследовательских экспериментальных задач и в домашние задания. Развитию творческих способностей учащихся в решении задач содействуют и практические работы по изготовлению, сборке, конструированию (прибо) физических приборов.

Проблемное обучение выявляет в процессе постановки учебной проблемы определенные этапы.

Начальный этап – создание проблемной ситуации.Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у школьника тогда, когда он не может объяснить новый факт или то, что он увидел во время физического эксперимента, или сразу дать ответ на вопрос поставленной задачи, при помощи имеющихся знаний.

Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Наиболее острую проблемность ситуация приобретает при обнаружения в ней противоречия.

Следующий этап – анализ этой ситуации.

Для анализа проблемной ситуации учащийся должен актуализировать имеющиеся знания.

Актуализация знаний не является чисто репродуктивным актом памяти, а предполагает воспроизведение и отбор знаний, нужных для решения данной проблемы или задачи.

Анализ ситуации приводит к осознанию сущности затруднения.

«Мыслительный процесс начинается с того, что сама проблемная ситуация подвергается анализу. Формулировка задачи зависит от того, как был проведен анализ проблемной ситуации», — отвечает С.Л. Рубинштейн.

Подобная постановка учебной проблемы или задачи предполагает реализацию первого звена проблемного обучения и будет побуждать ученика к активной поисковой деятельности.

Сложности:

  • Организация проблемного обучения, как и создание проблемных задач, имеет определенные сложности.
  • Планируя проблемное изучение темы или решение проблемных задач, необходимо учитывать специфику содержания изученного материала или предположенной (задачи) проблемной задачи:
  • учитывать сложность;
  • характер информации;
  • «внутренние условия мышления» обучаемых.

К «внутренним условиям мышления» обучаемых относятся:

  • уровень знаний по изучаемой теме;
  • интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития.

В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мышления» обучаемых, разрабатывается и система конкретных заданий и задач, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнаний к знанию.

К таким заданиям относятся:

  • вопросы, требующие объяснить то или иное явление;
  • задания на сопоставления, сравнения и т.п.
  • вопросы, с помощью которых можно преднамеренно столкнуть противоречивые суждения, мнения, оценки великих людей, ученых, самих обучаемых и т.п.

К формулировке проблемной ситуации или задачи, исходя из вышесказанного, необходимо относится взвешенно.

Ведь, как правило, обучаемые не в состоянии сразу и непосредственно разрешить ее, поэтому необходимо продумывать задание последовательной системы частных, вспомогательных проблем, объяснение которых приводит к пониманию проблемного вопроса или задачи.

При организации проблемного обучения нельзя обойтись и без традиционных методов обучения: репродуктивного, объяснительно-иллюстративного, поискового, экспериментального и т.д.

Интерес учащихся к проблеме, а следовательно, и их познавательная активность, будут зависеть от того, как ставится проблема, каким путем учащиеся «вводятся в проблемную ситуацию».

Можно использовать проблемные ситуации, пользующиеся наибольшим признанием в педагогической практике:

  • неожиданности;
  • конфликта;
  • неопределенности;
  • несоответствия;
  • опровержения;
  • предположения;

Ситуацию неожиданности можно создать при ознакомлении учащихся с выводами, фактами, явлениями, вызывающими удивление, поражающими своей необычностью или кажущимся парадоксальными.

Основой для создания такой ситуации часто служат исторические факты или занимательные опыты, например «Легенда о Архимеде и короле Герона».

Ситуация несоответствия возникает в тех случаях, когда жизненный опыт, понятия и представления, стихийно сложившихся у учащихся, вступают в противоречие с научными данными.

Например: ученики в 7-8-ых классах считают (и это не редкость), что воздух «не способен оказывать давление». Поставив перед учащимся вопрос: «Производит ли атмосферный воздух давление на находящиеся в нем тела?», часто можно получить отрицательный ответ.

Следующим этапом в решении этой задачи может стать какое-либо возражение, не носящее пока характера доказательства.

Например, «если вода оказывает давление на погруженные в нее тела, почему же воздух не может тоже оказывать давления?».

Тем самым, уверенность учеников в правильности их ответа снижается, и они уже начинают колебаться.

Затем учащиеся начинают высказывать по предположению учителя аргументы «за» и «против» той или другой точек зрения, пытаясь найти теоретическое решение.

На завершающем этапе учащимся предлагается подумать над идеей опыта, с помощью которого можно было бы окончательно разрешить возникшую проблему. Таким опытом может быть любой из многих известных опытов, наглядно убеждающих в существовании атмосферного давления.

Частично поисковый (эвристический метод) – один из основных методов проблемного обучения. Он предполагает выполнение учащимся отдельных шагов решения поставленной учебной задачи или проблемы.

Суть эвристического метода заключается в том, что заранее готовится, продумывается система вопросов, каждый из которых стимулирует учащихся на осуществление небольшого поиска. При этом система вопросов должна быть связана логической цепью и учитывать как возрастные особенности учащихся, так и уровень их знаний.

При подготовке к работе по этому методу желательно продумать не только систему вопросов, но и предполагаемые ответы учащихся и возможные «подсказки».

Т.е. постановка и решение физических задач с использованием проблемного метода обучения является эффективным, так как активирует мышление, развивает его и творческие способности учащихся на уроках физики, способствует повышению качества знаний учащихся.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/fizika/presentacii/rieshieniiezadachpofizikiekaksposobrazvitiiamyshlieniiaitvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsia

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector