Как писать сочинение по русскому на егэ — 2020

Предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку в 2020 году – предлагаем ознакомиться с изменениями, которые описаны в спецификациях, а также узнать, каким должен быть план сочинения, и какие нормы необходимо учесть, выполняя экзаменационное задание №27.

Структура КИМов 2020 года

Экзаменационный билет ЕГЭ 2020 года по русскому языку состоит из 27 заданий, которые разделены на две части:

Часть Кол-во заданий Максимальный балл Тип ответа
І 26 (с 1 по 26) 34 краткий (тесты)
ІІ 1 (27 задание) 24 развернутый (сочинение)

На выполнение работы отводится 210 минут (3,5 часа). Использование дополнительных материалов и оборудования запрещено.

Выполнив правильно все задания, экзаменуемый может набрать максимум 58 первичных баллов, что будет интерпретировано как 100-бальный результат. При этом, выполнив только 1-ю часть работы, выпускник может набрать максимум 34 балла (эквивалентно 59 баллам ЕГЭ). Сочинение оценивается в 24 первичных балла (соответственно 41 тестовый).

Как писать сочинение по русскому на ЕГЭ - 2020

Это значит, что на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ 2020 стоит уделить внимание не только повторению теории по русскому языку, а и как можно больше практиковаться в написании сочинений, составляя план работы и продумывая аргументы.

Важные нововведения

Небольшие изменения в КИМы были внесены еще в прошлом году. В частности, были уточнены критерии, по которым эксперты оценивают сочинение, и новые нормы будут актуальны на ЕГЭ по русскому в 2020 году.

Всего ФИПИ разработало 12 критериев оценивания. Уточнены были только два из них:

  • К2 – теперь комментарий к проблеме должен включать минимум 2 примера с пояснениями, которые отражают понимание экзаменуемым сути проблемы;
  • К4 – выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора, обосновав его.

Предлагаем более детально узнать о том, как будут оценивать сочинение по русскому языку на ЕГЭ 2020 и какое примерное количество баллов можно набрать за выполнение тех или иных требований, ознакомившись с полным списком критериев:

Советы педагогов

Репетиторы, имеющие большой опыт подготовки к ЕГЭ, рекомендуют готовиться к написанию сочинения по такому плану:

  1. Ознакомиться с основными требованиями ЕГЭ по русскому 2020 и понять, какой должна быть правильная структура сочинения и какие проблемы могут быть предложены на экзамене.
  2. Проработать план, который станет опорой при написании экзаменационной работы на любую из возможных тем.
  3. Вспомнить произведения и выписать в тетрадь основные факты, которые могут пригодиться при написании сочинения.
  4. Практиковаться в выполнении задания №27 с использованием готовых клише.

Структура сочинения

Основные документы, которые помогут понять, что ожидает на ЕГЭ по русскому языку, и как будут оценивать тесты и сочинение можно найти на сайте ФИПИ. Рекомендуем ознакомиться с кодификатором, спецификациями и демонстрационной версией КИМов по предмету.

Задание №27 в 2020 году будет иметь следующую формулировку:

Как писать сочинение по русскому на ЕГЭ - 2020

Работы, достойные высокого балла должны содержать в себе фактуальную, концептуальну и подтекстовую информацию. Важно, что бы структурно сочинение включало в себя такие блоки, как:

  1. Первоначальная остановка проблемы.
  2. Комментарий (пример-иллюстрация) к затронутой проблеме.
  3. Описание позиции, которую занимает автор произведения.
  4. Выражение отношения экзаменуемого к позиции автора с обоснованиями.
  5. Краткий вывод.

Если вам сложно представить, что должно быть написано в каждом из блоков, возьмите  пример сочинения по русскому языку из любого сборника для ЕГЭ 2020 года и проработайте уже имеющийся текст. Но, не стоит надеяться исключительно на готовые варианты, так как эксперты отлично знают клише общедоступных тестов. К тому же, далеко не все они действительно соответствуют требованиям 2020 года.

Круг проблем

В 2020 году 27-е задание ЕГЭ может поднимать самые разнообразные проблемы, от солдатской судьбы до засорения русского языка. На самом деле круг возможных тематик неимоверно широк, что не позволяет заранее подготовиться к сочинению на все 100%.

Тем не менее, следуя рекомендациям опытных педагогов, можно проработать основные направления, подобрать клише и произведения, на которые можно опираться, раскрывая ту или иную тему, что максимально упростит выполнение 17-го задания на ЕГЭ.

Важно! Для того, чтобы определить, какая именно тема затронута в задании, необходимо внимательно ознакомиться с текстом.

  • Вот список возможных проблем:
  • Также смотрите видео, в котором рассказывается, как правильно определять проблему, анализируя текст:

План сочинения

Упростить написание сочинения позволяет универсальный план написания сочинения, на который можно опираться, прорабатывая практически любую из возможных тем ЕГЭ 2020 по русскому языку.

Как писать сочинение по русскому на ЕГЭ - 2020

Как правило, больше всего проблем у выпускников возникает при выборе примеров, а также написании к ним комментариев и пояснений. Учителя акцентируют внимание на таких моментах:

  1. Примеров должно быть два.
  2. Они должны быть связаны между собой.
  3. К каждому примеру необходимо добавить пояснение.
  1. По сути, примеры и пояснения являются плавным переходом от формулировки проблемы к обсуждению позиции автора, поэтому они не должны быть вырваны из контекста.
  2. Также смотрите онлайн урок, посвященный написанию комментариев:

Клише

Хотя использовать на ЕГЭ 2020 по русскому языку готовые сочинение не рекомендуется, можно брать за основу так называемые клише (шаблонные фразы). Нанизывая их, как бусины на нить и разбавляя фразами с учетом особенности предложенной в задании темы, можно получить красивое и грамотно написанное сочинение, отвечающее основным требованиям.

Стоит учесть, что для каждого блока существуют свои клише:

Стоп-слова

Казалось бы, что плохого в тексте, приукрашенном эпитетами и художественными оборотами. Оказывается, некоторые фразы, которые являются некорректными с точки зрения русского языка, а потому их стоит избегать в сочинениях, особенно когда это выпускная экзаменационная работа.

Предлагаем ознакомиться со списком таких стоп-слов и фраз, а также при случае проверить, не грешат ли такими оборотами готовые сочинения, предлагаемые в сети для подготовки к ЕГЭ 2020 по русскому языку.

Заключение

  • Секрет успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому прост – это умение вести рассуждение, хорошая база аргументов с опорой на произведения и грамотная письменная речь, которая вырабатывается с годами тренировок.
  • Также рекомендуем посмотреть видео, в которых преподаватели подробно разбирают все основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при написании сочинения:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

Источник: https://2020-god.com/plan-sochineniya-po-russkomu-yazyku-ege-v-2020-goda

Как писать сочинение по русскому языку ЕГЭ 2019 шаблон с примером

Как писать сочинение по русскому языку ЕГЭ 2019? Мы разработали для вас шаблон с примером, подробно рассмотрели каждый пункт, начиная от формулировки проблемы и заканчивая правильным выводом. Важно: шаблон и пример сочинения написаны в соответствии с новыми критериями оценивания.

Шаблон для написание сочинения ЕГЭ по русскому

В данной статье вы найдете краткую информацию об общих правилах написания и готовый шаблон с набором фраз, которые вы можете использовать в качестве клише. Начнем с первого:

Общая структура сочинения:

  1. Вступление.
  2. Определение и формулировка проблемы. Речь идет о том, какой важный вопрос поднимает автор своей работой.
  3. Комментарий – это ваши размышления, пояснения и важные замечания по поводу указанного отрывка текста.

  4. 2 Примера-иллюстрации – это отрывки текста, которые вы должны объяснить и интерпретировать таким образом, как вы его для себя поняли и что из этого отрывка смогли извлечь.
  5. Позиция автора – это тот вывод, к которому приходит автор в ходе своих размышлений, сопоставления примеров и аргументов.

  6. Отношение к позиции автора: (согласие/несогласие) + аргументация
  7. Вывод.

Таким образом, Вам необходимо начать сочинение вступлением (обобщенным и риторическим). Затем с помощью вопроса-якоря или напрямую (см.

подробно описание ниже) определить проблему, которую поднимает автор в представленном тексте. Затем привести 2 примера из текста, пояснить их (то есть определить, почему автор приводит именно этот пример). Следующим шагом является сопоставление, противопоставление или сравнение этих примеров.

Также возможно вывести из этих примеров следствие. После этого необходимо четко определить позицию автора, согласиться с ней (или нет) и аргументировать, почему. Наконец, сделать вывод по написанной работе.

Готовый шаблон:

Казалось бы, всё очень просто! Однако из года в год будущие абитуриенты совершают одни и те же ошибки. Поэтому ниже приведена подробная информация в виде таблицы по написанию правильного сочинения по русскому языку на 24 балла. Запомните, что вам достаточно выучить ход действий и фразы-клише, которые можно использовать для абсолютно любой работы.

Пример сочинения ЕГЭ 2019 по новым критериям

Вступление:

Чувство благодарности – одно из самых светлых и нерушимых чувств по отношению к другим людям. Сохранять его необходимо абсолютно ко всем, а особенно к близким. Ведь зачастую за пеленой обыденности и данности мы забываем, сколь кратно наши близкие делают нашу жизнь лучше.

Как писать сочинение по русскому на ЕГЭ - 2020

Проблема

Так, известный русский хирург и педагог Н.И. Пирогов поднимает проблему благодарности и чувства долга перед близкими нам людьми.

Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!   Перейти к выбору теста!

Два примера:

Говоря о благодарности, Николай Иванович, безусловно, ценитель этого безупречного чувства, обращаясь к своему прошлому и вспоминая свои студенческие годы, указывает на собственные ошибки: “В душе я никогда не был неблагодарным, но — увы!”.

В своем повествовании Пирогов анализирует два случая из жизни, где он не смог отблагодарить своих близких. Первый случай связан с благодарностью почтеннейшей теще профессора Мойера Екатерине Афанасьевне Протасовой, на дочери которого он хотел жениться.

Второй случай касается непосредственно его семьи и больнее отзывается в сердце Пирогова. Мать и родные сестры автора сделали все для того, чтобы в голодное время будучи студентом Николай Иванович получил качественное образование.

Они вложили в него всё и не хотели, чтобы он отвлекался на работу: “Ты будешь, — говорилось, — чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем”.

Смысловая связь между примерами:

К сожалению автора, он так и не смог их отблагодарить. Из приведенных примеров становится ясно, что в сердце Пирогова живет сильное чувство вины за его бездействие.

Позиция автора:

Подытоживая свои размышления, автор приходит к закономерному выводу: быть истинно благодарным человеком очень трудно, и зачастую там, где благодарность должна быть священным долгом: перед своими близкими.

Отношение к позиции автора и аргументация:

Я полностью согласен с позицией автора. Казалось бы, простое чувство благодарности словно затмевает пред нами, что мы вынуждены себе напоминать о нем. Иногда так и думаешь, чтобы не забыть сказать человеку банальное “спасибо”.

Порой кажется, что такая форма благодарности – это меньшее, что мы можем дать, но именно она и является нашим священным долгом, особенно перед нашими близкими: друзьями и родителями. Последние очень часто готовы вложить в нас все, что у них есть, и наше безразличие – это самый страшный яд для их сердец.

Читайте также:  Как получить дополнительные баллы к егэ

Яд, который они будут готовы принимать, продолжая оказывать помощь и поддержку ради нашего счастья…

Вывод:

Подводя итог, автор хочет, чтобы мы никогда не забывали о благодарности окружающим и нашим близким. Ведь в мире ничто не вечно, и, к большому сожалению, однажды отблагодарить человека, сказать ему простое “спасибо”, может быть слишком поздно.

Сочинение-рассуждение. Основные принципы

Сочинение рассуждение на заданную тему является одним из заданий ОГЭ 2019 или может быть задано в качестве домашнего задания. В отличие от сочинения ЕГЭ здесь всё также важны литературные примеры.

Более того, ваша задача – отразить свою позицию, и она может быть отличной от общепринятой (Всё-таки при написании сочинения ЕГЭ использовать отличную от большинства позицию чревато своими сложностями).

По своей структуре сочинение-рассуждение пишется следующим образом:

  1. Вступление. 3-5 предложений с постановкой вопроса.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Более подробную информацию вы можете найти по указанной ссылке.

Источник: https://egeshik.ru/russkiy-ege/sochineniye-ege-2019/kak-pisat-sochinenie-po-russkomu-yazyku-ege-2019-shablon-s-primerom.html

Темы (проблемы) сочинений ЕГЭ по русскому языку

Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку — достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.

Определение темы (проблемы) текста — самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.

Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.

Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта.

Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов.

Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.

Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже.

В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, каким способом сформулирована проблема. Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.

Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Взаимоотношения человека и природы

  • Как деятельность человека влияет на природу?
  • Как нужно относиться природе?
  • Почему природа важна для человека?
  • Должен ли человек беречь природу?
  • Как природа влияет на человека?
  • Чем плохо потребительское отношение к природе?
  • Зависит ли человек от природы?
  • Почему человек часто не видит в природе прекрасного?
  • Как природа может вдохновить человека?
  • Как проявляется разрушающая сила природы?
  • Почему нужно жить в гармонии с природой?
  • В чем проявляется красота природы?

Взаимоотношения человека и животных

  1. Почему человек должен заботиться о животных?
  2. Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?
  3. Как люди должны относиться к своим питомцам?
  4. Все ли люди любят животных?
  5. Почему человек так часто жесток по отношению к животным?
  6. Что заставляет человека убивать животных?
  7. Может ли животное быть полезно человеку?
  8. Всегда ли человек разумнее животного?

Отношения в семье, детство

  • Как семья влияет на формирование личности ребенка?
  • Есть ли что-то сильнее материнской любви?
  • Как проявляется забота родителей о своих детях?
  • Почему родители строги с детьми?
  • Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?
  • Всегда ли материнская любовь идет во благо?
  • Как воспитание отражается на будущем человека?
  • Должны ли дети бросать своих родителей?
  • Какая атмосфера должна быть в семье?
  • Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?
  • Почему родители должны быть честны с детьми?
  • Почему случаются конфликты «отцов» и «детей»?
  • Что значат для человека детские воспоминания?
  • Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

Красота и богатство русского языка

  1. Что значит для человека родной язык?
  2. Почему нужно беречь русский язык?
  3. К чему приводит безответственное отношение к родному языку?
  4. Как сохранить красоту русского языка?
  5. Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?
  6. В чем состоит богатство русского языка?

Школа, учителя, книги

  • Почему человеку важно получить хорошее образование?
  • Как школа участвует в формировании личности ребенка?
  • Чем важны школьные уроки?
  • Почему нужно помнить своих учителей?
  • Каждого ли учителя можно назвать хорошим?
  • Каким должен быть настоящий учитель?
  • Почему человек должен стремиться к знаниям?
  • Чем плохо нежелание учиться?
  • Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?
  • Почему человек должен читать книги?
  • Как книги влияют на мировоззрение человека?
  • Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

Внутренний мир, нравственные качества человека

  1. О чем может сказать внешность человека?
  2. Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?
  3. В каких ситуациях проявляется характер человека?
  4. Какие внутренние качества человека можно считать правильными?
  5. Каков по-настоящему богатый внутренний мир?
  6. Почему люди совершают безнравственные поступки?
  7. Можно ли чем-то оправдать предательство?
  8. Почему люди встают на путь духовной деградации?
  9. Как проявляется малодушие?
  10. Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?
  11. К чему приводит человеческая жестокость?
  12. Почему происходят внутриличностные конфликты?
  13. Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

Дружба

  • Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?
  • Почему происходят ссоры между друзьями?
  • Почему дружба не терпит предательства?
  • Какого человека можно назвать настоящим другом?
  • Могут ли друзья быть соперниками?

Любовь

  1. Какова настоящая любовь?
  2. Как нужно относиться к человеку, которого любишь?
  3. Всегда ли любовь бывает счастливой?
  4. Что может совершить человек во имя любви?
  5. Чем опасна безответная любовь?
  6. Все ли можно простить любимому человеку?

Социальные проблемы

  • Как нужно относиться к бедным?
  • Почему следует помогать бездомным?
  • Всегда ли можно доверять власти?
  • Как проявляется проблема чинопочитания?
  • Почему богатые могут управлять судьбами бедных?
  • Почему процветает преступность?
  • Можно ли чем-то оправдать воровство?
  • Что может сделать человека пьяницей?
  • Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

Воспитание

  1. Какого человека можно назвать воспитанным?
  2. Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?
  3. Почему человек должен быть отзывчивым?
  4. Кто дает человеку воспитание?
  5. Почему важно уважать окружающих?
  6. Должен ли человек быть вежливым?

Искусство в жизни человека

  • Всегда ли талантливого человека замечают?
  • Что дает человеку искусство?
  • Как музыка влияет на человека?
  • Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?
  • Что значила для людей музыка в военное время?
  • Всегда ли гениальные люди живут счастливо?
  • За что люди любят искусство?
  • Как искусство помогает человеку?

Военное время

  1. Почему в военное время героизм был обычным делом?
  2. На что готовы люди, любящие свою Родину?
  3. Какого человека можно назвать патриотом?
  4. Как проявляется ложный патриотизм?
  5. Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?
  6. Почему война — горе для каждой семьи?
  7. Почему мы должны помнить героев войны?
  8. Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.

Источник: http://ege-soch.ru/temy-sochinenij-ege-po-russkomu-yazy-ku/

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

  • Блог
  • Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Выпускники считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому — написание сочинения. Поэтому к подготовке этой теме нужно подойти основательно.

Чтобы написать сочинение ЕГЭ на «отлично» нужен:

1. Алгоритм написания сочинения

  • Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);
  • Определяем тип текста (художественный или публицистический);
  • Сформулируйте проблему и позицию автора;
  • Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора);
  • Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста);
  • Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие);
  • Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);
  • Продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями;
  • Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче;
  • Проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть выделить в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже выделить в отдельный абзац. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца);
  • Не допускайте ошибок при переписывании. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки. Особое внимание следует обратить на речевые и грамматические ошибки.

2. План сочинения ЕГЭ

Структура сочинения состоит из следующих разделов:

  1. Вступление.
  2. Проблема.
  3. Связка.
  4. Комментарий (1-й пример) + Пояснения к комментарию + Связка.
  5. Комментарий (2-й пример) + Пояснение к комментарию + Связка.
  6. Позиция автора — как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. 1-2 предложения.
  7. Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) — 1-2 предложения: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
  8. Заключение.

Вступление. Как начать сочинение?  

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
  • Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Клише для вступления в сочинении:

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Комментарий к проблеме 

В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

Структура комментария:

  • Пример из текста.
  • Пояснение примера.
  • Смысловая связь между примерами.
  • Пример-иллюстрация из текста.
  • Пояснение.

Требования к комментариям:

  1. Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно!!! Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
  2. Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная  или другие связи в тексте.

     

  3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую.

    При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

  4. Соответствие заявленной проблеме.
  5. 0 баллов ставится в комментарии если:
    • Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
    • Комментарий не написан. 
    • Комментарий написан без опоры на текст.
    • В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Ошибки в комментариях:

  • Комментарий не полностью основывается на тексте.
  • Плохой пример комментария.
  • Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

В комментарии не должно быть:

  • Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста.
  • Избегать повторов слова «проблема».
  • Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».

Как писать комментарий?

  1. Нужно внимательно прочитать текст.
  2. Для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос.

    Это и будет проблема, поставленная автором.

  3. Для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора.

Клише для комментария:

  • Автор считает (что?)
  • Автор отмечает важность (чего?)
  • Автор рассказывает (о чём?)
  • Автор размышляет (о чём?)
  • Автор обращает внимание на (что?)
  • Автор подчеркивает (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере
  • Автор делает акцент на том, что
  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Аргументы

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример.

  Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя.

Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

Клише для аргументов:

  • Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
  • Читательский опыт:  эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
  • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

Как заканчивать сочинение?

  • Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.
  • 2-3 предложениями, дублирующими вступление.

Клише для выводов в заключении:

  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав  произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

Советы!!!

  • Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
  • Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другом.
  • Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт».

Дополнительные материалы для написания сочинению ЕГЭ по русскому языку:

Источник: https://bingoschool.ru/news/kak-napisat-sochinenie-ege-po-russkomu-yazyiku/

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Советы

Второй части ЕГЭ по русскому языку боятся многие выпускники – ведь написать сочинение намного сложнее, чем выучить правила и запомнить исключения. Расскажем, что изменится в 2019 году в оценке сочинения, как писать рассуждение и составить план работы, а также дадим несколько советов по ее написанию.

Что нового в критериях оценки сочинения на ЕГЭ? 

В 2019 году изменились некоторые критерии оценки сочинения ЕГЭ – в частности, из критериев оценки убрали требования к количеству и качеству аргументов из прочитанных произведений и жизненного опыта (К4).

При этом использовать эти аргументы по-прежнему придется, но теперь обращать на них такое пристальное внимание, как раньше, не будут, а вместо трех баллов за этот критерий будут давать лишь один.

Напомним, что для того, чтобы получить этот балл, необходимо выразить свое личное отношение к позиции автора и обосновать свое мнение.

Критерий, по которому оценивался комментарий выпускника к проблеме исходного текста, теперь, напротив, оценивается выше – за правильное комментирование теперь дают пять баллов вместо трех. Получить максимальную оценку можно, прокомментировав позицию автора, при этом нужно выбрать из авторского текста два примера, необходимых для понимания поднятой проблемы, и выявить между ними связь.

Как и в предыдущие годы (в частности, в 2017-м и 2018-м), основное внимание в сочинении ЕГЭ будет уделено грамотности: оценивается орфография, пунктуация, языковые и речевые нормы. Без них написать сочинение на 27 баллов практически невозможно.

На что необходимо обратить внимание

При подготовке к сочинению и при непосредственной работе над ним важно обратить внимание на самый первый критерий (К1), по которому оценивается формулировка проблемы «исходника». Если проблема сформулирована ошибочно, по всем критериям, касающимся содержания (К1–К4), будет выставлено ноль баллов вместо восьми.

Не все выпускники в сочинении соблюдают этические нормы, как того требует критерий К11, и стремятся довольно эмоционально и резко высказаться относительно авторской позиции или используют оскорбления, которые могут задеть непосредственно специалиста, проверяющего работу. Этого делать не нужно – все оценки должны быть довольно сдержанными.

Языковые и речевые нормы, которые регулируют критерии К9 и К10, часто вызывают трудности у выпускников, но здесь можно рекомендовать лишь уделять достаточно внимания подготовке к сочинению и досконально проверять его после написания.

Поскольку теперь больше внимания уделяется комментированию, просто заучить ряд стандартных примеров или шаблонов, как раньше, не получится. Необходимо заранее поработать над умением комментировать и разъяснить для себя, чем комментарий отличается от пересказа.

Структура и план сочинения на ЕГЭ

Преподаватели русского языка рекомендуют ориентироваться на такую структуру при написании сочинения в 2019 году:

  1. Формулируется одна из проблем, обозначенных автором.
  2. Комментирование проблемы с приведением двух примеров-иллюстраций.
  3. Позиция автора.
  4. Высказывается отношение выпускника к позиции автора и обоснование своего мнения.
  5. Заключение.

Прежде чем писать сочинение ЕГЭ, составьте для себя некий универсальный план, который будет соответствовать структуре работы и поможет написать ее быстро и правильно. В частности:

  1. Прочитайте текст в первый раз и выделите основную мысль, подумав, о чем рассуждает автор и к какому выводу приходит.
  2. Прочитайте текст второй раз и отметьте для себя акценты – поступки героев или события, которые могут иллюстрировать главную мысль автора. Особое внимание стоит уделить повтору слов, большому количеству восклицаний или вопросно-ответной форме изложения. Мысль автора в сочинении не нужно искажать, ее нужно найти в тексте и транслировать в своей работе. Например, написать: «Мысль автора выражена словами…» или «По мнению автора…».
  3. Если сложно сразу определить проблему, выпишите их все и постарайтесь определить ту, которая присутствует и в начале текста, и в конце. Так же при выявлении двух-трех проблем выбирайте для себя одну, о которой вы готовы будете размышлять и обосновывать позицию. Кстати, многие упускают из виду, что проблему в сочинении можно формулировать не только в форме утвердительного предложения, но и в форме риторического вопроса.
  4. После того как основная мысль и проблема текста были определены, необходимо их прокомментировать, опираясь на авторский текст. Здесь нужно написать и объяснить, при помощи каких приемов автор раскрывает суть проблемы, а также привести как минимум два примера, которые бы проиллюстрировали это.
  5. Недостаточно просто привести примеры, их нужно соотнести. Так, например, оба примера-иллюстрации в сочинении могут подтверждать одну и ту же мысль, а могут быть противопоставлены и демонстрировать противоположные точки зрения. Иногда также можно сравнить примеры по одному критерию, но такой метод требует определенной сноровки.
  6. Несмотря на то, что критерии оценки аргументов в сочинении ЕГЭ по русскому языку изменились, выпускнику важно выразить свое личное отношение к авторской позиции и проблематике. Так, можно согласиться с автором или не согласиться (полностью или частично). При этом важно аргументировать свое мнение какими-то примерами из личного опыта, литературы, рассказов знакомых или новостей.
  7. Заключение – важная часть сочинения, и писать его нужно вдумчиво. В нем необходимо подытожить свои размышления над поставленной ранее проблемой, но не стараться повторить позицию автора или пересказывать произведение. В заключительной части сочинения ЕГЭ постарайтесь оценить все, что было сказано выше, или высказать свое предположение, или же побудить читателя к какому-либо действию.

Советы

Чтобы научиться писать сочинение ЕГЭ в 2019 году, можно заранее постараться набить руку – каждый раз при написании работы в ходе подготовки следовать плану и структуре, описанным выше, а также запомнить и использовать ряд фраз-клише. Такие фразы помогают связать части текста и выдержать его логическую структуру, что немаловажно для оценки работы в максимальное количество баллов (27).

  • Например, к проблематике можно применить такие клише: «В центре внимания находится проблема…», «В данном тексте автор размышляет над проблемой…», «Автор обратился к проблеме…».
  • Чтобы прокомментировать позицию автора, можно использовать следующие фразы: «Неслучайно автор обращает внимание читателя на…», «На примере случая из жизни автор показывает…», «Полностью раскрыть проблему помогает история, которую рассказывает…».
  • Правильно писать сочинение ЕГЭ помогут несколько советов:
  • Выпускники сами решают, как начинать писать сочинение-рассуждение, но лучше всего не использовать в первом предложении сочинения (да и в остальных) такие обороты, как: «Мне понравилась статья…», «Эта статья меня привлекла…», «Я внимательно прочел…», «Автор хорошо написал…».
  • Многим выпускникам сложно уследить за логикой повествования – для того чтобы писать сочинение, в черновике можно сначала составить план работы и по пунктам ее разложить. Это позволит избежать логических ошибок.
  • Не нужно перегружать сочинение – часто использование некоторых слов не только не демонстрирует знания выпускника, но и приводит к речевым ошибкам. Образец такой ошибки: «композиция построена» или «привлекает внимание композиционное построение текста».
  • Сочинение-рассуждение должно в полной мере раскрывать все достоинства произведения, поэтому все суждения должны быть максимально корректны, а свою точку зрения не стоит считать единственно верной.
  • Не нужно навязывать свою точку зрения, ее нужно грамотно аргументировать. Как это сделать? Очень просто – в сочинении нужно приводить факты и цитаты из исходного варианта. Также не нужно утверждать, что автор хотел сказать именно то, что выбрал экзаменуемый, – лучше писать свои предположения.
  • В сочинении не должно быть фактических ошибок: например, если вы не помните отчество писателя, лучше вовсе отказаться от его упоминания.
  • Не нужно чрезмерно восхищаться исходным текстом и другими произведениями автора.

Ученикам старшей школы, которые задаются вопросом, как писать сочинение ЕГЭ, стоит поискать в интернете примеры прошлогодних работ, а также подробные разборы сочинений прошлых лет в текстовом или видеоформате.

И, конечно, лучший способ написать сочинение на максимальный балл – постоянно тренироваться. Только практика поможет не растеряться на экзамене и в короткое время написать достойное рассуждение на заданную тему.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/lifehack/kak-pisat-sochinenie-ege/

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

План написания С1 по русскому языку

Эта страница часто нужна при написании сочинения. Вам также поможет сочинение ЕГЭ – шаблон на 5-ege.ru.

  • 1. Вступление
  • —    приглашение к разговору;
  • — определение темы (проблемы) текста;
    — представление автора;
  • — переход к основной части, связь с ней.

Во вступлении недопустим пересказ содержания текста. Объем вступления – 3-4 предложения.

2. Проблема, затронутая в тексте. Достаточно одной. Даже если вы укажете десять проблем, максимальный балл по этой позиции – 1. Постарайтесь не спутать понятия “тема” (о чем текст) и “проблема” (конфликт или вопрос). К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу.

Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.

3. Комментарий к той проблеме, которую вы сформулировали. По сути – краткий пересказ данного текста, но обязательно своими словами. (2 балла) В комментарии экзаменуемый должен показать, насколько глубоко он понял сформулированную им проблему текста, выделить ее аспекты.

  Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции. При комментировании старайтесь избегать обильного цитирования и пересказа авторского текста, так как за это вы можете вместо заслуженных 2 баллов за комментарий к сформулированной проблеме исходного текста получить “0″.

Также избегайте фактических ошибок: не старайтесь приписать автору то, чего он не говорил.

4. Авторская позиция. Следующий этап – отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему? (1 балл)

5. Ваша точка зрения. Она может совпадать с авторской, может отличаться от нее. Заявить “Я согласен/не согласен с автором” мало. Требуется привести 2 аргумента (по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов всего).

Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается. Где искать аргументацию?
А) личный жизненный опыт (ну придумайте что-нибудь, что происходило с вами/друзьями/родственникамми/соседями, подтверждающее вашу мысль.

Б) знания (вы в школе учили историю/биологию/физику/обществознание и т.д. – вот и вспоминайте научние факты, способные подтвердить вашу точку зрения).

В) читательский опыт (литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры)

Будьте осторожны в выборе аргументов: они должны работать на главный тезис, а не противоречить ему. Экспертами оцениваются два аргумента, так что советуем ограничиться только двумя. Чем больше вы напишите, тем больше вероятности того, что допустите ошибку. Больше всего баллов (2б.

) вам принесет аргумент, взятый из публицистической, научной или художественной литературы. Читательский аргумент равен двум аргументам из жизненного опыта, за который можно получить 1 балл.

При аргументации можно также опираться на произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т.д.). За аргумент такого типа также начисляют 1 балл. Максимальный балл по этому критерию – 3.

Таким образом, если вы приведете 2 аргумента из читательского опыта или 1 аргумент из читательского опыта + 1 аргумент из жизненного опыта, то получите 3 балла. Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла и т.д.

Можно провестианализ языковых средств выразительности (эти средства можно рассматривать как форму авторской аргументации, способ воздействия на читателя):
а) проверьте, представлен в вашей работе только перечень средств выразительности или дан их анализ;
б) приведены ли примеры (допустимо в скобках, но обязательно в кавычках);

в) достаточно ли корректны приемы введения в сочинение языкового анализа (нежелательно писать “автор использует, употребляет” то-то и то-то, избегайте общих слов: “для большей выразительности, чтобы придать эмоциональность” и т. п.).

Перечитайте черновик, проверьте логику работы: нет ли смысловых несоответствий, правильно ли поделили текст на абзацы. (2 балла)
За богатый словарь, разнообразие грамматических конструкций, точность при выражении мысли можете получить еще 2 балла.

Больше всего баллов можно получить за грамотность (максимально – 8): отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок высоко оценивается, но редко встречается.

2 балла почти дарятся: 1 за соблюдение этических норм (то есть отсутствие хамства, нецензурной и вульгарной лексики) и 1 за фактологическую точность.

Не уходите в красивые рассуждения ни о чем: пишите только о том, что требуется. Объем в 150 слов – вполне достаточно для того, чтобы выполнить задание. Конечно, напишете больше – хуже не будет. А вот меньше – баллы снизят, и если уж совсем мало (меньше 70 слов) то вообще не оценят.

  1. 6. Заключение
  2. https://5-ege.ru/plan-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyku/

Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Схематично твое сочинение должно быть похоже на форму круга, т.е. должно быть замкнутым.

С чего начал писать тем надо и закончить, подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема).

Можно и так: в первой части сочинения задаем вопросы, а в третьей даем ответы.

  • В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
    — завершенность работы;
  • — связь заключения с текстом, с его проблематикой.
  • Объем заключения – 2-3 предложения.

Еще один план сочинения

  1. Привести общие сведения об обсуждаемой проблеме.
  2. Сослаться на авторитетное мнение.
  3. Создать эмоциональный настрой.
Оформляем постановку проблемы
(1 абзац)
  • Поставить проблемный вопрос:
  • Автор ставит перед читателями (какую?) проблему…
  • Автор рассуждает над (какой?) проблемой…
  • В данном тексте поднимается (какая?) проблема…
  • Текст заставляет каждого из нас задуматься над (какой?) проблемой…
  • Проблема может быть: общественно значимая, социальная, философская, политическая, идеологическая, нравственная, морально-этическая, злободневная, актуальная, серьезная, насущная, острая, глубокая, неразрешимая.
  • Поставленная автором проблема заставляет читателя: глубоко задуматься / серьезно размышлять / переосмыслить свое отношение к…
Оформляем комментарий (2 абзац)
  1. Автор раскрывает проблему на примере…
  2. В центре внимания автора…
  3. Автор убеждает читателя в том, что…
  4. Следует обратить внимание на мысль автора о том, что…
  5. Автор посвящает свою статью…
  6. Автор обращается к литературе для аргументации своей позиции…

В комментарии можно ответить на любой из следующих вопросов с подтверждающим аргументом из текста: к какой категории относится проблема? насколько и почему актуальна? традиционна или нова проблема? какие точки зрения по этой проблеме существуют? способы привлечения внимания читателя автором (из задания В8: эмоционально воздействует на читателя с помощью / передает глубину проблемы, используя / убеждает читателя в правоте своей позиции через / делает свою мысль более точной, яркой, убедительной с помощью)?

Оформляем позицию автора
(3 абзац)
  • Позиция автора такова:
  • Позиция автора вполне конкретна:
  • Я вижу авторскую позицию в следующем:
Выражаем соглашение с автором
(4 абзац)

С мнением автора трудно не согласиться.

Я полностью согласен с автором.

Приводим 2 аргумента: литературный (4 абзац)
+ жизненный (можно отвести отдельный абзац – 5)
  1. Мне сразу вспоминается один из героев рассказа…
  2. В жизни эта проблема коснулась и меня лично.
  3. Мы часто можем встретить людей, которые…
  4. Резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста)
  5. Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Другой план сочинения

1 абзац. Вступление. 2-3 предложения, касаются темы текста, но безотносительно к данному тексту. Переходная фраза, в которой Вы представляете текст:

  • Как раз об этом и пишет (рассказывает, размышляет, повествует) автор текста, Ф.И.;
  • Именно этой теме и посвящен текст Ф.И.;

2. абзац. Проблемы, которые поднимает автор, комментарий одной проблемы.

  • В статье (тексте, очерке, рассказе, отрывке из… и т.д.) рассказывается (разрабатывается, трактуется и т.д.) тема…;
  • Тема … относится к числу вечных (общих, особенно любимых публицистами, писателями и т.д.);
  • В статье (рассказе и т.д.) автор поднимает (формулирует, решает) (сложную, серьезную, злободневную, острую, неразрешимую) проблему…;
  • Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного читателя. К таким проблемам относится и вопрос о …;
  • На первый взгляд, проблема кажется странной (банальной, узкой, частной, избитой, незначительной), но автор сумел в ней увидеть (рассмотреть, показать)…;
  • В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста;
  • Почему мы не всегда обращаем внимание на …?;
  • Актуальность статьи благодаря затронутой теме (поднятой проблеме) не вызывает сомнения;

3 абзац. Позиция автора. Желательно употребить само слово «позиция».

  • Позиция автора такова …;
  • Позиция автора четко сформулирована во фразе …;
  • Автор высказывает (формулирует, выражает) (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую и т.д.) мысль …;
  • По мнению автора …;
  • Автор (писатель, публицист и т.д.) убежден, что …

4 абзац. Согласие/несогласие с автором. Желательно соглашаться.

  • Я согласен с позицией автора;
  • Мне близка и понятна позиция автора;
  • Безусловно, автор прав в своем убеждении;

5 абзац. 2 (или более) аргумента (каждый новый аргумент с нового абзаца).
Доказательства из художественной литературы (название произведения, герои, конкретный эпизод), личного опыта и т. д.

6 абзац. Заключение (перефразированное вступление). Вывод.

  • Действительно, автор затронул актуальную тему…

Рекомендуем:

  • Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
  • Шаблоны сочинений ЕГЭ
  • Написание сочинения ЕГЭ по русскому языку. Советы
  • Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения
  • ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение (лингвистическое)

Источник: https://5-ege.ru/plan-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyku/

Ссылка на основную публикацию