Как побеждать в олимпиадах по обществознанию

23 апреля награждением победителей и призеров завершилась Всероссийская олимпиада по обществознанию. Абсолютными победителями в своих параллелях стали Илья Лавров (9 класс, 154 балла), Александра Алехина (10 класс, 166 баллов) и Анна Кушнарь (11 класс, 204,05 баллов). Мы не могли с ними не поговорить.

Как побеждать в олимпиадах по обществознанию

23 апреля награждением победителей и призеров

 завершилась Всероссийская олимпиада по обществознанию. Абсолютными победителями в своих параллелях стали Илья Лавров (9 класс, 154 балла), Александра Алехина (10 класс, 166 баллов) и Анна Кушнарь (11 класс, 204,05 баллов). Мы не могли с ними не поговорить.Как побеждать в олимпиадах по обществознанию

Нижний Тагил, Свердловская область, 9 класс

Я на Всеросе совсем не случайно. Обществознание – это один из моих любимых предметов. В прошлом году я был в 8 классе, участвовал в олимпиадах за девятый, но регион мне тогда не поддался. Интерес привила учитель, Лариса Анатольевна Волчонкова.

Поддержка членов жюри на олимпиаде чувствовалась даже на невербальном уровне, мы ощущали, что они за нас переживают, болеют. Очень помогли волонтеры – все приятные и милые. Готовиться ко Всеросу мне помогали ребята-олимпиадники – Алина Мощева, Дима Коновалов, Наташа Брагина.

У нас сложилась очень тесная компания с атмосферой взаимопомощи и поддержки, спасибо ребятам за это. И, конечно, хочу сказать большое спасибо моей маме, моим учителям, организаторам олимпиады, друзьям и новым друзьям, которые появились на здесь.

Мы сдружились с ребятами из совершенно разных регионов – большинство из Свердловской области, Влад из Тюменской, Саша из Ханты-Мансийска, Коля из Тамбовской области и многие другие. Все они стали мне настолько близкими людьми, что сейчас очень не хочется расставаться.

Я вначале не верил в такое общение, скептически относился к нему, считал, что все едут на Всерос с единственной целью получить диплом, но меня переубедили.

Как собраться на Всеросе? Нужно думать не о результате, а о том, что ты пишешь – я про второй и третий тур. Нужно быть готовым ко всяким неожиданностям, готовым находить выходы из самых сложных ситуаций и понимать, что даже если ты ошибся в чем-то глупом, то ты точно запомнишь это надолго.

Очень хороший совет, который может помочь распределить время, — готовиться к олимпиаде именно летом, потому что во время учебы заниматься этим очень сложно. Я летом решил заняться космологией – это про черные дыры, то, что изучает Стивен Хокинг.

Начал читать его, но понял, что хочу все-таки на Всерос по обществознанию, и открыл учебник Мельвиля, который, кстати, мне очень помог. На лекции в первый день Андрей Юрьевич подписал этот мой любимый учебник по политологии, было очень трогательно.

Еще я увлекаюсь журналистикой, режиссурой. У нас в школе есть телестудия. Наверное, нескромно об этом говорить, но я победил в нескольких международных кинофестивалях короткометражного кино.

Один из наших фильмов был про блокаду Ленинграда глазами ребенка: мы сняли его по воспоминаниям одного блокадника, который жил в нашем городе. Я был режиссером, оператором, сценаристом.

Сейчас думаю, что продолжу заниматься кино — рубеж обществознания покорен, нужно идти дальше.

Как побеждать в олимпиадах по обществознанию

Александра Алехина

Белгород, Белгородская область, 10 класс

Это мой четвертый Всерос. В прошлом году я была на олимпиадах по праву и обществознанию, в этом — такой же набор. Этот диплом победителя уже третий, есть еще один диплом призера с олимпиады по обществознанию в 2014 году.

Изучать обществознание я начала в восьмом классе, когда поняла, что мне это интересно. Тогда я еще не знала о преимуществах, которые дает победа в олимпиаде при поступлении. Но целенаправленно ко Всеросу я начала готовиться только в начале девятого класса.

Подготовка к обществознанию – это, безусловно, и учебники, и конспекты, и пробные эссе, и пробные оппонирования. Но еще и интерес к тому, что происходит в мире.У меня нет репетитора, но огромный вклад в мою подготовку вносит моя мама. Она юрист, специалист в области уголовного права. Более того, она эрудированный человек и очень во многом мне помогает.

В этот раз Всерос по обществознанию совпал с маминым днем рождения, она решила провести его в Москве. Мы не виделись все эти дни, но мне было легче и спокойнее писать туры, зная, что мама рядом. Конечно, на церемонию закрытия в Вороново она не могла не приехать.

Когда я вышла на цену, первым делом попыталась увидеть маму в зале. К сожалению, из-за яркого света не удалось. Она, конечно же, всегда радуется моим успехам, но говорит, что для нее это неудивительно. Она видит, сколько я занимаюсь, сколько сил я трачу на подготовку.

Отдельное спасибо я хочу сказать Ирине Павловне Корзун, моему преподавателю. Это она показала мне, что есть такой путь, что можно жить так: ездить на олимпиады в разные города, общаться с такими интересными людьми.

Я олимпиадный наркоман и не могу не хотеть вернуться сюда вновь. Это гораздо интереснее обычных будней старшеклассника, и в первую очередь из-за людей. На сцене меня попросили тремя словами охарактеризовать все, что здесь происходило в течение недели. Я сказала: «Невероятные участники олимпиады».

Но в голове крутились три имени, настолько я тут сблизилась с некоторыми ребятами. Я уверена, что здесь уникален каждый. И это не какие-то банальные слова или обобщения, это правда.

Ребята здесь, в отличие от многих, четко знают, чего они хотят от этой жизни, у них есть цель, есть интерес, есть предмет, которым они занимаются с полной отдачей. И они все очень разносторонние.

Я думаю, призерам и победителям нельзя останавливаться на достигнутом. Я знаю нескольких людей, которые, получив диплом, решили, что им больше ничего не нужно, перестали стремиться к чему-то большему. Нужно идти до конца, ведь олимпиада – это не только о дипломе, который обеспечивает тебе поступление в лучшие вузы страны, это про гораздо большее.

Для любого олимпиадника на первом месте — страсть к познанию. Конечно, еще целеустремленность, трудолюбие. Каким мог бы быть мой девиз? Никогда не падать духом.

Может, он весьма примитивен, но зато применим ко всем жизненным ситуациями, и олимпиада не исключение. Через два года я вижу себя первокурсником одного из ведущих вузов страны. Естественно, в Москве.

Главное — я вижу себя все так же страстно интересующейся социальными науками.

Как побеждать в олимпиадах по обществознанию

Анна Кушнарь

Москва, 11 класс

Я на Всеросе впервые. В том году я была призером региона, набрав 81 балл. Это не очень много, но мне было радостно. Потом я поехала в Белоруссию на летнюю школу, которую организовывает ЦПМ.

Именно там мне помогли: рассказали, как готовиться, что повторять и читать, потому что в школе олимпиаде уделяют мало внимания и учат совершенно другому. Именно Белоруссия стала отправной точкой в моей подготовке. Потом я поняла, что мне нужен репетитор.

Нашла его, профессора Вышки как раз, и, конечно, много читала сама. Я получала огромное удовольствие, пока готовилась, а тут, на олимпиаде, познакомилась с замечательными ребятами, с которыми мы прекрасно провели время.

Здесь специфическая культура, совсем другие люди, и теперь, когда все закончилось, я несколько растерялась: как будто друга потеряла.

Задания всех туров были очень интересными, было видно, что эти задания нравились самим составителям и членам жюри.

Первый тур олимпиадники вообще не очень любят и боятся его, а я была совершенно спокойна и успокаивала всех остальных.

Все же волнение ничего не дает, оно, наоборот, только парализует мозг и замедляет когнитивные процессы, а от этого может пострадать результат. Волноваться лучше после олимпиады, а не перед ней.

Чем буду заниматься дальше, я пока еще не решила. Так получилось, что я выиграла Евразийскую лингвистическую олимпиаду по китайскому языку и после окончания школы на год уеду учиться в Китай. Куда буду поступать, когда вернусь, пока не знаю. Родители хотят, чтобы я шла в международную торговлю, а я хочу заниматься наукой, может быть, социологией.

Олимпиадникам можно, конечно, пожелать удачи, терпения, но это им пожелают и другие. Я бы хотела дать несколько практических советов. В подготовке очень помогает чтение конкретных работ, даже их отрывков.

Готовиться по учебникам, мне кажется, не очень эффективно, я, во всяком случае, не читала учебники, а работала с текстами. Идея обществознания — не в том, чтобы запомнить много фактов, а в том, чтобы научиться мыслить и находить пути, которые пока никем не исследованы, но дают простор для мысли.

Еще очень важно конспектировать все, что узнаешь. И второе. Важно осмысливать все, что читаешь, пытаться понять, что хотел сказать автор. Причем не надо пытаться четко интерпретировать его слова, гораздо важнее то, что приходит тебе в голову по поводу прочитанного, важны твои мысли.

На олимпиаде я поняла, что очень ценятся нестандартные авторы, поэтому ребятам очень советую прочитать что-нибудь у Герберта Маркузе, Теодора Адорно, Макса Хоркхаймера. И из китайской философии.

В свободное время я люблю читать Достоевского, люблю кино. Обожаю «Матрицу»: в ней так много философских идей, что я, первый раз посмотрев ее в 11 лет, до сих пор пересматриваю, пытаясь понять. Там есть и даосизм, и солипсизм, и позитивизм, и постструктурализм.

За результат я даже не волновалась, потому что, когда ехала, надеялась набрать хотя бы больше половины баллов. Но потом я узнала баллы, вернулась с показа работ, меня встретили ребята из команды, поздравили. Это было очень радостно и волнительно, потому что я не привыкла к тому, что меня хвалят.

Уже выходя на сцену, я понимала, что приехала сюда не от себя и не сама по себе. Меня все-таки воспитали другие, и поэтому я пыталась отстоять здесь их честь. Победа для меня — это, в первую очередь, благодарность. Я очень благодарна всем, кто был со мной, и всем тем, кто проводит олимпиаду.

Сама идея олимпиады мне очень нравится, это особый мир. Жаль, что про олимпиады пока не создают истории в кино. Я надеюсь, что скоро это случится, потому что здесь есть много замечательных традиций, здесь все особенное. Мне очень грустно, что это больше не повторится, я в 11 классе.

Олимпиада – это самый главный праздник для меня за прошедший год.

Источник: https://olymp.hse.ru/vseross/news/149308617.html

Как быстро подготовиться к олимпиаде по обществознанию: лайфхаки олимпиадников

Ошибочно полагать, что, прочитав несколько книг, можно подготовиться к какому-то серьезному конкурсу. Важно помнить известную пословицу: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Хотите добиться поставленной цели? Приложите максимум усилий для этого, тогда задуманное будет реализовано.
Многие школьники хотят узнать, как подготовиться к олимпиаде по обществознанию.

Для начала надо понять, что ни за пару дней, ни за несколько недель, это сделать невозможно. Если речь идет о школьном соревновании, то можно обойтись знанием программы. Но если предстоит проявить себя в рамках всероссийского мероприятия, то тут без дополнительных знаний материала не обойтись.

Что включает дополнительная работа? Речь идет о следующих способах расширения кругозора:

  • Изучение учебных пособий;
  • Тренировочные работы в школе;
  • Занятия с репетитором;
  • Самостоятельное изучение материала и так далее.

Нет универсального совета, как подготовиться к интеллектуальному соревнованию. Важно восполнить заранее возможные проблемы в знаниях для того, чтобы предложенные вопросы не вызывали сложностей.

Как побеждать в олимпиадах по обществознанию

Интерес и любознательность: важные критерии

Участник любой олимпиады должен быть заинтересован в победе. Выбирая интеллектуальное соревнование, важно учитывать не только престижность мероприятия, но и собственные возможности. Если предмет интерес, то Вы сможете часами заниматься его изучением.

Но если выбранная дисциплина не вызывает никаких эмоций, то вряд ли Вы сможете тратить уйму своего времени на работу с учебными пособиями.
В интернете можно найти различные программы по подготовке к олимпиаде по обществознанию. Можно воспользоваться и платными курсами от ведущих специалистов данной отрасли.

Что же выбрать? Следует ориентироваться на личные возможности и предпочтения. Стоит отметить, что в настоящее время вполне реально самостоятельно подготовиться к тому или иному соревнованию.

Читайте также:  Что делать, если не сдал огэ в 9 классе в 2019 - 2020 году?

Как побеждать в олимпиадах по обществознанию

Дистанционные задания для всех желающих

Интернет представляет собой кладезь полезной информации для начинающих и профессиональных олимпиадников. Помимо того, что здесь можно найти задания прошлых лет, можно изучить многочисленные учебные пособия для того, что улучшить свои знания по выбранной дисциплине.

На нашем портале можно найти олимпиаду по обществознанию, которая классифицируется по классам участников, можно сказать, что по возрасту. Они доступны онлайн, то есть в любое время. Принять в них участие могут все желающие.

Школьная успеваемость не играет роли, попробовать свои силы могут учащиеся с различными оценками.

Что представляют собой дистанционные конкурсы? Они предлагаются в виде вопросов с вариантами ответов. Это удобно, поскольку один из предложенных вариантов является правильным. Теперь надо определить какой. Такие тестирования не отнимают много времени, но позволяют быстро пройтись по всей школьной программе. Также с их помощью можно быстро, а главное – эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Источник: https://fgosonline.ru/olimpiada-po-obshhestvoznaniyu/

Как победить на Международной математической олимпиаде, рассказали ее призёры

Российские школьники вернулись на родину с 58-й Международной олимпиады по математике (IMO), которая проходила в Рио-де-Жанейро.

Они завоевали одну золотую, три серебряные и две бронзовые медали в интеллектуальном состязании с участием школьников из более 100 стран мира и заняли 11-е место в общем зачете.

Чтобы побеждать в такого уровнях олимпиадах, нужно быть разносторонне увлеченным, ходить на математические кружки к классным педагогам, иметь волю к победе и  поддержку родителей, рассказали победители и призеры ТАСС.  А еще нужно непрерывно трудиться.

Как побеждать в олимпиадах по обществознанию

Лучший результат в команде из шести человек показал петербуржец Михаил Иванов, получивший золотую медаль. Серебро завоевали Кирилл Тыщук (Санкт-Петербург), Никита Добронравов (Новосибирск) и Егор Вепрев (Рыбинск Ярославской области). Бронза досталась Тимофею Зайцеву и Вадиму Ретинскому из Москвы.

И Михаил, и Кирилл — выпускники Президентского физико-математического лицея. в период подготовки к олимпиаде занимались по семь с половиной часов в день. В течение семи лет дважды в неделю по четыре часа в день занимались в математических кружках при лицее у очень хороших специалистов — Дмитрия Ростовского и Сергея Берлова.

А летом ездили в математический лагерь. Сам факт выхода на международную олимпиаду — уже определенная победа, потому что в команде всего шесть человек со всей страны. «Они очень много работали. Действительно очень усердно вкалывали. И поэтому это заслуженно», — цитирует агентство слова директора лицея Максима Пратусевича.

Егор Вепрев окончил непрофильную математическую школу — лицей №2 в Рыбинске Ярославской области.

Еще с начальной школы ходил в математические кружки, а с седьмого класса начал заниматься математикой осознанно и еженедельно «ездил из Рыбинска в Ярославль на занятия к доктору физико-математических наук Владимиру Дольникову».  В увлечении математикой Егора поддерживала мама — учитель физики.

 По словам Егора, подготовка к турниру занимает много времени. Лучший отдых для него — катание на велосипеде и занятия математикой: «Если занятия не очень интенсивные, то вполне могу для себя порешать задачи».

Никита Добронравов закончил 130-й лицей в Новосибирске. Для него отбор в коменду был сложным и многоступенчатым: всероссийская олимпиада, летние сборы, зимние сборы, затем олимпиады в Китае, Румынии, и по их результатам — в сборную на «мир».

Он впервые принял участие в олимпиаде такого уровня и не очень доволен результатом: «Я принимал участие в олимпиаде такого уровня в первый раз. Многие в этом году признали ее самой сложной, задания были действительно очень трудными. У меня получилось взять серебро.

Может, это не очень плохой результат, но мне кажется, я мог бы выступить лучше».

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/kak-pobedit-na-mezdunarodnoj-matematiceskoj-olimpiade-rasskazali-ee-prizery

Победа в олимпиаде – прямая дорога в университет твоей мечты!

Как побеждать в олимпиадах по обществознанию

У школьников 7-11 классов есть возможность принять участие в олимпиаде «Высшая проба». 8 декабря заканчивается регистрация участников олимпиады «Высшая проба». Первый (отборочный) заочный этап состоится 13-28 декабря 2014 г., второй (заключительный) очный этап пройдет 12-18 февраля 2015 года на базе ВГУЭС.  

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» включена в Перечень олимпиад школьников на 2014/15 учебный год.

Победители и призеры олимпиады имеют право на зачисление без вступительных испытаний на программы высшего профессионального образования, соответствующие профилю олимпиады или на получение максимального количества баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету.

Организаторы: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и 10 университетов, в том числе ВГУЭС.

Предметы: 7 класс – история, литература, математика, русский язык; 8 класс – история, литература, математика, обществознание, русский язык, экономика; 9-11 классы – востоковедение, дизайн, журналистика, иностранные языки, информатика, история, история мировых цивилизаций, литература, математика, обществознание, право, психология, русский язык, физика, экономика, электроника.

В октябре 2014 года во ВГУЭС работала делегация преподавателей Высшей школы экономики и членов предметных методических комиссий олимпиады «Высшая проба». На базе нашего университета они провели цикл лекций и мастер-классов  для школьников и учителей Приморского края.

– Правда ли, что победа в олимпиаде «Высшая проба»  дает преимущество при поступлении не только в НИУ ВШЭ?

Ольга Афанасьева, член методической комиссии олимпиады «Высшая проба» по обществознанию:

– Одиннадцатиклассники, ставшие победителями и призерами «Высшей пробы», могут поступить без дополнительных испытаний в ведущие вузы страны – такие, как НИУ ВШЭ, МГУ, МГИМО и другие  –  на ту образовательную программу, где этот предмет является профильным.

Нужно только победу в олимпиаде подтвердить сдачей  ЕГЭ по профильному предмету (например, обществознанию).  Как правило, они легко справляются с этой задачей.

Победители и призеры олимпиады из 7-10 классов не получают льготы для поступления в университет, но на следующий год могут принимать участие сразу в очном этапе олимпиады, минуя отборочный.

Данил Федоровых, член методической комиссии олимпиады «Высшая проба» по экономике:

– Олимпиада «Высшая проба» в 2014–2015 году проводится по 16 предметам, 14 из которых включены в перечень Министерства образования.  Количество предметов, по которым проводится «Высшая проба», постоянно растет, наш университет становится больше, открывает новые факультеты, образовательные программы, и сразу возникают олимпиады по профильным предметам. 

Родион Белькович, член методической комиссии олимпиады «Высшая проба» по праву:

– Победа в олимпиаде «Высшая проба» по праву, например,  – это прямой путь на факультет права Высшей школы экономики и других ведущих вузов страны.

Поступить по результатам ЕГЭ значительно труднее: в ВШЭ в этом году проходной балл на направление «Юриспруденция» был 325,  то есть по каждому из четырех предметов необходимо было набрать минимум 81 балл.

В то время как победителю или призеру олимпиады для поступления  нужно всего лишь подтвердить свой статус 75-ю баллами ЕГЭ только по профильному предмету (обществознание). 

 – Все ли олимпиады по предметам «Высшей пробы» имеют первый уровень?

Елена Маркова, федеральный эксперт ЕГЭ, специалист по подготовке экзаменаторов ЕГЭ, член методической комиссии олимпиады «Высшая проба» по иностранному языку:

– Нет, пока еще не все. Так, олимпиада «Высшая проба» по иностранному языку в этом году проходит впервые, и она еще не успела войти в министерский список.

Но уже с 2015 года вузы будут учитывать индивидуальные достижения абитуриентов, в том числе  победы в профильных предметных олимпиадах, и добавлять за них баллы.

Если вы станете победителем или призером «Высшей пробы» по иностранному языку, то при поступлении в Высшую школу экономики это означает плюс два балла к вашей сумме ЕГЭ. Они могут стать решающими в вопросе, поступите ли вы на бюджет или на платное место.

– Чем отличаются задания на олимпиаде «Высшая проба» от того же Всероссийского этапа предметных олимпиад школьников?

Ольга Афанасьева:      

– У «Высшей пробы»  довольно сложный отборочный этап.  Все этапы традиционных предметных олимпиад – от школьного до всероссийского – очные, и организаторы точно знают, что школьники пишут их самостоятельно.

Отборочный этап «Высшей пробы» – заочный и дистанционный,  вполне возможно, что участникам помогают родители, учителя или репетиторы.

Поэтому мы  сделали задания олимпиады более сложными и разнообразными с целью найти тех школьников, которые могут выполнять задания, требующие творческого подхода и нестандартных решений. 

–  Можно ли подготовиться к участию в олимпиаде самостоятельно и как это сделать?

Ольга Афанасьева:      

 – Вы можете зайти на сайт НИУ ВШЭ, открыть рубрику «Олимпиады» и выбрать нужный предмет.

На сайте размещены демо-версии заданий текущего года и все задания предыдущих лет с правильными ответами – это великолепная возможность проверить свои силы, получить знания и потренироваться, подготовиться к участию в олимпиаде.

 При составлении заданий мы не выходим за рамки федерального стандарта по предмету.  Но это – олимпиада, а не ЕГЭ: помимо глубоких знаний по предмету и общей эрудиции, от участников требуется умение мыслить нестандартно и творчески.

– Обществознание изучают в школе, а, например, как готовиться  к олимпиаде по праву?

Родион Белькович:

– Для победы в олимпиаде «Высшая проба» по этому предмету требуются знания из различных областей права. Готовиться к участию в олимпиаде можно по профильным вузовским учебникам и по действующим нормативно-правовым актам и  актуальному законодательству.

  Я рекомендую для подготовки использовать сайт олимпиад Высшей школы экономики, где есть, во-первых, задания прошлых лет с критериями правильных ответов; во-вторых, демо-версии заданий текущего года; в-третьих, сама программа подготовки, содержащая список учебной литературы по предмету и ссылки на необходимые материалы.

То же самое можно сказать и в отношении других предметов, не входящих в школьную программу – например, экономики или психологии.

– Как обеспечивается честность и прозрачность олимпиады? 

Ольга Афанасьева:

– Организаторы «Высшей пробы» гарантируют, что олимпиада проводится честно и прозрачно.   Все участники  регистрируются на сайте, заочный отборочный этап проводится в определенные дни, и всем дается одинаковое время для выполнения задания.

Очный этап проходит на региональных площадках, и у нас очень серьезные требования к нашим партнерам именно по обеспечению стандартов проведения олимпиады.

Во Владивостоке ВГУЭС уже не первый год принимает на своей территории «Высшую пробу» и как партнер зарекомендовал себя только с самой лучшей стороны.

После написания очного этапа участники в личных кабинетах на сайте получают сканы своих работ и видят, как жюри их оценило, где они совершили ошибку, а где оказались на высоте.

Более того – с 2014 года  на сайте «Высшей пробы» в открытом доступе размещены работы победителей и призеров  за 10-11 класс, и участникам олимпиады было бы полезно их изучить и проанализировать.

Эта работа над своими и чужими ошибками необходима, она позволяет успешно пройти самый главный этап олимпиады в 11 классе и обеспечить себе поступление в один из ведущих вузов страны.

– Неужели школьники с 7-8 класса серьезно нацелены на поступление в ВШЭ и поэтому участвуют в олимпиаде «Высшая проба»?

Данил Федоровых:       

– В последние годы олимпиада «Высшая проба»  привлекает многих школьников, которым до поступления еще  далеко. Наверняка есть ученики 7 класса, которые думают: «Ага, я сейчас пройду весь этот путь,  и через пять лет стану студентом Высшей школы экономики».

Но мы верим, что семиклассники, участвуя в олимпиаде, стремятся и к другим целям – узнать что-то новое, выходящее за рамки школьной программы, проверить свои силы, проявить творческие способности, познать радость интеллектуального труда.

  Поэтому мы при проведении олимпиады стараемся уйти от стандартных тестовых проверок знаний и составляем такие задания, чтобы ребенок смог раскрыть свой талант к творчеству, логические и исследовательские способности, чтобы ему было интересно.

  Для этого и существуют олимпиада «Высшая проба» в младших классах и «Конкурс юных», в котором тоже можно принимать участие.

Ольга Афанасьева:

– Да, в олимпиаде «Высшая проба» можно участвовать, начиная с 7 класса. Казалось бы, зачем так рано, ведь преимущества для поступления в «вуз мечты» открываются только в  11 классе.

Но олимпиада по многим параметрам сложнее ЕГЭ, и нельзя сказать, что это – лазейка для поступления. Нет!  Случайных  победителей и призеров олимпиад не бывает, за их успехом стоят глубокие знания, упорство и серьезный труд.  Поэтому начинать нужно как можно раньше.

Читайте также:  Как получить дополнительные баллы к егэ

Если ребенок участвует в олимпиадах с 7 и 8 класса, то с каждым годом его успехи и уверенность в себе растут.

 Школьник за это время успевает адаптироваться к требованиям, учится решать разные типы заданий, и его шансы стать в 11 классе победителем или призером олимпиады существенно выше, чем у того ученика, кто участвует впервые, даже если их знания равны.

Источник: http://vvsu.ru/notice/article/10745821/pobeda_v_olimpiade_pryamaya

Путь к вершине. Подготовка учеников 9-11 классов к олимпиадам по истории и обществознанию. Опыт репетитора

Все чаще старшеклассники пробуют свои силы в олимпиадах по истории и обществознанию, проводимых вузами.

Сейчас есть большой выбор гуманитарных олимпиад разных по содержанию и структуре: «Покори Воробьевы горы» и «Ломоносов», проводимые МГУ; «Высшая проба» (Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики); «Будущее Сибири» (ТГУ); «Кодекс знаний» (Омская академия МВД) и др.

По структуре 1 тур олимпиады представляет собой дистанционное тестирование онлайн (30-40 заданий в течение часа) с лимитом времени, либо создание текста эссе в течении 2-3 дней. Второй финальный этап обычно проходит очно, в самом вузе или на региональных площадках. На втором этапе финалистам нужно выполнить ряд заданий, показав свой уровень знаний и интеллектуальный потенциал.

Дистанционные олимпиады дают возможность ученикам не только получить бонусы при поступлении и оплате, но и самостоятельно оценить свои знания. Подготовка к олимпиадам сложной, но очень захватывающий процесс общения ученика и наставника.

Индивидуальные занятия позволяют эффективно подготовить ребенка к олимпиадам, помочь ему раскрыть свои способности в более комфортной психологической атмосфере. При этом надо правильно выстраивать систему «Ученик –учитель».

Элементы этой системы просты и очевидны: уважение к личности ребенка, искренняя заинтересованность в результатах совместной деятельности, гармония в общении.

Дети чувствуют равнодушие и фальшивость взрослых, и это сразу отворачивает их от учителя.

Для достижения хорошего результата на олимпиаде необходим длительный период подготовки ученика и особо важна его мотивация. Мотивация участия в олимпиаде может разной – от получения конкретных бонусов при поступлении и скидок при оплате за первый курс до желания проверить свой уровень знаний и способностей.

Если удалось стать победителем или призером олимпиады, то можно воспользоваться одной из льгот: зачисление без вступительных испытаний в вуз на направление подготовки, соответствующее профилю олимпиады, или приравнивание к лицам, набравшим 100 баллов (максимальное количество) по единому государственному экзамену по предмету, соответствующему профилю олимпиады.

Но нужно учитывать, что выбор льготы осуществляется приемной комиссией.

Многим ученикам свойственно желание соревноваться, лидировать, побеждать. Олимпиады и конкурсы помогают реализовать и развивать их способности. У ребенка должны сформироваться здоровые амбиции и жажда успеха, а также активная жизненная позиция, целеустремленность, самостоятельность.

Для того чтобы победить, ребенку приходится больше заниматься, осваивать новые знания и умения. То есть участие в олимпиадах стимулирует заинтересованность в добровольном углубленном изучении предмета. А самообразование – прочный залог успешной жизни, удачной карьеры. Если ребенок будет постоянно участвовать в олимпиадах, то и ЕГЭ сдать ему намного проще, без лишних стрессов.

26 марта 2014 года завершился 2 заключительный тур олимпиады «Покори воробьевы горы» по обществознанию для учеников 5-9 классов. Инициатор проведения олимпиады – МГУ имени Ломоносова. Олимпиада проходила в заочной форме с использованием дистанционных технологий. Задания первого и второго тура включали в себя вопросы и темы для эссе.

В числе победителей ученик лицея № 2 Павел Вакорин, г. Купино Новосибирской области. Жюри конкурса высоко оценило его эссе о роли науки в жизни общества. Павел Вакорин как победитель олимпиады будет награжден памятным сертификатом. Успешное участие в олимпиаде в дальнейшем поможет победителям стать студентами МГУ имени Ломоносова.

Подготовку учеников к олимпиадам, на мой взгляд, следует разделить на этапы. Первый этап – изучение и разбор заданий прошлых лет, этот этап позволяет оценить знания учеников и показать им уровень олимпиадных заданий.

На этом этапе необходима правильная мотивация, надо помочь ученику поверить в свои силы. Иногда очень сложно преодолеть психологический барьер: «Я так не смогу или это сложно для меня». Для этого нужно помочь ребенку поверить в себя.

Ученик должен стать полноправным участником диалога, откровенно говорящим о своих текущих трудностях в изучении истории и обществознания.

Второй этап – наработки и систематизации знаний и формирование навыков создания текста и выполнения сложных заданий.

Задания вузовских олимпиад иной раз очень далеко выходят за рамки школьной программы, и следовательно, надо сформировать некий информационный поток.

В информационный поток помимо теоретических наработок также стоит включить тестовые задания и задания олимпиад и постепенно их нарабатывать.

У ребенка при правильном подходе к формированию информационного потока повышается интерес к предмету, а иной раз он выходит на уровень жажды знаний. Мотивация на данном этапе направлена на регулярную качественную работу, направленную на усвоение большого количества информации, систематические усилия над собой.

Третий этап подготовки – написание и анализ пробных работ. Необходимо оценить уровень готовности ученика к олимпиаде. Мотивация этого этапа – всегда можно сделать работу еще лучше. Само участие в олимпиаде – это своеобразный выплеск себя, интеллектуальный и эмоциональный.

Путь к вершинам успеха на олимпиадах – это совместимая творческая работа учителя и ученика, это чувство гордости за достигнутый результат. Успешное участие в олимпиадах – это закалка характера и выработка стратегии победителя.

Приложение. Эссе, 1 тур олимпиады «Покори Воробьевы горы» МГУ, 2013 год.

Алена Петракова – ученица школы № 105 г. Купино. Алена написала эссе «Размышления о счастье», которое было оценено жюри высокими баллами. Сейчас студентка одного из новосибирских вузов.

Эссе: «Размышления о счастье».

Счастье – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Что такое счастье? Наверное, нет такого человека, который бы не задавал себе этот вопрос. И, наверное, нет такого, который бы нашел точное определение, подходящее каждому из нас. Счастье – оно ведь такое не постоянное и вечно ускользающее. Для каждого оно свое.

Счастье не любит, когда его преследуют, оно свободно и никогда не будет в чьей-то власти. Оно самостоятельно и само выберет, когда и к кому нужно прийти. Оно не подвластно времени и обстоятельствам, оно свободно.

Надо продолжать жить, но не заострять свое внимание на одном единственном и желанном счастье.

Мы счастливы настолько, насколько мы позволяем себе быть счастливыми! Всё зависит от нашего желания быть таковыми – счастье не приходит завтра или не было вчера, оно есть сегодня, в этот миг.

Счастье может быть разное, но в любом случае оно должно идти изнутри, а не снаружи. Я радуюсь, потому что я живу. И счастье нам дано от Бога. За него нет необходимости платить, покупать его, достигать его, молиться ради него. Счастье есть внутри нас.

Мы обладаем всем, всеми качествами, талантами, характером, чтобы быть счастливыми и уникальными прямо сейчас.

Счастье есть в нас самих, просто на него нужно направить лучик внутреннего света, и оно будет прорастать, вы начнете лучше его видеть, и вы будете наполняться силой и любовью.

Можно сравнить счастье с бабочкой. Мне кажется, счастье такое и есть. Легкое, нежное, прекрасное. Словно как бабочка, оно летает от цветка к цветку, запасаясь нектаром. Ты побежишь за ней, захочешь дотронуться, и она тут же исчезнет, спрячется.

Тут ты замечаешь красивый цветок, отвлекаешься от бабочки, а вот и она, уже сама кружиться вокруг тебя, главное не спугнуть ее и ни в коем случае не ловить. Счастье такое хрупкое, как крылья бабочки. Одно неловкое движение и пыльца с них осыпается. Больше бабочка никуда не полетит, крылышки стали серыми и не красивыми.

Так же и счастье. Когда пытаешь его, трогаешь, мучаешь, оно погибает, становится уже не счастьем.

В нашей жизни есть люди, которые действительно приносят счастье, наверное, они и называются любимыми.

Я думаю, что именно люди являются главной частью нашего счастья, ведь с кем как не с ними мы хотим делить свои деньги, растить детей, радоваться солнцу, смотреть на закат, покупать новые вещи, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность.

Радуясь успехам и благополучию других людей, мы невольно открываем двери к собственному счастью. Даря радость и добро окружающим нас людям, мы, в первую очередь, делаем счастливее самих себя.

Главная цель многих людей, живущих в 21 веке – это карьера. Как много людей, у которых много денег, загородный дом, престижная работа, дорогие машины – одиноки.

Иной раз, в погоне за славой, большими деньгами, карьерой, человек перестаёт думать о других людях и сопереживать им.

Как часто такие люди перестают ценить простые вещи: благодарную улыбку человека, которому ты помог; сияющие глаза ребёнка, которому ты подарил радость.

Для других людей, напротив, любящая семья, понимание родных и близких является главным богатством. Люди счастливы видеть радостные, улыбающиеся лица детей. В моём понимании любовь к родным, улыбки и смех детей, моё душевное спокойствие, покой, уют ценнее всех материальных благ.

Каждый человек счастлив по-своему, но главным компонентом счастья для всех является Свобода. Даже здоровый, материально обеспеченный человек не сможет быть по-настоящему счастливым из-за страха потерять свой капитал.

Мы всегда мечтаем о том, чтобы зарабатывать больше – мы уверены, что тогда мы станем счастливее. Люди часто переоценивают удовольствие, которое они могут получить от обладания большим количеством материальных ценностей.

Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. На самом деле счастье – это когда ты видишь, что счастливы те, кто тебе дорог. Истинное счастье – это когда ты можешь помогать другим. А счастье, которое проистекает от удовлетворения материальных потребностей – оно временно и быстро проходит.

Истинное счастье оно действительно непреходяще – давать людям радость, давать то, в чем они нуждаются. Относиться ко всем так, как хотелось, чтобы относились к нам. Счастье – это плод хороших взаимоотношений с дорогими тебе людьми, с собой, и прежде всего с Богом!

Источник: http://io.nios.ru/articles2/77/34/put-k-vershine-podgotovka-uchenikov-9-11-klassov-k-olimpiadam-po-istorii-i

Обществознание

Подготовка к олимпиаде по обществознанию

Социальные науки очень молодые, хотя, об устройстве общества, о месте человека в этом мире люди задумывались еще в древности.

Да, в этой области человеческого знания не так важны строгие математические соотношения, у этих наук есть своя специфика, свой язык, свои методы.

На пути изучения общества ученые совершили не одно открытие и никто не знает, что еще ждет людей в процессе социального познания. Выдающийся ученый историк ХХ в. Марк Блок писал:

«Итак, мы ныне лучше подготовлены к мысли, что некая область познания, где не имеют силы Евклидовы доказательства или неизменные законы повторяемости, может, тем не менее, пре­тендовать на звание научной. Мы теперь гораздо легче допускаем, что определенность и универсальность — это вопрос степени.

Мы уже не чувствуем своим долгом навязывать всем объектам познания единообразную интеллектуальную модель, заимствованную из наук о природе, ибо даже там этот шаблон уже не может быть применен вполне. Мы еще не слишком хорошо знаем, чем станут в будущем науки о человеке.

Но мы знаем: для того, чтобы су­ществовать — продолжая, конечно, подчиняться основным законам разума, — им не придется отказываться от своей оригинальности или ее стыдиться».

Только начинаете свой олимпиадный путь, или уже хорошо знакомы с его форматом? Мы будем рады помочь в подготовке каждому. Для новичков всегда открыт «Кружок от чемпионов» Ассоциации победителей олимпиад, а опытные участники могут попасть в состав сборной Москвы по обществознанию.

  • «Кружок от чемпионов» Ассоциация победителей олимпиад Перейти
  • Как попасть в сборную Москвы Перейти

Проявил себя – двигайся дальше!

Подготовка к олимпиадам идет круглый год, но отсчет нового сезона приходится на сентябрь. Опытные участники олимпиадного движения легко попадают в поле зрения тренеров команды Москвы. Показывая высокие результаты на региональном или заключительном этапах ВсОШ или Московской олимпиаде они получают приглашения на занятия.

Читайте также:  Какие бывают профессии связанные с биологией?

У тех, кто ещё не участвовал в интеллектуальных соревнованиях, но хочет проявить себя, тоже есть шанс подготовиться к будущим состязаниям. В начале каждого учебного года проходит отборочный тест, на который могут прийти все желающие. Кроме того, на занятия приглашают ребят, успешно написавших итоговую работу в летней школе Центра педагогического мастерства.

Подробная информация представлена на сайте, активно ведется группа в ВКонтакте.

Составь себе расписание сам

Занятия кандидатов в команду Москвы проходят, в основном, по вечерам будних дней. Четыре-пять дней в неделю, по две пары, в два потока, преподаватели читают лекции и проводят семинары. Не стоит пугаться и грустить по свободному времени.

Каждый школьник сам выбирает в какие дни и на какие пары ходить. Он может посоветоваться со своим куратором, который есть у каждого кандидата в команду. Куратором назначается преподаватель или победитель/призер ВсОШ прошлых лет.

Ребят также ждет серия интенсивных занятий: выездные сборы в сентябре-декабре и подготовка в Центре педагогического мастерства в январе.

Подготовка потенциальных членов команды

По результатам регионального этапа определяется список потенциальных членов команды Москвы на финале ВсОШ. Проходные баллы становятся известны только в начале марта, но интенсивные занятия начинаются уже в феврале. На них приглашают больше ребят, чем в итоге войдет в команду Москвы.

Было бы желание – возможность найдется

Для тех, у кого в этот раз не получилось пройти отбор, но желание заниматься не угасло, в центре образования «Коалиция» проходят занятия по той же схеме: четыре-пять дней в неделю, по две пары, в два потока, преподаватели читают лекции, и проводят семинары. Также на платной основе можно поехать на выезды вместе с кандидатами в команду.

Ежегодно к муниципальному этапу запускаются онлайн-курсы для школьников. По всем 24 предметам олимпиады публикуются материалы для подготовки, организационная информация и советы специалистов. Участники могут задавать вопросы жюри и подавать апелляции. Зарегистрироваться на курсы можно с помощью приглашения, которое выдается в школе вместе с листком участника.

Широкое распространение получила программа ассоциации победителей олимпиад «Кружок от чемпионов» и проект при поддержке тренеров команды Москвы «Олимпийский резерв». Для ребят интересующихся предметом, желающих добиться результатов на олимпиадах школа может организовать занятия с одним из тренеров команды Москвы.

Источник: http://mosolymp.ru/training/soci

10 полезных ресурсов для подготовки к олимпиадам по обществознанию

Продолжаем делиться книгами и ссылками, которые помогут как следует потренироваться перед олимпиадами. Сегодня списком любимой литературы делится Виталия Чеснова, победитель Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

Книги

Головня А. И., Чистяков Н. М. Теория государства и права. Краткий курс лекций, где авторы рассматривают вопросы теории государства и права с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной учебной практики.

Марченко М. Н. Теория государства и права. Учебник рассчитан на студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция». В нем рассматриваются вопросы, касающиеся государства и права переходного типа, принципа разделения властей, соотношения международного и национального права и другие.

Иванов С. И. Основы экономической теории. Учебник для учеников старших классов знакомит читателей с основами рыночной экономики.

Лайфхаки от победителя всероса по обществознанию →

Власьевич Ю. Е. Сборник задач по экономике. Учебное пособие. В нем можно найти тесты, упражнения, задачи по разделам «Общие проблемы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика». Подходит для самостоятельной работы, потому что к вопросам и задачам даются комментированные ответы и решения.

Видяпин В. И., Добрынина А. И. Учебник по экономической теории. В книге подробно рассмотрен процесс формирования рыночной экономики России.

Лейст О. Э. История политических и правовых учений. Автор описывает развитие и обоснование идей демократии и прав личности, рассматривает критику тоталитарных и деспотических режимов и проблемы соотношения социальных и общечеловеческих начал в учениях о праве и государстве.

Зотов А. Ф., Миронов В. В., Разин А. В. Философия. В учебнике хорошо описаны философские теории XX века, освещены основные разделы современного философского знания. Для тех, кто уже подумывает об аспирантуре, будет полезно почитать главы по философии науки и техники.

Школкина И. Н. Курс лекций по классической и неклассической философии. В нем вы найдете историю восточной, западной и русской философии с древнейших времен и до XX века включительно.

Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. Подробно описаны структура и полномочия правоохранительных органов.

Для систематизации и повторения хорошо подойдут разные пособия для подготовки к ЕГЭ.

Интернет-ресурсы

Правовые материалы Консультант Плюс. Актуальные и востребованные документы по вопросам права.

Источник: https://olimpiada.ru/article/786

Покоряя новые вершины знаний

Подходит к концу долгожданная пора лета, и уже совсем скоро начнутся трудовые будни. А за ними и отборочные этапы олимпиад школьников, а также школьные туры Всероссийской олимпиады школьников по всем общеобразовательным предметам. Темь временем мы не стоим на месте:) Сегодня в свет выходит очередная статья из цикла «Как подготовиться к олимпиадам».

На этот раз секретом успеха с начинающими олимпиадниками делится ученица уже 10 класса, Лукина Анна.

Страшно даже представить, что всего за год она собрала столько наград: стала победителем ВсОШ по обществознанию, получила специальный приз за лучшее эссе, покорила вершину олимпиад НИУ ВШЭ, МГЮА, заняла почетные места победителя и призера в нескольких московских олимпиадах школьников 🙂

Вы спросите, почему я участвую в таком большом количестве олимпиад? Чем привлекают меня все эти интеллектуальные сражения?

Есть 5 причин:

1.  Олимпиады дают возможность испытать себя, сравнить свои знания не только на уровне школы, но и на уровне округа, города, страны.

2. Здесь  можно встретиться с другими участниками, интересы которых близки тебе.

3. Новые встречи способствуют личностному росту.

4.  Олимпиады – это не только соревнования, но и способ познания. Я участвую в тех олимпиадах, которые связаны с моим выбором будущей профессии – сферой юриспруденции: олимпиады по правовым вопросам позволяют мне получать новые знания в этой сфере, а также открыть для себя ведущие юридические вузы.

5. Хорошие результаты на олимпиадах могут дать бонусы для поступления в вуз: от 100 баллов по профильному ЕГЭ до поступления без вступительных испытаний.

Как вы видите, участие в олимпиадах – путь к успеху для школьника. И каждый из нас может встать на этот путь, просто попробовав себя в таких испытаниях (хотя бы однажды, но чем больше, тем лучше).  А для более полной информации об олимпиадах предлагаю вам данный обзор.

  • Особенно он пригодится будущим юристам.
  • Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
  • Что дает: поступление без вступительных экзаменов в профильные вузы, для остальных вузов – 100 баллов по ЕГЭ по предмету «обществознание».

Задания: заключительный тур состоит из трех этапов: тест (максимально – 100 баллов), эссе, оппонирование (по 50 баллов). Помимо баллов по критериям за эссе и оппонирование, жюри может дать дополнительные баллы за эти творческие работы (по 25 баллов максимум). Участники, получившие максимальное число дополнительных баллов, награждаются специальным призом.

В тесте задействованы все науки, которые входят в широкую область обществознания: философия, социология, право, экономика, логика. Задания варьируются от кроссвордов до аналитических работ. На втором этапе участники выбирают тему эссе из широкого спектра высказываний выдающихся личностей.

На третьем этапе предлагается найти ошибки в одном из текстов на выбор, а также противопоставить позицию автора постулатам современной науки.

Атмосфера: олимпиада организуется Высшей школой экономики и проходит в отеле «Олимпиец». В свободное время нас ждали лекции, интеллектуальные марафоны, просмотры фильмов и чтение стихов и прозы. Всего за неделю олимпиадники стали настоящей дружной командой!

Как победить: прежде всего необходима активная подготовка. Я не посещала курсы и не занималась с преподавателями, а готовилась сама. Но особенно стоит отметить не работу с литературой, а навык написания эссе. Эссе – творческая работа, и к ней стоит подходить серьезно, писать максимально подробно и развернуто. А самое главное – выбрать правильно тему с учетом собственных интересов.

Конкурс «Юный юрист» (НИУ ВШЭ)

Что дает: возможность участия в заключительном этапе олимпиады по праву «Высшая проба», возможность участия в заключительном этапе конкурса в следующем году.

Задания: первый этап – выполнение заданий в интернете. Он состоит из творческих и нестандартных заданий по юриспруденции. Стоит отметить, что, как в первом, так и во втором этапе, задания для 9-11 классов одинаковые, так же, как и система оценивания. Второй этап – написание эссе на правовую тему.

Атмосфера: как задания первого этапа, так и эссе показались мне достаточно интересными. А участники конкурса – творческими людьми, способными решать нестандартные задачи.

Как победить:несмотря на то, что первый этап проходит в интернете, к нему надо относиться очень серьезно. В эссе важно выдержать структуру и подобрать аргументы.


Олимпиада по праву «Высшая проба» (НИУ ВШЭ)


Что дает: для участников из 11 класса – льгота при поступлении, для участников из 9-10 классов – возможность участия в заключительном этапе.

Задания:  как и в конкурсе «Юный юрист», первый этап проходит в форме интернет-теста. С 2012-2013 учебного года  второй, заключительный, тур олимпиады кардинально поменял свой формат. Задания стали более творческими и дискуссионными, теперь они напоминают мини-эссе. Также предложены правовые задачи.

Атмосфера: НИУ ВШЭ – один из лучших организаторов олимпиад для школьников.

9 июня состоялось награждение участников, которые успешно выступили на «Высшей пробе». Оно было проведено в форме Дня открытых дверей, где каждый смог больше узнать о вузе.

Как победить: главное при таком типе заданий – писать максимально подробно, даже о том, что не указано в задании. Иными словами, в этой олимпиаде ценится не заучивание фактов, а эрудиция и широта познания.

Олимпиада по праву МГЮА им. О.Е. Кутафина

Что дает: для участников из 11 классов – 100 баллов по ЕГЭ или дополнительному испытанию, для участников из 8-10 классов – возможность участия в заключительном этапе.

Задания: олимпиада проводится в два тура (оба очные). Многие называют ее «репетицией Всеросса».  Это не случайно, ведь олимпиадные задания похожи на испытания Всероссийской олимпиады  школьников по праву. Основную массу заданий составляют тесты, задачи, расшифровка аббревиатур.

Атмосфера: я участвую в данной олимпиаде уже второй год (с 8 класса) и

с уверенностью могу сказать, что атмосфера очень дружелюбная. В то время как будущие юристы выполняют тестовые задания, для сопровождающих проводится «круглый стол», на котором они получают информацию о поступлении в Московскую государственную юридическую академию имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Тем, кто смог пройти на второй тур, вручаются сертификаты участника и подарки.

Как победить: здесь ответ однозначен: учиться, учиться и еще раз учиться (совсем  по В.И. Ленину – не только пролетарскому вождю, но  и, прежде всего, юристу по образованию).

  1. Московская олимпиада школьников
  2. Что дает: данная олимпиада не входит в перечень олимпиад школьников и может дать только возможность участия в заключительном этапе и, таким образом, приобрести весьма ценный опыт.
  3. Задания:
  • обществознание: в олимпиаде второго тура – интернет-тестирование и очный, заключительный, этап. В него входит аналитическая работа и написание мини-эссе;
  • право: также есть интернет-этап и заключительный тур, который состоит из разнообразных по типу заданий (кроссворды, правовые задачи, тесты);
  • экономика: первый этап – интернет, второй – очный. Состоит из теста и задач по экономике.

Атмосфера:  атмосфера  не  столь яркая, зато задания мне показались достаточно сложными.

Как победить: разные предметы предполагают разные способы подготовки. Но главное, как мне кажется, – не растеряться на самой олимпиаде и выполнить все задания полностью. При выполнении творческих работ и решении задач нужно писать максимально подробно.

Таким образом, олимпиады – тернистый, но увлекательный путь. Надеюсь, что многие изберут этот путь для поступления в университет своей мечты. Желаю всем удачи на олимпиадах!

Источник: http://pravo-olymp.ru/1406

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector