План подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Обществознание — интересный и важный предмет. Многие школьники именно его сдают в формате ЕГЭ, особенно те, кто поступает в гуманитарные вузы.

Но как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, чтобы набрать достаточное количество баллов? Подробно этот вопрос разберем в статье.

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля: что нужно знать и на какие вопросы отвечать

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

Структура ЕГЭ по обществознанию

Также на нем останавливают свой выбор те, кто не чувствует уверенности, сможет ли он справиться с другими предметами. С другой стороны, сдать ЕГЭ по обществознанию успешно — непростая задача. Здесь есть много нюансов, которые мы обсудим далее.

Каждое экзаменационное задание состоит из трех частей и 29 вопросов с разным типом сложности. Вот какие разновидности вы встретите:

  • вопросы с выбором варианта ответа — в каждом задании вы должны выбрать один или несколько верных ответов,
  • задание по выявлению составных элементов различных понятий, с использованием таблиц,
  • предложение установить соответствие позиций из двух разных множеств — схем, графиков и таблиц, установление соответствия позиций, которые представлены в двух множествах (таблицах, схемах, графиках),
  • предложение дать определение различным понятиям и терминам.

Часть А

Кроме того, потребуется навык делать выводы из полученной информации, анализировать ее.

Обратите внимание! В заданиях части А можно выбирать не один правильный ответ, а несколько.

Часть В

Вторая часть содержит девять заданий по предмету, на которые вы должны будете дать более подробный ответ. Чтобы сделать это, необходимо знать основные аспекты различных обществоведческих наук.

Также важно грамотно анализировать эту информацию. Искать, сопоставлять и правильно применять информацию при работе с заданиями. Также важно обладать навыком формулировать свое мнение и обосновывать его.

Часть С

Каждое высказывание можно соотнести с одним из подразделов курса — может быть вопрос из сферы права, экономики, философии или политологии.

При помощи этого задания проверяются знания и умения ученика. Вы должны точно раскрыть смысл предложенного суждения, использовать при этом знания, полученные при изучении всех разделов школьного курса. Также важно уметь самому формулировать свои рассуждения, делать из них выводы и грамотно приводить примеры.

Успешно сдать часть С можно в том случае, если вы будете знать наизусть критерии оценки этого задания. Их можно найти в конце каждого сборника для подготовки к экзамену. Для этого вырежьте критерии оценки и наклейте их на картон. Держите эту карточку всегда под рукой. Также вы можете скачать примеры удачных эссе из Сети и сопоставить их с найденными вами критериями оценки.

В итоге можно заметить, что те эссе, которые написаны по требуемым критериям, получаются грамотными и легко читаются. Свои работы вы можете анализировать и править красной ручкой. Побудьте в роли преподавателя — это очень поможет при подготовке.

Сложности, возникающие при сдаче

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

Чтобы сдать предмет успешно, нужно набрать минимум 70 баллов, а это возможно лишь при хорошей подготовке.

Еще одна причина, по которой непросто сдать обществознание, это большое количество информации, которую нужно усвоить. Этот предмет объединяет сразу пять гуманитарных наук, а именно:

  • право,
  • экономика,
  • социология,
  • политология,
  • философия.

Кроме того, курс обществознания захватывает такие аспекты, как религия, культурология, эстетика. Они пристально рассматриваются в курсах высших учебных заведений на протяжении нескольких лет. А перед выпускником и абитуриентом стоит задача предварительно разбираться в каждом из них, знать, по крайней мере, основные принципы.

Есть и еще один сложный момент: в части А зачастую дают задания с подвохом. Над ними может ломать голову даже преподаватель с большим опытом работы. Такие вопросы имеют двойной ответ.

Но ведь в некоторых странах этот орган власти появился уже тогда, когда промышленность не была развита, например, в Англии или во Франции. А в постиндустриальном обществе парламент, как правило, никуда не исчезает. В данном случае все зависит от логики тех, кто составлял задания. К счастью, таких вопросов в тесте лишь два-три. Остальные предполагают более однозначный ответ.

Важно! Еще одна сложность, с которой можно столкнуться при сдаче экзамена, — допущение ошибок при заполнении части В. Любые помарки, неправильные падежи в словах, которые вы ставите даже от невнимательности, от перенапряжения, могут привести к тому, что вам это засчитают за ошибку. Экзамен проверяет компьютер, поэтому стоит быть очень внимательным.

Еще одна загвоздка в том, что проверять часть С будет обычный человек, точка зрения которого может кардинально отличаться от вашей. Обществознание — гуманитарный предмет, а это предполагает много вариантов ответов.

Как видите, сдать ЕГЭ по обществознанию на высокий балл не так уж и просто. Вот почему важно тщательно готовиться к сдаче. А для этого — быть внимательным во время уроков, читать дополнительную литературу, пользоваться услугами репетиторов.

Как подготовиться к экзамену

Так как же успешно подготовиться к сдаче экзамена по обществознанию? Опытные преподаватели рекомендуют следующее:

  1. Во-первых, придется запастись учебниками и нормативно-правовыми документами. Пригодятся и специальные пособия для подготовки к ЕГЭ — в них максимально кратко и емко сосредоточена необходимая информация.
  2. Будет неправильно отложить подготовку к экзамену на последние несколько дней. Только тщательная работа на протяжении длительного времени поможет получить высокий балл. Вам потребуется минимум месяц.
  3. Для того чтобы успешно сдать тестовую часть, нужно знать все основные понятия предмета. Многие из них можно заучить наизусть. При подготовке к экзамену можно сделать шпаргалки. Это позволит задействовать зрительную и моторную память. Конечно же, не стоит брать их с собой, отправляясь на экзамен. Лучшая тактика при подготовке — запоминать термины и факты, используя логические связи.
  4. Чтобы справиться с написанием эссе, нужно регулярно практиковать выполнение подобных заданий. Это позволит вам без труда сформулировать вашу основную мысль и показать весь накопленный багаж знаний. Для того чтобы написать ЕГЭ успешно, вы должны уметь производить анализ материала, правильно подбирать примеры.

Вот почему важно как можно больше времени уделять чтению необходимой литературы и обращать внимание на все определения, термины, имена. Не старайтесь просто зазубрить материал, стремитесь разобраться, в чем смысл.

В том случае, если вам сложно готовиться к экзамену самостоятельно, вы можете обратиться за помощью к грамотному репетитору. Регулярно посещайте занятия, тогда обучение будет наиболее эффективным.

Не пропускайте телепрограммы, в которых рассматриваются важные аспекты общества и политики. Это понадобится вам для того, чтобы уметь анализировать события и приводить при выполнении заданий подходящие примеры.

Перед тем как начать подготовку, составьте четкий план. Например, примите решение, что будете готовиться два часа в день. Час из них читайте литературу, еще час посвятите конкретно запоминанию определений. Есть еще время — посвятите его написанию эссе. Важно этому занятию тоже уделить несколько часов в неделю. Если вы хотите получить на экзамене высокую оценку, не пренебрегайте подготовкой.

Обратите внимание! Если времени на подготовку с нуля у вас очень мало, не нужно пытаться освоить курс целиком. Запомните самые главные определения. Тогда у вас получиться сдать ЕГЭ хотя бы удовлетворительно. Если постараться, результат может и более успешным.

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/chto-nuzhno-znat-i-kak-byistro-podgotovitsya-k-ege-po-obshhestvoznaniyu

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

Обществознание — самый популярный предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Экзамен состоит из двух частей:

  • в первой — 20 заданий, за которые можно получить до 35 первичных баллов;
  • во второй — 9 заданий общей «стоимостью» 30 баллов.

Успешно сдать экзамен помогут хорошая память, начитанность и умение письменно аргументировать свою позицию. С должной мотивацией подготовиться к ЕГЭ реально за два месяца интенсивных занятий. Этого времени достаточно, чтобы рассмотреть необходимый объём теории и потренироваться писать развёрнутые ответы.

В первой части работы предлагаются задания с кратким ответом. Например, нужно вставить пропущенное слово в схему или таблицу.

В заданиях второго типа требуется выбрать обобщающее слово и записать его. К третьему типу можно отнести задания, где нужно выбрать несколько верных вариантов из списка, например, терминов или суждений.

В традиционном задании четвёртого типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.

Экзамен включает задание по экономике, в котором нужно проанализировать график и, отвечая на вопрос, выбрать верные ответы из списка. Задание может быть на одну из трёх тем: закон спроса и предложения, издержки производства или экономические циклы.

Читайте также:  В чем заключается профессия архитектора?

Другое графическое задание строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Школьникам нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.

Тема заданий № 14 и 16 известна заранее. В № 14 проверяют знание органов государственной власти или федеративного устройства РФ, вопрос № 16 посвящён Конституции РФ и правам человека.

В последнем задании первой части необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного списка.

Блок заданий с № 21 по 24 — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему. Чтобы ответить на часть из них, достаточно внимательно прочитать текст. В ответах на другие нужно продемонстрировать знания по курсу обществознания.

В задании № 25 требуется дать определение предложенному термину и составить с ним два предложения.

В этом году требования к ответу повысили: предложения должны раскрывать указанные в задании аспекты, быть распространёнными (со второстепенными членами) и содержать достоверную информацию.

Раньше за это задание давали максимум три балла, а теперь за верный ответ присуждают четыре.

В задании № 26 нужно назвать три функции, вида, классификации или критерия чего-либо (это будет указано в варианте задания) и привести примеры. Задание № 27 похоже: даётся теория и вопрос, ответ на который нужно сформулировать самостоятельно.

В задании № 28 ученикам предстоит составить сложный по структуре план из трёх и более пунктов по заданной теме, например, «Политические партии» или «Налоги и их воздействие на экономику страны». Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок.

Последнее задание № 29 — эссе по одному из пяти разделов курса на выбор школьника.

Эта распространённая ошибка встречается в заданиях открытого типа, где требуется выписать 2–3 примера функций, характеристик или принципов из текста. Школьники, которые не могут ответить на вопрос, переписывают в бланк ответа огромный кусок текста.

Они надеются, что проверяющий сам найдёт в этом фрагменте нужные фразы. Так делать не стоит: скорее всего, баллы не засчитают, поскольку ответ нечёткий. Лучше писать предельно конкретно, даже пронумеровать:

  1.  функция такая;
  2. функция другая;
  3. функция третья.

Похожая ошибка случается в задании, где требуется назвать виды чего-либо и привести примеры. Если структуры в ответе нет, ученик подряд перечисляет и виды, и примеры — эксперт снизит балл. Нужно обязательно писать чётко и пояснять, что к чему относится.

Иногда школьники пользуются интернет-ресурсами с готовыми вариантами планов и эссе. Проблема в том, что эти примеры написаны идеально.

Сразу ясно, что ни ребёнок, ни преподаватель без подготовки так гладко не напишет: в них, например, приводятся точные даты и дословные цитаты известных людей.

При этом в критериях на сайте ФИПИ энциклопедическая точность ответа не требуется, значит, не нужно тратить силы и время, ведь дополнительных баллов это не принесёт.

Некоторые учителя и репетиторы советуют школьникам заучивать пять примеров (по одному на каждый раздел обществознания), чтобы использовать при написании эссе. Порой доходит до абсурда: ученик приводит заготовленный пример про социализацию и детей-маугли, хотя вопрос совсем о другом общественном явлении.

Эссе невозможно заучить или заготовить. Нужно изучить базовый теоретический материал и учиться аргументировать свою позицию.

В развёрнутом ответе необходимо показать, как вы поняли мысль автора, а затем обосновать свою точку зрения и подкрепить её несколькими примерами. Для этого нужно в качестве тренировки написать эссе не менее десяти раз.

Порой выпускники пишут в бланк ответа целое предложение, хотя в задании нужно только одно слово. Также многие ошибаются в задании № 25: пишут два предложения там, где требуется три.

Ответ на это задание требует определить понятие в первом предложении, а затем что-то сказать о нём ещё в двух предложениях. Школьники же торопятся и соединяют два комментария в один.

Учебники обществознания быстро устаревают. Недавно на занятии ребята упоминали Высший арбитражный суд, который был расформирован в 2014 году. Чтобы не заучивать неактуальные факты, нужно брать новые издания учебников и перепроверять даты и факты, особенно в юридической сфере.

Ответы в заданиях второй части нужно писать простым человеческим языком и к месту использовать термины курса. Если требуется составить два предложения на тему инфляции, не нужно заумных выражений. Многие ученики с лёгкостью ответят, что инфляция связана с обесцениванием денег: они быстро теряют вес, от этого страдают люди с большим количеством денег на руках.

При этом в письменном ответе школьники составляют мудрёные предложения: связывают инфляцию, например, с какими-то циклами, в которых сами не очень разбираются. В результате выпускники теряют баллы, потому что оценивается не сложность предложения, а правильность ответа.

Не пытайтесь казаться более грамотным, чем вы есть: формулируйте мысли по существу и используйте термины там, где это необходимо.

Учебники. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Н. Боголюбова и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена.

Широкий кругозор полезен, но штудировать энциклопедии перед ЕГЭ необязательно: нет смысла распыляться на разные источники, лучше тренироваться писать эссе и планы.

Кодификаторы и демоверсии. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Они не на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, но зачастую очень схожи или представляют собой часть темы из задания.

Выполнять задания из демовариантов нужно непременно, а ещё стоит расширять словарный запас. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение.

Лайфхаки. Трудными темами для школьников из года в год остаются «органы государственной власти», «издержки производства», «юридическая ответственность». Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания.

Воспользуйтесь хитростью, чтобы запомнить полномочия палат Федерального Собрания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете.

Вопросы. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы.

Бывает, школьник читает параграф и думает: «В общих чертах, вроде бы, всё понятно». На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки.

Вопросов в процессе чтения должно возникать много, и их обязательно нужно задавать учителю.

Преподаватели. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни.

Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.

Опытный преподаватель научит, как легче запомнить сложные понятия и схемы к экзамену. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение.

В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить».

По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее.

Времени на работу даётся достаточно. Чтобы не запутаться, лучше выполнять задания с первого до последнего, не перескакивать. Если встретился сложный вопрос, можно оставить его на потом и вернуться, когда всё остальное будет сделано. В заданиях тестового плана лучше попытаться написать наугад, чем не писать ничего, а во второй части ЕГЭ написать хоть что-то.

Задания могут казаться знакомыми, но каждое следует читать до конца. Вопросы могли поменяться, действовать «на автомате» не стоит.

Тему эссе лучше выбирать не по принципу «О, сюда я могу привести пример», а предельно ясную. Если высказывание не до конца понятно, не надо его выбирать, даже если оно из вашего любимого раздела обществознания.

Бывает, школьник хочет использовать в аргументации цитату, но не помнит ни автора, ни дословного высказывания. В этой ситуации можно написать: «Один из великих мыслителей сказал», «Один из писателей XIX века считал», «Один из известнейших исторических деятелей говорил». Можно использовать косвенную речь: «Говорят, что…». Этот приём позволит избежать фактической ошибки:

  1. Чтобы получать актуальную информацию, следует выбирать последние издания учебников Л. Н. Боголюбова и «Фоксфорда», а также следить за новостями политики и экономики.
  2. Полезно читать материалы самостоятельно, записывать свои вопросы, чтобы затем задать их учителю. Значение незнакомых терминов следует уточнять в справочниках и словарях.
  3. Письменные ответы лучше оформлять чётко и писать развёрнутыми, но не заумными фразами.
  4. Даже если вопрос на экзамене кажется знакомым, следует вдумчиво его прочесть, чтобы избежать ошибок по невнимательности.
  5. Сложные темы легко усвоить, если использовать мнемотехнические приёмы.
  6. Учить готовые клише и примеры для развёрнутых комментариев бесполезно. На экзамене проверяют умение понять мысль и аргументировать свою позицию.
  7. Чтобы научиться писать эссе, нужно написать тренировочные варианты не менее десяти раз.
Читайте также:  Подготовка к олимпиадам по истории

Источник: https://media.foxford.ru/social_studies_ege/

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

ЕГЭ по обществознанию вот уже несколько лет является одним из самых популярных экзаменов по выбору. Выпускников привлекает отсутствие формул и кажущаяся доступность теории, но на самом деле это один из самых объемных по знаниям экзамен. Расскажем, в чем основные особенности этого ЕГЭ, что входит в контрольно-измерительные материалы, а также поделимся секретами успешной подготовки.

Особенности ЕГЭ по обществознанию

ЕГЭ по обществознанию объединяет сразу пять наук: философию, право, экономику, политологию и социологию.

Поэтому выпускникам, которые считают, что это самый легкий экзамен, стоит хорошо оценить свои силы, ведь нужно помнить формулировки и хорошо разбираться в терминах каждой из этих дисциплин, а также уметь быстро переключаться, например, с задания по экономике на задание по политеистической религии. Если выбор все же сделан, нужно знать, в чем особенности экзамена и как должна выстраиваться теоретическая подготовка к нему.

Главная особенность экзамена в том, что все полученные на уроках и в процессе подготовки к ЕГЭ знания нужны не только для поступления на многие популярные специальности (педагогику, менеджмент, социологию, бизнес-информатику), но и непосредственно для обучения в вузе, а также в повседневной жизни и работе.

Кстати, конкурс в вузах, где обществознание является профильным предметом, всегда очень высокий, поэтому выпускнику нужно здраво оценивать свои силы и дальнейшие планы на получение высшего образования.

В инструкции по заполнению бланков внесли специальные блоки, в которых просят выпускников уделять особое внимание оформлению работы, поэтому при подготовке нужно набить руку в правильном заполнении бланков и не пропускать такие уведомления.

Раньше часть вопросов в ЕГЭ по обществознанию была оформлена в виде тестов – выпускнику нужно было просто выбрать правильный ответ. Поскольку был велик шанс угадать, а не показать реальные знания, структура билетов была изменена. Теперь тематическая подготовка к ЕГЭ должна строиться в соответствии со следующими блоками:

  1. Социальные отношения – понимание закономерностей и сложностей взаимодействия социальных групп, алгоритм построения общества, конфликтология.
  2. Человек и общество – знание деталей социализации, понимание принципов функционирования общества, биосоциальная эволюция.
  3. Экономика – умение анализировать графики, рассчитывать основные экономические показатели, знание теории рыночной экономики.
  4. Политика – знание государственного устройства, современное состояние государства, политические режимы, институты управления, основные принципы государственности.
  5. Право – понимание и знание законодательства РФ, умение оперировать разными правовыми понятиями.

Что входит в КИМ по обществознанию

Существенных изменений в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году не произойдет – изменятся лишь формулировки и критерии оценивания заданий № 25, 28 и 29. Поскольку за правильное выполнение задания № 25 теперь будет начисляться четыре балла, увеличится и минимальный первичный балл за всю работу – теперь это 65 баллов (это соответствует стобалльному результату).

Вопросы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию должны быть разделены на пять основных блоков: экономику, право, политику, философию (человек и общество), социологию (социальные отношения). Каждый билет будет состоять из двух частей – двадцать заданий в одной и девять заданий в другой.

В первой части нужно дать краткий ответ на вопросы, во второй – развернутый ответ, а последнее задание предполагает написание эссе по одной из пяти предложенных тем.

Предполагается, что каждая тема для эссе относится к одному из вышеперечисленных блоков, но по факту выпускник имеет право охватить в работе несколько дисциплин или раскрыть проблему в контексте любой темы. На экзамен в 2019 году отведено 235 минут.

Предполагается, что экзаменуемый будет распределять силы следующим образом: на первые три задания и на десятое задание – от одной до четырех минут, на 4–9-е и 11–28-е – от двух до восьми минут, а на эссе, таким образом, останется от 29 до 45 минут.

Такое распределение сил связано с тем, что структура КИМ реализует многоуровневый подход к оценке знаний. В ЕГЭ будет двенадцать заданий базового уровня (которые не должны вызывать сложностей у выпускников), десять заданий повышенного уровня и семь – высокого уровня знаний.

Теперь при подготовке к ЕГЭ по обществознанию нужно учитывать и требования к оформлению работы, поскольку ответы первого блока будут вписываться в специальный бланк, который оцифруют и проверят с помощью компьютера.

Второй блок будет проверяться двумя независимыми экспертами, для которых существуют списки критериев оценки и начисления баллов. Если у экспертов возникают значительные разногласия, для оценки привлекается третий специалист, чья оценка и станет решающей.

Именно поэтому важна не только теоретическая подготовка, но и умение четко излагать свои мысли в соответствии с требованиями.

Как готовиться к экзамену

Опытные педагоги и специалисты по обществознанию сходятся во мнении, что секрет успешной подготовки к экзамену – в разносторонней работе и грамотном построении занятий. Так, для того чтобы получить высокий балл за задания ЕГЭ по обществознанию, нужно:

  • вовремя начать готовиться (подготовка должна начаться как можно раньше, а вот закончить ее лучше за два месяца до экзамена – к этому времени нужно знать всю теорию, после чего лучше дать себе отдых и время на повторение материала);
  • выбрать правильную литературу (теоретическая подготовка может проходить по учебникам Бордовского, Никитина, Боголюбова, Кравченко, Певцова, Киреева, Липсица);
  • заниматься регулярно (даже во время поездок в транспорте можно готовиться – например, просматривать видеоуроки по подготовке к ЕГЭ);
  • составить кратко план подготовки с учетом пробелов в знаниях. Начинать специалисты рекомендуют с экономических тем, а заканчивать социальными отношениями, самое большое время нужно выделить для такой науки, как право (предварительно нужно зайти на сайт ФИПИ и узнать, какие нормативно-правовые акты нужно знать, чтобы сдать экзамен);
  • уделять должное внимание практике (писать эссе, давать развернутые письменные ответы на вопросы, проходить доступные демоверсии экзамена или тесты прошлых лет, еженедельно решать задания второй части по той или иной теме).

Чтобы правильно написать эссе, рекомендуется предварительно составить план и четко следовать ему. Так, работа должна состоять из следующих элементов: цитаты; проблемы, поднимаемой автором цитаты; раскрытия смысла высказывания; собственной точки зрения выпускника на проблему; аргументации; примеров из истории/философии/социальной практики/литературы; выводов.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию нужно написать не менее двадцати эссе и постараться запомнить несколько фраз-клише, использование которых поможет быстро написать мини-сочинение и не лить воду.

Например, в работе могут присутствовать такие обороты: «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…», «На мой взгляд, автор четко отразил в своем высказывании ситуацию, сложившуюся в современном обществе…», «А не задумывались ли вы над тем, что…?».

Обществознание остается одним из самых популярных экзаменов по выбору, однако не стоит думать, что подготовка к нему не потребует времени, внимания и сил. Однако правильно выстроенный процесс подготовки позволит даже в краткие сроки освоить основные сведения из различных наук и дисциплин, входящих в тематическое наполнение экзамена.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/lifehack/kak-podgotovitsya-k-ege-po-obshchestvoznaniyu/

Егэ по обществознанию: успеть за месяц

Но обществознание требуется для поступления на многие специальности, ЕГЭ по этому предмету в прошлом году сдавали 65% выпускников. Многие экзамен провалили — средний балл по обществознанию ниже, например, балла за русский язык или биологию. «Учёба.ру» подготовила 14 советов для тех, кто не хочет оказаться в числе легкомысленных неудачников.

Количество блоков 3
Часть А1 — А20 Тестовые задания с четырьмя вариантами ответа, один из которых верен
Часть В1-В8 Вопросы, требующие самостоятельно сформулированного ответа
Часть С1-С9 Задания, подразумевающие полный развёрнутый ответ или эссе
Что нужно, чтобы сдать Для получения минимального количества баллов нужно набрать 15 первичных баллов
Читайте также:  Информация о том, сколько действуют результаты ЕГЭ

Не верь друзьям, похлопывающим тебя по плечу со словами: «Ну это же общажка! За месяц выучишь все как-нибудь». Готовясь к ЕГЭ, относись к экзамену с уважением.

Обществознание — это предмет, охватывающий сразу несколько наук: экономику, право, социологию, политологию и философию. Для его сдачи требуются навыки логического мышления, способность сопоставлять и анализировать. Забудь, что когда-то называл этот предмет «общажкой».

Главная задача за оставшийся до экзамена месяц — систематизировать знания, которые у тебя уже есть.

«Не надо переполнять миску с кашей и судорожно запихивать все то, что не успел изучить в школе, — говорит репетитор по обществознанию компании MAXIMUM Роман Лашкул. — Возьми кодификатор ФИПИ или открой оглавление сборника по подготовке к ЕГЭ.

Начинай спокойно читать темы. Споткнулся, забыл, например, что такое критерии истины — открой нужный параграф, прочитай. Так потихоньку заполняй пробелы и системно запоминай».

Вообще-то с сентября месяца ты должен был учиться грамотно строить предложения. Это очень нужно для части С.

Если с этим все еще проблемы, самое время начать читать газеты и журналы: «Ведомости», «Коммерсант», «Форбс», «Афиша». Следи за мыслью, запоминай структуру, бери на заметку выражения.

Развлекательные журнальчики и «50 оттенков серого» оставь на июль — поступишь, начитаешься на пляже.

Как избавиться от ошибок в части А? Реши сто вариантов первой части. Доведи процесс до автоматизма. В идеале первую часть нужно выполнять за 10 минут. На тренировки, кстати, время еще есть, если начнешь сегодня — делай по три теста каждый день.

Очень часто трудности вызывает задание B5. Здесь нужно правильно определить характер высказывания и понять, какой является приведенная мысль — оценочной, фактической или теоретической. «С этим заданием разберись решительно, раз и навсегда, — советует Роман Лашкул.

— Просто сделай себе сноску и распиши, что подразумевает под собой каждое суждение. Факт — это всегда констатация реально произошедшего события, где часто приводятся цифры. Оценочное суждение выражает мнение или позицию человека, в структуре оценки нередко используются вводные слова.

Ну и теория — суждение на основе многочисленных факторов общественной жизни, которые складываются в некоторую закономерность».

Ключ к успешной сдаче части С — хорошее владение критериями оценки задания. Обычно их можно найти в конце каждого тестового сборника. «Я советую делать так: вырезаешь листочек с критериями оценки, приклеиваешь на картонку, все это помещаешь в файл для пущей сохранности и держись на рабочем столе, — говорит репетитор по обществознанию Юлия Суздалева.

— Потом скачиваешь примеры хороших эссе за предыдущие годы (в Сети есть примеры), и сопоставляешь с критериями. Неожиданно оказывается, что эксперты ЕГЭ — не дураки, а написанные согласно нормам эссе получаются красивыми и хорошо читаются. Потом берешь красную ручку и сам жестоко правишь свое сочинение».

Попробуй поиграть в строгого препода сам с собой — это полезная практика.

В этом году исчезла былая свобода в задании С5, теперь нужно формулировать все четко и конкретно. «Стоит свыкнуться с мыслью, что третья часть госэкзамена любит конкретику, — говорит Юлия Суздалева.

— Не надо пытаться написать остросюжетную колонку с политическим подтекстом, просто дай определение понятию и составь два удобочитаемых предложения, содержащих данное определение. Например, так: «Политический режим — это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество.

Политический режим отражает уровень политической свободы общества. Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими»2. Отбрось уже фиглярство, сделай по шаблону».

«Если говорить по-простому, то для решения С8 ты должен сделать обычный план доклада, — говорит репетитор по обществознанию Игорь Мельник. — Готовиться легче всего по оглавлению пособия или учебника. Задача заключается в том, чтобы запомнить структуру основных тем курса.

— Вот возьмем тему «Налоги и их воздействия на экономику страны». Открываешь конец учебника, смотришь на десяток подтемок под главой «Налоги» и раскрываешь подпунктами самые элементарные — виды налогов и системы налогообложения».

Все это опять к тому же — не надо изобретать велосипед, следуй указанному пути.

Как научиться эффективно запоминать? «Ну, во-первых, готовиться нужно к каждому уроку по обществознанию, — говорит Роман Лашкул.

— Всегда используй два источника, когда работаешь над темой — пусть одним будет учебник, а другим — хороший справочник. Понял, повторил — делаешь один тематический тест. Закрепляешь полным общим тестом.

Выдыхаешь, выпиваешь стакан компота — анализируешь ошибки».

Самый коварный враг в ходе подготовки к ЕГЭ по обществознанию — бессистемность. Ты вроде бы и читаешь, а не откладывается ничего.

Это новый бич «сетевого поколения» — есть вопрос, кликнул, пролистал, прочитал, сказал: «Ааа, ну да, это же социальный институт, мы же проходили». И немедленно забыл.

Просто потому что мозг привык ослаблять хватку — зачем все держать в уме, если есть интернет? Так делать нехорошо. И первый шаг к исправлению — прекрати говорить «погугли» в ответ на каждый вопрос.

Не ограничивайся одними тестами. Смотри полезные фильмы. «В погоне за счастьем», «Тренер Картер», «Общество мертвых поэтов» — делай кинопаузы.

Не думай об апелляции со страхом. Это всего лишь один из простых вариантов развития событий, если ты окажешься не удовлетворён полученными баллами. «Я работал много месяцев, я имею право побороться за свой труд», — совершенно нормальная позиция. В конце концов, пообщаешься с умными людьми, попытаешь счастья. И побольше позитива там!

Не задавай себе риторических вопросов типа: «А почему то, что я учу, не соответствует действительности? Почему в моей стране не соблюдаются, к примеру, нормы права?» Это грозит бесконечной меланхолией и крахом работоспособности. Не пытайся сейчас искать ответы. Поступишь — разберешься.

Полюби свой экзамен. Подпишись на паблики по обществознанию в социальных сетях, читай твиттер Медведева, просматривай аккаунт Дэвида Кэмерона. Просто чтобы быть в курсе. Или чтобы отвлечься на картинку Keep calm and study hard и фотки других абитуриентов в обнимку с тестами ЕГЭ и подписями: «Мой новый парень, люблю его».

Источник: https://www.ucheba.ru/article/351

Егэ по обществознанию: как готовиться самостоятельно

Обществознание стабильно лидирует среди предметов, которые российские школьники выбирают для сдачи ЕГЭ. Однако учебный курс по нему никак нельзя назвать лёгким. Ведь он включает в себя комплекс научных знаний по социологии, политологии, социальной психологии и философии. Учитель обществознания Роман Мосин рассказывает об особенностях экзамена и даёт рекомендации по подготовке.

В КИМ (контрольно-измерительные материалы) по обществознанию входят вопросы из школьного курса, который проходят с 5-го по 11-й класс. И курс этот, безусловно, перегружен информацией, поэтому важно понимать, к чему именно нужно готовиться и какая литература может помочь.

Для подготовки к экзамену необходим обычный школьный учебник. Однако нужно помнить, что ЕГЭ по обществознанию определяет не только знания базового курса, но и выявляет навыки, полученные школьником за всё время обучения.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий — разных по форме и уровню сложности. В каждом билете есть следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор — в каждом из них можно выбрать несколько правильных ответов;
  • задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
  • задание на установление соответствия позиций, которые представлены в двух множествах (таблицах, схемах, графиках);
  • задание на определение терминов и понятий.

Часть 1

Первая часть экзамена содержит 20 заданий, предполагающих краткий ответ. Чтобы выполнить эти задания, нужно знать основные факты, явления, процессы и уметь характеризовать их с научной точки зрения.

Эти же задания проверяют навыки работы с текстами, схемами, таблицами, диаграммами (поиск нужной информации), умение анализировать, систематизировать и обобщать разрозненную информацию.

Важно: в заданиях первой части из шести вариантов ответов правильными могут оказаться два-три.

Часть 2

Во второй части девять заданий, и для них уже нужен развёрнутый ответ. В общем, это базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы: социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Задания выявляют умения работы с информацией: поиск, анализ, применение в условиях конкретного задания. А также умение работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, умение формулировать своё мнение и аргументировать его, умение составить план развёрнутого ответа.

Эссе

Для эссе нужно выбрать одну из пяти предложенных тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. Иногда эти высказывания афористического характера.

Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок).

Но выпускники вправе раскрывать её в контексте любой общественной науки или нескольких наук.

Это задание проверяет широкий комплекс умений — раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

10 важных рекомендаций:

  1. Сделайте пробный вариант и выявите «слабые места».
  2. Учите основные термины, понятия и определения.
  3. Для подготовки используйте учебные пособия (школьные учебники, пособия для абитуриентов, сборники схем и таблиц), о которых речь пойдёт ниже.
  4. Правильно распределите время на выполнение заданий.
  5. Это правило вытекает из предыдущего. Выполняйте сначала те задания, которые не вызывают у вас замешательства. К сложным вопросам вернётесь позднее.
  6. Внимательно прочитайте вопрос до конца и отвечайте именно на него. Ошибки в основном случаются именно из-за невнимательности или непонимания вопроса.
  7. Выполняя задания со схемами, таблицами, диаграммами и текстом внимательно изучите информационный материал и только после этого приступайте к его выполнению.
  8. В ответах на вопросы второй части старайтесь особенно чётко отвечать на поставленный вопрос, следить за правильностью формулировок.
  9. В эссе покажите максимум своих знаний и умений. Очень важно, насколько хорошо вы знаете персоналии из обществоведческого курса, умеете аргументированно доказывать свою точку зрения и использовать причинно-следственные связи.
  10. Начинайте подготовку заранее. Если делать всё в последний момент, легко многое перепутать — как уже говорилось, курс обществознания перегружен информацией.

Источник: https://mel.fm/yege/7168239-ege_obshestvo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector