Ответы олимпиады по русскому языку

При разработке заданий продумывался уровень сложности всех задач, которые включаются в комплект: есть задания, с которыми должны справиться большинство участников, а также задания повышенного уровня сложности.

Следовательно, каждый школьник в какой-то момент окажется в «ситуации успеха», при этом дифференцирующий характер остальных задач позволит выявить одарённых участников.

О заданиях олимпиады по русскому языку

Олимпиады школьников по русскому языку

– Люба, расскажи, пожалуйста, про олимпиаду: какие задания тебе больше всего запомнились, какие были самые сложные, какие самые интересные?

– В олимпиаде есть 2 тура. Первый тур – обычные задания, которые нужно решить.

Второй тур куда сложнее: в начале него читается лекция, в которой содержится информация о некотором лингвистическом явлении. Затем участники получают задания, связанные с прослушанной лекцией.

Это может показаться простым, но на самом деле они достаточно сложные, поскольку в лекции даются только основы, а развивать многие мысли приходится уже самостоятельно.

Также во втором туре могут встретиться задания, которые опираются исключительно на знания и чистое понимание логики русского языка – там приходится думать даже больше, чем на 1 туре, хотя в начале он кажется легче.

– Чего больше требуется от участника: знаний или логики?

– В большей степени от участника требуется логика. В целом задания построены так, что теоретически их можно решить, используя только логику и те знания, которые есть у любого образованного носителя русского языка. Но на практике, конечно, это не так.

Тем не менее, упор все же стоит делать на логику, на понимание, на использование знаний. Важен не большой багаж пассивных знаний, а определенный багаж активных, которые в школьную программу не входят. Олимпиады школьников по русскому языку

– Нам действительно нужно не только знать определенный массив информации, но и уметь применять ее на практике, видеть связи между разными языковыми явлениями. Что бы ты посоветовала начинающим олимпиадникам? На что стоит обратить в первую очередь внимание человеку, который только начинает свой путь подготовки к олимпиаде по русскому языку и не знает, с чего начать?

– Начать стоит с набора материала. Понять, какие происходили процессы в древнерусском языке, чем древнерусский язык отличается от старославянского, чем профессиональная транскрипция отличается от школьной, что такое грамматическое значение морфем и многие подобные вопросы. Когда наберется достаточное количество подобного материала, то стоит переходить к практике – не стоит зацикливаться на одной теории. Обязательно нужно решать задания прошлых лет, находить и разбирать задачи, которые составляли члены жюри, следить за разными языковыми конкурсами и пытаться решить их задания. Также важно учиться грамотно обосновывать свое решение, поскольку большинство баллов дается не столько за решение задания, сколько за его обоснование

– Хотелось бы добавить, что я бы советовала начинать подготовку к олимпиаде по русскому языку с освоения базовых лингвистических аналитических навыков. Не просто получать какую-то информацию, а сразу пытаться применить ее на практике. Потому что нам нужны в первую очередь определенные навыки – навыки анализа языкового материала. Что, по-твоему, представляет собой анализ языкового материала, аналитическое мышление? Как оно тебе помогло?  

– Мне кажется, что анализ представляет собой умение сопоставлять некоторые языковые единицы, находить закономерности и понимать, как эти закономерности реализуются в том случае, который приведен конкретно в олимпиаде.

Тут вот какой важный момент: в олимпиаде практически в любом задании всегда есть что-то, что выбивается из того, как какое-то правило работает в большинстве случаев.

И надо понять, в чем уникальность этого случая, почему он включен в задания олимпиады, и уже на этом строить свое решение.

Читайте также:  Как писать сочинение по русскому на егэ - 2020

– Язык – это система стройная и логичная. В любом языке есть определенные закономерности, которые работают, которые функционируют. Но, как мы уже знаем, в любом языке из каждого правила найдутся исключения. И эти исключения могут основывать на разных моментах. Чаще всего исключения из какой-то закономерности – это пережитки более древних закономерностей.

Поэтому для изучения языка крайне важен одновременно современный и исторический подход, синхронный и диахронный. Важно оба подхода уметь применять и их разграничивать.

Допустим, когда мы разбираем слово по составу, мы должны понимать, что морфемный анализ слова – это, с современной точки зрения, соотношение данного слова с однокоренными словами, а с исторической точки зрения – процесс, путь возникновения данного слова в языке.

Для объяснения этих двух подходов мне нравится такая метафора, как рост дерева: мы можем спилить дерево и посчитать кольца на спиле – это будет синхронный срез, т.е. описание какого-то явления на определенный момент времени. Это один подход к описанию языка. А другой – это будто мы снимаем растущее дерево на камеру, а потом в ускоренном режиме воспроизводим, т.е. наблюдение за процессами, происходящими в языке с течением времени. Первый подход – синхронический, второй – диахронический. Мы должны знать, что существуют эти два подхода, должны уметь их разграничивать и применять их. В связи с этим такой вопрос: как тебе кажется, исторические аспекты на олимпиаде очень актуальны? Этимология, историческая грамматика? Каков удельный вес именно этих аспектов? Здесь все по-разному. Есть задания на перевод древнерусского текста, где необходимы знания истории древнерусского языка.  Но, как ни странно, именно историческая грамматика в основном не нужна, потому что большинство конструкций либо будут понятны, либо будут приведены их переводы.

Но знание конструкций, которые существовали в древнерусском и существуют сейчас, все-таки необходимы. А что касается этимологии, то она очень нужна, потому что на нее всегда бывают задания. Опять же, в древнерусском тексте нужно понять значения слов, которые сейчас не употребляются, в том числе и сопоставляя их с современными словами.

В остальных заданиях этимология может появляться в самых неожиданных местах.

– Это действительно так, поэтому я и подчеркивают важность диахронического аспекта.

Знание развития языка во времени – крайне важный аспект олимпиады и осознания языка, как системы, а не набора отдельных правил.

Даже если мы возьмем обычную школьную программу, где основное внимание уделено орфографии и пунктуации, как этимология нам может помочь в изучении орфографических правил?

– Во-первых, она может помочь объяснить исключения. Во-вторых, объяснить некоторые отклонения от общего стандарта правил. Например, почему «жи» и «ши» пишутся с буквой «и», а не иначе? Объяснение тут очень простое: раньше и «ж», и «ш» были мягкими, и здесь работает традиционный принцип орфографии: согласные отвердели, но написание осталось такое, как если бы они остались мягкими. Олимпиады школьников по русскому языку

– Какие качества ты считаешь самыми необходимыми для человека, участвующего в олимпиадах и иных интеллектуальных соревнованиях?

– Мне кажется, что главное – это, пожалуй, увлеченность предметом. Потому что за месяц до олимпиады все мысли будут поглощены именно им. Необходимо будет много читать, много тренироваться.

Во-вторых, есть два качества, на первый взгляд противоположных, но взаимодополняющих друг друга – это умение собраться и сконцентрироваться на предмете, а с другой – умение не думать, что вся твоя жизнь зависит от олимпиады.

Важна способность не слишком расслабляться, с одной стороны, с другой – не переволноваться.

Читайте также:  Что включает в себя план подготовки к ЕГЭ?

– Умение собраться и смотреть на вещи спокойно – это универсальное решение любых жизненных задач.

Оно помогает охватить задачу более широким взглядом, потому что, если мы зацикливаемся на чем-то одном, нервничаем, волнуемся, мы мыслим не так эффективно, как если бы были в спокойном состоянии.

Скажи, пожалуйста, что тебе в этом учебном году помогло подготовиться к Всероссийской олимпиаде по русскому языку и выиграть ее?

– Тут есть несколько аспектов. Во-первых, я бы не справилась без курсов «Коалиции», которые я посещала. На них мы разбирали задачи из олимпиад прошлых лет и различные лингвистические задачи, учились грамотно аргументировать, получали теоретические знания и просто тренировали свои навыки, учились понимать логику языковых явлений.

На курсы подготовки по русскому языку «Коалиции» я ходила около года и благодаря им смогла пройти заключительный этап. Потом, мне помогло то, как готовили сборную: помог выезд в Подмосковье, помогли книги, которые мне посоветовали.

Поэтому, мне кажется, что если ты идешь на олимпиаду, то информацию нужно брать из как можно большего числа источников, чтобы как можно шире все охватить и быть полностью подготовленным.

Источник: https://school-olymp.ru/about/blog/17956/

Комплект заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Комплект заданий для проведения школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Данный комплект заданий разработан с учётом «Методических рекомендаций по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку».

Школьный этап является самым массовым по числу участников из всех четырёх этапов Олимпиады, поэтому чрезвычайно важно было обеспечить качественный уровень заданий, стремясь реализовать следующие основные цели:

  • стимулировать интерес учащихся к русскому языку;
  • популяризовать русский язык как школьный предмет, а русистику и в целом лингвистику — как научную дисциплину.

Также при составлении заданий учитывались межпредметные связи, использовались материалы родственных научных дисциплин.

Большинство заданий требуют развёрнутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения.

Полный ответ на вопрос такого задания предполагает не только констатацию свойств языковой единицы (значение, образование, употребление), но и её комментарий (словообразовательный, стилистический, этимологический, историко-культурный, грамматический), умение соединить элементы ответа в законченное письменное высказывание.

Задания школьного этапа соответствуют следующим критериям: доступность, однозначность, эвристический (проблемный) характер, соответствие вопроса, ответа и критериев оценивания.

Задания составлены по следующим темам школьного курса русского языка:

  1. фонетика, орфоэпия, графика и орфография (выявление специфики соотношения буква/ звук, особенностей произношения; определение причин ошибки; понимание взаимосвязи букв и звуков, роли букв в слове);
  2. словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования);
  3. грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении);
  4. лексикология и фразеология (определение лексического значения слов одной тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов);
  5. лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей).

Задания составлены для следующих возрастных групп участников:

  • 5-6 классы,
  • 7-8 классы,
  • 9 класс,
  • 10-11 классы.

В каждом комплекте 10 заданий, одно из которых – творческое (сочинение). Время выполнения для 5-6 классов – 45 минут, 7-8 – 60 минут, 9, 10 – 11 – 90 минут.

Инструкция для учащихся

На выполнение всех заданий Вам отводится 45 минут. Постарайтесь рационально использовать отведённое время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.

Внимательно читайте формулировки заданий, это поможет Вам избежать ошибок. На чистовике выполняйте задания по порядку, текст заданий переписывать не нужно, достаточно указать только номер задания.

Читайте также:  Как написать олимпиаду по праву?

Надеемся, что выполнение заданий будет для Вас полезным и увлекательным занятием.

Задание 1. Запишите слова, которые получатся, если произнести звуки в словах шёл, лей, люк в обратном порядке.

Задание 2. Даны слова: ворота, столяр, звонит, тортов, щавель, углубить, позвонишь, цемент, фарфор, форзац, простыня, арест, верба, крапива, свекла, кашлянуть.

  1. Распределите их по группам (в зависимости от места ударения):

а) с ударением на первом слоге:

б) с ударением на втором слоге:

в) с ударением на третьем слоге.

Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?

Задание 3. Найдите соответствия:

Задание 4. Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей.

Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Прудников, Решетников, Рукавишников, Рыбников, Селянинов, Толмачев.

Задание 5. Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде: спустя манжеты, он в математике кошку съел, делать из букашки слона, ходить уткой, бежал сломя нос, сапоги супа просят.

Задание 6. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

  • На то и печь, чтобы в ней печь.
  • Часовой стоял на углу, против дома, где жил старый часовой мастер.
  • Поддувало внизу, пока не закрыл поддувало.

Задание 7. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём слов с окончанием -о? Выпишите эти слова.

  1. Весло везло осла в село,
  2. Седло свисало всем назло,
  3. И, весело свистя, звало
  4. Сто мух вокруг с собой в тепло…

Задание 8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вы кто такие?

Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята.

А ты кто?

Я ваша тётя – гусеница. (С. Иванов)

Вопросы:

  1. На самом ли деле встретились родственники?
  2. Составьте список родственников.

Задание 9. Прочитайте предложения. Найдите ошибки. Запишите предложения верно.

  • Повар посолил суп солью.
  • У Юры жил молодой котёнок.
  • На хрустальной люстре было много висячих висюлек.

Задание 10.

Напишите сочинение-миниатюру (8-10 предложений) на тему «Словари – наши друзья и помощники».

Ответы, критерии оценивания  всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Школьный этап 5-6 класс

Задание 1. Ответ: ложь, ель, куль.

Максимальное количество — 3 балла

Задание 2. Распределите данные слова по группам (в зависимости от места ударения):

  • а) с ударением на первом слоге: тортов, форзац, верба, свёкла, кашлянуть
  • б) с ударением на втором слоге: ворота,столяр,звонит, щавель, цемент, фарфор, арест, крапива
  • в) с ударением на третьем слоге: углубить, позвонишь, простыня

-Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?

— Орфоэпический словарь (Словарь ударений)

По 0,5 балла за правильный выбор и 2 балла за название словаря

Итого: 10 баллов – максимальное количество

Задание 3. Найдите соответствия:

1-С; 2 – Д; 3- В; 4 – Е; 5 – А

Максимальное количество – 5 баллов

Задание 4. Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий («профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.

  • Прудников — от прудник (мельник на водяной мельнице),
  • Решетников — отрешетник (мастер, изготовляющий решёта),
  • Рукавишников — от рукавишник (мастер, изготовляющий рукавицы),
  • Рыбников — отрыбник (торговец рыбой),
  • Селянинов – отселянин (крестьянин, пахарь, деревенский житель),
  • Толмачев – оттолмач (переводчик, толкователь).

Оценка: 1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род занятий человека; по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого образовалась фамилия.

Итого: 7 баллов

Источник: https://infourok.ru/komplekt-zadaniy-dlya-provedeniya-shkolnogo-etapa-vserossiyskoy-olimpiadi-shkolnikov-po-russkomu-yaziku-2429321.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector