Олимпиады школьников по русскому языку

Олимпиады школьников по русскому языку

Преподаватель русского языка «Коалиции» Екатерина Дымонт побеседовала со своей ученицей Любовью Барковой, ставшей абсолютным победителем Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2018. Какие же знания и навыки необходимы, чтобы успешно справиться со всеми заданиями?

О заданиях олимпиады по русскому языку

– Люба, расскажи, пожалуйста, про олимпиаду: какие задания тебе больше всего запомнились, какие были самые сложные, какие самые интересные? – В олимпиаде есть 2 тура. Первый тур – обычные задания, которые нужно решить.

Второй тур куда сложнее: в начале него читается лекция, в которой содержится информация о некотором лингвистическом явлении. Затем участники получают задания, связанные с прослушанной лекцией.

Это может показаться простым, но на самом деле они достаточно сложные, поскольку в лекции даются только основы, а развивать многие мысли приходится уже самостоятельно.

Также во втором туре могут встретиться задания, которые опираются исключительно на знания и чистое понимание логики русского языка – там приходится думать даже больше, чем на 1 туре, хотя в начале он кажется легче. 

– Чего больше требуется от участника: знаний или логики?

– В большей степени от участника требуется логика. В целом задания построены так, что теоретически их можно решить, используя только логику и те знания, которые есть у любого образованного носителя русского языка. Но на практике, конечно, это не так.

Тем не менее, упор все же стоит делать на логику, на понимание, на использование знаний. Важен не большой багаж пассивных знаний, а определенный багаж активных, которые в школьную программу не входят. Олимпиады школьников по русскому языку

– Нам действительно нужно не только знать определенный массив информации, но и уметь применять ее на практике, видеть связи между разными языковыми явлениями. Что бы ты посоветовала начинающим олимпиадникам? На что стоит обратить в первую очередь внимание человеку, который только начинает свой путь подготовки к олимпиаде по русскому языку и не знает, с чего начать?

– Начать стоит с набора материала. Понять, какие происходили процессы в древнерусском языке, чем древнерусский язык отличается от старославянского, чем профессиональная транскрипция отличается от школьной, что такое грамматическое значение морфем и многие подобные вопросы. Когда наберется достаточное количество подобного материала, то стоит переходить к практике – не стоит зацикливаться на одной теории. Обязательно нужно решать задания прошлых лет, находить и разбирать задачи, которые составляли члены жюри, следить за разными языковыми конкурсами и пытаться решить их задания. Также важно учиться грамотно обосновывать свое решение, поскольку большинство баллов дается не столько за решение задания, сколько за его обоснование – Хотелось бы добавить, что я бы советовала начинать подготовку к олимпиаде по русскому языку с освоения базовых лингвистических аналитических навыков. Не просто получать какую-то информацию, а сразу пытаться применить ее на практике. Потому что нам нужны в первую очередь определенные навыки – навыки анализа языкового материала. Что, по-твоему, представляет собой анализ языкового материала, аналитическое мышление? Как оно тебе помогло?  

– Мне кажется, что анализ представляет собой умение сопоставлять некоторые языковые единицы, находить закономерности и понимать, как эти закономерности реализуются в том случае, который приведен конкретно в олимпиаде.

Тут вот какой важный момент: в олимпиаде практически в любом задании всегда есть что-то, что выбивается из того, как какое-то правило работает в большинстве случаев.

И надо понять, в чем уникальность этого случая, почему он включен в задания олимпиады, и уже на этом строить свое решение.

– Язык – это система стройная и логичная. В любом языке есть определенные закономерности, которые работают, которые функционируют. Но, как мы уже знаем, в любом языке из каждого правила найдутся исключения. И эти исключения могут основывать на разных моментах. Чаще всего исключения из какой-то закономерности – это пережитки более древних закономерностей.

Поэтому для изучения языка крайне важен одновременно современный и исторический подход, синхронный и диахронный. Важно оба подхода уметь применять и их разграничивать.

Допустим, когда мы разбираем слово по составу, мы должны понимать, что морфемный анализ слова – это, с современной точки зрения, соотношение данного слова с однокоренными словами, а с исторической точки зрения – процесс, путь возникновения данного слова в языке.

Для объяснения этих двух подходов мне нравится такая метафора, как рост дерева: мы можем спилить дерево и посчитать кольца на спиле – это будет синхронный срез, т.е. описание какого-то явления на определенный момент времени. Это один подход к описанию языка. А другой – это будто мы снимаем растущее дерево на камеру, а потом в ускоренном режиме воспроизводим, т.е.

наблюдение за процессами, происходящими в языке с течением времени. Первый подход – синхронический, второй – диахронический. Мы должны знать, что существуют эти два подхода, должны уметь их разграничивать и применять их. В связи с этим такой вопрос: как тебе кажется, исторические аспекты на олимпиаде очень актуальны? Этимология, историческая грамматика? Каков удельный вес именно этих аспектов?

– Здесь все по-разному. Есть задания на перевод древнерусского текста, где необходимы знания истории древнерусского языка.  Но, как ни странно, именно историческая грамматика в основном не нужна, потому что большинство конструкций либо будут понятны, либо будут приведены их переводы.

Но знание конструкций, которые существовали в древнерусском и существуют сейчас, все-таки необходимы. А что касается этимологии, то она очень нужна, потому что на нее всегда бывают задания. Опять же, в древнерусском тексте нужно понять значения слов, которые сейчас не употребляются, в том числе и сопоставляя их с современными словами.

В остальных заданиях этимология может появляться в самых неожиданных местах.

– Это действительно так, поэтому я и подчеркивают важность диахронического аспекта.

Знание развития языка во времени – крайне важный аспект олимпиады и осознания языка, как системы, а не набора отдельных правил.

Даже если мы возьмем обычную школьную программу, где основное внимание уделено орфографии и пунктуации, как этимология нам может помочь в изучении орфографических правил?

– Во-первых, она может помочь объяснить исключения. Во-вторых, объяснить некоторые отклонения от общего стандарта правил. Например, почему «жи» и «ши» пишутся с буквой «и», а не иначе? Объяснение тут очень простое: раньше и «ж», и «ш» были мягкими, и здесь работает традиционный принцип орфографии: согласные отвердели, но написание осталось такое, как если бы они остались мягкими. Олимпиады школьников по русскому языку

– Какие качества ты считаешь самыми необходимыми для человека, участвующего в олимпиадах и иных интеллектуальных соревнованиях?

– Мне кажется, что главное – это, пожалуй, увлеченность предметом. Потому что за месяц до олимпиады все мысли будут поглощены именно им. Необходимо будет много читать, много тренироваться.

Во-вторых, есть два качества, на первый взгляд противоположных, но взаимодополняющих друг друга – это умение собраться и сконцентрироваться на предмете, а с другой – умение не думать, что вся твоя жизнь зависит от олимпиады.

Читайте также:  Как готовиться к егэ по английскому языку

Важна способность не слишком расслабляться, с одной стороны, с другой – не переволноваться.

– Умение собраться и смотреть на вещи спокойно – это универсальное решение любых жизненных задач.

Оно помогает охватить задачу более широким взглядом, потому что, если мы зацикливаемся на чем-то одном, нервничаем, волнуемся, мы мыслим не так эффективно, как если бы были в спокойном состоянии.

Скажи, пожалуйста, что тебе в этом учебном году помогло подготовиться к Всероссийской олимпиаде по русскому языку и выиграть ее?

– Тут есть несколько аспектов. Во-первых, я бы не справилась без курсов «Коалиции», которые я посещала. На них мы разбирали задачи из олимпиад прошлых лет и различные лингвистические задачи, учились грамотно аргументировать, получали теоретические знания и просто тренировали свои навыки, учились понимать логику языковых явлений.

На курсы подготовки по русскому языку «Коалиции» я ходила около года и благодаря им смогла пройти заключительный этап. Потом, мне помогло то, как готовили сборную: помог выезд в Подмосковье, помогли книги, которые мне посоветовали.

Поэтому, мне кажется, что если ты идешь на олимпиаду, то информацию нужно брать из как можно большего числа источников, чтобы как можно шире все охватить и быть полностью подготовленным.  

Источник: https://school-olymp.ru/about/blog/17956/

Online Test Pad

Олимпиады школьников по русскому языкуДанная работа предназначена для контроля и самоконтроля, а также повторения по теме «Введение в основы биологии»Пройти тест

Этот тест опасен!Перед прохождением советую запастись «Узбагоином»,принять спайс и упасть с табуретки.

Пройти тестКаждый из нас сам определяет свой жизненный путь и свою роль. Кто-то рассчитывает только на себя и действует самостоятельно, а кто-то может и хотел бы быть лидером, но не уверен в своих силах.
Тест поможет определить насколько в Вас развиты лидерские качества и над чем нужно поработать.Пройти тест

Тест разработан для учащихся 10 класса по теме «Растениеводство и животноводство мира». Уровень сложности — легкий, время прохождения — 5 минут.

Пройти тест

Тест позволяет оценить уровень учебных достижений учащихся по курсу истории средней общеобразовательной школы. В основу теста положен обязательный минимум содержания образования.

Пройти тест

В тесте будут представлены 14 вопросов заданий типа В6.5.    

Пройти тест

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. При выполнении работы используйте Периодическую систему химических элементов Д.И.

Менделеева; таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов. Эти сопроводительные материалы прилагаются к тексту работы. Для вычислений используйте непрограммируемый калькулятор.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Пройти тестОлимпиады школьников по русскому языкуДанный тест предназначен для определения знания предмета «Английский язык» за курс 11 класса.Пройти тест

Тест по чтению и развитию речи для 2 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования.

Пройти тест

Тест по английскому языку по теме «Косвенная речь» позволяет проверить уровень знаний учащихся по данной теме

Пройти тест

Тест может быть использован в качестве итогового по теме «Предлоги»

Пройти тест

Кого в вас видят мужчины. Может в вас сразу две очаровательные женщины – вы не только умеете околдовать мужчину, но знаете также, где и когда это делать. Или же вашим сердцем и чувствами управляет ум и трезвый расчет. А может, вы очень любвеобильны, и постоянно ищите отношений с противоположный полом. Пора узнать это наверняка.

Пройти тест

Тестовые задания выполняются на основе прочитанного текста. Всего в тесте   13 заданий (2– 14).
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания),числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы или выбирается один из предложенных вариантов.

Пройти тест

Тест можно использовать на уроках географии в 9 классе для текущего контроля знаний и закрепления материала на уроках географии в 9 классе по окончании изучения темы.

Пройти тест

Тест предназначен для учащихся 11 класса при подготовке к ЕГЭ задание А25.

Пройти тест

Тест для сдачи экзамена по столярному делу в коррекционной школе 8 вида. Содержит 84 вопроса по всем разделам учебной программы. Используется при подготовке к экзаменам.

Пройти тест

Тест для текущего контроля знаний по ОРКСЭ по теме «Урок №10. Тема: Совесть и раскаяние» (4 класс)

Пройти тест

Предназначенный тест рекомендуется для проверки знаний учащихся 6 класса по предмету «Музыка» общеобразовательной школы

Пройти тест

Источник: https://onlinetestpad.com/ru/test/32065-olimpiada-po-russkomu-yazyku

Муниципальный тур олимпиады школьников по русскому языку (2009/2010 г.)

1.Перечислите
способы обозначения звука
[й] на письме.

Из данных слов
выберите те, в которых способ обозначения
звука [й] соответствует правилам русской графики.
Распределите
эти слова по группам в соответствии со
способом обозначения звука [й].

Какие слова у Вас
остались? Представьте, что эти слова
пишутся в соответствии с правилами
русской графики, и попробуйте их так
записать.

  • Юность,
    йог, каюта, май, ателье, йогурт, ёж, подъём,
    бульон, Йемен, район, чайка, яхта, кайма,
    лосьон, поехать, споём, съезд.
  • Ключ
  • Способы
    обозначения звука

    [й]:
  • а)
    буквой й «и
    краткое» (1
    балл
    ): май,
    чайка, кайма
    (по
    0,5 балла за слово
    =
    1,5 балла).
  • б)
    буквами е,
    ё, ю, я
    в
    начале слова (1
    балл
    ): юность,
    ёж, яхта
    (по
    0,5 балла за слово
    =
    1,5 балла);
  • в)
    сочетанием: гласная + буквы е,
    ё, ю, я
    (1
    балл
    ): каюта,
    поехать, споём
    (по
    0,5 балла за слово
    =
    1,5 балла);
  • г)
    сочетанием: Ь или Ъ + буквы е, ё,
    ю, я
    (1
    балл
    ): ателье,
    подъём, съезд
    (по
    0,5 балла за слово
    =
    1,5 балла).
  • Не
    соответствуют правилам русской графики
  • Йог,
    йогурт, Йемен, район
    ;
  • Бульон,
    лосьон
    (по
    0,5 балла за слово
    =
    3 балла).
  • В
    соответствии с правилами русской графики
    было бы:
  • Ёг,
    ёгурт, Емен, раён
    ;
  • Бульён,
    лосьён
    (по
    0,5 балла за слово
    =
    3 балла).
  • Всего за задание
    16 баллов.

2. Прочитайтеотрывок из
книги Э.Рязанова «Неподведенные итоги»
Какие лексические группы слов, на Ваш
взгляд, связаны с основной мыслью этого
текста? Выпишите
слова этих лексических групп. Укажите
смысловые отношения, в которые вступают
выписанные слова. Определите их роль в
данном тексте.

Андрей поразил
меня своей храбростью и отчаянностью.
Он имел все права отказаться, ведь
накануне уже произошел несчастный
случай. Но эпизод был необходим. Андрей
это знал, и чувство актерского долга
возобладало над личным страхом. По моей
команде (господи, какой у меня в это
время был мандраж!) Миронов полез со
сфинкса вниз. Лев, который сначала лежал,
встал.

В фильме на лице Андрея отражается
вся внутренняя борьба, которая происходила
в нем в тот момент. Он одновременно и
страшился льва, и преодолевал ужас.
Кстати, эти эмоции и требовались по
роли. Андрей сделал три дубля. Он трижды
спускался со сфинкса и точил лясы со
львом. Сцена снята без всяких поддавков,
в ней нет никакого обмана.

Очевидно,
актер потряс своим бесстрашием не только
меня, но и Кинга.

  1. Ключ
  2. В тексте несколько
    «ведущих» лексических групп:
  3. Смысловая группа
    «эмоции»: эмоции,
    чувство
    возобладало
    ,
    поразил,
    потряс,

    страх, мандраж,
    преодолевал ужас, страшился, отражается
    вся внутренняя борьба
    (по
    0,5 балла за слово
    =
    4,5 балла).
  4. Смысловая группа
    «качества» представлена языковыми
    синонимами: храбрость,
    отчаянность, бесстрашие
    (по
    0,5 балла за слово
    =
    1,5 балла).
  5. (Если будут названы
    только синонимы: храбрость,
    отчаянность, бесстрашие
    …–
    1 балл
  6. Синонимы:
    поразил, потряс –
    1 балл).
  7. Элементы двух
    смысловых групп организуют контекстуальную
    антонимию: храбрость,
    отчаянность, бесстрашие
    (качества)
    – страх, мандраж, ужас, страшился
    (эмоции)
    (2 балла).
  8. Контекстуальные
    синонимы поддавки,
    обман
    поддерживают
    текстовую антитезу (1
    балл
    ).
  9. Всего за задание
    9 баллов.
Читайте также:  Cтоит ли идти в магистратуру после бакалавриата в 2019 - 2020 году: мнение специалиста

3.
Определите,
в форме какого наклонения употреблены
глаголы в данных высказываниях. У каких
глаголов форма наклонения совпадает с
грамматическим значением наклонения,
а у каких – нет? Свой ответ поясните.

  1. Я дал ему свой адрес, а он его возьми и потеряй.

  2. Не могли бы вы сказать, который час?

  3. Попадись мне только! Покричи мне ещё!

  4. Все ушли на праздник, а я сиди и скучай в одиночестве!

Ключ

1.
Я
дал
ему свой адрес, а он его

возьми
и
потеряй
.

Дал
– форма изъявительного наклонения,
значение изъявительного наклонения (1
балл
).; возьми
и
потеряй

– форма повелительного наклонения,
значение изъявительного наклонения.
возьми и
потеряй

обозначают здесь непроизвольное,
неожиданное действие (2
балла
)..

2. Не могли
бы
вы
сказать, который час?

Форма условного
наклонения, значение повелительного
наклонения.

С помощью условного
наклонения выражена вежливая просьба
(2 балла).

3.
Попадись

мне только!

Форма повелительного наклонения выражает
значение условного наклонения, это
способ воплощения угрозы (2
балла
).

Покричи
мне ещё!

Форма повелительного наклонения
совпадает со значением повелительного
наклонения, но передает противоположную
семантику: выражает запрет (Не
кричи!
) (2
балла
).

4. Все ушли
на праздник, а я
сиди
и
скучай
в одиночестве!

Ушли – Форма
изъявительного наклонения, значение
изъявительного наклонения (1
балл
).

сиди
и
скучай
Форма
повелительного наклонения выражает
значение изъявительного наклонения.Формойподчёркивается
вынужденная необходимость совершения
действия (2
балла
).

Всего за задание
12 баллов.

4.
Какие лингвистические термины здесь
«спрятаны»?

1. Это слово
происходит от греч. lexicos
– словарный и logos
– учение.

2. Если буквально
перевести это слово с греческого на
русский язык, то получится «праворечие».

3. Это слово в языке
древних греков означало «устройство,
построение, порядок».

4. Название этой
науки произошло от латинского названия
одного из знаков препинания.

5. В основе названия
этого раздела языкознания лежит
древнегреческое слово, которое в переводе
на русский означает «палочка для письма».

6. Этим термином
называют не только один из разделов
лингвистики, но и раздел биологии,
изучающий формы животного и растительного
мира.

7. Этимологическими
«родственниками» данного лингвистического
термина являются слова фонограмма,
фонотека, домофон
и др.

Ключ

1.
Лексикология. 2. Орфоэпия. 3. Синтаксис.
4. Пунктуация. 5. Стилистика. 6. Морфология.
7. Фонетика. По
1 одному баллу за каждый термин.

Всего за задание
7 баллов.

5.
Определите, в чем смысловое различие
предложений.

1) Он вспомнил о
море. – Ему вспомнилось море.

2) Газета
опубликовала заметку. – Заметка
опубликована газетой.

3) Он не читал ни
книг, ни газет, ни журналов. – Он не читал
книг, газет, журналов.

4) Выполни в
течение месяца. – Выполни за месяц.

5) Придя, он сказал.
– Он пришел и сказал.

Ключ

1) Он вспомнил о
море.
Действие,
контролируемое субъектом.

Ему вспомнилось
море.
Невольность
осуществления действия. (2
балла
).

2) Газета
опубликовала заметку.
Актуален
процесс. Газета – продуцирующий субъект/
газета здесь– это люди, работающие в
редакции.

Заметка опубликована
газетой.
Актуален
результат. Газета обозначает предметность
/место. (2
балла
).

3) Он не читал ни
книг, ни газет, ни журналов.
Ничего
не читал. Частица ни
обозначает усиление отрицания действия.

Он не читал книг,
газет, журналов.
Отрицание
действия только по отношению к названным
объектам: книгам, газетам, журналам.
(2 балла).

4) Выполни в
течение месяца.
Офиц.
стиль. Акцент на продолжительности во
времени.

Выполни за месяц.
Стилистически нейтрально. Акцент на
конечном сроке выполнения. (2
балла
).

5) Придя, он сказал.
Частичное
совпадение действия во времени. Акцент
на глаголе говорения (главное действие
названо словом сказал).

Он пришел и
сказал.

Последовательность и равноправность
действий. (2
балла
).

Всего за задание
10 баллов.

6.
Распределите украинские названия
месяцев на две группы – весенне-летние
и осенне-зимние: жовтень,
червень, лютый, липень, серпень, березень, листопад, травень.
Обоснуйте свой ответ.

  • Ключ
  • Весенне-летние:
    березень, травень, –
    весенние;
    червень
    (красный,
    красивый),
    липень

    (цветет липа),
    серпень
    (серпом
    жнут)летние
    (по 0,5 балла
    за каждое верное указание = 2,5 балла
    );
  • осенне-зимние:
    лютый
    – зимние; жовтень
    (желтый),
    листопад

    осенние (по
    0,5 балла за каждое верное указание = 1,5
    балла
    ).

Источник: В.В.
Колесов История русского языка в
рассказах. СПб., 2005, 49-53.

  1. Всего за задание
    4 балла.
  2. В
    10 классе максимальное количество баллов
    65.
  3. Уважаемые коллеги!

Ключи
адресованы учителям русского языка и
литературы, поэтому текст комментария
написан научным стилем и содержит
термины, которые необязательно должны
быть в ответах учеников. Предполагается,
что школьники могут изложить мысль,
содержащуюся в ключе, своими словами.

Если ученики дают
лингвистически
правильный ответ, не предусмотренный
в ключе, то такой ответ тоже должен быть
оценен баллами.

Методическая
комиссия по русскому языку:

Н.П.Перфильева,
доктор филол. наук, профессор кафедры
совр. русского языка НГПУ;

Л.Н.Храмцова, канд.
филол. наук, доцент кафедры совр. русского
языка НГПУ;

Ю.М.Бокарева, канд.
филол. наук, доцент кафедры совр. русского
языка НГПУ;

М.А.Лаппо, канд.
филол. наук, доцент кафедры совр. русского
языка НГПУ;

О.А.Маркасова,
канд. филол. наук, доцент кафедры совр.
русского языка НГПУ.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5568051/page:3/

Комплект заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Комплект заданий для проведения школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Разработала Светлова Е.М.,

  • учитель русского языка и литературы
  • МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска Республики Коми
  • Пояснительная записка
  • Данный комплект заданий разработан с учётом «Методических рекомендаций по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку».
  • Школьный этап является самым массовым по числу участников из всех четырёх этапов Олимпиады, поэтому чрезвычайно важно было обеспечить качественный уровень заданий, стремясь реализовать следующие основные цели:
  • – стимулировать интерес учащихся к русскому языку;
  • – популяризовать русский язык как школьный предмет, а русистику и в целом лингвистику — как научную дисциплину.

При разработке заданий продумывался уровень сложности всех задач, которые включаются в комплект: есть задания, с которыми должны справиться большинство участников, а также задания повышенного уровня сложности.

Следовательно, каждый школьник в какой-то момент окажется в «ситуации успеха», при этом дифференцирующий характер остальных задач позволит выявить одарённых участников.

Также при составлении заданий учитывались межпредметные связи, использовались материалы родственных научных дисциплин.

Большинство заданий требуют развёрнутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения.

Полный ответ на вопрос такого задания предполагает не только констатацию свойств языковой единицы (значение, образование, употребление), но и её комментарий (словообразовательный, стилистический, этимологический, историко-культурный, грамматический), умение соединить элементы ответа в законченное письменное высказывание.

  1. Задания школьного этапа соответствуют следующим критериям: доступность, однозначность, эвристический (проблемный) характер, соответствие вопроса, ответа и критериев оценивания.
  2. Задания составлены по следующим темам школьного курса русского языка:
  3. 1) фонетика, орфоэпия, графика и орфография (выявление специфики соотношения буква/ звук, особенностей произношения; определение причин ошибки; понимание взаимосвязи букв и звуков, роли букв в слове);
  4. 2) словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования);
  5. 3) грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении);
  6. 4) лексикология и фразеология (определение лексического значения слов одной тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов);
  7. 5) лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей).
Читайте также:  Как сдать егэ на 100 баллов: советы наших выпускников

Задания составлены для следующих возрастных групп участников:. 5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс, 10-11 классы. В каждом комплекте 10 заданий, одно из которых – творческое (сочинение). Время выполнения для 5-6 классов – 45 минут, 7-8 – 60 минут, 9, 10 – 11 – 90 минут.

  • Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
  • Школьный этап
  • 5-6 класс
  • Инструкция для учащихся

На выполнение всех заданий Вам отводится 45 минут. Постарайтесь рационально использовать отведённое время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.

            Внимательно читайте формулировки заданий, это поможет Вам избежать ошибок. На чистовике выполняйте задания по порядку, текст заданий переписывать не нужно, достаточно указать только номер задания.

            Надеемся, что выполнение заданий будет для Вас полезным и увлекательным занятием.

Задание 1. Запишите слова, которые получатся, если произнести звуки в словах шёл, лей, люкв обратном порядке.

Задание 2.Даны слова: ворота, столяр, звонит, тортов, щавель, углубить, позвонишь, цемент, фарфор, форзац, простыня, арест, верба, крапива, свекла, кашлянуть.

  1. Распределите их по группам (в зависимости от места ударения):
  2. а) с ударением на первом слоге:
  3. б) с ударением на втором слоге:
  4. в) с ударением на третьем слоге.
  5. Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?
  6. Задание 3. Найдите соответствия:

Задание 4. Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей.

Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Прудников, Решетников, Рукавишников, Рыбников, Селянинов, Толмачев.

Задание 5. Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде: спустя манжеты, он в математике кошку съел, делать из букашки слона, ходить уткой, бежал сломя нос, сапоги супа просят.

Задание 6.Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

  • На то и печь, чтобы в ней печь.
  • Часовой стоял на углу, против дома, где жил старый часовой мастер.
  • Поддувало внизу, пока не закрыл поддувало.

Задание 7. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём слов с окончанием -о? Выпишите эти слова.

  1. Весло везло осла в село,
  2. Седло свисало всем назло,
  3. И, весело свистя, звало
  4. Сто мух вокруг с собой в тепло…

Задание 8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  • Родственники
  • Вы кто такие?
  • Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята.
  • А ты кто?

Я ваша тётя – гусеница. (С. Иванов)

  1. Вопросы:
  2. 1) На самом ли деле встретились родственники?
  3. 2) Составьте список родственников.

Задание 9. Прочитайте предложения. Найдите ошибки. Запишите предложения верно.

  • 1)Повар посолил суп солью.
  • 2)У Юры жил молодой котёнок.
  • 3) На хрустальной люстре было много висячих висюлек.
  • Задание 10.
  • Напишите сочинение-миниатюру (8-10 предложений) на тему «Словари – наши друзья и помощники».
  • Ответы, критерии оценивания
  • всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
  • Школьный этап
  • 5-6 класс
  • Задание 1.
  • Ответ: ложь, ель, куль.
  • Максимальное количество — 3 балла
  • Задание 2. Распределите данные слова по группам (в зависимости от места ударения):
  • а) с ударением на первом слоге: тортов, форзац, верба, свёкла, кашлянуть
  • б) с ударением на втором слоге: ворота,столяр,звонит, щавель, цемент, фарфор, арест, крапива
  • в) с ударением на третьем слоге: углубить, позвонишь, простыня
  • -Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?
  • — Орфоэпический словарь (Словарь ударений):
  • Оценивание. По 0,5 балла за правильный выбор и 2балла за название словаря
  • Итого: 10 баллов – максимальное количество
  • Задание 3. Найдите соответствия:

1-С; 2 – Д; 3- В; 4 – Е; 5 – А

  1. Максимальное количество – 5 баллов
  2. Задание 4.
  3. Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий
  4. («профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.
  5. Прудников — от прудник (мельник на водяной мельнице),
  6. Решетников — отрешетник (мастер, изготовляющий решёта),
  7. Рукавишников — от рукавишник (мастер, изготовляющий рукавицы),
  8. Рыбников — отрыбник (торговец рыбой),
  9. Селянинов – отселянин (крестьянин, пахарь, деревенский житель),
  10. Толмачев – оттолмач (переводчик, толкователь).
  11. Оценка:
  12. 1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род занятий человека;
  13. по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого образовалась фамилия.
  14. Итого: 7 баллов

Задание 5. Ответ:

Источник: https://infourok.ru/komplekt-zadaniy-dlya-provedeniya-shkolnogo-etapa-vserossiyskoy-olimpiadi-shkolnikov-po-russkomu-yaziku-2429321.html

Конкурсы

1-11 классы, студенты, педагоги

1-11 классы, студенты, педагоги

Всероссийский онлайн-конкурс с моментальным подведением итогов.

5-11 классы, студенты, педагоги

Всероссийский онлайн-конкурс по русскому языку с моментальным подведением итогов.

Всероссийский онлайн-конкурс с моментальным подведением итогов.

1-11 классы, студенты, педагоги

Всероссийская онлайн-олимпиада по русскому языку с моментальным подведением итогов.

1-11 классы, студенты, педагоги

Всероссийская онлайн-олимпиада по русскому языку с моментальным подведением итогов.

1-6 классы

Всероссийский онлайн-конкурс по русскому языку с моментальным подведением итогов.

1-4 классы

Всероссийский межпредметный онлайн-конкурс с моментальным подведением итогов.

Всероссийский онлайн-конкурс по русскому языку для всех категорий участников с моментальным подведением итогов.

7-11 классы, студенты, педагоги

Международный онлайн-конкурс по русскому языку для учеников 7-11 классов, студентов и педагогов с моментальным подведением итогов.

1-11 классы, студенты

Международный онлайн-конкурс по русскому языку для учеников 1-11 классов и студентов с моментальным подведением итогов.

1-4 классы

Международный онлайн-конкурс по русскому языку для учеников 1-4 классов с моментальным подведением итогов.

1-4 классы

Международный онлайн-конкурс по русскому языку для учеников 1-4 классов с моментальным подведением итогов.

2-4 классы

Международный онлайн-конкурс по русскому языку для учеников 2-4 классов с моментальным подведением итогов.

5-11 классы, студенты, педагоги

Международный онлайн-конкурс для учеников 5-11 классов, студентов и педагогов с моментальным подведением итогов.

5-11 классы, студенты, педагоги

Международный онлайн-конкурс по русскому языку для учеников 5-11 классов, студентов и педагогов с моментальным подведением итогов.

1-11 классы, студенты

Международная онлайн-олимпиада по русскому языку для учеников 1-4, 5-8, 9-11 классов и студентов с моментальным подведением итогов.

Источник: http://erudit-online.ru/filter/subject/russian.html

Ссылка на основную публикацию