Как написать олимпиаду по праву?

Мастер-класс «Вопросы и задания по праву: общие принципы и стратегии подготовки» прошел 19 апреля, во второй день олимпиады. Иван Шаповалов, доцент факультета права

Высшей школы экономики, объяснил руководителям делегаций, на выявление каких навыков направлены олимпиадные задания правового блока и на что нужно обратить внимание при выполнении этих заданий.

О заданиях первого тура

Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный...

В первом туре есть задания нескольких типов. Первый тип — задания на истинность или ложность высказывания. Они предполагают наличие однозначного ответа, но вопрос все равно будет сформулирован так, чтобы запутать участника. Эти задания обычно связаны с определением правильности правового статуса или определения термина.

Другой тип заданий — на поиск ошибки. Чтобы ее определить, надо знать, как решается ситуация по закону, и понимать, в какой позиции находится персонаж задачи. Здесь необходимо знание конкретных отраслевых норм права. При этом задача предполагает не только поиск самой ошибки, но и ее объяснение. Без объяснения решения ответ не засчитывается.

Следующий тип — на квалификацию: в задании ставят условия, которые можно однозначно квалифицировать с точки зрения закона. Здесь проверяют умение вычленять юридически значимые признаки ситуации и давать им оценку. Обоснование ответа здесь важнее, чем сам ответ.

Есть вопросы и на поиск обобщающего понятия и исключение лишнего. В данном случае проверяется способность выходить на более высокий уровень обобщения и умение правильно выбирать объем понятия.

Еще одни задания — на чтение текста. Чаще всего предлагается сравнить несколько редакций текста и ответить на вопрос по двум из них. Проверяется умение прочесть именно то, что написано, потому что иногда школьники настолько увлекаются, что отходят от текста.

В этом задании необходимо понять, что изменилось из-за редакции. Это касается не текста в чистом виде, но тех изменений правового статуса лиц, чье поведение регламентировано документом. Ключевым понятием в курсе права является понятие обязанности и субъективного права.

То есть участник должен определить, какие права и обязанности возникли или не возникли после изменения текста.

Об эссе

Каждый год критерии эссе не существенно, но корректируются. На что жюри обращают внимание при проверке? Во-первых, на логику и структуру.

Позиция автора может быть любой, но она должна быть логически обоснована. Текст должен быть подкреплен аргументами, теоретическими или практическими.

Не надо злоупотреблять цитатами, а если ты не уверен в том, что собираешься написать, лучше вообще от этого отказаться.

О третьем туре

Для успешного выполнения третьего тура очень важно понять, к какой научной школе относится предложенный текст. Только так можно найти необходимый контекст для его трактовки.

О типичных ошибках

Есть ряд ошибок, которые повторяются довольно часто. Одна из них — в раскрытии таких признаков права как нормативность и формальная определенность. «Нормативно» не то, что написано, а то, что состоит из общих правил, которые распространяются на индивидуально неопределенную группу лиц.

Проблема заключается в неразличении объективного и субъективного права. Право в объективном смысле — система обязательных норм, а субъективное право принадлежит субъекту, это мера его поведения. Объективное право является основанием для возникновения субъективного.

Это важно учитывать при квалификации ситуации с позиции объективного права.

О подготовке к олимпиаде

Обязательно надо читать Конституцию, знать законы о гражданстве, о референдуме, законы о судах, о составе судей, о правительстве, выборах Президента и выборах в Госдуму. Надо знать кодексы, уделить особое внимание процессуальному праву.

Источник: https://myhseolymp.ru/kak-reshat-pravovyie-zadaniya-na-vserose-master-klass-ivana-shapovalova/

Как выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе (и не поседеть)

Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный...

О Всероссийской олимпиаде школьников (сокращенно «всеросс») было сказано уже очень многое, но я всё еще не встречала никаких советов, применимых на практике, только лишь общие фразы в духе «больше готовьтесь и точно выиграете, а если не выиграете — то не переживайте». И если сообщества некоторых предметов всеросса развиваются сейчас довольно активно (например, есть паблики ВКонтакте с материалами по подготовке к олимпиадам по математике, английскому, астрономии и МХК), то с литературой дела обстоят немного сложнее.

На мой взгляд, это связано с тем, что литературоведение — слишком широкая и абстрактная область знаний, так что здесь нет какого-то ограниченного списка тем или книг, которые вы обязаны прочитать при подготовке, поэтому сложно посоветовать что-то, что точно бы помогло выиграть всеросс. Но я всё же попробую.

Еще раз расставим все точки над «i»

Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный...Существует два вида олимпиад: перечневые олимпиады и всеросс. Перечневые олимпиады бывают разных уровней, и вы получаете разные льготы при поступлении в зависимости от уровня олимпиады, но даже при самом лучшем раскладе вам нужно будет подтвердить её хорошими баллами ЕГЭ по профильному предмету (обычно 75+ баллов).

В отличие от перечневых, всероссийскую олимпиаду школьников не надо подтверждать баллами ЕГЭ.

То есть, являясь победителем всеросса по литературе, я имею право поступить в любой вуз страны, сдав ЕГЭ только по русскому языку и базовой математике и только на проходной балл для получения аттестата. Никакой литературы, истории, английского языка, никаких 75 баллов. Впечатляющие перспективы, не правда ли?

Естественно, всё это работает только в том случае, когда вы поступаете на специальность, где выигранный вами предмет является профильным (в моём случае это филология, журналистика и «медиа и коммуникации»).

Если же предмет не является профильным, то вы просто получаете 100 баллов за ЕГЭ по предмету, имея право не подтверждать эти баллы (то есть, если я захочу поступить на факультет дизайна со своим выигранным всероссом, я могу не сдавать литературу и получить 100 баллов за неё автоматически, но мне всё ещё надо будет сдать русский язык и творческий экзамен на высокие баллы). Льготы при поступлении действуют 4 года — получается, вы можете выиграть олимпиаду в 8 классе и больше ничего не делать (но лучше так не поступать).

Также, за победу на всероссе жителям некоторых городов выдаются денежные премии.

Жителям Москвы — 100 тысяч рублей за призовое место и 200 тысяч за победу, Московской области — 115 тысяч призёрам, 230 тысяч — победителям; школьникам Санкт-Петербурга — 30 и 60 тысяч соответственно.

Ребятам из некоторых других регионов также выдаются премии или вручаются призы и подарки, но это уже факультативно (если вы из города, в котором единственным вашим подарком окажется вялое похлопывание по плечу учителями, то автор статьи очень вас понимает).

Важно понимать — ваши усилия и труд не пропадут даром. Конечно, можно говорить, что все мы, олимпиадники, занимаемся этим только из жажды знаний и любви к своему профилю, но кому из нас не хочется получить хорошее образование и денежные средства?

Подготовка: где и с кем?

Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный...Пожалуй, это самый сложный выбор в жизни любого олимпиадника — готовиться в школе, с репетитором, пойти на курсы или же учиться самостоятельно? Конечно, если вы только начинаете свою олимпиадную карьеру, скорее всего, вы сейчас запутаны, не знаете, что делать, чего ждать, за что хвататься, и, если в такую минуту рядом с вами будет хороший педагог, действительно разбирающийся в специфике олимпиад (которая очень сильно отличается от специфики школьного курса и подготовки к ЕГЭ, как вы понимаете), то это будет прекрасно.

Такой преподаватель может встретиться вам где угодно — это может быть как ваш школьный педагог (если вы обучаетесь в достаточно сильной школе гуманитарного профиля), так и репетитор из высшего учебного заведения.

По опыту знакомых и друзей, лучше выбрать того учителя, который уже успешно готовил ребят к олимпиадам (а если он сам состоял в комиссии жюри, то вообще чудесно).

Но иногда бывает так, что дают хорошую базу и совсем неопытные в данной сфере преподаватели.

Как понять, что тот или иной учитель вам подходит? Очевидно, занятия должны быть вам интересны (и не должны походить на скучные лекции по паре часов монотонным голосом), должны давать вам новые знания и умения.

Принципиально важный момент в выборе преподавателя — ваши с ним мнения и взгляды на вещи должны сходиться, поскольку филология — это всё-таки субъективная наука, абсолютных истин в ней не существует.

Например, как-то раз я встретила педагога, считавшего, что после Серебряного века настоящая поэзия умерла. Смогла бы я заниматься с преподавателем с такой позицией? Не думаю.

Также, если вы живете в большом городе, наверняка в нём существует множество курсов по подготовке к олимпиадам.

Например, в Москве их проводят такие организации, как Центр образования «Коалиция», Центр Педагогического Мастерства, Ассоциация Победителей Олимпиад и многие другие.

Также курсы предоставляют вузы — и в МГУ, и в ВШЭ существуют «Школы юного филолога». Все эти курсы и организации давно зарекомендовали себя как места, где прекрасно готовят будущих призеров и победителей.

Я же являюсь представителем самого малочисленного лагеря — лагеря самоподготовки. Мой школьный учитель не помогал мне, в моём городе не проводят курсы, а хороших репетиторов можно сосчитать по пальцам одной руки, да и те слишком дорогие. Поэтому моими лучшими педагогами навеки останутся библиотека и интернет.

Читайте также:  Как готовиться к егэ по английскому языку

Серьёзно: всё, что дает вам педагог, вы можете найти сами, надо только действительно хотеть найти. Если у вас есть желание и силы — будут и знания. Ничто и никогда не является достаточной помехой для достижения успеха, кроме вас самих.

Что читать?

Литература с человеческим лицом

Здесь всё очень индивидуально. Олимпиада — это не ЕГЭ, где присутствует кодификатор и все темы и произведения можно взять только оттуда. Во время тура вам может попасться что угодно.

Соотношение прочитанной вами художественной литературы и критической/научной должно быть примерно 50/50, так как вы должны знать не только сюжет произведений и какие-либо основные темы, но и уметь их анализировать, спокойно оперировать литературоведческой терминологией, отличать характерные черты стиля одних авторов от других и так далее.

Что касается художественной литературы, пригодиться может абсолютно всё, что вы когда-либо читали, и, конечно, ваш читательский опыт не должен ограничиваться школьной программой. Зачастую даже наоборот — половина моих знакомых, выигравших всеросс, так и не прочитали целиком «Войну и мир» и «Тихий Дон», и им прекрасно живется без этого.

Если в теории ваше задание может быть связано с любым произведением, то на практике чаще всего это работает так: у 9 классов бывают произведения, так или иначе связанные с первой половиной XIX века и романтизмом, у 10 — со второй половиной XIX века и реализмом и, соответственно, у 11 — с XX веком и модернизмом.

Это распределение относится скорее ко второму туру с творческими заданиями, требующими от участников знаний историко-социального контекста и особенностей того или иного периода литературного процесса.

На анализ может быть дано любое произведение, но очевидно, что, например, от девятиклассников не будет ожидаться хорошее знание советской литературы, а одиннадцатиклассникам уже вряд ли дадут стихотворение Пушкина.

Принцип «читайте то, что интересно конкретно вам» работает и с научной филологической литературой. Конечно, вы должны знать, кто такие М.  Ю.Лотман, М. Л. Гаспаров, М. М. Бахтин, Л.  Я.Гинзбург и чем их работы так важны для науки, но всё же вы имеете полное право не соглашаться с позицией того или иного литературоведа.

Очень важно читать не только книги, но и работы победителей и призеров олимпиады — именно они могут дать вам понимание того, на что обращают внимание жюри при проверке работ, а ещё они чаще всего просто интересные.

Структура олимпиады и лайфхаки по выполнению заданий

Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный...Речь пойдёт именно о структуре заключительного этапа олимпиады, но региональный отличается от него только отсутствием устного тура, а анализ есть вообще во всех четырёх этапах.

Итак, первый тур — анализ. На выбор даётся прозаический или поэтический текст. Важно понять, что вам ближе — проза или поэзия. Выбор часто зависит от самого произведения, но вы можете услышать от олимпиадников фразу «Я анализирую только прозу/поэзию».

Я, например, всегда выбираю поэтический текст, так как, на мой взгляд, удобнее анализировать большое сосредоточение образов и смыслов в маленьком тексте, нежели отыскивать их в большом объеме. Но проза обычно относительно понятнее, трактуется более однозначно.

Попробуйте писать анализы по заданиям прошлых лет — только путём проб и ошибок вы поймёте, какому виду текста отдаёте предпочтение и что у вас выходит лучше анализировать.

Анализ — это самое главное задание олимпиады, чаще всего за него даётся наибольшее количество баллов. Когда вы анализируете текст, помните о том, что вы создаёте свой собственный текст об этом тексте, и он должен быть не менее интересен читателю. Избегайте большого количества терминов, отстранённых, пустых фраз.

Жюри будет только тогда интересен ваш анализ, когда вы вложите в него свои собственные мысли, идеи, переживания, какие-то личные ассоциации, наполните написанный вами текст образами и метафорами.

Не старайтесь написать обо всём: если в данном вам стихотворении синтаксис не играет никакой роли — не пишите о нём, пишите о важном, действительно определяющем суть произведения, влияющем на его своеобразие. Не пишите текст на черновик — это пустая трата времени.

На черновике можно быстро набросать план анализа, основные тезисы и цитаты, а писать стоит прямо в чистовик (честно, жюри нет никакого дела до ваших зачёркиваний, если они не слишком сильно затрудняют понимание написанного).

Второй тур — творческий. Здесь вам может быть предложен любой формат задания: эссе, презентация, ответы на вопросы, написание письма и так далее. Именно здесь могут проверить ваше знание проблематики классических текстов или особенностей поэтики того или иного автора.

Каким должно быть хорошее решение творческого задания? Однозначно творческим. Если вы чего-то не знаете — не беда, максимально оригинально и полно покажите имеющиеся у вас знания, пусть они и кажутся вам обрывочными и недостаточными (никогда не знаешь, вдруг у других участников они будут ещё более обрывочными).

Здесь также важно ваше мнение, ваше видение, а не сухие знания.

Для творческого тура важным, на мой взгляд, является обладание своей собственной фишкой. То есть, должна быть какая-то тема, какой-то автор, какая-то эпоха или жанр, в которых вы разбираетесь настолько прекрасно, что вы можете говорить и писать о ней вечно.

Например, в этом году было задание — написать эссе о том, с какого произведения или автора началось ваше настоящее знакомство с литературой и как оно произошло.

Это была возможность написать о том, что вам действительно интересно, что вы любите и храните в самой глубине своего сердечка.

Наконец, третий тур — устный. Раньше суть его заключалась в том, что участнику даются темы на выбор, и он должен подготовить небольшой монолог на любую из них и выступить с ним перед жюри.

В этом году всё резко изменилось: давался текст незнакомого нам стихотворения, и после часа работы по его изучению участники должны были выступить перед жюри, рассказав всё, что они думают по поводу текста — кто является его автором, в какое время оно было написано и что дало нам возможность отнести его к тому или иному автору и эпохе.

На устном туре важнее всего справиться со своим волнением: сложно говорить правильно и красиво, когда голова кружится, коленки трясутся, а на вас ещё пристально смотрят две пары глаз. Спокойствие приходит с пониманием того, что жюри не хотят вас «завалить», а наоборот, желают вам только самого хорошего результата.

Представьте, что вы просто говорите со своими друзьями, выражаете свою точку зрения.

У вас есть свое собственное мнение, и именно тут у вас есть возможность быть услышанным, это ли не прекрасно? Учителя в школе часто требуют какого-то определённого ответа, чтобы всё было, как в учебнике, чётко и «под линеечку», а здесь вы сможете спокойно сказать то, что вы на самом деле думаете.

Помните, на олимпиаде вы все находитесь примерно в равных условиях, все имеете относительно одинаковый багаж знаний. Побеждает тот, кто берёт себя в руки и направляет все свои силы на выражение мыслей, а не на панические настроения в духе «тут все умнее меня» и «у меня точно ничего не получится».

Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный...

Самое важное

Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный...

Первыми коннотациями со словом «олимпиада» в вашей голове должны быть совсем не «подготовка», «книги» и «тяжелый труд», а что-то вроде «невероятные люди», «ночные посиделки с гитарой и игры в мафию», «путешествия по разным городам России» и всё в таком же прекрасном духе.

Я нашла на олимпиадах почти всех своих друзей и своего чудесного молодого человека, там же нашла и вдохновение, и мечты, и дальнейшие цели.

Ничто, кроме олимпиады, не научит вас так радоваться за других людей и так спокойно переживать все виды отношений на расстоянии (а что поделать, если все лучшие люди планеты по ней разбросаны?).

Олимпиада должна делать вас счастливым, а не уставшим и считающим всех вокруг соперниками. Не стоит ждать победы (в жизни есть вещи гораздо важнее) — стоит ждать ярких впечатлений и искренних эмоций. Только так это всё будет иметь какой-то смысл.

Источник: https://newtonew.com/school/kak-vyigrat-vserossiyskuyu-olimpiadu-shkolnikov-po-literature-i-ne-posedet

8 принципов подготовки к Всероссийской олимпиаде

Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный...

Всероссийская олимпиада школьников — главный интеллектуальный конкурс страны. Победитель заключительного этапа получает не только денежный приз и несколько минут славы, но и выбирает любой вуз по профилю олимпиады. Онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывает о том, что поможет покорить вершину Всероса.

Согласитесь, приятно, когда МГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО приглашают учиться у них, а вы говорите: «Ну, не знаю, я ещё думаю». Что же нужно сделать, чтобы выиграть олимпиаду и сказать эту заветную фразу? Много и упорно работать.

Схема простая: берёте и учите. Забываете про сон, про отдых и работаете не покладая рук. Совет верный, но уж очень размытый. Так и хочется спросить, ну а что именно делать-то? Может, какой секрет есть? Есть, и не один.

Чтобы хорошо подготовиться к ВсОШ, выберите предмет, которым горите. Допустим, вас хлебом не корми — дай теорию Ньютона проверить или сто новых слов по французскому выучить. Часто ребята идут на олимпиады по тем предметам, в которых больше достигли. И зря. Не всегда успехи говорят об истинных пристрастиях.

Читайте также:  Что делать, если не сдал егэ

Поэтому выбирайте самый любимый предмет, даже если к началу олимпиадного пути вы знаете чуть меньше, чем ничего. Подготовка к олимпиаде это не 2-3 часа в день, а образ жизни. Олимпиадники вместо кино в выходной день слушают лекции по истории России или читают новую книжку Юрия Вяземского.

Не потому что думают только о победе, просто такое времяпрепровождение для них и есть отдых.

Определитесь

Победа в олимпиаде стоит немалых усилий. Не распыляйтесь, чтобы не пролететь. Может, вы и возьмёте призовые места на региональном этапе, но когда до участия в заключительном не хватит нескольких баллов, будет очень обидно.

Конечно, есть ребята, которые в один год умудряются выиграть сразу по трём предметам, но это, скорее, исключение, чем правило. Если уж очень хочется одержать победу в нескольких дисциплинах, распределите силы.

В девятом классе участвуйте во ВсОШ по английскому, а в десятом — по истории.

Анализируйте

Изучите требования разработчиков олимпиады. Вместе с заданиями прошлых лет обычно вывешивают и ключи. Научитесь видеть логику олимпиадных заданий. Не удивляйтесь, она там есть. Разделите задания на типы, выберите из них самые весомые по баллам и самые часто встречающиеся. Формулировка заданий вряд ли будет повторяться, а вот структура вполне может попасться вновь.

Внимательно посмотрите критерии оценки и выполняйте олимпиадные задания в соответствии с ними. При таком аналитическом подходе вы поймёте, какой объём знаний требуется для каждого уровня ВсОШ. Обязательно найдите ответы победителей и призёров олимпиады. Полезно увидеть, как выглядят работы реальных людей, а не просто критерии, заранее прописанные разработчиками заданий.

Мыслите критически

Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный...

Олимпиада сильно отличается от ЕГЭ. Здесь недостаточно понять формат и выполнить задания по шаблону. Нужно уметь думать нестандартно. Чтобы развить гибкость мышления, выходите из зоны комфорта. Критическое мышление развивается, когда вы придумываете вопросы.

Вот вы послушали лекцию преподавателя, и в конце он спрашивает: «Есть ли вопросы?». Если у вас их нет — это плохо, но не безнадёжно. Чтобы исправить положение, сначала придётся выдавливать из себя вопросы. Но со временем они станут возникать естественным образом. Это будет означать, что вы немного освоили метод критического мышления.

Когда у вас легко появляются вопросы к предложенной информации — вопросы по содержанию, а не «можно ещё раз повторить? Я чихнул и не услышал» — это означает, что мозг работает добросовестно, пытается связать услышанное с прежними знаниями или усомниться в отдельных фактах. Умение логически мыслить тоже появляется благодаря тренировкам.

Прочтите вузовский учебник по логике и выполните задания к каждой главе.

Учитесь писать аккуратно. Поставьте себя на место преподавателя, который оценивает невнятно написанную работу. Если вы дали верный ответ к заданию, но зашифровали его каракулями, вместо заслуженного балла получите минус. Чтобы избежать досадного недоразумения, пишите понятно.

Составьте график

В подготовке к олимпиаде главное — начать. Для новичков это проблема, потому что информации нужно запомнить много. Школьный этап через неделю, а на завтра ещё из-за рэп-батла Оксимирона и Гнойного нужно стихотворение Гумилёва выучить. Ученик в такой ситуации паникует.

С приёмами тайм-менеджмента вы возьмёте себя в руки, справитесь и с эмоциями, и с предстоящими задачами.

Распределите работу равномерно: сегодня изучите Древнюю Грецию, завтра закрепите материал и переходите к Римской империи. Если учить каждый день хотя бы немного, ваши знания и уверенность в себе возрастут.

Чтобы лучше запомнить прочитанное, пересказывайте информацию друзьям или родственникам, на крайний случай — коту.

Окружите себя победителями

Общайтесь с победителями. Ребята, которые успешно прошли все круги Всероссийской олимпиады, помогут советами и личными историями.

Каждый предмет имеет свою специфику, поэтому нужно обращаться именно к призёрам и победителям олимпиад в вашем предмете.

Победители и абсолютные победители — самые подходящие собеседники, так как они готовились к олимпиаде целенаправленно и заработали победу своим трудом.

Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный...

На олимпиаде часто бывают ситуации, которые выводят из равновесия неподготовленных участников. Вы пытаетесь сосредоточиться, но сосед шелестит обёрткой от шоколадки. А ещё кто-нибудь обязательно сдаст задания раньше всех. Они уже закончили, а вы только приступаете ко второму листку.

Здесь главное не паниковать. Кто знает, может, они не написали и половину и просто решили уйти? Или в спешке наделали ошибок. В любом случае, ничто и никто не должен отвлекать вас от выполнения заданий. Отключитесь от окружающего мира на время олимпиады: есть только задания и вы.

Тренируйте концентрацию. Чаще участвуйте в олимпиадах, чтобы набраться опыта. Каждая олимпиада — это выход из зоны комфорта и стресс для организма. Если мини-стресс случается часто, вы будете меньше волноваться и обрастёте защитным панцирем. Чем больше тренировок — тем лучше результат.

Источник: https://mel.fm/blog/foksford-foksford/13650-8-printsipov-podgotovki-k-vserossyskoy-olimpiade-pobeda-v-ney-stoit-togo

Как победить на олимпиаде по литературе?

Эта статья — для тех, кто стремится поступить на Филологический факультет МГУ или хочет стать призером олимпиады по литературе.

Из года в год выпускники школ приходят в Университет на вступительные (или подают олимпиадные работы), пишут сочинение и делают одну и ту же ошибку: не умеют раскрыть тему, а нередко и вообще отходят от нее, превращая сочинение в пересказ произведения или биографии автора.

В основе хорошего сочинения лежит владение литературным материалом (то самое знание текста, о котором написано во всех пособиях), грамотность, умение логично излагать свои мысли и, наконец, способность к размышлению над темой. Можно существенно повысить уровень вашей вступительной работы, если, во-первых, избавиться от типичных ошибок, во-вторых, усвоить те требования, которые предъявляются как к вступительному сочинению, так и к работе олимпиадного уровня.

Эта статья объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.

Для детального разбора обратимся к теме 2008 года «Пейзаж и его функция в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”».

План для этой темы может быть очень кратким. Например, таким:

1. Что такое пейзаж?
2. Функции пейзажа в произведении.
3. Приемы изображения природы.

Конечно, следует помнить о вступлении и заключении, обрамляющих работу.

Что такое пейзаж? Это средство композиции, и он выполняет различные функции в произведении. Экзаменаторы, оценивая полноту раскрытия темы, хотят увидеть в вашей работе именно это умение грамотно изложить, для чего нужен Лермонтову в той или иной главе романа пейзаж и какой именно это пейзаж.

Функции пейзажа в произведении (любом) обычно бывают такие:

  1. Раскрытие характера героя.
  2. Раскрытие внутреннего мира героя.
  3. Раскрытие авторской композиции.
  4. Создание фона для действия героев. Пейзажи сельские и городские.
  5. Прием передачи движения времени («календари» природы)
  6. Прием определения масштабного соотношения людей и окружающего мира (Бородинское и Шенграбенское сражения в «Войне и мире»).
  7. Использование пейзажа для постановки проблемы жизни и смерти (особенно сцены на кладбище)
  8. Пейзаж-символ (вишневый сад у Чехова)
  9. Символ передачи национального колорита (русская зима в «Онегине»)
  10. Слияние пейзажа с жанровой картинкой из народного быта как средство передачи единства человека и природы (пейзаж у Некрасова)
  11. Изображение природы как «действующего лица», наделенного способностью страдать, обладающего памятью, разумом и т.д. (см. лирику Тютчева)

Образец вступительного сочинения:

Пейзажи в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» значительное место уделено картинам природы, которые присутствуют в каждой из пяти повестей лермонтовского произведения. При этом для описания природы в каждой из новелл оказывается характерен какой-то определенный мотив, окрашивающий повесть в целом. Разные по содержанию, эти мотивы выполняют в романе каждый свою роль.

В повестях «Максим Максимыч» и «Бэла» доминируют горные пейзажи. Горный колорит в обоих рассказах обусловлен сюжетно. И оба эти рассказа и «Бэла», и «Максим Максимыч» — это путевые очерки офицера, путешествующего по горным дорогам Кавказа.

Однако художественная функция мотива гор в этих повестях значительно шире, чем простое обозначение места действия. Горные пейзажи даны от лица романтически настроенного повествователя.

Характерно, что в большинстве из них горы представлены как нечто манящее, блистающее и сверкающее: автор то восторженно описывает панораму Койшаурской долины, через которую, сверкая, «тянется серебряной нитью» Арагва, то восхищается видами «золотой бахромы» горных снегов, их блеском и яркостью («Бэла»), то с упоением наблюдает за громоздившимися на горах «золотыми облаками» («Максим Максимыч»).

Все эти картины вызывают у повествователя желание остаться здесь «жить навсегда» и являются символом природы, возвышающей человека. Тишину и покой, царящие в горах, повествователь сравнивает с тишиной «в сердце человека в минуту утренней молитвы».

Горная природа помогает человеческой душе избавится от всего порочного, «приобретенного» и делает ее вновь по-детски чистой, такой, какой, по убеждению рассказчика, она «была некогда и верно будет опять». В связи с такими ощущениями странствующий офицер, как она сам признавался, было «жалко» расставаться с горами.

Однако в «Бэле» мотив гор приобретает и другое значение.

В описании рассказчиком горной тропы, по которой они с Максимом Максимовичем спускались в Чертову долину, и погодного ненастья, застигнувшего их в пути, горы предстают в образе чего-то зловещего, несущего смерть: «узкая дорога частию была покрыта снегом, который в иных местах проваливался, а в других превращался в лед», «лошади падали, налево зияла глубокая расщелина», тучи сгущались, «повалил град, снег, ветер, врываясь в ущелья, ревел свистел, как Соловей-разбойник». Эта картина дисгармоничной и опасной природы, приобретая символические черты, напрямую соотносится с трагическим концом истории Бэлы, о котором проезжему офицеру еще предстояло узнать.

Мотив гор также присутствует в повести «Княжна Мери». Однако здесь он занимает значительно меньше места, чем в «Бэле», и в основном служит для выявления сложного характера Печорина, от лица которого ведется повествование.

Новелла начинается с описания героем панорамы, открывающей вид на Пятигорск из окон его квартиры (яркое солнце, синее небо, пестреющий внизу «чистенький, новенький городок», громоздящиеся за ним затуманенные горы, тянущаяся «на конце горизонта серебряная нить горных вершин»), Печорин завершает свое описание вопросом: «…зачем тут страсти, желания, сомнения?» Эти слова обнаруживают мучительное переживание героем своей повседневной суетности в сравнении с прекрасным, вечным.

Читайте также:  Отменят ли заочную форму обучения?

В сущности, аналогичное отношение Печорина к природе прослеживается и в двух других горных пейзажах, предваряющих в повести описание дуэли с Грушницким. Печорин воспринимает окружающую природу как человек, которому в самое ближайшее время, возможно, придется проститься с жизнью: он с увлечением наблюдает, как «радостный луч молодого дня […] золотит […] верхи утесов», и наслаждается видом на терявшиеся в «золотом тумане утра» вершины гор.

Однако помимо передачи состояния героя эти две картины природы служат также созданию определенной обстановки, в которой разворачивается действие. По мере приближения к месту дуэли Печорин замечал, что утесы становились «все синее и страшнее» и, наконец, казалось, сходились непроницаемой стеной». Вид, открывавшийся с площадки, на которой проходил поединок, отличался еще большей напряженностью, зловещую атмосферу: «Внизу казалось темно и холодно, как в гробе, мшистые зубцы скал […] ожидали своей добычи».

В «Княжне Мери» также очень важную роль играют символические образы моря и звезд. Вся значимость этих мотивов становится ясна при сопоставлении их смысла в новеллах «Княжна Мери», «Тамань» и «Фаталист».

Если «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» — повести большей частью «горные», то в «Тамани» доминирующим оказывается мотив моря с неотъемлемым от него образом одинокого корабля.

Эти два символа, характерные для романтической поэзии, а также мотив луны и месяца, которые присутствуют почти во всех романтических пейзажах, создают в повести романтическую атмосферу таинственности, тревоги и простора.

Своеобразным поэтическим комментарием к образу неукротимой стихии и одиноко несущегося по ее темно-синим волнам судна служит песня контрабандистки. В этой песне «по вольной волюшке – по зеленому морю» ходит «лодка неснащенная», которой в «темну ночь» правит «буйна головушка».

Тема корабля в «Герое нашего времени» тесно перекликается с соответствующим мотивом лермонтовского стихотворения «Парус». Благодаря этой параллели мотив судна в романе приобретает важное значение психологической характеристики Печорина.

Подобно «парусу» в стихотворении, герой не может установить равновесие, найти гармоническое соответствие между своим внутренним миром и миром внешним. И как одинокое судно «мятежно просит бури», так и беспокойная душа Печорина стремится к хаосу и дисгармонии.

Эту внутреннюю тягу Печорин ясно ощущает, когда в конце повести «Княжна Мери» сравнивает себя с матросом, «рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига».

По словам героя, душа этого моряка «сжилась с бурями и битвами», и, случайно оказавшись на берегу, не прельщаясь ни тенистою рощей, ни светом мирного солнца, он все «всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте желанный парус […], мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани».

Мотив звезд повторяется в «Княжне Мери» дважды – в связи с упоминаниями этих природных явлений Грушницкий и Печорин.

Грушницкий вспоминает о них, радуясь своему производству в офицеры: «О, эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки!» Печорин говорит о звезде накануне дуэли с Грушницким: «Но мы бросили жребий!.. и тогда… что […] если моя звезда наконец мне изменит? И немудрено: она так долго верно служила моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле». В обоих случаях звезды-«путеводители», но с той разницей, что для Грушницкого – это «путеводительная звездочка» карьеры, а для Печорина – звезда судьбы.

То же значение какого-то оберегающего начала в жизни Печорина, к которому судьба оказывается благосклонна во всех его рискованных предприятиях, звезды приобретают особое значение и в «Тамани».

Здесь они упоминаются всего один раз и именно в тот момент, когда Печорин направляется с таинственной «ундиной» навстречу своему опасному приключению: «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем небе».

С особенной силой мотив «путеводительной» звезды звучит в замыкающей роман повести «Фаталист». В этой новелле конкретный пейзаж ночного звездного неба посредством лирического отступления как бы переключается во вселенский.

«Спокойно сиявшие на темно-голубом своде» звезды, которые Печорин видит по пути от дома майора С***, наталкивают его на рассуждение о сопричастности небесных светил и человеческих судеб. Герой с усмешкой вспоминает, что «были некогда люди премудрые», думавшие, что «небо с его бесчисленными жителями» принимает неизменное участие в их судьбах.

Эту наивную уверенность, дававшую предкам силу для деятельной жизни, Печорин противопоставляет упадочному настроению современников, «жалких потомков», не имеющих какого-либо надличного идеала, а вместе с тем и нравственных убеждений, лишенных энергии и воли, верящих в «невозможность» счастья.

Во многом за счет этого пейзажно-философского лирического отступления, в котором проявится «метафизика главного героя», «Фаталист» служит своеобразным философским комментарием ко всему роману.

Таким образом, «Герой нашего времени» синтезирует различные типы пейзажа (аллегорический, философско-символический, идеалистический) и различные его функции (создание обстановки, фона действия, отражение внутреннего состояния героя, его психологического настроя).

В следующей статье: Темы сочинений на вступительных экзаменах в МГУ, с 2001 по 2013 год.

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/literatura/kak-pobedit-na-olimpiade-po-literature/

Возможно ли за год подготовиться к Всероссийской олимпиаде по истории и победить/стать призером? Обязателен ли репетитор?

Я не историк, а химик. Но, думаю, в вопросе подготовки к всероссам предметы похожи друг на друга. Мой ответ на вопрос: возможно всё. А теперь это же через свой пример.

Я училась в обычном классе общеобразовательной школы, где олимпиадники редкость, потому что их никто не готовит, а учителя считают, что просто «на олимпиады проходят одаренные, для них больше чем достаточно школьной программы». Но мне довелось сломать систему.

Меньше чем за месяц, практически с нуля я подготовилась сама региональному этапу по химии (10 класс), заняв 9 место в области.

Через год, начав готовиться за пару месяцев, заняла 5 место (отдельный привет моей внимательности, благодаря которой слетело в ноль баллов 20), оставив в верхних строках только лицей — умнейших детей области и России.

Что изменилось за эти два раза? В первый — все казалось случайным, начиная от того, как я туда попала, заканчивая тем, как все завершилось. Во второй — за два месяца перед олимпиадой до меня дошло, что всеросс — это реально. Для него не нужно быть учеником профильного класса, лицея, просто сильной школы. Нужен лишь труд участника. Почувствовалась конкурентоспособность.

Не было никаких репетиторов, знакомых олимпиадников, никого, кто мог бы как-то помочь. Представьте, как все удивлялись, когда узнавали это: обычный школьник и без Больших помощников обходит умнейших людей области?)) Это было забавное ощущение.

Теперь несколько советов и некоторых мыслей о ВсОШ:

  • В школах учителя часто считают и доносят своим ученикам, что для олимпиад не нужно что-то большее школьной программы. Это не так! Школьной программы может быть достаточно только для школьного этапа. Дальше нужно усиленно ботать. (Об этом чуть ниже).
  • Помните, что всеросс — это реально!! Туда может попасть каждый, кто будет качественно работать над достижением этой цели.
  • Есть ли смысл в репетиторах? И да, и нет. С одной стороны, они могут реально помочь (если это хороший препод), с другой, помощью может оказаться иллюзией. Вам может казаться: вот, я хожу к репету, значит, я затащу всерос. Но дело не в репетиторах, а в самом человеке. Мало по часу три раза в неделю решать задания. Олимпиадами нужно жить. И для этого необязательны репетиторы, теперь у меня есть много знакомых призеров и победителей заключительного этапа, которые никогда не занимались с репетиторами.
  • Сколько времени для подготовки достаточно? Разумеется, чем больше, тем лучше. Но, как показала практика, подготовиться можно и за месяц, и за год, и за 5 лет. Тут все висит от упорства и желания достичь цель.
  • Как готовиться? Читайте литературу, которая реально полезна на всероссе, и решайте прошлые года. Литературу можно в поиске позабивать, но лучше искать в группах олимпиадников (типа «Всероснутые»). Там сами олимпиадники советуют.
  • Как окунуться в атмосферу олимпиадников? Вступайте в группы в вк для олимпиадников, их очень много и имеют они очень разные названия. Нам вы почувствуете настрой, олимпиадные шутки, увидите лайфхаки. Найдите друзей или знакомых — всероссников или хотя бы региональщиков. Для ботания есть классная песенка в вк: ЭТО ТьМА — BOTAY.

Главное — очень много ботать и спокойно переступать через все неудачи, реально стремиться достичь цели. Всё получится! Всероссы — это реально, они дают преимущества в будущем. Если бы у меня была возможность ещё один раз поучаствовать во всероссийской олимпиаде школьников, я бы вложила все силы в то, чтобы уйти победителем заключительного этапа (а лучше межнара

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/329615/vozmozhno-li-za-god-podgotovitsya-k-vserossiiskoi-olimpiade-po-istorii-i-pobedit-stat-prizerom-obyazatelen-li-repetitor

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector