Егэ по физике на 100: алгоритмы и образное мышление

Мозги не гибнут от износа, а ржавеют от неупотребления.
П. Бови

Статья посвящена понятию алгоритмическое мышление. Что это такое? Для чего нужно его развивать? Как это делать? Ответам на эти вопросы и посвящена данная статья.

ЕГЭ по физике на 100: алгоритмы и образное мышление

Приобретаемые навыки подразумевают закладывание различных схем для действий в различных ситуациях. Сами схемы и их выбор в зависимости от обстановки является алгоритмом поведения. Чем сложнее навыки, тем более сложные алгоритмы они в себе содержат.

Зная даже некоторые общие принципы, гораздо легче овладевать конкретными навыками.

Общими принципами для всех навыков являются базовые алгоритмы, из которых строятся схемы, а также методы построения алгоритмов и их свойства.

Например, известный факт, что, освоив один иностранный язык, другой осваивать уже намного проще. Теперь можно ответить на многие вопросы, связанные с алгоритмическим мышлением. Иногда психологи называют его алгоритмический стиль мышления.

ЕГЭ по физике на 100: алгоритмы и образное мышление Тест на алгритмическое мышление

Что такое алгоритмическое мышление?

Алгоритмическое мышление можно понимать, как систему мыслительных приёмов направленных на решение задач. Тут скрыты две стороны понимания. Первая, определить чужой алгоритм. Вторая, построить свой.

Если при решении задачи необходимо взаимодействовать с чем-либо, придётся понимать, как оно устроено. Только потом можно встраивать свой алгоритм. Трудно представить задачу, решая которую, не нужно ни с чем взаимодействовать.

Даже если вы просто пытаетесь пройти в дверь, нужно знать «алгоритм двери». Сколько людей ломилось в открытую дверь, а она открывалась в другую сторону. Просто они не задали вопрос: «А почему она не открывается?»

Для чего нужно его развивать алгоритмическое мышление?

После того, как стало ясно, что такое алгоритмическое мышление, легко ответить и на этот вопрос. Чем легче мы умеем понимать чужие алгоритмы и строить свои, тем лучше. Другими словами, полезно знать и понимать, как и что устроено.

Такой тип мышления очень сильно помогает освоению многих знаний и навыков, в том числе и школьных предметов. Способность мыслить точно, формально, если это нужно, становится одним из важных признаков общей культуры человека в современном высокотехнологизированном мире.

Вот некоторые умения, которые требуется во многих сферах:

  • Разбиение общей задачи на подзадачи.
  • Умение планировать этапы и время своей деятельности.
  • Оценивать эффективность деятельности.
  • Искать информацию.
  • Перерабатывать и усваивать информацию.
  • Понимать последовательные, параллельные, недетерминированные действия.

Конечно, ещё Гёте заметил, что сущее не делится на разум без остатка. Но разум очень помогает в жизни. Когда говорят, что человек умеет думать, обычно, подразумевают развитое алгоритмическое мышление.

Как развить алгоритмическое мышление?

Как и всё, что требует развития, алгоритмическое мышление нужно тренировать. Можно тренировать бессистемно, например, играя в стратегические игры. Но так развитие получается однобокое. Хуже всего будет развито понимание свойств и ограничений.

Пониманием и построением алгоритмов занимается информатика. Информатика также изучает их свойства. Логично предположить, что изучение дисциплин, связанных с информатикой и программированием, разовьёт алгоритмическое мышление наилучшим образом.

Из такой широкой области как информатика, стоит выделить программирование. Изучать свойства алгоритмов и учиться с ними работать лучше всего на примере программирования. Ещё и сам компьютер интересная и полезная вещь, что тоже добавляет мотивации при обучении программированию. Академик А. П. Ершов ещё в 1986 году говорил, компьютерная грамотность – вторая грамотность.

Выводы

Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому курс, развивающий алгоритмическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.

По этой причине информатика и её основная часть – программирование, должны быть одними из базовых предметов для изучения.

Для достижения этой цели через обучение программированию и создан курс «Развитие алгоритмического мышления».

Проверь своё мышление

ЕГЭ по физике на 100: алгоритмы и образное мышление

На сколько процентов вы знаете функции своего сотового телефона, примерно так и развито алгоритмическое мышление. В этом тесте можно сотовый телефон заменить пультом дистанционного управления телевизора или проигрывателя.

Люди, успешно прошедшие этот тест вряд ли остановятся на начальном развитии алгоритмического мышления. Для них разработан следующий этап – курс «Базовое программирование».

Скачать статью в виде PDF.

Источник: https://informat.name/articale/art_algmind.html

Подготовка к ЕГЭ по Физике самостоятельно на 100 баллов

ЕГЭ по физике на 100: алгоритмы и образное мышление

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по физике самостоятельно, имея только выход в интернет? Шанс всегда есть. О том, что делать и в каком порядке, рассказывает автор учебника «Физика. Полный курс подготовки к ЕГЭ» И. В. Яковлев.

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по физике начинается с изучения теории. Без этого невозможно научиться решать задачи. Надо сначала, взяв какую-либо тему, досконально разбираться с теорией, прочитать соответствующий материал.

Возьмем тему «Закон Ньютона». Надо прочитать про инерциальные системы отсчета, узнать, что силы складываются векторно, о том, как векторы проектируются на ось, как это может работать в простой ситуации – например, на наклонной плоскости.

Надо выучить, что такое сила трения, чем отличается сила трения скольжения от силы трения покоя. Если вы не различаете их, то, скорее всего, ошибетесь в соответствующей задаче.

Ведь задачи часто даются для того, чтобы понять те или иные теоретические моменты, поэтому с теорией надо разобраться максимально четко.

Для полного освоения курса физики мы рекомендуем вам учебник И. В. Яковлева «Физика. Полный курс подготовки к ЕГЭ». Вы можете приобрести его или читать материалы онлайн на нашем сайте. Книга написана простым и понятным языком. Хороша также тем, что теория в ней сгруппирована именно по пунктам кодификатора ЕГЭ.

А потом надо браться за задачи.
Первый этап. Для начала – берите самый простой задачник, и это задачник Рымкевича. Вам надо прорешать 10-15 задач по выбранной теме. В этом сборнике задачи достаточно простые, в одно-два действия. Вы поймете, как решать задачи по этой теме, и заодно запомнятся все формулы, которые нужны.

Когда вы готовитесь к ЕГЭ по физике самостоятельно – не надо специально зубрить формулы и писать шпаргалки. Эффективно всё это воспринимается только тогда, когда пришло через решение задач. Задачник Рымкевича, как никакой другой, отвечает этой первичной цели: научиться решать простые задачи и заодно выучить все формулы.

Второй этап. Пора переходить к тренировкам именно по задачам ЕГЭ. Лучше всего готовиться по замечательным пособиям под редакцией Демидовой (на обложке российский триколор). Эти сборники бывают двух видов, а именно – сборники типовых вариантов и сборники тематических вариантов.

Рекомендуется начинать с тематических вариантов. Эти сборники построены следующим образом: сначала идут варианты только по механике. Они скомпонованы в соответствии со структурой ЕГЭ, но задания в них только по механике. Потом – механика закрепляется, подключается термодинамика.

Затем – механика + термодинамика + электродинамика. Затем добавляется оптика, квантовая физика, после чего в этом пособии дается 10 полноценных вариантов ЕГЭ – на все темы.

Такое пособие, которое включает в себя около 20 тематических вариантов, рекомендуется в качестве второй ступени после задачника Рымкевича тем, кто самостоятельно готовится к ЕГЭ по физике.

Например, это может быть сборник
«ЕГЭ физика. Тематические экзаменационные варианты». М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский, В.А. Грибов.

Аналогично используем сборники, в которых подобраны типовые экзаменационные варианты

Третий этап.
Если позволяет время, крайне желательно выйти на третью ступень. Это подготовка по задачам Физтеха, более высокий уровень.

Например, задачник Баканиной, Белонучкина, Козела (издательство «Просвещение»). Задачи таких сборников серьезно превышают уровень ЕГЭ.

Но для того чтобы успешно сдать экзамен, надо быть готовым на пару ступенек выше – по самым разным причинам, вплоть до банальной уверенности в себе.

Не надо ограничиваться только пособиями ЕГЭ. Ведь не факт, что на ЕГЭ задания повторятся. Могут быть задачи, которые раньше в сборниках ЕГЭ не встречались.

Как распределить время при самостоятельной подготовке к ЕГЭ по физике?
Что делать, когда у вас есть один год и 5 больших тем: механика, термодинамика, электричество, оптика, квантовая и ядерная физика?

Максимальное количество – половину всего времени подготовки – надо отвести на две темы: механику и электричество. Это доминирующие темы, самые сложные. Механика изучается в 9 классе, и считается, что школьники ее знают лучше всего. Но на самом деле это не так. Задачи по механике максимально сложны. А электричество – тема трудная сама по себе.

Термодинамика и молекулярная физика – тема довольно простая. Конечно, и здесь есть свои подводные камни. Например, школьники плохо понимают, что такое насыщенные пары. Но в целом опыт показывает, что таких проблем, как в механике и электричестве, здесь нет. Термодинамика и молекулярная физика на школьном уровне – более простой раздел. И главное – это раздел автономный.

Его можно изучать без механики, без электричества, он сам по себе.

То же можно сказать про оптику. Геометрическая оптика проста – она сводится к геометрии. Надо выучить основные вещи, связанные с тонкими линзами, закон преломления – и всё. Волновая оптика (интерференция, дифракция света) присутствует в ЕГЭ в минимальных количествах. Составители вариантов не дают каких-либо сложных задач в ЕГЭ на эту тему.

И остается квантовая и ядерная физика. Школьники традиционно боятся этого раздела, и зря, потому что он самый простой из всех. Последняя задача из заключительной части ЕГЭ – на фотоэффект, давление света, ядерную физику – проще, чем другие. Надо знать уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и закон радиоактивного распада.

В варианте ЕГЭ по физике есть 5 задач, где надо написать развернутое решение. Особенность ЕГЭ по физике в том, что сложность задачи не растет с ростом номера. Никогда не знаешь, какая задача окажется в ЕГЭ по физике сложной. Иногда сложной бывает механика, иногда термодинамика. Но традиционно задача по квантовой и ядерной физике – самая простая.

Подготовиться к ЕГЭ по физике самостоятельно – можно. Но если есть хоть малейшая возможность обратиться к квалифицированному специалисту, то лучше это сделать.

Школьники, готовясь к ЕГЭ по физике самостоятельно, сильно рискуют потерять много баллов на экзамене, просто потому, что не понимают стратегию и тактику подготовки.

Специалист знает, каким путем идти, а школьник может этого не знать.

Мы приглашаем вас на наши курсы подготовки к ЕГЭ по физике. Год занятий – это освоение курса физики на уровне 80-100 баллов. Успеха вам в подготовке к ЕГЭ!

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/podgotovka/fizika/samostoyatelno/

Мыслительные операции на уроках физики

2.Собрать из данных деталей установку или электрическую цепь (при выполнении опытов, лабораторных работ)

3. Соберите информацию проявления явления (инерция, давление, трение, гравитация, взаимные превращения агрегатных состояний, горение топлива, диффузия, отражение и др.) и заполните таблицу.

Таблица «Явление в нашей жизни»

5. Написать паспорт физического прибора по следующему плану:

  • назначение прибора,
  • его основные узлы,
  • физический принцип действия,
  • правила использования,
  • условия хранения.
  • Сравнение
  • Сравнение – это выявление общих и разных черт у тел, объектов, явлений, событий, процессов, субъектов.
  • Сравнивать можно:
  • объекты, величины, условия, явления;
  • тела и процессы одного типа, природы или характера (например, агрегатные состояния). Если они разной природы, то проводят сравнение по аналогии (например, закон Кулона и закон Всемирного тяготения);
  • одни и те же объекты или свойства в разных условиях;
  • различные объекты или явления в одинаковых внешних условиях;
  • тела, факты, явления по одному, двум или нескольким признакам;
  • по признакам главным (существенным) и второстепенным (несущественным).
Читайте также:  Где может работать фельдшер, кроме скорой помощи?

Алгоритм выполнения сравнения.

      1. Выберите (или получите) объект для сравнения

      2. Определите признаки (свойства), по которым будет вестись сравнение объектов

      3. Выясните, каким конкретно будет каждый признак у каждого объекта

      4. Выделите одинаковые признаки у сравниваемых объектов и разные

      5. Запишите результаты сравнения (словами, в таблицу, в виде рисунка, схем)

      6. Сделайте вывод о сходстве и различие.

Что можно и полезно сравнивать в курсе физики.

7 кл.

  • Строение твердых тел, жидкостей и газов
  • Плотности разных веществ (веществ в разных агрегатных состояниях)
  • Равномерное и неравномерное движение
  • Передачу давления твердыми телами и жидкостями
  • Подвижный и неподвижный блоки
  • Рычаги I-го и II-го рода.

8 кл.

  • Виды теплопередачи
  • Агрегатные состояния вещества
  • Взаимообратные тепловые процессы
  • Испарение и кипение
  • Тепловые двигатели разного типа
  • Амперметр и вольтметр
  • Последовательное и параллельное соединение проводников
  • Резисторы
  • Источники тока
  • Электромагниты и постоянные магниты
  • Электрическое и магнитное поле
  • Источники света
  • Виды отражения
  • Рассеивающая и собирающая линзы
  • Свойства изображений даваемых линзой

9 кл.

  • Силу тяжести и вес
  • Графики скоростей; скорости и ускорения, координаты
  • Перемещение и путь
  • Движение тела вверх и вниз по вертикали под действием силы тяжести
  • Виды силы трения
  • Силы
  • Виды колебаний
  • Виды волн

10 кл.

  • Агрегатные состояния: строение вещества и свойства
  • Идеальный и реальный газы
  • Изопроцессы (газовые законы, I закон термодинамики)
  • Кристаллические и аморфные тела
  • Виды деформации
  • Закон Кулона и закон Всемирного тяготения.
  • Характеристики электрического поля (силовая, электрическая)
  • Напряженность и напряжение
  • Параллельное и последовательное соединение (источников тока, проводников, конденсаторов)
  • Проводники и диэлектрики
  • Электрический ток в различных средах
  • Виды электрических разрядов
  • Типы полупроводников

11 кл.

  • Силы Ампера и Лоренца
  • Движения частицы в электрическом и магнитном полях
  • Движения частицы в магнитном поле
  • Магнитные свойства диа-, пара-, ферромагнетиков
  • Статистическое и вихревое электрические поля
  • Пружинный и математический маятники
  • Виды колебаний
  • Открытый и закрытый колебательный контур
  • Механические и электромагнитные колебания
  • Механические и электромагнитные волны
  • Виды электромагнитных волн
  • Виды радиоволн
  • Волновую, корпускулярную и квантовую теории света
  • Модели строения атома
  • Виды излучений
  • Спектры излучения
  • Устройства (методы) изучения (регистрации) заряженных частиц
  • Ядерные реакции
  • Типы ядерных реакторов
  • Радиоактивные излучения.

Результаты сравнения можно записать словами, схематично, в таблицу. Таблицы сравнения строятся по дидактическому принципу «от простого к сложному».

Задания, развивающие умение сравнивать.

  1. Сравнить изложение одного и того же материала в параграфах разных учебников

  2. Сравните разные приборы одного назначения (например, барометры, манометры, термометры, весы, электроизмерительные приборы и т.д.)

  3. Сравните графики сходных процессов (например, графики тепловых процессов, графики кинематических величин для разных видов движения и т.д.)

  4. Сравните измерительные приборы по погрешностям измерения

  5. Сравните способы решения задачи (например, кинематический и энергетический, аналитический и графический, разные аналитические способы)

  6. Сравните полученный результат (в ходе расчетов, полученный опытным путем) с табличным.

  7. Сравните способы измерения физической величины (например, измерение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления, измерения показателя преломления стела, измерения размеров малых тел, измерение объема тел и т.д.)

  1. Классификация
  2. Классификация – это деление совокупности (объектов, свойств, явлений (процессов) по какому-либо признаку или признакам на группы.
  3. Классифицировать можно по одному, двум, трем и более признакам.
  4. Для усвоения многих учебных материалов, развития мышления, выполнения разных практических и исследовательских работ очень важно уметь проводить классификацию.
  5. Алгоритм выполнения классификации.
  1. Выберите объекты классификации.

  2. Выберите или узнайте признак (признаки) по которым нужно выполнить классификацию.

  3. Распределите объекты в группы по признакам.

  4. Сделайте вывод.

Задания, развивающие умение классифицировать.

  1. Из известных вам единиц измерения физических величин выделите группы единиц:

  • названных в честь выдающихся ученых,
  • основных в СИ,
  • кратных,
  • дольных.
  1. Из предложенного графика выделить участки и распределить их в группы по признакам.

По графику зависимости проекции скорости тела (см. рис.) от времени выберите участки, отображающие:

ЕГЭ по физике на 100: алгоритмы и образное мышление

  1. прямолинейное равномерное движение;

  2. прямолинейное равноускоренное движение;

  3. прямолинейное равнозамедленное движение;

  4. движение по направлению оси ОХ;

  5. вектор ускорения сонаправлен с вектором скорости;

  6. Fтяж= Fтр;

  7. Fтяж> Fтр;

  8. Fтяж

Источник: https://infourok.ru/mislitelnie-operacii-na-urokah-fiziki-1111631.html

Лайфхак абитуриента: как я сдал ЕГЭ по физике на 100 баллов

ЕГЭ по физике на 100: алгоритмы и образное мышление

Я учился в лицее «Вторая школа», который специализируется на углубленном изучении математики и физики. Это легендарная школа, подготовившая не одно поколение успешных олимпиадников и стобалльников. Такой результат на ЕГЭ — нередкий для «второшкольников». Многие наши выпускники получают 100 баллов или около 100 по математике, физике и даже по непрофильным предметам. Этому способствует специальная система обучения в лицее.

У нас было три-четыре вида математики по 10 часов и два-три вида физики по шесть часов в неделю. В том числе отдельными предметами шли практическая физика, спецматематика, спецфизика, математические технологии.

Сдвоенные уроки «парами», лекции и семинары, экзаменационная сессия в конце каждого семестра, огромное количество факультативов для олимпиадного изучения профильных предметов — все это способствует подготовке сильных выпускников.

Участие в олимпиадах — неотъемлемая часть учебного плана в старших классах. Мы готовились к различным соревнованиям на уроках и на факультативах, решали олимпиадные задачи, разбирали варианты физических олимпиад прошлых лет.

Как и мои одноклассники, я участвовал во многих соревнованиях и нередко показывал хорошие результаты.

Например, занял призовые места на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике, Московской физической олимпиаде, олимпиаде «Физтех», которую проводит МФТИ.

За месяц до экзамена я самостоятельно прорешал 50 вариантов ЕГЭ по физике

За месяц до экзамена я самостоятельно прорешал 50 вариантов ЕГЭ по физике. Плюс к этому мы разбирали варианты в школе. Но основной упор в течение года я делал на подготовку к олимпиадам. Соревнований для абитуриентов проводится много, а ЕГЭ по физике — только один. Я посчитал, что участие в нескольких олимпиадах даст мне больше шансов получить право на льготу при поступлении.

Я прорешивал варианты прошлых лет из разных физических олимпиад и посещал несколько кружков, где готовили к олимпиадам по физике. Могу сказать, что такие кружки могут быть очень хорошими, поскольку там собираются ребята с высоким уровнем знаний, и можно точечно разбирать сложные задачи. Информацию о кружках можно найти, например, на сайте Olimpiada.ru.

Во время подготовки к экзамену самой простой для меня темой, как и для многих выпускников, была механика. Не могу сказать, что какие-то разделы или типы задач были особо сложными или вызывали трудности. Но вот в «Электричестве и магнетизме» я чувствовал себя чуть менее уверенно, поскольку так получилось, что по этой теме я решал меньше всего задач.

В 11 классе в школе я написал пять или шесть «пробников» ЕГЭ.

Могу сказать, что сначала мои результаты были не очень хорошими, но с течением времени становились все лучше, и ближе к весне баллы сильно выросли.

Я не рассчитывал на какой-то определенный балл, тем более максимальный, но хотел написать экзамен как минимум на 75, чтобы подтвердить свой олимпийский результат и поступить в вуз вне конкурса.

В итоге, когда я увидел свой вариант на ЕГЭ, он оказался не сложнее, а даже немного легче «пробников».

Самым трудным на экзамене было совладать со своими нервами, которые как всегда дают о себе знать на ответственных стартах. Но и с этим можно справиться, если веришь в свои силы.

Когда я узнал, что получил 100 баллов, конечно же, очень обрадовался и самому результату, и тому, что гарантировал себе льготное зачисление в вуз моей мечты.

Абитуриенты имеют право подавать документы в три вуза, но я всегда хотел поступить только в МФТИ. Там учится много моих друзей, и я слышал только хорошие отзывы об этом университете. Свой аттестат я отнес в «Физтех». Поступление вне конкурса мне уже было гарантировано как победителю олимпиады.

Очень важно проработать весь материал курса физики, а потом уже приступать к подготовке к формату ЕГЭ

Если говорить о стратегии подготовки к ЕГЭ по физике, то универсального способа получения максимального результата для всех выпускников здесь не существует.

Каждый должен разработать стратегию исключительно для себя, составить план подготовки и определиться с количеством необходимых занятий — школьных и дополнительных. В моем случае главную роль сыграли хорошая физико-математическая школа и регулярное участие в профильных олимпиадах разного уровня. И еще один совет.

Очень важно хорошо проработать весь материал курса физики, довести понимание всех тем до максимума, а потом уже приступать к подготовке к самому формату ЕГЭ.

Я придерживаюсь точки зрения, что все люди гениальны по-своему. Хочу верить, что каждый выпускник может достичь любого результата, которого захочет. Тем более сдать ЕГЭ на 100 баллов, ведь этот экзамен рассчитан на школьную программу. По большому счету — ничего сложного для тех, кто знает материал.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5622

Учитель физики сдает ЕГЭ

Физика традиционно считается одним из наиболее сложных предметов для сдачи ЕГЭ. Синусы, косинусы, векторы и хороший счет, годы не на подготовку к экзамену, а на систематическое изучение науки — почему это главные условия для получения высокого балла? Сегодня сдает ЕГЭ по физике и отвечает на вопросы учитель Григорий Лапшин.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Для успешной сдачи ЕГЭ нужно владеть всем школьным курсом физики, который изучается на протяжении пяти лет (с 7 по 11 классы).

Сюда входят следующие разделы: механика, молекулярная физика и термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, квантовая и ядерная физика, начало теории относительности. На все вопросы дается чуть меньше четырех часов.

Попытаемся проанализировать, в чем сложность этого экзамена и что необходимо для его успешной сдачи.

Итак, экзамен состоит из трех частей: всего 36 заданий, подавляющее большинство из которых — задачи. На весь экзамен лишь два или три задания на теорию. Надо в первую очередь уметь решать задачи по физике — именно это главное и основное условие успешной сдачи ЕГЭ.

Проблема состоит в том, что решать задачи в старшей школе почти не учат. Исключения составляют лишь специализированные школы с углубленным изучение физики и математики, а также профильные классы в обычных школах.

Да и то при условии, что учитель с должным вниманием отнесется к этому вопросу.

Физика вызывает трудности у подавляющего большинства школьников, включая тех, для кого это профилирующий предмет при поступлении в вуз

Дело в том, что изучение физики — это не зазубривание правил, формул и алгоритмов, а усвоение идей. Достаточно большого количества непростых идей. Их суть при поверхностном подходе понять сложно.

В процессе учебы надо постепенно осознавать физические идеи, каждая из которых дает ключ к решению очередного пласта физических задач.

Физику нужно понимать, потому что без этого нельзя научиться решать задачи.

Одного усвоения идей недостаточно — нужно уверенно владеть математическим аппаратом. Сложить векторы, выразить нужную величину из формулы, не путаться в синусах-косинусах и так далее. Отсутствие математических знаний и навыков закрывает путь к решению задач по физике.

При этом школьные курсы физики и математики выстроены таким образом, что, начиная с 7 класса, математика не успевает за физикой

Неудивительно, что многие разделы по физике оказываются как бы недопонятыми с точки зрения математики. Усвоить физические идеи, ясно понять законы физики и научиться решать задачи можно только под руководством квалифицированного преподавателя.

Пособия для подготовки к ЕГЭ составлены по материалам прошлых лет и дают лишь ограниченное представление о физике. Следующий экзамен будет содержать уже совершенно иные задачи.

Физика как раз и отличается тем, что по каждой теме можно составить огромное количество задач, и они никогда не повторяются.

Задания первой части в основной своей массе весьма просты, однако сыграть в «угадайку» тут не получится по ряду причин.

Во-первых, это все-таки задачи, которые требуют именно решения, и выбрать правильный ответ по наитию или руководствуясь только теорией — не наш вариант.

Во-вторых, варианты ответов подобраны таким образом, что нас опять отправляют к решению задачи или к анализу графика. В первом блоке собран весь школьный курс физики.

Встречаются весьма интересные и познавательные задачи, требующие умения связывать и преобразовывать размерности физических величин. В школе к этому вопросу учителя относятся зачастую недостаточно серьезно. Уровень сложности этих задач соответствует известному школьному задачнику Рымкевича. Он содержит много простых задач, на которых хорошо набивать руку.

Первая часть

Задания первой части группируются следующим образом (в том варианте, что был у меня):

с 1 по 7 — задачи из основных разделов школьного курса физики (механическое движение, законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, механические колебания). Это простые задания и проблем, как правило, не вызывают.

с 8 по 12 — термодинамика. Сам раздел всегда воспринимается школьниками с некоторым трудом, однако и тут особенных подводных камней нет.

с 13 по 24 — задачи на электродинамику, элементы квантовой физики, три задачи на ядерную физику. Они редко бывают сложными, у школьников с ними проблем нет.

Показательна задача № 18 на умение работать с физическими величинами, которая может вызвать трудности. Тут нужно хорошо представлять, что такое 1H и 1Тл, и уметь их выразить через другие единицы.

Если с 1H все понятно — это кг м∕с2, — то представить 1Тл через другие единицы без дополнительных знаний не получится.

В итоге 1Тл — это кг∕А · с2, а А·с — это не что иное как Кл, в итоге получается кг∕Кл·с.

Вторая часть

Задания второй части с 25 по 27, как вы уже догадались, представляют собой задачи. Как правило, они из механики, термодинамики, электростатики или электродинамики. В моем варианте попались:

  • № 25 на применение силы Архимеда
  • № 26 термодинамика
  • № 27 электродинамика

Уровень сложности этих задач уже повыше. Для их решения необходимо правильно построить рисунок, указать направления действия сил и так далее. При этом последние две могут вызвать трудности, а вот задача № 25 будет по плечу даже восьмикласснику.

Третья часть

Задания третьей части — это задачи повышенной сложности. Такие задачи в школьных учебниках и задачниках не встречаются и требуют особой подготовки. Необходимо уметь думать и иметь большой опыт в решении задач, видеть задачу не узконаправленно, а всеобъемлюще.

Ученика нужно научить пытаться решить задачу различными способами, искать оптимальные пути, а не отступать через две минуты, если что-то не получается. В третьей части нет задач, которые решаются за несколько минут, тут необходимо думать и рассуждать. Очень кстати придется опыт и навык решения олимпиадных заданий, которые предполагают наличие нестандартного мышления.

Итак, передо мной пять задач по следующим темам: механические колебания, работа энергии, термодинамика, электродинамика, квантовая физика.

Задача № 29

Два шарика, массы которых m = 0,1 кг и М = 0,2 кг, висят, соприкасаясь, на вертикальных нитях одинаковой длины L. Левый шарик отклоняют на угол 90° и отпускают с начальной скоростью, равной нулю. В результате абсолютно не упругого удара шариков выделяется количество теплоты Q=1 Дж. Определите длину нитей L.

  1. Решение довольно простое:
  2. Закон сохранения энергии: mgL=mv12/2 где v1 — скорость шара с массой m в момент удара.
  3. Закон сохранения импульса: mv=(m+M)v2 где v2 — скорость шаров после неупругого удара.
  4. Разность кинетических энергий до удара и после удара равна количеству теплоты, которое выделилось. Q= mv12/2-(m+M)v22/2
  5. Решая совместно эти три уравнения, получаем L.

L=Q(m+M)/mMg. Численный ответ будет L=1,5 м.

Кстати, эта задача (или подобная) встречалась в ОГЭ по физике в 9 классе. Так что она вполне по силам 11 классу.

Задачи № 30 и 31 заставят школьников поломать голову, особенно первая. А вот следующая задача хоть и выглядит на первый взгляд серьезно — трудностей не представляет.

Задача № 32

Фотон с длиной волны, соответствующей красной границе фотоэффекта, выбивает электрон из металлической пластинки (катода) сосуда, из которого откачан воздух. Электрон разгоняется однородным электрическим полем напряженностью Е = 5·104 В/м. До какой скорости электрон разгонится в этом поле, пролетев путь S = 5·10—4 м? Релятивистские эффекты не учитывать.

  • Решение:
  • Вспоминаем уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: в соответствии с ним начальная скорость электрона равна 0.
  • Работа силы электрического поля идет на увеличение кинетической энергии A=mv2/2, где m- масса нашего электрона.

Работа силы связана с напряженностью электрического поля и пройденным расстоянием. A=FS=eES, где e — это заряд электрона, который нам дан в таблице.

Получаем следующее уравнение: mv2/2= eES, откуда выражаем v2=2eES/m, извлекаем квадратный корень, подставляем числа и получаем v≈3·106 м/с.

Школьный ЕГЭ по физике — достаточно серьезное испытание, к которому надо готовиться заранее и систематически. Нельзя вдруг решить за несколько месяцев до экзамена, что нужна именно физика. Тогда полноценно подготовиться при помощи репетиторов и тем более самостоятельно уже не получится.

Подготовку к экзамену надо начинать заранее и лучше всего потратить на это два года

Если хотите как следует подготовиться к ЕГЭ по физике — забудьте о ЕГЭ. Не существует каких-то особенных вопросов и задач, характерных для экзамена. Физика — это наука. Необходимо вникать в суть физических законов и понимать смысл формул. Научиться решать разнообразные примеры не из пособий для подготовки к ЕГЭ, а из задачников, ценность и качество которых проверена временем.

Источник: https://mel.fm/eksperiment/4521697-physics

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Физика — достаточно сложный предмет, поэтому подготовка к ЕГЭ по физике 2019 займет достаточное количество времени. Кроме теоретических знаний комиссия будет проверять умение читать графики схемы, решать задачи.

Рассмотрим структуру экзаменационной работы

Она состоит из 32 заданий, распределенных по двум блокам. Для понимания более удобно расположить всю информацию в таблице.

Задания Вид ответа
1–4, 8–10, 14, 15, 20, 25–27 В виде целого числа или десятичной дроби
5–7, 11, 12, 16–18, 21, 23, 24 В виде последовательности двух цифр
19, 22 В виде двух чисел
28–32 В виде подробного ответа с описанием алгоритма решения

Вся теория ЕГЭ по физике по разделам

  • Механика. Это очень большой, но относительно простой раздел, изучающий движение тел и происходящие при этом взаимодействия между ними, включающий в себя динамику и кинематику, законы сохранения в механике, статику, колебания и волны механической природы.
  • Физика молекулярная. В этой теме особое внимание уделяется термодинамике и молекулярно-кинетической теории.
  • Квантовая физика и составные части астрофизики. Это наиболее сложные разделы, которые вызывают трудности как во время изучения, так и во время испытаний. Но и, пожалуй, один из самых интересных разделов. Здесь проверяются знания по таким темам как физика атома и атомного ядра, корпускулярно-волновой дуализм, астрофизика.
  • Электродинамика и спецтеория относительности. Здесь не обойтись без изучения оптики, основ СТО, нужно знать, как действует электрическое и магнитное поле, что такое постоянный ток, каковы принципы электромагнитной индукции, как возникают электромагнитные колебания и волны.

Да, информации много, объем очень приличный.

Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ по физике, нужно очень хорошо владеть всем школьным курсом по предмету, а изучается он целых пять лет. Потому за несколько недель или даже за месяц подготовиться к этому экзамену не удастся. Начинать нужно уже сейчас, чтобы во время испытаний чувствовать себя спокойно.

К сожалению, предмет физика вызывает трудности у очень многих выпускников, особенно у тех, кто выбрал его в качестве профилирующего предметы для поступления в вуз.

Эффективное изучение этой дисциплины не имеет ничего общего с зазубриванием правил, формул и алгоритмов. Кроме того, усвоить физические идеи и почитать как можно больше теории недостаточно, нужно хорошо владеть математической техникой.

Зачастую неважная математическая подготовка не дает школьнику хорошо сдать физику.

Как же готовиться?

Всё очень просто: выбирайте теоретический раздел, внимательно читайте его, изучайте, стараясь понять все физические понятия, принципы, постулаты.

После этого подкрепляйте подготовку решением практических задач по выбранной теме.

Используйте онлайн тесты для проверки своих знаний, это позволит сразу понять, где вы делаете ошибки и привыкнуть к тому, что на решение задачи даётся определенное время. Желаем вам удачи!

Источник: https://examer.ru/ege_po_fizike/teoriya

Решение задач по физике как способ развития мышления и творческих способностей учащихся

Тема проекта: «Решение задач по физике как способ развития мышления и творческих способностей учащихся»

Известный психолог С.Л. Рубинштейн пишет: «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений; где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать… Для того, чтобы мыслительный процесс вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».

  • Чтобы учебная проблема служила стимулом активации мышления, цель, которая может быть достигнута путем ее решения, должна быть для ученика субъективно важной и значительной.
  • Поэтому без проблемной составляющей не бывает и личностно ориентированного образования.
  • Важнейший аспект повседневной работы учителя – развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности, которая служит и фактором духовности личности, и способности успешного развития общества.
  • «Заронить» в душу ученика «искру» творческого подхода ко всему тому, что он делает (решает ли он задачи или выполняет практические задания) – такая цель должна быть характерной для любого занятия по физике.
  • Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей, выступает планерное целенаправленное представление их в системе, которая должна отвечать следующим требованиям:
  • — Познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегрированной основе и способствовать развитию памяти, мышления, воображения;

— Система познавательных задач должна вести к формулированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Это достигается с помощью задач на смекалку, качественных задач.

Гибкость ума зависит от воображения. Воображение развивается при помощи специальных задач, упражнений «на фантазирование», например:

«Предсказать ход явления в случае уменьшения (увеличения) какого-либо параметра (скорости, массы, ускорения свободного падения, силы и т.д.)», «описать жизнь на земле при отсутствии трения (или магнитного поля планеты)» и т.д.

Важным условием развития творческих способностей учащихся при решении задач является включением элементов исследования.

Задачи исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала. Активность учащихся при проведении исследовательских задач способствуют также осознанию зависимости между теоретической и практическими сторонами деятельности.

Очень полезно включение исследовательских экспериментальных задач и в домашние задания. Развитию творческих способностей учащихся в решении задач содействуют и практические работы по изготовлению, сборке, конструированию (прибо) физических приборов.

Проблемное обучение выявляет в процессе постановки учебной проблемы определенные этапы.

Начальный этап – создание проблемной ситуации.Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у школьника тогда, когда он не может объяснить новый факт или то, что он увидел во время физического эксперимента, или сразу дать ответ на вопрос поставленной задачи, при помощи имеющихся знаний.

Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Наиболее острую проблемность ситуация приобретает при обнаружения в ней противоречия.

  1. Следующий этап – анализ этой ситуации.
  2. Для анализа проблемной ситуации учащийся должен актуализировать имеющиеся знания.
  3. Актуализация знаний не является чисто репродуктивным актом памяти, а предполагает воспроизведение и отбор знаний, нужных для решения данной проблемы или задачи.
  4. Анализ ситуации приводит к осознанию сущности затруднения.

«Мыслительный процесс начинается с того, что сама проблемная ситуация подвергается анализу. Формулировка задачи зависит от того, как был проведен анализ проблемной ситуации», — отвечает С.Л. Рубинштейн.

  • Подобная постановка учебной проблемы или задачи предполагает реализацию первого звена проблемного обучения и будет побуждать ученика к активной поисковой деятельности.
  • Сложности:
  • Организация проблемного обучения, как и создание проблемных задач, имеет определенные сложности.
  • Планируя проблемное изучение темы или решение проблемных задач, необходимо учитывать специфику содержания изученного материала или предположенной (задачи) проблемной задачи,
  • — учитывать сложность;
  • — характер информации;
  • — «внутренние условия мышления» обучаемых.
  • К «внутренним условиям мышления» обучаемых относятся:
  • — уровень знаний по изучаемой теме;
  • — интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития.
  • В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мышления» обучаемых, разрабатывается и система конкретных заданий и задач, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнаний к знанию.
  • К таким заданиям относятся:
  • — вопросы, требующие объяснить то или иное явление;

— задания на сопоставления, сравнения и т.п.

— вопросы, с помощью которых можно преднамеренно столкнуть противоречивые суждения, мнения, оценки великих людей, ученых, самих обучаемых и т.п.

  1. К формулировке проблемной ситуации или задачи, исходя из вышесказанного, необходимо относится взвешенно.
  2. Ведь
  3. Ведь, как правило, обучаемые не в состоянии сразу и непосредственно разрешить ее, поэтому необходимо продумывать задание последовательной системы частных, вспомогательных проблем, объяснение которых приводит к пониманию проблемного вопроса или задачи.

При организации проблемного обучения нельзя обойтись и без традиционных методов обучения: репродуктивного, объяснительно-иллюстративного, поискового, экспериментального и т.д.

  • Интерес учащихся к проблеме, а следовательно, и их познавательная активность, будут зависеть от того, как ставится проблема, каким путем учащиеся «вводятся в проблемную ситуацию».
  • Можно использовать проблемные ситуации, пользующиеся наибольшим признанием в педагогической практике:
  • — неожиданности;
  • — конфликта;
  • — неопределенности;
  • — несоответствия;
  • — опровержения;
  • — предположения;
  • Ситуацию неожиданности можно создать при ознакомлении учащихся с выводами, фактами, явлениями, вызывающими удивление, поражающими своей необычностью или кажущимся парадоксальными.
  • Основой для создания такой ситуации часто служат исторические факты или занимательные опыты, например «Легенда о Архимеде и короле Герона».
  • Ситуация несоответствия возникает в тех случаях, когда жизненный опыт, понятия и представления, стихийно сложившихся у учащихся, вступают в противоречие с научными данными.

Например: ученики в 7-8-ых классах считают (и это не редкость), что воздух «не способен оказывать давление». Поставив перед учащимся вопрос: «Производит ли атмосферный воздух давление на находящиеся в нем тела?», часто можно получить отрицательный ответ.

Следующим этапом в решении этой задачи может стать какое-либо возражение, не носящее пока характера доказательства.

Например, «если вода оказывает давление на погруженные в нее тела, почему же воздух не может тоже оказывать давления?».

Тем самым, уверенность учеников в правильности их ответа снижается, и они уже начинают колебаться.

Затем учащиеся начинают высказывать по предположению учителя аргументы «за» и «против» той или другой точек зрения, пытаясь найти теоретическое решение.

На завершающем этапе учащимся предлагается подумать над идеей опыта, с помощью которого можно было бы окончательно разрешить возникшую проблему. Таким опытом может быть любой из многих известных опытов, наглядно убеждающих в существовании атмосферного давления.

Частично поисковый (эвристический метод) – один из основных методов проблемного обучения. Он предполагает выполнение учащимся отдельных шагов решения поставленной учебной задачи или проблемы.

Суть эвристического метода заключается в том, что заранее готовится, продумывается система вопросов, каждый из которых стимулирует учащихся на осуществление небольшого поиска. При этом система вопросов должна быть связана логической цепью и учитывать как возрастные особенности учащихся, так и уровень их знаний.

При подготовке к работе по этому методу желательно продумать не только систему вопросов, но и предполагаемые ответы учащихся и возможные «подсказки».

Т.е. постановка и решение физических задач с использованием проблемного метода обучения является эффективным, так как активирует мышление, развивает его и творческие способности учащихся на уроках физики, способствует повышению качества знаний учащихся.

Примеры:

  1. В каких состояниях могут находится вещества?

а) каковы общие свойства газов?

б) как расположены и как движутся молекулы газов?

2. Тело сохраняет объем, но легко меняет форму. В каком состоянии находится вещество, из которого состоит тело?

а) можно ли заполнить газом половину сосуда? Ответ обоснуйте.

б) сравните твердое и газообразное состояние вещества, назвав характерные свойства каждого состояния и дав им объяснение.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/fizika/presentacii/rieshieniiezadachpofizikiekaksposobrazvitiiamyshlieniiaitvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsia

Егэ по физике на 100: алгоритмы и образное мышление

Я всегда была отличницей, только в 4 классе вышла «четвёрка» по русскому языку. Школу в башкирском посёлке Приютово окончила с золотой медалью. До 9 класса я хотела пойти по стопам мамы — в медицину, но передумала и выбрала физику, хотя раньше ею не увлекалась.

Весь 11 класс я усиленно готовилась к экзамену и неожиданно для себя сдала его на 100 баллов. Рассказываю, как мне это удалось.

Летом после 10 класса я стала заниматься физикой сама: учила формулы и определения, читала книги и справочники. Но одной теории было недостаточно: я не знала, как мыслить, чтобы решать задачи. Когда на пробном ЕГЭ в сентябре я набрала 80 баллов по математике и всего 40 по физике, стало очевидно, что мне нужна помощь.

В начале учебного года мы с младшим братом искали для него бесплатную олимпиаду и вышли на сайт Фоксфорда. Я решила задания за 11 класс и кроме диплома получила промокод на недельный доступ к любому курсу. Конечно, я выбрала физику! Преподаватель объяснял очень доступно и просто, и я захотела продолжить у него заниматься.

Оказалось, что решать физические задачи на ЕГЭ нужно не по действиям, а в общем виде, и только в конце подставлять данные значения. В школе нас этому не учили.

Поначалу я смотрела онлайн-курс Михаила Пенкина и не понимала, почему он ничего не подставляет. Это было дико и казалось очень сложным, но со временем я разобралась.

Все основные понятия физики я уже знала, так что просто смотрела решение задач. Если что-то было непонятно, перематывала и смотрела снова.

Пенкин объяснял, как нужно рассуждать: «Даны такие величины, что мы можем найти?» Я начинала повторять за ним последовательность действий, которая приводила к решению задачи.

Когда я усвоила алгоритм, всё стало просто: открываю задачу, определяю тему, нахожу то, что нужно. Всё, решено.

После 10 класса физику я знала хуже, чем математику, так что все силы бросила на неё. В дополнение к онлайн-курсу я смотрела занятия по подготовке к олимпиадам Михаила Пенкина и брала уроки репетитора два раза в неделю. В результате на декабрьских «пробниках» я получила по физике 91 балл, а по математике всего 82. Пришло время взяться за математику.

Я выбрала в Фоксфорде курс Бориса Трушина «Подготовка к ЕГЭ по математике: часть С» и пожалела, что присоединилась к нему только зимой. Результат профильного ЕГЭ по математике — 86.

К русскому я готовилась на дополнительных занятиях в школе. Учитель словесности вёл факультатив после уроков. Мы купили пособия и выполняли задания — этого хватило, чтобы сдать русский на 85 баллов.

Уроки в школе начинались в 8:40, а домой я возвращалась в 15:30. Дважды в неделю с 16:00 до 18:00 занималась с репетитором, а потом делала уроки. В эти дни ничего для ЕГЭ уже не учила.

В остальное время после школы я смотрела записи занятий Пенкина, делала школьную домашку и снова бралась за онлайн-курс. Конспекты я не вела: когда преподаватель объяснял теорию, я делала скриншот экрана и сохраняла в отдельную папку. Занятия смотрела на скорости 2–2,5, иначе ничего бы не успела, ведь к курсу я подключилась не сразу.

ЕГЭ по физике назначили на 20 июня, а онлайн-курс окончился в середине мая. После экзаменов по математике и русскому у меня оставалось целых две недели. За это время я ещё раз пересмотрела записи курса.

Чтобы попасть к репетитору, приходилось в любую погоду выходить на улицу. Наш посёлок маленький, но к преподавателю нужно было идти и в жару, и в холод, и в дождь.

Занятия с репетитором — это живое общение, когда налаживаешь контакт и ищешь подход к человеку.

Совсем другое дело — учёба онлайн: включаешь запись, преподаватель объясняет, а ты можешь пить чай, сидеть на кровати или на полу. Удобно, когда не нужно контактировать лично. Если что-то непонятно, не нужно просить объяснить снова — можно просто перемотать и прослушать разбор задачи.

1. Нарабатывайте опыт и решайте задания из правильных сборников, например, М.Ю. Демидовой. Марина Юрьевна Демидова руководит Федеральной комиссией по разработке КИМ ЕГЭ, и её сборники похожи на реальные варианты. Я прорешала пособия Демидовой и на экзамене встретила несколько знакомых задач, только с другими числами.

2. В учебнике И.В. Яковлева «Физика. Полный курс подготовки к ЕГЭ» все темы к экзамену даны в чуть большем объёме, чем требует ЕГЭ. Если будете его читать, запоминайте ровно столько, сколько нужно. У меня были сложности с постоянным током, так что я просто открыла тему «Электричество». Прочитала — и всё стало понятно.

3. Старайтесь образно представлять то, что изучаете. Мне, например, репетитор объяснял, что электрический ток можно представить так: в трубу с одной стороны толкают картошку, а с другой она выпадает.

4. Приступайте к подготовке к ЕГЭ сразу. Не думайте, что впереди полно времени. Порой мне хотелось не пойти к репетитору, отдохнуть, но я понимала, что буду каяться, когда получу низкий балл. Меня это мотивировало: я вставала, шла и делала.

Пока я ждала результатов ЕГЭ, просматривала с мамой сайты вузов. Я предполагала, что сдам физику на 95 баллов. Мама считала, что это очень много и лучше рассчитывать на 90. Результаты превзошли наши ожидания.

Я выбирала между четырьмя ведущими вузами с техническими специальностями. В МГУ готовят учёных-теоретиков, но сделать открытие способен один из миллиона, так что этот вариант отпал. НИЯУ МИФИ — ядерный университет, а о ядерной физике и дальнейшем трудоустройстве в этой сфере я мало что знала. Окончив НИТУ МИСИС, я бы занималась экспертизой, но меня она не очень привлекает.

Мне хотелось получить прикладную профессию, о которой я имею представление. В Башкирии добывают нефть, и самые известные люди в нашем посёлке — нефтяники, поэтому я выбрала базовый вуз нефтегазового комплекса страны — Губкинский.

Уже на первом курсе НИУ РГУ Нефти и газа имени И. М. Губкина у нас началось нефтегазовое дело. До этого я кое-что знала о геологической разведке, а сейчас более подробно изучаю, как разрабатывают месторождения, изучают природу с помощью современных счетчиков и датчиков. Другими словами, рассчитывают, где может быть нефть.

  • Обратитесь к преподавателю. Понятия, формулы и схемы запомнить несложно, но для успешной сдачи ЕГЭ важно владеть методами решения задач, знать подходы к выполнению заданий. Для этого нужен хороший преподаватель.
  • Не затягивайте. Чтобы готовиться к экзамену в комфортном темпе, начинайте в сентябре-октябре, а не когда увидели низкие результаты пробных ЕГЭ.
  • Готовьтесь сразу ко всем ЕГЭ. Не пренебрегайте подготовкой по предметам, которые вы и так знаете. Если нацелены поступить в престижный вуз, имеет значение каждый балл на ЕГЭ.
  • Попробуйте учиться онлайн. Лучше совмещать несколько форм подготовки, например, курсы и репетитора. Онлайн-занятия ничем не хуже очных уроков, зато не нужно никуда идти, тратить время на дорогу и лично общаться с учителем.
  • Внимательно выбирайте пособия. Покупайте сборники и учебники авторитетных авторов: экспертов ЕГЭ и составителей заданий. Классические научные труды и задачники полезно читать для общего развития, но к ЕГЭ лучше приобрести современные издания, «заточенные» под содержание и структуру экзамена.
  • Соберите информацию о специальностях. До подачи документов разузнайте побольше о будущей профессии и о том, как к ней готовят в разных вузах. У каждого факультета и кафедры свой профиль. Изучите информацию и мысленно примерьте специальность на себя.

Источник: https://media.foxford.ru/ege_physics_100/

Ссылка на основную публикацию