Как стать призёром «физтеха» и росатома по физике

Я участвовал во многих олимпиадах по физике и математике. Призёром стал на региональном этапе ВсОШ по физике и олимпиадах «Физтех» и «Росатом» по физике. Сейчас я учусь в МФТИ на ФОПФ (Факультете общей и прикладной физики), а в будущем собираюсь заниматься наукой.

О своём опыте на ВсОШ я уже писал. В этой статье расскажу о том, как готовился к перечневым олимпиадам и что нужно о них знать.

В детстве меня рано научили читать, и одной из моих первых книг была энциклопедия по астрономии. Тогда я и заинтересовался физикой. В школе я продолжил её изучать и поставил перед собой цель — поступить в МФТИ. Для этого стал участвовать в олимпиадах по физике и математике.

Вскоре я понял, что олимпиады не только позволяют поступить в вуз со льготами. Они углубляют знания по предмету и в будущем дают уверенность на экзаменах в институте. Особенно когда ты не просто пишешь олимпиаду ради интереса, а понимаешь, что её нельзя «слить», и усиленно занимаешься.

В 10 классе я перешёл в Физико-математический лицей № 31 в Челябинске. Это сильная школа, в которой учится много олимпиадников. Там я ездил в физические лагеря, но после регионального этапа ВсОШ в 11 классе понял, что, скорее всего, на заключительный не прохожу по баллам. Тогда я начал в ускоренном темпе готовиться к «Физтеху».

В этом мне очень помог курс Михаила Пенкина по подготовке к олимпиадам по физике.

Материал в нём излагается очень систематично и обращает внимание на основные моменты именно олимпиады «Физтех»: на свойственные ей типы задач и методы решения.

Если посмотреть этот курс от начала и до конца, при этом хорошо заниматься в школе и не допускать арифметических ошибок, то вполне можно стать победителем.

Олимпиада «Физтех» по физике похожа на очень сложный ЕГЭ. В этом её преимущество: при желании к ней может подготовиться любой, и это очень выручает при поступлении в вуз. К тому же к «Физтеху» есть ключ в виде курса Пенкина. После него не бывает такого, что смотришь на задачу и не знаешь метод, по которому её можно решить.

Задания на «Физтехе» интересные: не самые сложные, до которых тяжело додуматься, и не такие простые, как на ЕГЭ. Их можно назвать «техничными», в отличие от заданий на Всеросе или Московской олимпиаде по физике. Там задачи скорее «идейные», в которых нужно найти необычный способ решения.

Вот для сравнения примеры задач на «Физтехе» и Московской олимпиаде по физике.

Как стать призёром «Физтеха» и Росатома по физике Пример «техничной» задачи по физике на олимпиаде «Физтех» Как стать призёром «Физтеха» и Росатома по физике Пример «идейной» задачи на Московской олимпиаде по физике

При подготовке к «Физтеху» можно пропустить квантовую физику и волновую оптику — на олимпиаде этих тем нет. На ЕГЭ они будут, но в маленьком объёме. Думаю, все силы стоит бросить на февральский тур «Физтеха», получить за него льготы и уже не волноваться, что на ЕГЭ будет пара ошибок из-за квантовой физики. Кроме того, до экзамена у вас будет ещё много времени, чтобы её подучить.

Но на олимпиаде «Физтех» есть и минус — в системе оценивания заданий. В задачах, как правило, по 1–3 вопроса, и если допустишь хотя бы одну арифметическую ошибку, то за всё задание поставят ноль баллов.

Я как раз ошибся так один раз из-за невнимательности и в итоге не дотянул до победителя. Конечно, проверяющий может закрыть на опечатку глаза и накинуть немного баллов, но всё равно цена ошибки очень высока. На Всеросе или Московской олимпиаде по физике такого жёсткого деления баллов нет.

«Росатом» — средняя, довольно несложная олимпиада. Но в этом году на ней был подвох: почти во всей России она проходила в одно время, а в Челябинской области на неделю позже. Поэтому варианты изменили, и в конце попалась очень сложная «гробовая» задача. Так называют задачи, которые мало кто может решить.

Как стать призёром «Физтеха» и Росатома по физике Та самая «гробовая» задача на олимпиаде «Росатом» по физике Как стать призёром «Физтеха» и Росатома по физике Решение этой «гробовой» задачи Как стать призёром «Физтеха» и Росатома по физике Решение этой «гробовой» задачи

Она оказалось для меня необычной и незнакомой — наверное, потому, что я решал мало задач на взаимодействия с магнитными полями. Из-за неё у меня и не хватило баллов до победителя.

Полюбите предмет. Довольно сложно просто взять и что-то полюбить. Но если участвовать в олимпиадах только для того, чтобы поступить со льготами, то азарт быстро пройдёт. То же самое с высшим образованием: получать его просто ради корочки, я думаю, бессмысленно. А если идёшь за знаниями, то, конечно, нужно поступать в вуз на любимую специальность.

Лучшая работа — та, которая приносит удовольствие. Иначе это не работа, а мучение.

Учите регулярно и маленькими порциями. Не очень хорошо, когда ко всей олимпиаде готовишься за месяц. Чтобы в голове не было каши, стоит заниматься более равномерно.

Я в среднем смотрел одну лекцию Пенкина в день и выполнял домашнее задание. Но это потому, что я уже неплохо знал физику, а на занятиях только закреплял материал. Домашки в этом очень хорошо помогают. Также советую прорешивать как можно больше заданий прошлых лет.

Не забывайте про русский язык и пишите сочинения. Когда из-за досадной арифметической ошибки я потерял льготу поступления без вступительных испытаний, меня спас хороший результат по русскому. Я немного смотрел курс Фоксфорда по подготовке к ЕГЭ и тренировался в лицее писать сочинения. В итоге в тестовой части у меня одна ошибка, а за сочинение я получил максимальный балл.

Обязательно в течение 11 класса пишите сочинения и прорешивайте первую часть. Поначалу это сложно, особенно когда приоритетно готовишься к физике и математике. Но это важно, и не только для поступления: грамотная и культурная речь поможет налаживать контакты с новыми знакомыми, работодателями и коллегами.

Переключайтесь. Чтобы морально не перегореть и не подпортить себе здоровье во время интенсивной подготовки, советую переключаться на другие занятия. Например, очень хорошо помогает спорт.

Я знал парня, который все 8–9 классы занимался только химией, в 9 классе был на Всеросе по химии, а в 10 уже видеть её не мог. В итоге он поступил на факультет радиотехники в Екатеринбурге. Это не самый плохой вариант, но, думаю, он мог легко поступить на химфак МГУ, если бы занимался чем-то ещё кроме химии.

Следите за здоровьем и режимом дня. Очень обидно заболеть прямо перед олимпиадой, которая может помочь тебе с поступлением. Я немного из-за этого волновался и поддерживал иммунитет, пил витамины. Также советую хорошо высыпаться — не только перед самой олимпиадой, но и во время подготовки.

Не волнуйтесь. Паника — частый бич участников олимпиад. Когда я пришёл на Московскую олимпиаду по физике, то почему-то очень испугался страшных и нестандартных задач. В итоге так разволновался, что почти ничего не решил.

У меня так было в самом начале олимпиадного пути: я думал не о заданиях, а о том, как бы не выступить плохо. Но с каждой решённой олимпиадой чувствовал себя увереннее. Поэтому советую участвовать в олимпиадах как можно больше.

Источник: https://media.foxford.ru/physics_prizewinner/

Как устроена учёба студентов Физтеха: одиннадцать факультетов и шесть школ

Как стать призёром «Физтеха» и Росатома по физике

На Физтехе началась приёмная кампания. В этом году абитуриенты впервые будут подавать документы не на привычные всем факультеты, а в Физтех-школы. Рассказываем, в чём принципиальное отличие набора этого года от привычной приёмной кампании, чему учат в МФТИ и как сюда поступить.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Нельзя просто так взять и рассказать об образовании в МФТИ, не упомянув «Систему Физтеха». Так называют принцип обучения, по которому до сих пор работает институт. Систему предложил академик Капица, по инициативе которого на базе Физико-технического факультета МГУ (ФТФ МГУ) и был создан Физтех.

Как стать призёром «Физтеха» и Росатома по физике

Основная идея Системы заключается в том, что научить заниматься наукой может только практикующий учёный. Поэтому, начиная со второго-третьего курса, студенты Физтеха слушают лекции, участвуют в семинарах и выполняют лабораторные работы не только в стенах самого МФТИ, но и в реальных исследовательских центрах.

Там же под руководством крупных научных деятелей, именитых академиков и прочих светил науки студенты старших курсов участвуют в настоящих исследованиях, результаты которых становятся основой их будущих дипломных работ.

Такие партнёрские НИИ и КБ называют базовыми организациями или сокращённо — базами.

В последние годы научные лаборатории стали открываться и внутри кампуса — сейчас их уже больше 40, и принципы, заложенные в Систему Физтеха, остаются непреложными.

Как устроен Физтех

Изначально в вузе было четыре факультета: по основным направлениям развития физики и технологий на момент образования института. За 70 лет существования МФТИ число факультетов и их направленность несколько раз менялись, дополнялись и всячески эволюционировали.

В мире менялся фокус развития научных исследований, и на Физтехе, вслед за этим, образовывались новые факультеты. Какие-то разрастались и делились на несколько.

Сейчас в вузе есть 11 факультетов. Они выполняют функцию администрирования: именно деканаты непосредственно следят за успеваемостью студентов, общаются с ними, разрешают проблемные ситуации.

Исторически так сложилось, что администрация факультета не занимается научной деятельностью студентов, а скорее «прикрывает тылы» будущих учёных. Деканаты работают для того, чтобы студенты испытывали как можно меньше бытовых и бюрократических неудобств, связанных с утверждением учебных планов, расписанием, ведомостями, занятиями на базах, общежитием.

Как стать призёром «Физтеха» и Росатома по физике

При описанном подходе научной деятельностью студентов занимаются чаще всего научные руководители и, возможно, заведующий кафедрой. Такой подход хорош, когда речь идёт о подготовке специалистов в узких областях.

И не очень практичен, когда дело доходит до необходимости вырастить современного учёного — практика, способного работать с коллегами из смежных и родственных сфер, выступать экспертом по своей узкой специальности во время комплексных исследований.

В 2016 году были созданы Физтех-школы, которые решили эту проблему. Каждая из них объединяет несколько факультетов, чтобы студенты близких областей могли учиться вместе, обмениваться знаниями и опытом.

Руководителями Школ стали российские учёные, которые хорошо знакомы с исследовательским процессом и имеют реальный опыт руководства крупными научными проектами.

Руководство Школы становится ещё одним наставником будущего учёного и поставщиком альтернативного мнения в вопросах построения карьеры и исследований.

Почему будущих учёных учат в школах

Сама идея Физтех-школ, описанная выше, многим покажется разумной. Диссонанс вызывает название «Школа», которое на фоне статуса такого университета может показаться несёрьезным.

С точки зрения мирового университетского сообщества, «Физтех-школа» или «Phystech-school» звучит разумно и уместно.

Школами называют, например, аналогичные подразделения в Гарвардском университете, Массачусетском технологическом институте и других лучших университетах с большой историей.

Там школа представляет достаточно независимую часть университета, её студенты изучают разные области одной и той же науки. Например в Гарварде существуют Школа инженерных и прикладных наук, Медицинская школа, Школа права и другие.

В России есть несколько профильных вузов, в названии которых фигурирует слово «школа». Например, молодой, но успешный вуз — Высшая школа экономики, престижная Британская высшая школа дизайна.

Для тех, кого приведённая выше аргументация в пользу названия «Физтех-школа» убедила не до конца, напомним, что МФТИ был создан как «пилотный» проект Высшей физико-технической школы СССР. Для иностранных экспертов такое название тоже кажется привычным и понятным.

Какие физтех-школы есть сегодня

На данный момент в МФТИ студентов учат в шести Физтех-школах. Они составлены из всем знакомых факультетов, чтобы объединить самые близкие из них по направлениям исследований.

Физтех-школа радиотехники и компьютерных технологий создана на базе Факультета радиотехники и кибернетики, где готовят специалистов по информационным технологиям, computer science, hardware-разработчиков, востребованных в компаниях мирового уровня (например, в Intel).

Физтех-школа прикладной математики и информатики объединила Факультет управления и прикладной математики и Факультет инноваций и высоких технологий.

На них учатся будущие специалисты по вычислительной математики, программированию, моделированию и управлению технологическими проектами.

Они проходят подготовку по уникальным программам, разработанным совместно с компаниями-лидерами рынка: Яндекс, Acronis, Parallels, РВК.

Фундаментальными исследованиями в области физики элементарных частиц, энергетики, физики космоса и климата занимаются студенты Физтех-школы фундаментальной и прикладной физики, в состав которой вошёл факультет с традиционно самым высоким проходным баллом — ФОПФ, а также Факультет проблем физики и энергетики. Здесь сохранилась школа физиков-теоретиков Ландау, и студенты некоторых кафедр до сих пор сдают теорминимум выдающегося учёного.

Много задач — от межзвездной плазмы до электроники и биомолекул — изучают в Физтех-школе электроники, фотоники и молекулярной физики, в которую объединили Факультеты молекулярной и химической физики и физической и квантовой электроники.

Будущие геофизики, аэродинамики, проектировщики космических летательных аппаратов, специалисты по физике атмосфер других планет и добыче полезных ископаемых учатся в Физтех-школе аэрокосмических технологий, организоваонной из Факультета аэрофизики и космических исследований и Факультета аэромеханики и летательной техники. Они проектируют самолёты и искусственные спутники в РКК «Энергия» и ЦАГИ, рассчитывают оборудование для добычи полезных ископаемых для «Роснефти» и «Газпрома».

Междисциплинарно подготовленных специалистов области биофизики, биоинформатики и когнитивных технологий готовят в Физтех-школе биологической и медицинской физики.

Она образована из Факультета нано-, био- и когнитивных технологий и Факультета биологической и медицинской физики, где проходят подготовку новые поколения нейрофизиков, инженеров человеческих тканей и разработчиков медицинского оборудования.

Читайте также:  Куда поступать после 11 класса: реально...

Как стать призёром «Физтеха» и Росатома по физике

Понятно, что при таком многообразии абитуриенту сложно выбрать будущую специальность. Именно поэтому в концепцию Физтех-школ заложена возможность смены базовой кафедры во время обучения.

Эта процедура не вызовет особых проблем с учёбой и не приведёт к необходимости досдавать большое количество предметов на младших курсах, поскольку учебные программы на разных кафедрах внутри одного факультета и одной Школы отличаются не сильно.

Кроме того, в процессе поступления на Физтех будущего студента ждёт собеседование с представителями всех базовых кафедр того факультета в составе Школы, на который он подаст документы.

Очная встреча с профессорами не только позволяет познакомиться с будущим студентом и проверить его знания, но и даёт возможность подсказать поступающему, на какой базовой кафедре или в какой Физтех-школе изучают самые близкие абитуриенту области науки.

Я хочу поступить в МФТИ, где мне узнать детали?

Любую информацию по поступлению можно найти на сайте приёмной комиссии МФТИ.

Мне понравилась идея со Школами, где можно узнать о них подробнее?
На сайте МФТИ вышла целая серия интервью с директорами Школ, в них есть все детали.

Кто такой академик Капица?
Это один из отцов-основателей МФТИ, а ещё крупный учёный и лауреат Нобелевской премии по физике. Вообще Физтех был основан четырьмя научными деятелями первой половины ХХ века: Петром Капицей, Львом Ландау, Николаем Семёновым и Сергеем Христиановичем.

Мне ещё рано поступать, но я уже хочу познакомиться с направлениями исследования поближе. Что мне делать?
У нас есть открытый лекторий — Физтех.Читалка. Приходите по четвергам вечером и узнавайте новое про современные исследования и научные разработки.

Источник: https://mel.fm/blog/mfti-fiztekh/38415-kak-ustroyena-ucheba-studentov-fiztekha-odinnadtsat-fakultetov-i-shest-shkol

Олимпиада: альтернативная дорога в вуз

Игорь Яковлев, преподаватель математики и физики, автор сайта http://mathus.ru, рассказал корреспонденту «СО» Екатерине Ермаковой о том, почему нужно участвовать в олимпиадах и как это влияет на поступление в вуз.

Система поступления в вузы через олимпиады

Многие школьники и родители думают, что для поступления в ведущие вузы непременно нужно получать на ЕГЭ около ста баллов. Однако это не так. Самая лучшая стратегия ― активное участие в так называемых перечневых олимпиадах, дипломы которых дают конкурентное преимущество перед другими абитуриентами в виде весьма существенных льгот.

К перечневым олимпиадам относятся «Покори Воробьёвы горы!», «Ломоносов», «Высшая проба», «Физтех», «Росатом», ОММО и многие другие. Все они включены в Перечень Минобрнауки РФ, который утверждается в начале каждого учебного года и публикуется на сайте Российского совета олимпиад школьников http://rsr-olymp.ru.

Диплом перечневой олимпиады даёт одну из трёх возможных льгот:

  • зачисление без экзаменов;
  • максимальный балл на вступительном экзамене по данному предмету (например, 100 баллов на дополнительном вступительном испытании (ДВИ) в МГУ);
  • 100 баллов в зачёт ЕГЭ по данному предмету.

Какая именно будет предоставлена льгота ― зависит от уровня олимпиады (он может быть первым, вторым и третьим; уровень каждой олимпиады указан в перечне), а также от степени диплома, полученного на данной олимпиаде (степеней бывает тоже три: первая, вторая и третья).

Каждый вуз сам определяет предоставляемые льготы и публикует их у себя на сайте. Примеры льгот минувшего учебного года: МФТИ, Высшая школа экономики,  МГУ.

Вплоть до нынешнего учебного года льготы давались исключительно по уровням олимпиад, а не привязывались к олимпиадам конкретного вуза. Если, скажем, ты располагал дипломом второй степени олимпиады первого уровня, то надо было смотреть, какие льготы давал диплом второй степени олимпиады первого уровня в каждом конкретном вузе.

Однако в текущем учебном году ситуация меняется: вузы получили право формировать свои собственные перечни олимпиад, по которым будут предоставляться льготы. При этом сохраняется и прежнее право давать льготы по уровням олимпиад. Каждый вуз будет поступать по своему усмотрению, и чем конкретно это обернётся для абитуриентов сейчас сказать сложно.

Можно дать лишь один совет: участвовать в как можно большем количестве олимпиад и уделить особое внимание подготовке к олимпиаде того вуза, куда собираешься поступать (ведь свою собственную олимпиаду вуз, понятное дело, не исключит из своего перечня).

Конечно, ЕГЭ тоже надо сдавать хорошо. Для того чтобы получить льготу по олимпиаде, в нынешнем учебном году нужно сдать ЕГЭ по соответствующему предмету не менее чем на 75 баллов (в прошлом году порог подтверждения в МФТИ или МГУ составлял 65 баллов, а в Вышке ― 75). Однако школьники, прошедшие мощную олимпиадную подготовку, преодолевают этот порог без каких-либо затруднений.

Почему олимпиады так важны?

Вот некоторые цифры. При поступлении на большинство специальностей МФТИ учитываются результаты ЕГЭ по трём предметам: математика, физика, русский язык. В сумме это максимум 300.

Плюс 10 баллов за индивидуальные достижения (медаль, ГТО, сочинение и т.п.). Итого максимум 310. Отсечение в этом году производилось на отметке 282 балла. То есть средний балл по всем трём ЕГЭ должен быть выше 90.

Получить такие результаты на ЕГЭ очень и очень сложно.

В этом году шестеро моих учеников поступили в МФТИ. Все они имели дипломы каких-либо олимпиад и с лёгкостью преодолели нужный порог 65 баллов на ЕГЭ. При этом не все из них получили на ЕГЭ 90 баллов и выше, однако это уже не играло никакой роли: преодолев порог, они автоматически получили в МФТИ сотню баллов по тому предмету, где имелся олимпиадный диплом.

Поэтому вот оптимальный путь абитуриента Физтеха: диплом олимпиады по математике, диплом олимпиады по физике (это уже 200 баллов) плюс ЕГЭ по русскому в районе 85. И всё будет хорошо.

Неужели сложнее сдать ЕГЭ на 90 баллов, чем выиграть диплом на олимпиаде?

ЕГЭ ― чрезвычайно неприятное мероприятие, где требуется скорость и безошибочная работа. За 4 часа на экзамене нужно выполнить два-три десятка заданий.

При этом практика показывает, что даже очень умный и подготовленный ребёнок где-нибудь да обязательно ошибётся (по невнимательности или в вычислениях).

Плюс посторонние факторы: нервы, стресс, жара, духота, посадили на солнечную сторону, достался неудобный стол или стул, не выспался ночью, на улице заработал отбойный молоток… В общем, возможностей потерять баллы ― хоть отбавляй.

Возьмём теперь для сравнения олимпиаду «Физтех» (как одну из самых популярных, с большим количеством призёров). На олимпиаде по математике даётся 7 задач на 4 часа, каждая задача «стоит» некоторое количество баллов, общая сумма — 50 баллов.

На олимпиаде по физике (на те же 4 часа) даётся 5 задач, каждая по 10 баллов, и в сумме имеем также 50 баллов. Теперь, внимание: призёрство в этом году начиналось с 35 баллов по физике и с 25 баллов по математике.

Как видим, чтобы получить диплом «Физтеха» (а с ним и 100 баллов по предмету), вовсе не нужно решать все задачи стопроцентно правильно. Возможны промежуточные результаты: скажем, за 10-балльную задачу можно получить 3 балла или 7 баллов, сделав какие-то ошибки.

Если же ребёнок ошибся в тестовой части ЕГЭ ― он получает гарантированный ноль за задание.

Если провести условную параллель с памятными родителям вступительными экзаменами, то нынешний диплом третьей степени на олимпиаде «Физтех» ― это примерно уровень четвёрки на прежнем письменном экзамене в МФТИ. Получить такую четвёрку (а с ней и 100 баллов) сейчас гораздо проще, чем показать результат 90+ на ЕГЭ.

Сколько может быть призеров на олимпиаде?

Порядка 20% участвующих, и это может быть несколько сотен человек. Важно понимать отличие сложившейся системы олимпиад от прежних вступительных экзаменов.

Раньше для поступления в вуз человек обязан был сдавать все вступительные экзамены именно в этом вузе. Так, желая поступить, например, на мехмат МГУ, нужно было готовиться к вступительным экзаменам именно мехмата.

Если при этом ты отлично решаешь физтеховские задачи, то на мехмате тебе ничем бы это не помогло.

Теперь же можно выиграть олимпиаду в вузе X и получить соответствующие льготы при поступлении в вуз Y, с оговоркой нынешнего года, что олимпиада вуза X будет включена в льготный перечень олимпиад вуза Y.

Приведём такой отвлечённый пример. Пусть на дворе прежние времена и эпоха вступительных экзаменов. Предположим, что я получил в МФТИ пятёрку по физике и двойку по математике ― я не поступил в МФТИ. Я пошёл на мехмат МГУ, получил там пятёрку по математике и двойку по физике ― я не поступил и на мехмат тоже.

Нынче же моя пятёрка по физике в МФТИ превращается в диплом олимпиады «Физтех» по физике, пятёрка по математике на мехмате превращается в диплом олимпиады «Ломоносов» или «Покори Воробьёвы горы!» по математике, и с этими двумя дипломами я имею льготы при поступлении как в МФТИ, так и на мехмат (опять-таки при том дополнительном предположении, что МФТИ и МГУ в этом году будут учитывать олимпиадные дипломы друг друга).

Помимо указанного преимущества, имеется большое количество разных олимпиад, которые отличаются спецификой задач. Каждый школьник может найти «свою» олимпиаду, где он выступит удачно.

Например, одна моя ученица готовилась поступать на факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ. У неё не сложилось с профильными олимпиадами ни в МГУ, ни на Физтехе.

Зато ей удалось взять диплом на «Высшей пробе» (это олимпиада Высшей школы экономики), за счёт чего она получила на ВМК 100 баллов за ДВИ по математике.

Источник: https://semeynoe.com/magazine/practice/hintstips/olimpiada-doroga-v-vuz/

Легендарный Физтех не стареет

Мне всегда казалось, что от этого скромного здания с палисадником и мемориальными досками на фасаде веет магической силой. Доски тоже скромные, но имена на них славные, цвет и гордость нации.

Гений места — это про Физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе Российской академии наук. Расположен он рядом с Политехническим институтом — только улицу Политехническую перейти.

У него два основоположника, как у Художественного театра, — Михаил Неменов и Абрам Иоффе, оба — профессора Политехнического института.

По их инициативе решением Наркомпроса от 23 сентября 1918 года в Петрограде был создан Государственный рентгенологический и радиологический институт с физико-техническим отделом, располагавшимся до получения первого своего здания тоже в стенах Политехнического. В 1921 году на базе отдела сформировался самостоятельный научный институт, руководимый А.Ф.Иоффе.

Но хронологию Физтеха, колыбели советской физики, из которой вышли десятки выдающихся ученых, в том числе пять нобелевских лауреатов — Николай Семенов, Игорь Тамм, Лев Ландау, Петр Капица, Жорес Алферов, где рождались масштабные технические проекты, преображавшие страну, принято вести с 1918-го.

Юбилейная неделя Физтеха была расписана как по нотам со значком крещендо: трехдневная международная конференция «Передовые рубежи физики ХХI века и ФТИ им. А.Ф.

Иоффе» (рабочий язык — английский), торжественное заседание Ученого совета с докладами почетных членов института, поздравлениями коллег и друзей, наконец, выездное заседание Президиума РАН и театрализованный вечер для сотрудников и гостей.

Рабочая повестка праздника предполагала осмысление опыта с прицелом на перспективу, поэтому особо хотелось бы отметить доклады двух нобелевских лауреатов, охвативших дистанцию между прошлым и будущим. Академик Жорес Алферов, отдавший Физтеху полвека творческой жизни, включая 16 лет директорства в трудную пору перестройки и рыночных реформ, назвал свое выступление «Детский сад папы Иоффе и его роль в развитии физики и технологии в нашей стране». Как отметил докладчик, Абрам Федорович Иоффе не просто привлекал в институт молодые силы и делал на них ставку, но, что довольно редко бывает в наши дни, никогда не стремился удержать их в Физтехе. Напротив, посылал одаренных учеников в другие, им же создаваемые физические и научные центры: в Свердловск, Днепропетровск, Томск, Харьков, Самарканд… В разное время и разными способами от ФТИ отпочковались 20 научно-образовательных учреждений; последним уже в нынешнем тысячелетии стал Академический университет РАН, возглавляемый Алферовым. Профессор Университета Нагоя (Япония) Хироши Амано, получивший нобелевскую премию за создание синего светодиода на основе нитрида галлия, рассказал, что для развития работ в этом направлении создан консорциум GaN Crystal Group, в составе которого — 47 частных компаний, 20 университетов, три национальных исследовательских института. Одна из целей консорциума — создание к Олимпийским играм 2020 года в Токио автомобиля, оснащенного светодиодами из нитрида галлия. Поучительный пример в стиле Физтеха, который всегда отличала нацеленность на внедрение научных разработок в самых разных сферах экономики — от энергетики до сельского хозяйства. Член Президиума РАН, председатель оргкомитета «ФТИ-100» академик Андрей Забродский (директор ФТИ с 2003 по 2018 год) объяснил эту вовлеченность института в развитие экономики и обороноспособности страны его «наркомтяжмашевским прошлым». Действительно, с 1931 года Физтех подчинялся наркомату тяжелого машиностроения, которым руководил «железный нарком» Серго Орджоникидзе, и успешно решал поставленные им задачи по созданию систем радиолокации, размагничивания военных кораблей, упрочнению брони. Вместе с тем А.Ф.Иоффе прозорливо развивал казавшиеся непрактичными исследования в области ядерной физики (за что подвергался критике). В 1936 году называл ее «вторым главным направлением» деятельности института вслед за физикой твердого тела. О вкладе ученых Физтеха в создание ядерного и термоядерного оружия написано предостаточно, поэтому стоит назвать лишь имена пяти его разработчиков, трижды Героев Социалистического труда, прошедших школу Физтеха: Игорь Курчатов, Юлий Харитон, Яков Зельдович, Кирилл Щелкин, Анатолий Александров. Характерно, что прикладная направленность в тематике института сохранялась и после 1939 года, когда ЛФТИ перешел в ведение Академии наук.Почему именно Физтех был столь эффективен? По мнению Забродского, наиболее точный ответ на этот вопрос дал немецкий физик Манфред фон Арденне, поработавший и на германский, и на советский атомные проекты: «Я знаю только один способ программирования открытий — способ советского физика Иоффе: сформировать такую школу, создать такой климат, в котором вероятность открытий резко возрастает». Что это был за климат? Анатолий Петрович Александров в беседе с автором этих строк так вспоминал один из своих первых дней в ФТИ: «Мне понадобилось натянуть нить диаметром около микрона в электрометре. И вот Шальников дал мне нить в серебряной оболочке, а Кобеко, с которым я еще не был знаком, научил ее протравливать и натягивать. Он возился со мной, пока я не закончил работу».

Читайте также:  Чего ждать от факультета международных отношений

Впоследствии Александр Шальников стал одним из столпов Института физических проблем, куда его пригласил Петр Капица, трижды лауреатом сталинской премии, академиком, а Павел Кобеко, «блокадный директор», сумел организовать работу института в осажденном Ленинграде для победы над врагом, во спасение города и его защитников (создание «препарата П», вдвое снизившего смертность от газовой гангрены, исследование свойств льда Ладожского озера для обеспечения безопасности «Дороги жизни»). Конечно, нынешнему Физтеху очень непросто соответствовать таким образцам. Но коллектив отнюдь не утратил мощь: более двух тысяч сотрудников, из них 18 — члены РАН, около 240 докторов и 560 кандидатов наук. Институт демонстрирует явное стремление, используя научные заделы, наладить и укрепить связи с крупной промышленностью и госкорпорациями («Росатом», «Роскосмос», «Роснано») в том числе в интересах ВПК. Наиболее явная материализация этих связей — открытие в одном из институтских корпусов Научно-технического центра тонкопленочных технологий. Это подразделение компании «Хевел», крупнейшего в России производителя кремниевых солнечных модулей, для которого в НТЦ разрабатывают промышленные технологии. Когда мировые цены на кремний резко упали и тонкопленочная технология перестала быть конкурентоспособной, завод при технической поддержке НТЦ был модернизирован и ныне выпускает эффективные гетероструктурные солнечные элементы на кремнии, а Электротехнический университет «ЛЭТИ» внес коррективы в подготовку кадров. Вот она, польза консорциумов с участием бизнеса, науки и вузов, о которых говорил Хироши Амано!Как не вспомнить, что еще в 1938 году в ЛФТИ впервые в мире были созданы солнечные элементы с КПД 1%, что позволило Иоффе выступить в газете с «Программой солнечных крыш». Увы, подобная программа была реализована в Германии, а не у нас в стране. Тем не менее физтеховские специалисты, заведующие лабораториями фотоэлектрических преобразователей и физико-химических свойств полупроводников член-корреспондент РАН Вячеслав Андреев и Евгений Теруков абсолютно убеждены, что не за атомной, а за солнечной энергетикой будущее, а в космосе, где несут службу разработанные в ФТИ гетероструктурные солнечные батареи, альтернативы им и вовсе нет.Судя по выступлению врио директора института Сергея Иванова, особые надежды физтеховцы возлагают на собственный НИОКР-Центр, который позволит кратно увеличить эффективность трансфера разработок в промышленность и обеспечить импортозамещение. В нем будут зоны для исследований и разработок в области оптоэлектроники, новых функциональных наноматериалов, энергоэффективности и энергосбережения. Предполагается оборудовать сто современных рабочих мест для молодых специалистов. Общий объем инвестиций составит 6 миллиардов рублей, с его вводом предполагается ежегодно выполнять НИОКР на 1 миллиард рублей, правда, пока это — виртуальные миллиарды. Строительство центра ведется с 2013 года, отнюдь не наркоматовскими темпами. Уже необходима корректировка графика финансирования, чтобы избежать срыва поставок высокотехнологичного оборудования. Несмотря на все сложности, в институте надеются запустить НИОКР-Центр не позднее 2021 года.Физтех участвует в международном проекте ИТЭР по сооружению термоядерного реактора, отвечая за 4 из 25 российских технологий, параллельно развивая свою, институтскую термоядерную программу. В этом году в ней был сделан важный шаг — завершена модернизация сферического токамака. После ввода в эксплуатацию в апреле этого года на установке «Глобус»-М2 начались полномасштабные плазменные эксперименты. Следующий шаг — строительство сферического токамака «Глобус-3» как источника термоядерных нейтронов, о чем рассказал заместитель директора института Сергей Лебедев. Столь же амбициозный проект — создание гамма-обсерватории нового поколения, состоящей из наземного черенковского телескопа в сочетании с орбитальными гамма-детекторами. Но опять же амбиции придется соизмерять с финансовыми возможностями.

Институт уже добился диверсификации бюджетных средств — они поступают не только по линии министерства, но и ФАИП (федеральной адресной инвестиционной программы): это и госфонды, и частные инвестиции. В своем приветственном слове министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков выразил уверенность в том, что следующее столетие для коллектива Физтеха будет не менее ярким, чем прошедшее, и нынешний общий бюджет института — 3 миллиарда рублей — далеко не предел. Очень хочется верить.

В последние годы наметилась еще одна инфраструктурная проблема.

Физтех, который всегда щедро делился кадрами с профильными структурами в регионах и формировал образовательные ячейки в родственных университетах, начиная с физико-механического факультета в Политехническом в 1919 году (о том, как создавалась первая в стране базовая кафедра ФТИ в Электротехническом университете «ЛЭТИ», а по ее образу и подобию еще 16, на заседании рассказал президент этого вуза Вла димир Кутузов), почувствовал необходимость в собственном научно-образовательном центре. В ближайшее время предстоит его оборудовать, благо подходящее здание имеется. Похоже, самым внимательным слушателем на этом заседании был его ведущий — президент РАН Александр Сергеев. Не только потому, что сам он знает Физтех не понаслышке: вскоре после начала работы в Институте прикладной физики в Нижнем Новгороде приехал сюда на конференцию по технологиям управляемого термоядерного синтеза, познакомился с экспериментами по нагреву плазмы в токамаке (тематика его собственной кандидатской диссертации) и с тех пор поддерживал связи с сотрудниками Физтеха, в частности с академиком Виктором Голантом, который эти работы возглавлял. Не случайно в разговоре с корреспондентом «Поиска» уже после заседания Александр Михайлович дал высокую оценку проекту «Глобус-3», назвав его ведущим в нашей стране в области создания гибридных термоядерных систем.Но главная причина, думается, все же не в этом. Торжества в Физтехе состоялись в канун Общего собрания РАН, и ситуацию в институте, «стволовом» для российской науки, президент РАН экстраполировал на состояние академических учреждений в целом. Именно в этом ключе он ответил на мой вопрос: от чего зависит, чтобы настоящее и будущее Физтеха были не менее славными, чем его великое прошлое?- Есть несколько необходимых условий для того, чтобы это произошло. Во-первых, надо существенно увеличить поддержку нашей академической науки и главным образом не повышением зарплат. Это уже в значительной степени осуществлено, что видно по выступлениям руководителей Физико-технического института. Речь, идет, конечно, о материальной базе, вложениях и в новый инструментарий и в новые исследовательские инфраструктуры. А с этим ситуация не самая благоприятная. К примеру, строительство НИОКР-Центра, задуманного и начатого Физтехом, задерживается. Мы вместе просим Министерство науки и высшего образования и другие органы государственной власти максимально ускорить строительство этого центра, потому что он поможет Физтеху проявить свое фирменное умение быстро переводить научные достижения в технологии.

Второе условие связано с высшим образованием. Физтех с момента своего создания тесно сотрудничал с университетами. Нужно и впредь выстраивать правильную систему взаимодействия с ними. Мое глубокое убеждение, которое разделяют и руководители Физтеха, заключается в том, что каждый должен, прежде всего, заниматься своим делом.

Ученые — делать хорошую науку, университеты — хорошо учить, готовить кадры. В ряде случаев, в том числе и в Питере, получается не совсем так. Университеты участвуют в гонках за публикациями, рейтингами и т.д.

, забывая о своем основном предназначении, которому должны следовать вместе c научными институтами, чтобы к нам пришли прекрасно подготовленные, ориентированные молодые специалисты. В своем выступлении руководитель «ЛЭТИ» как раз и показал, что можно организовать это сотрудничество с учетом взаимных интересов.

И наконец, существенное условие — взаимодействие РАН с Министерством науки и высшего образования. Пока академические институты работали в системе координат ФАНО и РАН, были выработаны регламенты этого взаимодействия. Не хочу сказать, что все было гладко, но, по крайней мере, в течение последних четырех лет нам удалось выстроить систему отношений.

Как известно, в этом году произошла очередная трансформация. Теперь все начинается заново, нужно опять формулировать регламенты. Очень надеюсь, что к Общему собранию РАН мы с министерством окончательно согласуем соответствующий документ.

Благодаря этому должна сложиться разумная практика взаимодействия по администрированию институтов и их научной деятельности. Прежде, в советское и раннероссийское время, директор института был одновременно и крупным ученым, и администратором.

Сейчас в связи с омоложением директорского корпуса и с рядом других процессов мы вновь приходим к необходимости найти баланс отношений внутри институтов — директора, научного руководителя и Ученого совета. И здесь, в Физтехе, налицо некая неопределенность, баланс еще не сложился.

Мы много обсуждаем с руководством нового министерства, как повысить роль научного руководителя института. Мне кажется, от этого тоже зависит будущее ФТИ. По моему мнению, в академическом институте научный руководитель должен играть в целом не меньшую роль, чем директор, а в плане науки — роль определяющую, иметь право согласования решений, которые принимает директор.

Роль Ученого совета тоже велика, и, конечно, научный руководитель должен быть его главой. Применительно к Физтеху это очень важно, поскольку наша ведущая академическая организация должна показывать четкое взаимодействие руководящих органов для эффективной работы.

При выполнении этих условий, связанных с финансированием науки, ее взаимодействием с образовательной системой и внутренним устройством академических институтов, их правильным администрированием, мы вместе — имею в виду РАН, Министерство науки и высшего образования и наши институты — сможем добиться многого.

Аркадий СОСНОВ

Источник: http://www.sib-science.info/ru/institutes/legendarnyy-fiztekh-ne-09112018

Мфти вступил в «консорциум опорных вузов госкорпорации «росатом»

20 декабря ряды Ассоциации вузов «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом» пополнил Московский физико-технический институт (государственный университет).

Таким образом, решением общего собрания Ассоциации МФТИ стал ее 18-м членом.

«Цифровой мир, цифровая экономика – это уже реальность. В ноябре 2018 года была утверждена Единая цифровая стратегия атомной отрасли, таким образом Росатом стал одной из первых госкорпораций, определивших собственный цифровой путь.

У Физтеха же выстроена система подготовки кадров для решения задач цифровой экономики.

Надеемся, МФТИ станет серьезной опорой для цифровизации атомной отрасли», — отметил директор Центра развития цифровых компетенций Корпоративной академии Росатома Андрей Очеретный.

Читайте также:  Как попасть в школу стюардесс аэрофлота?

Для справки:

Ассоциации высших учебных заведений «Консорциум опорных вузов Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Ассоциация вузов «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом») — это сообщество высших учебных заведений, созданное с целью координации деятельности в интересах атомной отрасли в сфере высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также в научной сфере. В состав Консорциума входят 18 профильных вузов (перечислены в алфавитном порядке): Воронежский государственный университет; Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина; Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ; Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет); Московский физико-технический институт; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»; Национальный исследовательский Томский политехнический университет; Национальный исследовательский университет «МЭИ»; Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (лидер Консорциума); Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева; Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет); Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Севастопольский государственный университет; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Московский физико-технический институт (Физтех) является одним из ведущих вузов страны и входит в основные рейтинги лучших университетов мира. Основателями и профессорами института были Нобелевские лауреаты Пётр Капица, Лев Ландау и Николай Семенов. Вуз располагает большой научно-исследовательской базой.

Основой образования в МФТИ является уникальная «система Физтеха», сформулированная П. Капицей. Она предполагает кропотливый отбор одаренных и склонных к творческой работе абитуриентов; участие в обучении ведущих научных работников и в тесном контакте с ними; индивидуальный подход к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков.

Среди выпускников МФТИ — нобелевские лауреаты Андрей Гейм и Константин Новоселов, один из авторов архитектурных принципов построения вычислительных комплексов Борис Бабаян и др. Ведущие позиции вуза подтверждаются высокими местами в международных и национальных рейтингах.

Физтех является одним из трёх университетов России (наряду с МГУ и СПбГУ), который входит в 100 самых престижных университетов мира. В частности, в рейтинге лучших университетов мира Times Higher Education (THE) за 2018 год он входит в группу «251-300 места» и занимает 2 место в РФ.

В рейтинге Quacquarelli Symonds (QS) за 2019 год он занял 312 место в общем рейтинге и 6 место – среди вузов РФ. МФТИ входит в 100 лучших университетов мира в области физики по версии как QS (42 место), так и THE (78 место).

Источник: https://www.rosatom.ru/journalist/news/mfti-vstupil-v-konsortsium-opornykh-vuzov-goskorporatsii-rosatom/

Олимпиада «Физтех»

Олимпиада «Физтех» — это главная олимпиада для всех желающих поступать в МФТИ, а также одна из основных олимпиад для абитуриентов Высшей школы экономики и МГУ. Успешно выступить на «Физтехе» вполне реально, только готовиться нужно начинать как минимум за год.

Олимпиада «Физтех» — это две отдельные олимпиады по математике и физике. Можно участвовать как в одной из этих олимпиад, так и в обеих сразу.

Для участия в олимпиаде «Физтех» необходимо иметь личный кабинет на портале abitu.net, через который вы получите также доступ и к другим физтеховским олимпиадам (Столичная, Выездная, Phystech.International и т. д.). Там же будут копиться ваши бонусные баллы в Кадастре абитуриентов МФТИ, начисленные за успешное выступление на указанных олимпиадах.

Олимпиада «Физтех» проходит в два этапа — отборочный и заключительный. На сегодняшний день заключительный этап предусмотрен только для учеников 9–11 классов. Тем не менее, школьникам 5–8 классов нужно непременно участвовать в олимпиадах отборочного этапа, чтобы постепенно привыкать к уровню и специфике физтеховских задач.

Отборочный этап «Физтеха» является совокупностью шести независимых друг от друга олимпиад.

Условия отборочного этапа «Физтеха» весьма мягкие. Чтобы пройти на заключительный этап «Физтеха», достаточно получить диплом хотя бы на одной олимпиаде отборочного этапа.

(А это несложно: например, дипломы онлайн-этапа «Физтеха» в 2017/18 году начинались с 40 баллов из 100 во всех классах с 5 по 11.

) Понятно, что участвовать нужно в наибольшем количестве олимпиад отборочного этапа, чтобы максимизировать свои шансы попасть на заключительный этап.

Разумеется, на заключительный этап приглашаются победители и призёры предыдущего заключительного этапа.

Ориентировочные даты заключительного этапа «Физтеха»: 23.02.2019 (математика) и 24.02.2018 (физика). Не забудьте, что на заключительные этапы потребуется регистрация на сайте олимпиады до 17.02.19! А то бывали трагические случаи…

Как готовиться к олимпиаде «Физтех»

Заключительный этап «Физтеха» сильно напоминает старые добрые письменные экзамены в МФТИ по математике и физике. Олимпиада «Физтех» унаследовала дух и традиции прежних экзаменов. Поэтому необходимое условие успеха на «Физтехе» — прорешать как можно больше задач прошлых лет. Источников много:

  • Две таблицы ниже, в которых собраны варианты олимпиады «Физтех» по математике и физике начиная с 2007 года.
  • Варианты вступительных экзаменов в МФТИ 1974—2008 годов. Задачи в этих брошюрах сгруппированы именно по вариантам. Это удобно для финальной шлифовки всех накопленных знаний.
  • Шабунин М.И., Агаханов Н.Х. и др. Методическое пособие по математике для старшеклассников и абитуриентов. Книга содержит задачи по математике, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МФТИ и олимпиаде «Физтех» с 1991 года. Задачи сгруппированы по нескольким крупным тематическим разделам: «Алгебраические уравнения, системы и неравенства», «Тригонометрические уравнения, системы и неравенства» и т. д., а внутри этих разделов — просто в хронологическом порядке по годам (уже без дальнейшей классификации, что не всегда удобно).
  • Чешев Ю.В. Методическое пособие по физике для старшеклассников и абитуриентов. Книга содержит задачи по физике, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МФТИ и олимпиаде «Физтех» с 1991 года. Задачи сгруппированы по разделам физики: механика, термодинамика, электродинамика, оптика, атомная и ядерная физика, а внутри каждого раздела они идут просто в хронологическом порядке по годам без дальнейшей классификации. Это не всегда удобно: например, если хочется порешать задачи конкретно на КПД циклов или самоиндукцию, то придётся их специально выискивать в общем потоке.
  • Олимпиадные листки по математике (с более детальной тематической классификацией задач, чем в вышеупомянутой книге Шабунина) и в частности, листки по комбинаторике. Также — моя бумажная книжка Комбинаторика для олимпиадников (МЦНМО, 2016, второе издание) или её электронная версия.
  • Олимпиадные листки по физике (с более детальной тематической классификацией задач, чем в  книге Чешева).

Олимпиада «Физтех» по математике

Поначалу олимпиада «Физтех» по математике была стопроцентной копией письменного экзамена по математике в МФТИ: олимпиадный вариант содержал те же шесть задач, вполне аналогичные экзаменационным. Однако в 2012 году произошли изменения — задач стало восемь.

К шести традиционным «абитуриентским» задачам повышенной сложности добавились две задачи по комбинаторике и целым числам (сравните, например, вариант 2011 года с вариантами 2012 и 2013 годов). Комбинаторные задачи обязательно присутствуют и на отборочных этапах (не только «Физтеха», кстати).

Так что имейте это в виду и изучайте комбинаторику!

Впоследствии одну задачу убрали: в вариантах заключительного этапа
2014,
2015,
2016,
2017
и 2018 годов было семь задач (шесть традиционных и одна комбинаторная).

В Перечне РСОШ олимпиада «Физтех» по математике имеет второй уровень.

Задачи олимпиады «Физтех» по математике последних лет

Онлайн Финал
5 класс 18, 17, 16
6 класс 18, 17, 16
7 класс 18, 17 16, 15, 14
8 класс 18, 17, 16 15, 14, 13
9 класс 18, 17, 16, 15 14, 13, 12, 11 18.1, 18.2;  17.1, 17.2 16.1, 16.2, 16.3
10 класс 18, 17, 16, 15 14, 13, 12, 11 18.1, 18.2;  17.1, 17.2 16.1, 16.2, 16.3 15.1, 15.2, 15.3
11 класс 18, 17, 16, 15 14, 13, 12, 11 18.1, 18.2;  17.1, 17.2 16.1, 16.2, 16.3 15.1, 15.2, 15.3 14.1, 14.2;  13.1, 13.2 12.1, 12.2;  11.1, 11.2 10.1, 10.2;  09.1, 09.2;  08, 07

Примечания.

  • В 2016/17 и 2017/18 годах на онлайн-этапе для 5 и 6 классов давалось задание 7 класса.
  • Заключительный этап для десятиклассников впервые состоялся в 2015 году, а для девятиклассников — в 2016 году.

Олимпиада «Физтех» по физике

Олимпиада «Физтех» по физике в Перечне РСОШ имеет первый уровень.

Задачи олимпиады «Физтех» по физике последних лет

Онлайн Финал
7 класс 18, 17 16, 15, 14
8 класс 18, 17 16, 15, 14
9 класс 18, 17, 16 15, 14, 12 18.1, 18.2 17.1, 17.2 16.1, 16.2, 16.3
10 класс 18, 17, 16 15, 14, 12, 11 18.1, 18.2 17.1, 17.2 16.1, 16.2, 16.3 15.1, 15.2, 15.3
11 класс 18, 17, 16 15, 14, 12, 11 18.1, 18.2, 18.3, 18.4 17.1, 17.2 16.1, 16.2, 16.3 15.1, 15.2, 15.3 14.1, 14.2;  13.1, 13.2 12.1, 12.2;  11.1, 11.2 10;  09.1, 09.2;  08, 07

Примечания.

  • В 2016/17 и 2017/18 годах на онлайн-этапе для 7 класса давалось задание 8 класса.
  • Задания онлайн-этапа 2012/13 года найти не удалось.
  • Заключительный этап для десятиклассников впервые состоялся в 2015 году, а для девятиклассников — в 2016 году.

Границы дипломов заключительного этапа

Для ориентировки можно посмотреть критерии присвоения дипломов заключительного этапа олимпиады «Физтех» по математике и физике за три последних года.

Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ

Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ проводится в конце ноября—начале декабря в нескольких школах Москвы для учеников 5–11 классов.

Пятиклассникам и шестиклассникам предлагаются задачи только по математике, так как физику они пока не проходили. Школьники 7–11 классов получают задачи как по математике, так по физике.

Итоги подводятся отдельно по математике и физике. Диплом по математике даёт пропуск пропуск на заключительный этап «Физтеха» по математике; аналогично — по физике.

Составить представление о задачах Столичной олимпиады вам помогут следующие варианты:

  • 2010 → математика,
    физика;
  • 2009 → математика — решения,
    физика — решения.

Открытая интернет-олимпиада Физтех-лицея

Открытая олимпиада Физтех-лицея появилась в 2014/15 учебном году. Олимпиада по математике проводилась для учеников 5–11 классов, олимпиада по физике — для учеников 7–11 классов.

Одиннадцатиклассники, ставшие победителями или призёрами олимпиады Физтех-лицея по математике или физике, получали приглашение на соответствующий заключительный этап олимпиады «Физтех».

Впоследствии олимпиада Физтех-лицея не проводилась (и, по всей видимости, больше её не будет). Однако очень интересные и полезные задания остались:

  • Математика:
    5 класс,
    6 класс,
    7 класс,
    8 класс,
    9 класс,
    10 класс,
    11 класс.
  • Физика:
    7 класс,
    8 класс,
    9 класс,
    10 класс,
    11 класс.

Источник: http://mathus.ru/olymp/fizteh.php

Преподаватели и выпускники Саровского физтеха стали лауреатами премии ГК «Росатом»

Четверо сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ из группы лауреатов премии ГК «Росатом» преподают на факультетах ФТФ и ФИТиЭ Саровского физико-технического института – филиала НИЯУ МИФИ.

Это главный научный сотрудник Института теоретической и математической физики (ИТМФ), профессор кафедры «Прикладная математика» СарФТИ Юрий Николаевич Дерюгин, старшие преподаватели кафедры «Радиофизика и электроника» – заместитель начальника отдела КБ-2 Сергей Викторович Вертей, начальник отдела КБ-2 Алексей Валерьевич Иванов, и молодой ученый, инженер-конструктор КБ-2 Артем Александрович Куфтин – преподаватель кафедры «Общетехнические дисциплины и электроника». Двое из лауреатов, Сергей Вертей и Михаил Мигачев, – выпускники саровского физтеха.

Всего в 2017 году на конкурс по присуждению премий ГК по атомной энергии «Росатом» молодым ученым атомной отрасли поступило 139 заявок от 47 организаций. По итогам конкурса наибольшее число премий присуждено саровским ученым из Ядерного центра «ВНИИЭФ».

Конкурс проводится для развития научного потенциала в атомной отрасли, выявления и поддержки молодых ученых, содействия их профессиональному росту и стимулирования творческой активности.

Премии присуждаются молодым работникам организаций атомной отрасли в возрасте до 35 лет, занятым исследованиями и разработками.

Совместно с молодым ученым на соискание премии выдвигаются и их научные руководители.

Одна из научных разработок – исследование старшего научного сотрудника ИТМФ Алексея Саразова и его научного руководителя – главного научного сотрудника ИТМФ, д.ф.-м.н.

Юрия Дерюгина «Методика расчета задач численной газовой динамики на сетках с перекрытием в случае неструктурированных сеток». Эта работа велась три года в тесном сотрудничестве с заказчиками – предприятиями авиационной промышленности.

В планах – верификация методики для атомной энергетики и других отраслей экономики.

Методика предложена взамен традиционных методов расчета, не являющихся эффективными по причине требования чрезмерных вычислительных ресурсов. Она применима как для решения оборонных задач, так и в интересах гражданских отраслей промышленности.

«Новый метод позволяет решать более широкий класс задач и существенно экономить вычислительные мощности и время расчетов. Например, решение задачи по отделению бака от крыла самолета на основе ранее используемой методики – на адаптируемой сетке – требовало несколько дней.

Сейчас же мы моделируем ее за час», – поясняет Алексей Саразов. «Основная задача – снабдить инженера понятным, удобным в работе инструментом, который дает надежные результаты.

Можно сказать, что мы создали продукт, отвечающий всем условиям и требованиям, предъявляемым инженерами», – считает молодой ученый.

Юрий Дерюгин, научный руководитель, вырастивший уже трех учеников-победителей конкурса Госкорпорации, высоко оценивает работу своего подопечного: «Освоен новый класс задач, что значительно расширяет возможности пакета программ «ЛОГОС». Самое главное, технология доведена до уровня инструментария, который передается для внедрения в конструкторскую деятельность. Работа достойная и заслуживает высокой оценки».

Источник: http://www.atomic-energy.ru/news/2018/01/25/82674

Ссылка на основную публикацию